Учет расходов

Расходы на рекламу: как учитывать и на какие проблемы можно натолкнуться

Участие в форумах и конференциях, организация собственных выставок и показов, листовки, брошюры, буклеты, наружные вывески, СМИ, интернет. Без рекламы современный бизнес существовать не может, и тут нет разницы, большой игрок или маленький.
Расходы на рекламу: как учитывать и на какие проблемы можно натолкнуться
Иллюстрация: Anna Shvets/pexels

Однако, правомерность учета таких расходов вызывает споры и противоречия и неопределенности.

Объявление – двигатель прогресса.

Людвиг Метцель, основатель первого в России рекламного бюро, 1878 год

Рекламные бюджеты достигают в некоторых компаниях до 10% от прибыли. А когда речь заходит о вновь открывшемся бизнесе, то и того более, ведь новичкам нужно активнее рекламироваться.

Но не все так просто и однозначно с маркетинговыми затратами, поэтому давайте разбираться.

Какие бывают расходы

В первую очередь обратимся к основному регламентирующему документу – Налоговому кодексу, который позволяет учитывать рекламные расходы в составе прочих (п. 4 ст. 264).

Чтобы понять, как принимать расходы, в каком объеме для уменьшения налогов, нужно разобраться с двумя понятиями: «нормируемые» и «ненормируемые» рекламные расходы. Мы должны сортировать затраты с целью определения правомерности принятия в налоговом учете. А далее нам надо обратиться к закону «О рекламе», чтобы найти определение понятия рекламы.

Реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Выделяем и запоминаем слова «неопределенному кругу лиц».

Расходы признаются полностью в налоговом учете, как при расчете налога на прибыль (для тех, кто на ОСНО), так и для применяющих УСН 15% (доход-расход), если они направлены к неопределенному кругу лиц и являются одними из перечисленных ниже ненормируемых расходов:

  • Реклама в средствах массовой информации (печать, радио- и телепередачи, через сеть Интернет, и при кино- и видеосервисах).
  • Наружная реклама, световая и иная, в том числе изготовление стендов и рекламных щитов (например билборды).
  • Расходы на организацию участия в выставках, ярмарках, экспозициях.
  • Оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов, демо- выставочных залов; изготовление листовок, брошюр, каталогов и иной аналогичной рекламной продукции, содержащих информацию о работах, товарах, услугах, товарных знаках, знаках обслуживания или самой организации.
  • Уценка товаров, полностью или частично утративших свое первоначальное качество в процессе экспонирования.

Второй вид – нормируемые расходы, по сути своей – все иные виды рекламы, не перечисленные в Налоговом кодексе.

Если ваша реклама адресная, то есть можно определить тех лиц, на кого она направлена, такие расходы являются весьма спорными и, по мнению фискальных органов, не могут быть приняты к учёту в составе затрат на рекламу в полном объеме.

Из определения следует, что существует некий норматив, то есть для уменьшения налога можно принять к учёту только сумму, которая составляет не более 1% от выручки (считается нарастающим итогом с начала года).

Если не уложились в норматив в текущем квартале, затраты можно списать в следующих отчётных периодах или по итогам года.

Важно: особенность расходов на рекламу при УСН 15%, для определения показателя в 1% нужно считать выручку с учётом поступивших авансов.

Всем известный факт что расходы организации должны быть экономически обоснованы, документально подтверждены и направлены на получение дохода.

А для применяющих УСН 15% еще и оплачены.

Какие документы подготовить заранее

Налоговые инспекторы очень любят копаться в затратах на рекламу и маркетинг. Для того чтобы избежать доначислений нужно заранее обладать документальным подтверждением.

Рекомендуется создавать такие документы как:

  1. Положение о маркетинговой политике.
  2. Разработку рекламной стратегии.
  3. Приказ руководителя о проведении рекламной компании.
  4. Договора с подробным и детальным описанием состава рекламы.
  5. Акты об оказанных услугах.
  6. Документы, подтверждающие размещение рекламы (особенно касается размещения в социальных сетях, здесь подойдут выписки и отчеты из личных рекламных кабинетов, скрин-шоты страниц в Интернет, документы подтверждающие трафик рекламной компании и т. д.).
  7. Документы, подтверждающие факт оплаты.

Нужно заранее понимать, иметь четкое представление о видах рекламных расходов и верно классифицировать их. Иметь документальное подтверждение и обоснованность своих действий и быть заранее готовым к возможным вопросам от фискалов.

Прочие маркетинговые расходы

Кроме того, у вас есть затраты, которые не попадают под определения рекламных, но условно являются разновидностью маркетингового продвижения. Так как реклама сейчас весьма разнообразна, и порой очень трудно определить, как и к какому виду отнести расходы.

Обратите внимание: Налоговый кодекс имеет открытый перечень принимаемых затрат. В том числе, если затраты направлены на извлечение прибыли, то компания имеет право учесть их в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией.

Важно. Эта норма действует для компаний, применяющих общую систему налогообложения. Для УСН 15% перечень расходов закрытый и не подлежит расширенному толкованию.

Тут отдельно хочется выделить ИП, которые применяют ОСН, так как вместо налога на прибыль они рассчитывают и оплачивают НДФЛ. И в таком случае расходы на рекламу также делятся на нормируемые и не нормируемые, и списываются аналогично с налогом на прибыль у организаций.

Бухгалтерский учет

Что же касается бухгалтерского учёта, то тут все проще. Затраты на рекламу признаются коммерческим и расходами по обычным видам деятельности. Нет никаких дополнительных понятий и определений для принятия к учету.

Списываются в периоде, когда были произведены. Порядок прописывается в учетной политике.

Начать дискуссию

Чтобы принять у доставки заказ, не обязательно знать его номер

Роспотребнадзор разъяснил, может ли принять заказанный и доставленный товар родственник или коллега, знакомый.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Квартиры стали меньше, но дороже. Месяц крепкого рубля. Дивиденды, облигации, снижение биткоина и другие новости. Воскресный инвестдайджест

Ребят, срочно отодвигаем в сторону пивас и шашлык, берём рулетки и измеряем свои квартиры. Они уменьшились на 25%. Хорошо, что не наши, а в среднем в новостройках за 5 лет. Лукойл обвалился на 3%, выплатив 6% дивидендов. Рубль не стал обваливаться, новые облигации на паузе, а я продал Газпром и рассказал о самом интересном, что произошло за неделю.

Квартиры стали меньше, но дороже. Месяц крепкого рубля. Дивиденды, облигации, снижение биткоина и другие новости. Воскресный инвестдайджест

Нужно ли платить налоги при выходе из ООО

Налоговые последствия выхода участника из ООО: в каких случаях и какие налоги будет необходимо уплатить.

Лучшие спикеры, новый каждый день

Приняли на работу нового сотрудника: как оформить ЕФС-1 в 2024 году, пример

По каждому принятому сотруднику нужно отчитаться в СФР — заполнить подраздел 1.1 формы ЕФС-1. Даём пошаговую инструкцию для отчётов 2024 года.

Приняли на работу нового сотрудника: как оформить ЕФС-1 в 2024 году, пример
Экономика России

Поставлена задача войти в число 25 ведущих стран мира по роботизации

Для достижения национальной цели «Устойчивая и динамичная экономика» президент поставил задачу по плотности роботизации.

📕 💪 Акция «Не МАЙся — заниМАЙся»! Самые нужные курсы по 3 690 рублей!

Успейте купить топовые курсы «Клерка» за 3 690 рублей до 13 мая! Для акции мы выбрали нужные для бухгалтера онлайн-курсы: они помогут освоить востребованные навыки, актуализировать знания к лету, освоить новую нишу, чтобы вырасти в карьере и увеличить доход.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
1
Опытом делятся эксперты-практики, без воды

🔥 Акция «Не МАЙся — заниМАЙся!»: топовые онлайн-курсы по 3 690 рублей

До 13 мая вы можете купить лучшие онлайн-курсы «Клерка» по учету на маркетплейсах, финансовому моделированию, ВЭД, зарплате и бухгалтерии с нуля за 3 690 рублей!

КоАП РФ

Таможенная служба назвала самые распространенные предметы правонарушений

По линии административного производства таможенные органы ФТС России возбудили 40 625 дел. Из них почти половина приходится на юридических лиц — 17 923.

ИП на упрощенке переехал в новый регион: как платить налог и сдавать отчетность. Риски фиктивной миграции

Встать на учет в качестве индивидуального предпринимателя можно только в ИФНС по месту жительства гражданина. Рассказываем, что делать ИП на УСН при смене адреса проживания: как встать на учет, куда отчитываться и платить «упрощенный» налог, какие ставки применять, какие риски могут возникнуть.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Общество

Опубликован отчет о бесплатной юридической помощи за прошлый год

Минюст подготовил доклад о реализации государственной политики в области обеспечения граждан РФ бесплатной юридической помощью в 2023 году.

Как организовать прием оплаты по СБП в сфере услуг: фитнес-клубах, салонах красоты и автосервисах

Рассказываем, в чем особенность приема оплаты по СБП в сфере услуг — в фитнес-центрах, салонах, автосервисах и на автомойках — и как удобно его организовать.

Как организовать прием оплаты по СБП в сфере услуг: фитнес-клубах, салонах красоты и автосервисах
3
Новости ФНС

ФНС изменила сроки публикации о задолженностях в открытом доступе

Важная информация.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров
Инвестиции

Что такое оферта по облигациям, когда это хорошо, а когда плохо

Каждый, кто инвестирует в облигации, рано или рано сталкивается с таким понятием как оферта — законной возможностью для эмитента переобуться на лету. Придумали её явно не для того, чтобы инвестором жить было лучше, но веселее — уж точно. Смотрим, когда это гуд, какие бывают типы оферты, разбираемся в подводных камнях.

Что такое оферта по облигациям, когда это хорошо, а когда плохо

Mastercard заработала в Китае: историческое событие

Американская и международная платёжная система начала обработку внутренних платежей через совместное предприятие NetsUnion JV.

ЕНС (нюанс процедуры взыскания) — опасность кредитования бизнеса за счет несвоевременной уплаты налогов

Рассмотрим занятный, но не сильно "подсвеченный" момент, связанный с формированием решения о взыскании налогов и сборов в условиях действия ЕНС. Как следствие — приостановление операций по счетам.

Мишустин пошел на второй срок: какие задачи стоят перед правительством и кто останется в кресле

10 мая 2024 года депутаты Госдумы утвердили Михаила Мишустина в должности председателя Правительства России. Его кандидатуру внес президент.

Виды факторинга: что выбрать бизнесу в 2024 году

Любому бизнесу важно находить эффективные решения по управлению дебиторской и кредиторской задолженностью и поддержанию стабильного денежного потока. Один из наиболее действенных финансовых инструментов — факторинг. Рассмотрим основные виды факторинга и поможем определиться с выбором оптимального решения для вашего бизнеса.

Виды факторинга: что выбрать бизнесу в 2024 году
Инвестиции

Продал акции Газпрома. Какие акции покупать вместо них?

Рассказываю.

Продал акции Газпрома. Какие акции покупать вместо них?

Как мы помогли нашему клиенту выиграть процесс в Лондонском международном арбитражном суде

Как мы помогли нашему клиенту выиграть процесс в Лондонском международном арбитражном суде

Интересные материалы

Общество

Куда идут в аспирантуру: самые востребованные направления

Росстат назвал самые распространенные направления подготовки среди выпускников в аспирантуре по итогам 2023 года.