Налоговые проверки

Государство больше не будет мириться со схемами грузоперевозчиков. Дисклеймер: статья от налоговика

Про АСК НДС-2, категории риска, отраслевые чистки.
Государство больше не будет мириться со схемами грузоперевозчиков. Дисклеймер: статья от налоговика

После отмены лицензирования автоперевозок в 2005 г. любой гражданин РФ имеет возможность заниматься коммерческой деятельностью в области внутрироссийских грузоперевозок. Это притянуло на рынок множество недобросовестных участников.

Схемы, связанные с автомобильными грузоперевозками, наносят ущерб консолидированному бюджету РФ. Их следствием становится сокрытие таких налогов, как НДС, налог на прибыль, подоходный налог. Они несут убытки и государственным внебюджетным фондам из-за неуплаты страховых взносов. Эти схемы порождают коммерческие риски как для самой отрасли грузоперевозок, так и для их заказчиков.

Сегодня налоговые органы отходят от традиционной модели, когда ведомство несло карательную функцию и осуществляло тотальный контроль. Налоговая служба стремится строить партнерские отношения с налогоплательщиками и совместно создавать правовое поле, где исполнение налоговых обязательств в полном объеме происходит добровольно.

Основное достижение такого подхода в том, что служба подходит к бизнесу не только с позиции налогового администратора, но и как регулятор и лидер, способный объединить усилия бизнеса и государства для достижения общих целей, направленных на развитие экономики России и увеличение благосостояния государства.

Мы выявляем риск налогового нарушения, характерного для выбранной отрасли, доводим его до налогоплательщиков данной отрасли, предлагаем самостоятельно проанализировать риски и добровольно уточнить свои обязательства. И завершающей стадией проекта является мониторинг со стороны налоговых органов, в случае отказа от самостоятельной корректировки — документирование таких нарушений отдельного плательщика (составление акта налоговой проверки и решение вопроса о включении в план выездных налоговых проверок за предшествующие периоды).

Все про налоговые проверки в экспертном курсе «Защита при налоговых проверках: практикум по всем видам контроля»

Обучение проводит адвокат по вопросам налоговой и корпоративной безопасности бизнеса, бывший сотрудник ОБЭП Иван Кузнецов.

За месяц вы научитесь выстраивать защиту при угрозе уголовного дела, как вести себя при допросе, инвентаризации, осмотре, выемке и определять законность действий налоговиков и полиции при проверках в 2024 году. 

После обучения выдается удостоверение ФИС ФРДО на 40 ак. часов. Сейчас на обучение действует супер-скидка 62%.

Учиться за 7900 руб.

Налоговые органы Приморского края в настоящее время также реализуют отраслевые проекты по «обелению» наиболее значимых отраслей экономики региона. На сегодняшний день в крае при регистрации в качестве основного вида деятельности «деятельность автомобильного грузового транспорта и услуги по перевозкам» заявили 249 субъектов предпринимательской деятельности. По предварительным подсчетам, в результате неправомерных действий транспортно-логистических компаний края в бюджет не поступает налогов более чем на 60 млн руб. ежегодно.

Кроме того, перевозчики до сих пор несут налоговые риски для других участников рынка, поскольку зачастую используют схемы минимизации своих налоговых обязательств.

Схемы, которые применяют компании транспортно-логистической отрасли, конечно же, имеют свою специфику, но базово не сильно отличаются от других отраслей.

Так, налоговыми органами края установлено, что грузоперевозчики в основном практикуют занижение базы по налогу на прибыль и неправомерное возмещение НДС за счет:

— деления бизнеса (так называемого дробления);

— использования компаний-однодневок для неправомерного возмещения НДС;

— ухода от НДФЛ через «серую» заработную плату;

— сокрытия доходов, получаемых за счет наличной оплаты.

Большинство крупных компаний отрасли выстраивает крайне запутанные схемы управления из целой цепочки компаний. Такими действиями создается нечестная ценовая конкуренция, благоприятная среда для коррупционной составляющей, повышаются риски безопасности водителей и грузов. Также возникают негативные последствия в виде неуплаты налогов в бюджет. По результатам анализа, за последние три года потери бюджета от недопоступивших налогов в целом по стране составляют порядка 400 млрд руб.

Государство больше не собирается мириться с тем, что более половины отрасли транспортных перевозок находится в «серой» зоне. Если еще около десяти лет назад выявление «серых» схем было для налоговых органов сложной задачей, требующей кропотливой работы и глубокого анализа, то сейчас, во времена big data («больших данных»), всеобщей автоматизации и технологий, этот процесс значительно упростился.

Сегодня проверки возмещения НДС идут в автоматическом режиме: благодаря автоматизированной системе контроля НДС (АСК «НДС-2») оперативно обрабатываются несколько миллионов электронных деклараций по НДС и около миллиарда электронных счетов-фактур в год. Это позволяет мгновенно выявлять несоответствия и пресекать мошеннические действия по всей цепочке поставок. Не так давно внедрена третья модификация этой программы, обладающая расширенными возможностями, которая позволяет отслеживать цепочку из более чем десятка компаний; предыдущая версия отслеживала цепочку до шестого уровня связей.

Налоговые органы в кратчайшие сроки выявляют действия, направленные на минимизацию подлежащей уплате в бюджет государства разницы между входящим и исходящим НДС за счет подставных фирм и фиктивных счетов-фактур.

При проведении камеральных налоговых проверок в первую очередь учитывается уровень налогового риска, присвоенный налогоплательщику системой управления рисками АСК «НДС-2»: высокий, средний, низкий. Информация о присвоенных критериях налогового риска отображается в виде цветовых индикаторов в программном комплексе АСК «НДС-2» в разделах «Окно оперативной работы» и «Дерево связей».

1. Налогоплательщик с низким налоговым риском ведет реальную финансово-хозяйственную деятельность, своевременно и в полном объеме исполняет свои налоговые обязательства перед бюджетом, обладает соответствующими ресурсами (активами), соответственно, подвергается упрощенному контролю.

2. Налогоплательщик с высоким налоговым риском, как правило, обладает признаками организации, используемой для получения необоснованной налоговой экономии, в том числе третьими лицами, не обладает достаточными ресурсами (активами) для ведения соответствующей деятельности, не исполняет свои налоговые обязательства (или исполняет в минимальном размере). К такому налогоплательщику применяется максимальный комплекс мероприятий налогового контроля.

3. К среднему налоговому риску относятся налогоплательщики, которые не включены в группы с высоким или низким налоговым риском, которые подлежат обычному контролю.

В таких условиях риск-ориентированный подход в организации камерального контроля позволяет отойти от модели сплошных проверок и сосредоточить усилия на контрольных мероприятиях в отношении тех налогоплательщиков, деятельность которых имеет наиболее высокие налоговые риски. При этом одновременно обеспечивается снижение административного бремени в отношении добропорядочных налогоплательщиков, чья деятельность не имеет признаков наличия нарушений.

На деле нередко получается, что владелец готовой продукции заключает договор на перевозку, но подрядчик, который выполняет эту услугу, фактически не владеет в достаточном количестве транспортом либо вообще его не имеет. Кроме того, у него нет достаточного штата водителей для оказания услуги или вообще штата нет. Тогда этот так называемый подрядчик заключает договор аренды с экипажем, но заказчик услуги уже этот договор не видит. При этом субподрядчик также не обладает достаточным количеством транспорта и штатом водителей, обналичивает деньги и рассчитывается с реальными перевозчиками, водителями наличными. А это фактически означает, что сделка будет исполнена неким иным лицом, обязательство по исполнению которой не передано по договору или закону.

Это, безусловно, риски для заказчика. При проверках налоговые органы могут снять с расходов для целей исчисления налога на прибыль такие не подтвержденные документами транспортные услуги, поскольку положениями пункта 2 статьи 54.1 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что сделка должна осуществляться лицом, обязательства по исполнению которой переданы по договору, и, соответственно, подтверждаться первичными документами.

Кроме того, также имеются риски неподтверждения налоговыми органами входящего вычета по НДС для заказчика по таким услугам, так как фактические перевозчики не являются плательщиками НДС. Подрядчик, используя организации-однодневки, «рисует» налог «из воздуха» для заказчика услуги, тем самым позволяя ему получить необоснованную скидку на услугу на сумму НДС путем уменьшения суммы налога к уплате в бюджет на входящий вычет.

Так, с 1 июля 2019 г. уже начали действовать новые правила перевозки для участников агропромышленного комплекса, направленные на вывод с этого рынка «серых» схем и снятие рисков с заказчиков транспорта.

Сегодня назрела необходимость формирования хартии (то есть ассоциации) добросовестных участников рынка перевозок грузовым автомобильным транспортом. Компании, подписавшие хартию, принимают для себя следующие правила ведения бизнеса:

1. Не получают конкурентное преимущество и не извлекают необоснованную налоговую экономию за счет:

— неуплаты налоговых платежей;

— использования схем дробления бизнеса;

— привлечения персонала/сотрудников без оформления трудовых или гражданско-правовых отношений;

— нарушений требований устава автомобильного транспорта и правил перевозок грузовым автомобильным транспортом.

2. Не допускают искажений сведений в товаросопроводительных (транспортных) документах и строго соблюдают требования к заполнению достоверных сведений о фактическом грузоотправителе и перевозчике. И, безусловно, обязаны соблюдать определенные правила:

1. Перевозку осуществляют собственными силами (силами водителей, находящихся в трудовых или гражданско-правовых отношениях с перевозчиком) и транспортными средствами (находящимися в законном владении перевозчика).

2. При организации перевозок через агентов/экспедиторов (организаторов перевозки):

— организатор перевозки стремится привлекать к исполнению перевозки третьих лиц, являющихся фактическими исполнителями работ/услуг, для чего обладающими всеми необходимыми ресурсами;

— организаторы перевозки при осуществлении деятельности в интересах другого лица на основе договоров транспортной экспедиции определяют свой доход в виде вознаграждения при исполнении данных договоров, отражая операции по привлечению третьих лиц — фактических перевозчиков и иных фактических исполнителей работ/услуг — в отчетности, бухгалтерском и налоговом учете как посредническую (агентскую) деятельность.

С целью снижения налоговых рисков привлекаемый перевозчик должен владеть транспортными средствами, необходимыми для осуществления грузоперевозок, в том числе на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления, аренды, лизинга. Также перевозчик должен иметь необходимые трудовые ресурсы: водителей, привлеченных на основании трудовых или гражданско-правовых договоров.

Безусловным условием снижения рисков будет предоставление перевозчиком (агентом), в зависимости от правоотношения сторон, необходимых документов, подтверждающих наличие у перевозчика соответствующих ресурсов. Такими документами являются договоры, свидетельства о регистрации транспортных средств, формы отчетности и прочее.

Таким образом, реализация отраслевых проектов (разработка так называемых хартий) осуществляется налоговыми органами с целью побудить налогоплательщиков добровольно отказаться от применяемых схем, добросовестно уплачивать налоги, научиться самостоятельно проводить анализ своих поставщиков, исключая сомнительных контрагентов.

Исходя из данной задачи, налоговые органы Приморского края именно так сегодня строят работу с налогоплательщиками:

— информируют участников экономических отношений о возможных рисках;

— проводят рабочие встречи с налогоплательщиками, как общие (аналогичные настоящей встрече), так и точечно с конкретными организациями;

— предлагают самостоятельно оценить риски и доплатить налоги в полном объеме.

Самостоятельное устранение налогоплательщиками своих налоговых рисков, в том числе путем исключения договорных отношений с неблагонадежными контрагентами, позволит избежать риска негативных последствий в виде налоговой проверки и сохранить свою деловую репутацию. Мы внимательно следим за динамикой налогов по отрасли грузоперевозок и намерены перейти к активным действиям в случае отсутствия положительного отклика со стороны налогоплательщиков и отказа от добровольного уточнения своих обязательств.

Источник — интернет-издание Konkurent.ru.

Комментарии

2
  • deltax

    Все эти хартии и СРО - колоборационизм чистой воды. Присоединяйтесь к хартии - высеките сами себя. Какого чёрта! Больше "одного звена" им не нравится. Не нравится - не ешьте. Законодательством не запрещено!

  • НатальяС

    Что они в 6-НДФЛ увидят? Там же фамилий водителей нет.

УСН

На УСН продажа ниже себестоимости или за 1 рубль — все равно рыночная цена

Если компания на УСН проводит рекламную акцию,

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Теневые IT: как неконтролируемые технологии влияют на безопасность компании

Каждая десятая компания в мире сталкивалась с киберинцидентами из-за теневых ИТ. Рассказываем, что это такое, какие риски несет и как их снизить.

Теневые IT: как неконтролируемые технологии влияют на безопасность компании
Проверки

Дан старт проверкам ценообразования при цифровизации

Новый глава Счетной палаты России Борис Ковальчук считает, что пора проверить ценообразование в сфере цифровизации после отмены моратория на проверки компаний ИТ-сферы.

Лучшие спикеры, новый каждый день

Аутсорсинг бухгалтерии: роботизируем «напоминалки» клиентам про документы

Ваши сотрудники все еще лично напоминают клиентам, что документы давно пора предоставить-подписать-согласовать? Есть способ лучше! Например, ваши «коллеги по цеху» из ТОП-20 такой процесс уже роботизировали – с нашей помощью.

Аутсорсинг бухгалтерии: роботизируем 
«напоминалки» клиентам про документы

Специальные межведомственные комиссии будут пресекать задержку зарплат

Для борьбы с задержкой выплаты заработной платы предпримут новые меры. Они будут прописаны в ТК.

Вероятность проведения выездной налоговой проверки теперь можно сверить с обновленными показателями — за 2023 год

Опубликованы сведения о среднеотраслевых показателях налоговой нагрузки, рентабельности проданных товаров, продукции, работ, услуг и рентабельности активов организаций по видам деятельности за 2023 год.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Как зайти в реферальную программу «Клерка». Делюсь личным опытом

Если вы задумываетесь о том, как получить дополнительный доход, то этот пост для вас. Расскажу о реферальной программе «Клерка»: что это, как работает и почему такое сотрудничество приносит пользу. А еще на собственном примере покажу и расскажу, как зарабатывать на рекомендациях. Забирайте пошаговый алгоритм в закладки!

Как зайти в реферальную программу «Клерка». Делюсь личным опытом
2

Инвесторам не разрешат выводить дивиденды и купоны с ИИС-3

Если переводить доходы по ценным бумагам на другие счета, то потеряется сам смысл ИИС-3, который был задуман, чтобы накапливать деньги, а не тратить их.

Работодатели помогают сотрудникам закрыть кредиты

Чтобы удержать специалистов и привлечь новых сотрудников, компании начали предлагать дополнительные мотивационные программы и помощь с выплатой займов.

Для зачета переплаты на ЕНС за другое лицо заявление подают 2 способами. Но зачесть могут частично

ФНС напомнила, как можно сделать зачет переплаты (положительного сальдо) на едином налоговом счете (ЕНС) в счет исполнения обязанности по уплате другого лица.

72% персональных данных населения утекли в сеть

Чаще всего хакеры атакуют компании из сферы ретейла, а также финансовые организации. Их интересуют пароли пользователей, которые обращаются к интернет-сервисам за финансовыми услугами.

МВД планирует ужесточить миграционные нормы. Привлекать иностранных сотрудников может стать сложнее

Правительство планирует ужесточить миграционные меры пребывания иностранных граждан в России.

МВД планирует ужесточить миграционные нормы. Привлекать иностранных сотрудников может стать сложнее
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Подозрительных операций с корпоративными банковскими картами стало меньше

Росфинмониторинг в прошлом году провел больше 5 тысяч расследований в кредитно-финансовой сфере.

Бесплатно с НДФЛ

Поправки в НК–2024: что изменится в НДФЛ

Изменят расчет НДФЛ по процентам от вкладов. Минимальный срок владения для продажи квартир будут считать по-новому для перепланировки и покупки за маткапитал.

Поправки в НК–2024: что изменится в НДФЛ
1

💥Обзор новостей: московскому метро 89 лет, во Франции записывают овец в школы, люди, склонные к аллергии, умнее остальных

Рассказываем о самых главных событиях, о которых писали и которые обсуждали в мире.

Для бизнеса с парфюмерией и косметикой введут новые обязанности

Чтобы пресечь нелегальный оборот алкоголя, предпринимателей обяжут маркировать косметику, парфюмерию и бытовую химию с содержанием спирта свыше 10% от объема. Также им придется отчитываться о продажах и объемах производства.

Как кредитору понять, что арбитражник работает на должника?

Поделюсь своими критериями как без труда определить купил ли должник арбитражника или нет. Если арбитражник куплен, то есть получает неофициальное дополнительное финансирование от контролирующих должника лиц, то это состав преступления статья 204 УК РФ для арбитражника.

Можно ли делать выплаты самозанятому на чужую карту

Иногда возникают ситуации, когда самозанятый просит перечислять выплаты не на свою банковскую карту, а на карту третьего лица — например, жены или друга. Разбираемся, законно ли это и как правильно переводить вознаграждение в таком случае.

Можно ли делать выплаты самозанятому на чужую карту
3

Фин. уполномоченный: инвестиционное страхование жизни может оказаться экономически невыгодным

Финансовый уполномоченный Светлана Максимова сообщила о неприемлемых практиках по договорам инвестиционного страхования жизни (ИСЖ).

Интересные материалы

До 17,6% на коммерческой недвижимости. Свежие облигации: Гарант-Инвест на размещении

Вот бы инвестировать в инвестиции, которые нужны инвесторам для инвестиций. А если это ещё и бетон, вдвойне супер. А если бетон не простой, а коммерческий? ФПК Гарант-Инвест снова идёт к коллегам по инвестиционному цеху за деньгами. Купон обещают классный, а полная доходность YTM может быть до 19%.

До 17,6% на коммерческой недвижимости. Свежие облигации: Гарант-Инвест на размещении