Инициативный аудит

Аудит расчётов с подотчётными лицами в 1С: что про него нужно знать

Сегодня мы рассмотрим тему расчётов с подотчётными лицами в 1С:Бухгалтерии предприятия ред. 3.0, а также разберем самые распространенные ошибки по операциям, связанным с подотчетными суммами.
Аудит расчётов с подотчётными лицами в 1С: что про него нужно знать

Специфика учёта расчетов с подотчетниками обусловлена тем, что он включает в себя многочисленные хозяйственные операции: от приобретения канцелярских товаров, ГСМ и оплаты различного рода мелкого ремонта (автомобилей или оргтехники) до командировочных расходов на заграничные поездки и оформление представительских расходов.

Из-за разнообразия операций на этом участке работы возникает немало проблем, связанных с оформлением первичной документации и отчётов, возмещением понесённых сотрудником расходов или сложностей с невозвратом подотчётных сумм, что и объясняет интерес к счёту 71 «Расчеты с подотчётными лицами» как со стороны бухгалтерии, руководства, так и проверяющих органов.

Выдача денежных средств сотрудникам под отчёт — ситуация стандартная и довольно распространенная, встречаемая в деятельности почти каждой организации. Широкое использование наличных денежных средств для расчётов между юридическими лицами (ИП) нередко создаёт предпосылки для злоупотреблений и ухода от налогов, и налоговые инспекторы предъявляют к расчётам с подотчётными лицами и оформлению соответствующих документов немало претензий. Поэтому важно минимизировать количество возможных нарушений при расчётах с подотчётными лицами.

В процессе аудита уделяется внимание следующим вопросам:

  • оценке системы внутреннего контроля при проведении операций по учёту расчётов с подотчётными лицами;
  • наличию внутренних документов, определяющих порядок оформления расчётов по анализируемому участку учёта;
  • достоверности выдачи и полноты возврата подотчётных сумм;
  • анализ аналитического учёта и взаимосвязи с синтетическим учётом;
  • изучение порядка документального оформления хозяйственных операций по расчётам с подотчётными лицами;
  • оценка корректности отражения расчётов по счёту 71 в бухгалтерской отчётности.

Операции с подотчётными лицами в учёте имеют не слишком трудоёмкое отражение, но следует отметить сложность предотвращения и исправления некоторых ошибок, так как уровень ответственности за них ложится не только на бухгалтерию, но и на сотрудников, поскольку многие из нарушений допускаются самим подотчётным лицом.

Рассмотрим наиболее популярные ошибки, выявляемые при проверке рассматриваемого участка учёта.

Ненадлежащий порядок выдачи средств сотрудникам под отчёт

Выдача денежных средств лицам, не указанным в списке, утверждённом приказом руководителя организации

Законодательно не установлено обязанности утверждать приказ, содержащий перечень работников, имеющих право получать деньги под отчёт. Однако, если организация решила утвердить такой список приказом, чтобы ограничить круг лиц, получающих деньги под отчёт, то такое распоряжение следует соблюдать.

Получение средств лицами, которые не значатся работниками организации

Выдаваться под отчёт могут:

  • любым сотрудникам, включая тех, кто имеет задолженность по ранее полученной под отчёт сумме, поскольку требование полного погашения задолженности отсутствует в Указании № 3210-У;
  • физическим лицам, с которыми у организации заключен гражданско-правовой договор (письмо Банка России от 02.10.2014 № 29-Р-Р-6/7859).

Отсутствие заявлений

Еще одна распространенная ошибка: отсутствие заявления или иного распорядительного документа, разрешающего выдачу средств под отчёт.

Нарушение срока возврата подотчётной суммы

Ненадлежащее документальное оформление авансовых отчётов и приложений к ним

Сюда относятся:

  • не утверждение руководителем авансовых отчётов;
  • оформление и утверждение авансового отчёта датой раньше, чем фактическое осуществление расходов;
  • отсутствие подписей должностных и подотчётных лиц;
  • допущение подчисток и исправлений, внесённых ненадлежащим образом;
  • выявление факта расхождений суммы, утверждённой в авансовом отчёте с суммой, отраженной в прилагаемых первичных документах;
  • авансовые отчёты не подтверждены оправдательными документами или они оформлены ненадлежащим образом.

Например:

  • принятие к возмещению суммы НДС на основании кассовых чеков, без счёта-фактуры;
  • в кассовом чеке отсутствует QR-код, в результате такой документ не будет признан, подтверждающим расходы для налогового учёта.

  • чеки ККТ, прилагаемые к авансовому отчёту, нечитаемые, а, соответственно, не могут подтвердить сумму понесённого расхода.

Все реквизиты, присутствующие на кассовом чеке, должны быть легко читаемыми в течение не менее шести месяцев со дня их выдачи на бумажном носителе, но у таких чеков есть большая проблема: они быстро выцветают. Рекомендовано делать ксерокопии чеков и заверять их подписью должностного лица и печатью с приложением оригиналов чеков (письмо Минфина от 17.09.2008 № 03-03-07/22).

  • к авансовым отчётам прилагаются документы на приобретение товарно-материальных ценностей (за оказанные услуги) дата которых приходится на выходные или праздничные дни.

Если период не относится ко времени нахождения в командировке, то у проверяющих органов могут появиться дополнительные вопросы, связанные с привлечением работника к выполнению трудовой функции в нерабочие (выходные дни).

  • вся сумма НДС, выделенная в чеках ККТ, включена в стоимость приобретённых товаров (работ, услуг), что противоречит требованиям законодательных актов.

Как чек можно отразить в 1С: покажем неправильный и правильный способы


НДС, выделенный в чеке, не может быть включен в стоимость приобретённого товара и предъявлен к вычету, т.к. отсутствует счёт-фактура, соответственно он должен быть списан на прочие расходы.

Корреспонденция счетов будет выглядеть следующим образом:

В 1С: Бухгалтерии предприятия ред. 3.0 для этого достаточно провести авансовый отчёт:

  • в документах на услуги по обслуживанию автомобиля (шиномонтаж, мойка и т. д.) не содержится информация о государственном номере и марке, что не позволяет подтвердить принадлежность транспорта организации, и соответственно, экономическую обоснованность произведённых затрат;
  • покупателем (плательщиком) в приложенных к авансовым отчётам документах указано физическое лицо, а не организация;
  • в подтверждающих документах (например, товарном чеке) наименование товара указано на иностранном языке или сокращенно в виде аббревиатуры.

Ненадлежащее оформление и учёт командировочных расходов

  • не оформлены приказы (распоряжения) о направлении работника в командировку, отчёт о поездке.

Несоблюдение правил отправления персонала в служебные командировки является нарушением трудового законодательства, ответственность за которое предусмотрена ст. 5.27 КоАП, поэтому к данному вопросу необходимо относиться крайне внимательно и серьёзно.

  • отсутствуют приказы об определении размера суточных;
  • не соблюдаются установленные нормы командировочных расходов;
  • неверно определен размер выплат суточных согласно дням нахождения сотрудника в командировке;
  • неверный расчёт размера суточных для зарубежных командировок;
  • нарушение правил налогообложения при выплате суточных сверх установленных законодательством норм;
  • даты направления и сроки пребывания работника в командировке не соответствуют подтверждающим документам;
  • несвоевременное предоставление авансового отчёта и документов, прилагаемых к нему сотрудником после возвращения из поездки.

Превышение предельного расчёта наличными между юрлицами (100 000,00 рублей)

Подотчётные лица выступают по доверенности от имени своей организации (юридического лица), соответственно нельзя забывать о предельном размере расчётов, а вот с физическими лицами ограничений не установлено.

Возмещение представительских расходов

  • ненадлежащий порядок документального оформления представительских расходов;
  • возмещение сотрудникам денежных средств, потраченных на представительские и иные цели, но неподтвержденные документально;
  • размер представительских расходов фактически не соответствует утверждённой смете (или её отсутствие);
  • представительские в сумме, превышающей норматив (4% расходов на оплату труда), включены в расходы для налога на прибыль).

Неправильная корреспонденция счетов

А также нарушение методологии отражения хозяйственных операций по расчётам с подотчётными лицами.

Ненадлежащий аналитический учёт по счёту 71

Например, одновременно значится задолженность по одному сотруднику дважды.

Поскольку практически в любой организации возникают ситуации, когда есть необходимость произвести расчёты с подотчетными лицами, важно правильно проводить такие операции и надлежащим образом организовать их документальное оформление. Ведь невыполнение требований ведения бухгалтерского учёта влечёт за собой неправильное формирование бухгалтерской отчётности предприятия, и как следствие возможное наложение штрафных санкций за грубое нарушение ведения учёта.

Выявленные ошибки могут оказать как незначительное, так и существенное влияние на бухгалтерскую отчётность в целом и в отношении отдельных строк бухгалтерского баланса, а также повлечь искажение налогооблагаемой базы по налогу на прибыль/УСН и НДФЛ. Всё зависит от объема операций, проводимых по счёту 71 в каждой организации и количества затраченных сумм.

Начать дискуссию

📉 Малый бизнес стал реже получать господдержку. «В хорошей деловой среде поддержка не нужна», считает бизнес-практик

467 тысяч представителей МСП получили государственную поддержку для развития бизнеса на сумму 620 млрд рублей. По сравнению с 2022 годом число получателей сократилось, но объем средств вырос.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Бесплатно с Обзоры для бухгалтера

Самые важные для бухгалтера письма Минфина и ФНС в апреле 2024 года

Подготовили для вас обзор разъяснений апреля по налоговой теме. Все кратко, четко, по делу.

Самые важные для бухгалтера письма Минфина и ФНС в апреле 2024 года

Заказчик удерживает НДФЛ с выплат исполнителям по договорам ГПХ и предоставляет им стандартный вычет

Вознаграждение, которое компания выплачивает физлицу, с которым оформлен договор ГПХ на работы или услуги, облагается НДФЛ. И возмещение расходов исполнителя – тоже.

Лучшие спикеры, новый каждый день

Срочная информация для HR: найти бухгалтера бесплатно, доступ к базе резюме бесплатно

Работодатели могут бесплатно размещать вакансии и выбирать кандидатов из обширной базы резюме на Клерке.

Срочная информация для HR: найти бухгалтера бесплатно, доступ к базе резюме бесплатно
5

Роструд: для записи в трудовую книжку о совместительстве после увольнения с основной работы есть особенности

Запись о приеме на работу по совместительству делает основной работодатель. Но зачастую так бывает, что запись о совместительстве не делали, а сотрудник уже уволен и на второй работе стал основным.

1

О предоставлении сведений о транспорте в военкомат

Внимание всем владельцам бизнеса, имеющим на балансе транспортные средства! С момента объявления мобилизации в России начала действовать ст. 13 закона от 26.02.1997 № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в РФ», устанавливающая военно-транспортную обязанность.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Как в 2024 году налоговики вычисляют зарплаты в конвертах

Налоговики работают над тем, чтобы выявить недоплаченные в бюджет суммы и доначислить их. Полагать, что фискальные органы пройдут мимо убедительных сигналов того, что работодатель на самом деле платит больше, чем отражает в документах, наивно. Рассказываем, как налоговая вычисляет зарплаты в конвертах, какие доказательства использует.

Как в 2024 году налоговики вычисляют зарплаты в конвертах
УСН

Суд: компенсация водителям за разъездную работу уменьшает налог по УСН

Арбитражный суд подтвердил, что компенсацию водителям за разъездной характер работы можно включить в расходы при применении УСН.

ВЭД

Как вести ВЭД без таможенных штрафов и валютных рисков? Узнайте на вебинаре уже завтра!

Во внешнеэкономической деятельности правила игры очень быстро меняются, и необходимо учесть в работе все изменения.

Почему предпринимателю важно заниматься своим финансовым мышлением?

Предпринимательство — это не просто идея, это образ жизни. Успех в бизнесе во многом зависит от финансового мышления предпринимателя. В этой статье рассмотрим ключевые аспекты финансового мышления и его роль в развитии и процветании бизнеса.

Готовим пояснения для налоговой инспекции по отчётной кампании

После отчётной компании проверяющие могут потребовать дать пояснение. У них могут появиться любые вопросы, и, возможно, на них придётся отвечать. А от ответов будет зависеть исход отчётного периода. Разбираемся на практике и примерах, как составлять пояснения.

Готовим пояснения для налоговой инспекции по отчётной кампании

☀️ Новая акция — «Жаркие скидки в любую погоду»! Самые горячие онлайн-курсы «Клерка» за 4 290 рублей

До 17 мая включительно вы можете купить онлайн-курсы по учету на маркетплейсах, УСН, ВЭД, финмоделированию, управленческому учету и бухгалтерии с нуля за 4 290 рублей. Получите знания для работы на новом участке, станьте более уверенным и высокооплачиваемым специалистом!

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
1
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

🔥 Новая акция — «Жаркие скидки в любую погоду»! Самые горячие онлайн-курсы «Клерка» за 4 290 рублей

До 17 мая включительно вы можете купить онлайн-курсы по учету на маркетплейсах, УСН, ВЭД, финмоделированию, управленческому учету и бухгалтерии с нуля за 4 290 рублей. Получите знания для работы на новом участке, станьте более уверенным и высокооплачиваемым специалистом!

НДС для общепита в 2024 году

В этой статье мы разберёмся, при каких условиях возможно получение льготы по НДС для общепита в 2024 году и какие факторы определяют целесообразность её использования.

НДС для общепита в 2024 году
Банки

Кошельки Ozon начали использовать в нелегальных операциях

После закрытия QIWI-банка злоумышленники начали искать новые способы выводить нелегально полученный доход. В даркнете стало в 3 раза больше объявлений о купле-продаже электронных кошельков Ozon Банка.

На что способен архив первичных документов, когда работает в связке с искусственным интеллектом

Работа с первичкой — то еще приключение, которое отнимает много времени. Сначала бухгалтеру нужно обработать документы и занести их в систему, при этом важно ничего не упустить и не потерять. А после отправить на хранение, да так, чтобы не отхватить штраф и вовремя предоставить весь пакет документов по требованию ФНС. Почему электронный архив в связке с искусственным интеллектом станет вашим помощником не только в обработке документов, но и в подготовке к проверкам ФНС? Давайте разбираться.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру

Основная задача системы ценообразования бухгалтерских услуг

Разработка собственной модели ценообразования бухгалтерских услуг, которая была бы простой, универсальной (точной для различных видов деятельности и масштаба бизнеса клиента), справедливой и в то же время позволила бы заработать достойную прибыль собственнику бухгалтерской компании — важный и весьма сложный вопрос для большинства бухгалтерских компаний.

Основная задача системы ценообразования бухгалтерских услуг

Сохранят упрощенные условия для переезда в «русские офшоры»

До 2025 года иностранные компании смогут не прилагать документы, которые невозможно предоставить из-за ограничений. Всего в САР переехало 390 организаций.

💥Обзор новостей: история не станет обязательным ЕГЭ, интернет делает людей счастливее, мошенники воруют Telegram-аккаунты

Рассказываем о самых главных событиях, о которых писали и обсуждали в мире.

Интересные материалы

Какие новые рынки будут сформированы в ближайшие годы: список

Президент поставил задачу обеспечить технологическую независимость и формирование новых рынков по ряду направлений.