Банкротство

Какое вознаграждение должно быть у финансового управляющего?

Адекватность вознаграждения финансового управляющего? Давайте посчитаем. Посмотрим, сколько стоит даже не средняя стоимость работ, выполняемая финансовым управляющим, а минимум, то есть простой должник с минимумом имущества и минимум действий по нему. Реальная стоимость должна быть в разы больше с учетом профессионализма и ответственности, объема работ и резко увеличенных рисков.
Какое вознаграждение должно быть у финансового управляющего?

Адекватность вознаграждения финансового управляющего? Давайте посчитаем. Посмотрим, сколько стоит даже не средняя стоимость работ, выполняемая финансовым управляющим, а минимум, то есть простой должник с минимумом имущества и минимум действий по нему. Реальная стоимость должна быть в разы больше с учетом профессионализма и ответственности, объема работ и резко увеличенных рисков.

Для ориентира посмотрел статистику в интернете. Длительность процедуры выбрал один год. В минимально возможный полугодичный срок редко процедуры умещаются. Но не редки случаи длительности в течении многих лет.

Иллюстрация: Hurtzy

Юридические консультации — 700-4000 руб. В процедуре нередки случаи, когда есть много десятков кредиторов, но для расчета я принял, что пару кредиторов звонят ежемесячно.

Итак, 700 руб.*2*12 = 16800 руб. за процедуру.

Представительство в суде — 3500-50000 руб. В начале процедуры кредиторы включаются в реестр. Если считать, что по каждому кредитору 1 судебное заседание и в среднем включается 10 кредиторов, то стоимость этой услуги — 3500*10 = 35 000 руб.Это при условии, что не было обжалований о включении или отказе во включении в реестр. Плюс судебное заседание по утверждению Порядка реализации имущества + 3500 руб. И пару заседаний по рассмотрению отчетов 3500*2 = 7000 руб.

Итого по представительству в суде 35000 + 3500 + 7000 = 45500 руб.

Юристы по исполнительному производству — 900-19000 руб. Отдельно считается выезд к приставу, составление запроса или жалобы. Обычно не все кредиторы успевают просуживаться и начать исполнительное производство. Примем за допущение, что половина в среднем — 5. 

5 кредиторов*(по 1 запросу + по 1 выезду к приставу)* 900 руб. = 9000 руб.

Экспертиза документов — 1000 руб.

Юрист по гражданским дачным делам — 1000-10000 руб.

Юридическое сопровождение бизнеса — 1500-50000 руб.

Кадастровый юрист — 100-10000 руб.

Оформление кредита под залог недвижимости — 1000-10000 руб. У должника обычно есть какое-то имущество (без него могут и не ввести процедуру): квартира, дача, машина, земля, техника и прочее. Иногда кредиторы требуют про инвентаризировать чуть ли не рванные носки.

Оформить акт инвентаризации — 1000 руб. и опубликовать — 1000 руб., составить предложение о продаже имущества должника — 1000 руб., получить ЭЦП — 8000 руб., выбрать электронную торговуюплощадку (ЭТП) и заключить с ней договор 1000 руб., выставить имущество на торги 1000 руб., общаться с покупателями и показывать им имущество (условно 10 покупателей и 5 показов) — 10*1000+5*1000 = 15000 руб., оформление договора купли продажи — 1000 руб. и перерегистрация прав собственности — 1000 руб.

Итого: 1000+1000+1000+8000+1000+1000+15000+1000+1000 = 30000 руб.

Составление документов — 1000-5000 руб. Нужно сделать не менее 10 запросов в банки, приставам, регистрирующие органы: 10*1000 руб. = 10000 руб.. Плюс сделать отзывы о включении в реестр кредиторов: 10*1000 = 10000 руб.

Итого 10000+10000 руб. = 20000 руб.

Юрист по вопросам кредитования: 1000-10000 руб. Финансовому управляющему нужно переоформить счет производства и закрыть другие - минимум 1000 руб. Выплачивать МРОТ должнику ежемесячно 12*1000 = 12000 руб. Вернуть деньги покупателям не победившим в аукционе: 1000 руб. Перечислить деньги кредиторам: 1000 руб.

Итого — 15000 руб..

Проведение собраний кредиторов — от 10000 руб.

В процедуре в течении года проводится 4 собрания: 4*10000 руб.= 40000 руб.

Программа для проверки контрагентов и выявления связей — от 6000 руб.

Проведение финансового анализа должника — от 5000 руб.

Ежемесячная стоимость обслуживания реестра кредиторов — от 3000 руб. в месяц, то есть 3000*12 = 36000 руб.

Ответственное хранение имущества — от 100 руб. в день, то есть 100*365 = 36500 руб. за год.

Снятие обременений с имущества должника — от 1000 руб.

Общий итог: 16800+45500+9000+1000+30000+20000+15000+40000+6000+5000+36000+36500+1000 = 261800 рублей

Еще раз повторюсь: приведенные цены — минимальные, без учета затягивания процедуры и увеличения объема работ из-за: 

  • жалоб;
  • оспаривания сделок;
  • установления прав собственности;
  • снятия обременений в судебном порядке;
  • обжалования действий и бездействий госорганов;
  • отсутствия имущества в других регионах и странах.

Большинство обычных юристов, не говоря уж о суперпрофессионалах (тем более о юристах, которые пишут эти непродуманные законопроекты) посчитают их как оскорбление, если им предложить поработать по таким тарифам.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 21.05.2019 №634 «О внесении изменений в Положение о возмещении процессуальных издержек, связанных с производством по уголовному делу, издержек в связи с рассмотрением дела арбитражным судом, гражданского дела, административного дела, а также расходов в связи с выполнением требований Конституционного Суда Российской Федерации», размер вознаграждения адвоката, участвующего в уголовном деле по назначению дознавателя, следователя или суда, составляет 1550 рублей. 

По аналогии, финансовый управляющий должен был получать за год 1550 руб.*365 = 565 750 руб.

Время занятости адвоката, участвующего в уголовном деле по назначению дознавателя, следователя или суда, исчисляется в днях, в которые он был фактически занят осуществлением полномочий адвоката по соответствующему уголовному делу, вне зависимости от продолжительности работы по данному уголовному делу в течение дня, в том числе в течение нерабочего праздничного дня или выходного дня либо ночного времени.

То есть двухминутный звонок следователю считается за день работы.

Арбитражный управляющий по условиям работы действует, как предприниматель: приходит на новое место (новый должник) исследует и аккумулирует ресурсы для проведения процедуры, управляет и руководит должником и обычно в конце процедуры получает определенный, в том числе и финансовый, результат. При рассмотрении заявления о банкротстве должника суд рассматривает источник финансирования процедур. Так как при отсутствии денег процедуру не введут. Так из каких источников можно финансировать процедуру?

Внутренним источником является имущество должника. Но вопрос: насколько оно ликвидно и ценно? Прибыль от участия в других компаниях и заработки позволяют планировать поступления. Кредитовать банкротов никто не будет и арбитражных управляющих для финансирования процедур банкротства банки не кредитуют. И у государства отсутствуют программы для финансирования процедур банкротства.

Поэтому остается новый вид финансирования процедур банкротства — финансирование арбитражным управляющим, который не является собственником имущества должника, в отличии от учредителей. И суды обычно не воспринимают доводы, что у арбитражного управляющего могут и не быть денег в определенный момент. Суды считают, что если арбитражный управляющий давал согласие назначиться на процедуру, значит, он автоматом подписался под все минусы и неудобства процедуры, и он ответствен за все возможное и невозможное.

Теперь рассмотрим работу финансового управляющего с точки зрения инвестирования своих денежных средств, так как в отличие от судей, чиновников, работников, ежемесячно получающих зарплату и аванс, арбитражный управляющий обычно получает свое вознаграждение в конце процедуры, а иногда значительно позже, так как за него нужно просудиться.

Минимально по почтовым запросам (от 10) нужно потратить 87,50 руб.*10 = 875 руб. Почтовое уведомление кредиторов — отзывы о включении в реестр и уведомление о собрании кредиторов 4 раза= 10*87,50 руб.+4*10*87,50 руб. = 4375 руб.

Итого почта: 875+4375 = 5250 руб.

С каждым годом нужно делать все больше и больше публикаций на ЕФРСБ. Стоимость одной публикации при банкротстве физлиц — 902,51 руб./2 = 451,25 руб.. Нужно, как минимум, делать объявления о введении (451,25 руб.), завершении процедуры (451,25 руб.), о проведении и результатах собрания кредиторов (4*2*451,25 руб.= 3610), о предъявлении требования о включении в реестр кредиторов (10*451,25 руб.= 4512,5), о оспаривании сделки, о результатах оспаривания, о проведении и результатах каждого этапа аукциона по продаже имущества должника (6*451,25 руб.= 2 707,5 руб.) и т.д..

Итого объявления ЕФРСБ: 451,25+451,25+3610+4512,5+2 707,5 = 11 732,5 руб.

Обязательны публикации в газете «Коммерсант» о введении (в среднем 10000 руб.) и завершении процедуры (в среднем 10000 руб.), о проведении и результатах каждого этапа аукциона по продаже имущества должника (в среднем 15000руб.*6 = 90000 руб.)

Итого по объявлениям в газете «Коммерсант»: 10000+10000+90000 = 110000 руб.

Транспортные расходы до должника, в суд, в банк, к имуществу, к приставам, в регистрирующие органы и т.д. не менее 1500 руб. в месяц*12 = 18000 руб.

Телефонная связь и интернет для общения с кредиторами, судом, приставами, банками, регистрирующими органами, должником не менее 500 руб. в месяц*12 = 6000 руб.

Программа для проверки контрагентов и выявления связей — от 6000 руб.

Получить ЭЦП — 8000 руб.

Нужно еще учитывать, что судьи считают ненадлежащим доказательством, если чек, билет за год выцвел и не читаем. То есть арбитражный управляющий может обкладываться бумажками, но часть затрат все равно не учтут по самым разным, даже надуманным основаниям. В том числе, суд иногда считает, что какие-то расходы могут использоваться и в других процедурах, поэтому он их не пропорционально учитывает, а вообще не учитывает!

Есть еще разные расходы: аренда офиса, аренда места проведения собрания кредиторов, аренда офисной техники, канцтовары, привлечение оценщиков, охраны и прочих специалистов, в этом расчете мы не будем их учитывать, хотя они очень существенны.

Итого расходов: 5250+11732,5+110000+18000+6000+6000+8000 = 164 982,5 руб.

То есть финансовый управляющий зачастую тратит от 164 982,5 руб. по должнику.

Справедливости ради, суд может одобрить проведение торгов без публикации в «Коммерсанте» и не всегда у должника есть недвижимое имущество. Но эти публикации во всех процедурах занимали значительную часть расходов. Так по статистике четверть всех выплат всем кредиторам сопоставимы с расходами на публикацию в «Коммерсанте». Все участники процедур банкротства согласны с ненужностью публикаций в этой газете.

Центр обучения «Клерка» приглашает на бесплатный вебинар о том, какие компании попадут под прицел налоговиков со следующего года. Встретимся с экспертом 14 октября, записаться можно тут

Сами представители газеты говорят, что бумажный вариант нужен на случай чрезвычайных ситуаций. Но уже 21 век, технологии изменились, так называемый «закон Яровой» позволяет надежно хранить и дублировать на российских серверах и их многочисленных зеркалах, и других накопителях всю важную информацию. Тот же Федресурс и электронные торговые площадки могут в крайнем случае распечатывать на принтере всю публикуемую информацию. Да и в судах, ведущих дело о банкротстве, есть вся эта информация в бумажном виде.

Поэтому публикации в газете «Комерсант» не просто вредят интересам кредиторов, должников и общества, но являтся коррупционной составляющей, тормозящей развитие бизнеса и процедуры банкротства.

Без публикаций по торгам итог: 164 982,5 - 2 707,5 - 90000 = 72 275 руб. Тоже приличная сумма. Эти деньги арбитражный управляющий вкладывает в процедуру из своего кармана, и порой на несколько лет. Плюс инфляция…

И нужно учитывать продолжающийся беспредел в отношении арбитражных управляющих. Когда с арбитражного управляющего могут взыскивать неоднократно и 25000 рублей, и 50000 рублей и дисквалифицируют за опечатки, пропуск сроков, взыскивают убытки по произвольным пустым формальностям.

Порой у меня складывается впечатление, что только самонадеянные, молодые арбитражные управляющие работают за установленные законом 25 000 рублей. Остальные если берут, то только за адекватную рискам и затратам сумму. И я особо отмечаю, что берут доплаты, не чтоб отмазать злодея и скрыть его черные схемы, а провести процедуру строго по закону. 

Некоторые могут сказать: финансовый управляющий еще получает проценты от реализованного имущества. Да, иногда получает. Олигархов меньше, чем арбитражных управляющих и не так часто они банкротятся. И обычно все интересное имущество уже заложено, и обычно больше 80% стоимости вычитаются из расчета процентов. А если велики текущие расходы, то на проценты может и ничего не остаться. Плюс помимо расходов на процедуры банкротства у арбитражных управляющих резко возросли страховки гражданской ответственности, которые порой доходят до миллиона в год. Существенны всевозможные отчисления в СРО, на ежегодное повышение квалификации и много еще за что.

У многих на слуху вознаграждения руководителей Газпрома, банков, и они думают, что и арбитражные управляющие имеют подобные заработки. Но у молодых арбитражных управляющих, окунувшихся в реальные взаимоотношения, быстро исчезает пыл работать по профессии, так как по надуманным предлогам теперь легко оказаться и вне профессии, и без всего личного имущества.

Начать дискуссию

Юристы СПБ Банка разместили шаблон и инструкцию для самостоятельного обращения в OFAC

По информации на сайте, это исчерпывающий перечень документов для обращения на текущем этапе, хотя OFAC может запросить дополнительную информацию.

Курсы повышения
квалификации

21
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Бесплатно с Трудовые отношения

Трудовые споры: обязан ли работодатель выдавать работнику характеристику

Характеристика может понадобиться не только для трудоустройства у нового работодателя, но и для суда, военкомата и для расследования происшествий внутри фирмы. Обязан ли работодатель давать характеристику? И если да, то что в ней должно быть?

Трудовые споры: обязан ли работодатель выдавать работнику характеристику
Ведение бизнеса

Основы предпринимательской экспертизы: как стать успешным предпринимателем

Каждая профессия предполагает наличие у человека определенных качеств. Одни считают, что их можно развить, другие называют это талантом и врожденным даром.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Лучшие спикеры, новый каждый день
Кредитование

Как получить кредит на открытие бизнеса с нуля

Для открытия бизнеса нужен стартовый капитал, сумма которого может составлять до нескольких миллионов рублей. Если у начинающего предпринимателя нет своих накоплений, можно взять кредит. Рассказываем, как его получить и какие есть особенности у целевого кредита на бизнес. 

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру
1
Самозанятые

Резко выросло число самозанятых IT-специалистов: почему

Согласно прогнозам, к 2030 году число IT-специалистов вырастет на 56%. Работодатели предпочитают сотрудничать с самозанятыми, чтобы сохранить ставку НДФЛ 13% с работниками из других стран.

Отчетность

ИП с сотрудниками: налоги и отчетность

Если у предпринимателя есть сотрудники, он уплачивает те же налоги, что ИП без работников. Кроме того, он платит за работников страховые взносы, удерживает с их зарплат НДФЛ и перечисляет его в бюджет. Все нюансы изложены в нашей статье.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Проверки ФАС

Бесплатное обслуживание банком счетов оказалось не таким уж и бесплатным

ПАО Банк Синара исполнил предупреждение ФАС с требованием разместить достоверную информацию о брокерских услугах на своем сайте.

Банки

Центробанк рекомендует усилить контроль за платежными агентами

Дабы исключить высокорисковые операции, регулятор просит следить, чтобы агенты не использовали персональные данные клиентов без их ведома.

Цифровизация в школах чрезмерна, показал опрос председателя Госдумы

Вячеслав Володин у себя в телеграм-канале провел анонимный опрос о чрезмерности цифровизации в школе.

Новости ФНС

Информация о компаниях будет храниться в открытом доступе 1 месяц

ФНС сократила срок хранения открытой информации об организациях с года до одного месяца.

Самозанятых и начинающий бизнес в новых регионах поддержат дополнительно

Правительство приняло решение дополнительно выделить из федерального бюджетам ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областям 3,75 млрд рублей.

Логика вышла из чата: за несданную декларацию по НДС ИП на патенте и самозанятым грозят блокировкой счета.✍«Ночной бухгалтер» № 1685

Бухгалтеры возмущены: их клиентам и работодателям летят требования сдать декларации по ОСНО, такие уведомления получают даже самозанятые. ФНС рекомендует не отвечать на сообщения, если они не касаются компании или ИП, но бухгалтеры опасаются блокировок.

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Создадут единую платформу по борьбе с киберпреступлениями

Замглавы Минцифры Александр Шойтов рассказал о планах в сфере информационной безопасности.

Обзоры новостей

⚡️ Итоги дня: садоводам предложили выдавать бесплатные семена, в Москве подорожал проезд в метро, а стоимость золота обновила рекорд

Подготовили обзор главных событий дня — 20 мая 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Криптовалюта

Где безопасно обменять наличные на крипту

За 15 лет существования криптовалюты* не только не утратили своей актуальности, но наоборот — по популярности приблизились к фиатным деньгам и ценным металлам. Так, капитализация того же Биткоина сегодня превышает 1,4 триллиона долларов, что уже выше, чем у серебра! Неудивительно, что обмен крипты на наличные сегодня так востребован.

Где безопасно обменять наличные на крипту

Как загрузить отчеты о продажах с WB и OZON в 1С:Бухгалтерия

Начиная с релиза 1С:БП 3.0.114.23, в программе появился функционал, который позволяет загружать отчеты из маркетплейсов Ozon и Wildberries. Для WB загрузка данных доступна из табличного документа Excel, а также с помощью интеграции с личным кабинетом. Для площадки Ozon интеграцию с личным кабинетом добавили, начиная с релиза 3.0.126.

Как загрузить отчеты о продажах с WB и OZON в 1С:Бухгалтерия

Начался эксперимент по маркировке силовых кабелей

7 из 16 образцов кабелей и проводов не соответствуют требованиям ГОСТ по качеству и безопасности, поэтому власти проводят эксперимент по маркировке этой продукции.

Обязательная регистрация работодателя в системе ЕИСОТ

С принятием нового порядка обучения у работодателей появилась новая обязанность: помимо проведения внутреннего обучения еще и занесение сведений об обученных в реестр Минтруда.

Обязательная регистрация работодателя в системе ЕИСОТ

Свежая вакансия: «Союзмультфильм» ищет бухгалтера по производству

Компании нужен специалист, который знает основные положения бухгалтерского и налогового учета нематериальных активов.

Интересные материалы

Бухгалтеры

Дарим топовый онлайн-курс «Бухгалтер маркетплейсов-2024» с подпиской «Клерк.Премиум»

При покупке подписки «Клерк.Премиум» от полугода вы получаете наш флагманский курс «Бухгалтер маркетплейсов-2024: учет, налоги, 1С» бесплатно!