НДС

НДС при приобретении земли

Можно ли принять к вычету НДС, уплаченный при покупке земли? МНС и Минфин по-разному отвечают на этот вопрос.

Можно ли принять к вычету НДС, уплаченный при покупке земли? МНС и Минфин по-разному отвечают на этот вопрос.

До 1 января 2004 года все фирмы, у которых земля находится в постоянном (бессрочном) пользовании, обязаны или переоформить ее в аренду, или приобрести в собственность. Это требование закреплено в Законе от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ». Будет ли этот срок отодвинут до 1 января 2006 года (именно такой законопроект разработан Минэкономразвития), пока не известно. Поэтому сейчас многие фирмы сталкиваются с вопросами уплаты налогов при покупке земли. Чиновники отвечают лишь на некоторые из них. Так, вычетам НДС по приобретенным земельным участкам посвящены письма Минфина от 1 сентября 2003 г. № 04-03-01/124 и МНС от 22 июля 2003 г. № ВГ-6-03/807.

Начисление НДС

Продажа земельных участков облагается НДС. Это следует из подпункта 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса, согласно которому объектом обложения НДС признается реализация товаров (работ, услуг) и передача имущественных прав. При этом товаром считается любое имущество, которое реализуется или предназначено для реализации. На это указано в пункте 3 статьи 38 Налогового кодекса.

В соответствии с пунктом 1 статьи 130 Гражданского кодекса земельные участки являются недвижимым имуществом. А значит, при их реализации нужно платить НДС. Этой точки зрения придерживаются оба ведомства.

Платить НДС фирма должна при покупке как частных земель, так и участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. В последнем случае плательщиком налога, по мнению налоговиков, будет продавец земли, указанный в договоре купли-продажи. Об этом сказано в письме МНС от 19 февраля 2003 г. № ВГ-9-03/40.

Обратим внимание, что фирма должна зарегистрировать право собственности на приобретенный земельный участок. Это предусмотрено пунктом 1 статьи 551 Гражданского кодекса. До этого момента расходы на его приобретение следует учитывать на субсчете «Приобретение земельных участков», открытом к счету 08 «Вложения во внеоборотные активы». Для этого нужно сделать проводки:

Дебет 08 субсчет «Приобретение земельных участков» Кредит 60

– отражены затраты, связанные с приобретением земельного участка;

Дебет 19 Кредит 60

– учтена сумма НДС по приобретенному участку;

Дебет 60 Кредит 51

– оплачен земельный участок.

Пример

10 октября 2003 года ЗАО «Северный ветер» приобрело участок земли стоимостью 720 000 руб., в том числе НДС – 120 000 руб. В этом же месяце фирма подала документы на государственную регистрацию земельного участка. 15 октября за госрегистрацию было уплачено 10 000 руб.

10 октября 2003 года:

Дебет 08 субсчет «Приобретение земельных участков» Кредит 60

– 600 000 руб. (720 000 – 120 000) – отражены затраты на покупку земельного участка;

Дебет 19 Кредит 60

– 120 000 руб. – учтена сумма НДС по приобретенному земельному участку;

Дебет 60 Кредит 51

– 720 000 руб. – оплачен земельный участок.

15 октября 2003 года:

Дебет 76 Кредит 51

– 10 000 руб. – перечислены деньги за регистрацию земли;

Дебет 08 субсчет «Приобретение земельных участков» Кредит 76

– 10 000 руб. – включены в первоначальную стоимость земли расходы по ее регистрации.

–конец примера–

Можно ли принять НДС к вычету

Мнение Минфина

Представители Минфина считают, что покупатель земельного участка имеет полное право принять к вычету НДС, который был уплачен при его приобретении. Аргументация чиновников проста. Статья 171 Налогового кодекса позволяет уменьшать сумму начисленного налога на сумму уплаченного. Следовательно, покупатель земельного участка тоже может воспользоваться этой возможностью.

Если фирма придерживается точки зрения Минфина, то НДС по земельному участку она поставит к вычету в том же месяце, когда он будет зарегистрирован и включен в состав основных средств. Конечно, если у нее есть выданный продавцом счет-фактура, а сам участок будет использоваться для деятельности, облагаемой НДС. Однако распорядители государственной и муниципальной земли, которые ведают ее продажей, далеко не всегда выставляют счета-фактуры. А без них у фирмы нет права на возмещение налога. Если получить его все же удастся, в учете нужно сделать проводки:

Дебет 01 Кредит 08 субсчет «Приобретение земельных участков»

– земельный участок учтен в составе основных средств;

Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19

– принят к вычету НДС по земельному участку.

В противном случае сумму уплаченного НДС нужно будет включить в стоимость земельного участка.

Пример

Воспользуемся условиями предыдущего примера.

10 ноября 2003 года ЗАО «Северный ветер» зарегистрировало право собственности на приобретенный земельный участок. Кроме того, фирма получила счет-фактуру от его продавца.

Бухгалтер фирмы включил участок в состав основных средств и принял к вычету НДС по нему. В учете это было отражено следующим образом:

Дебет 01 Кредит 08 субсчет «Приобретение земельных участков»

– 610 000 руб. (600 000 + 10 000) – земельный участок учтен в составе основных средств;

Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19

– 120 000 руб. – принят к вычету НДС по приобретенному земельному участку.

– конец примера –

Мнение налоговиков

МНС придерживается противоположной точки зрения. По мнению налоговиков, фирма не может принять к вычету НДС, уплаченный при покупке земельного участка. Налог нужно включить в стоимость земли. Дело в том, что в соответствии с пунктом 1 статьи 256 Налогового кодекса земля не подлежит амортизации. Следовательно, затраты на ее приобретение не уменьшают облагаемую налогом прибыль. А значит, покупатель земельного участка не имеет права на вычет. Такую позицию налоговики заняли уже давно (см., например, письмо УМНС по Московской области от 4 июня 2001 г. № 06-01/1479) и отказываться от нее пока не собираются.

С одной стороны, безопаснее было бы согласиться с налоговым ведомством. Однако цены на землю продолжают расти, и суммы НДС, которые фирма должна будет «подарить» бюджету, становятся все больше. Поэтому есть смысл поспорить с МНС. Для этого нужно доказать, что фирма имеет право включить стоимость земельного участка в состав расходов, учитываемых при расчете налога на прибыль.

Глава 25 Налогового кодекса каких-то особых правил на этот случай не устанавливает. Следовательно, нужно руководствоваться общим порядком. Согласно пункту 1 статьи 252 Налогового кодекса, расходы фирмы уменьшают облагаемую налогом прибыль в том случае, если они:

– экономически обоснованны;

– документально подтверждены;

– направлены на получение дохода.

В зависимости от вида приобретенного имущества, его стоимость следует включать в состав расходов единовременно или постепенно (то есть через амортизацию).

На земельные участки амортизация не начисляется. Об этом сказано в пункте 2 статьи 256 Налогового кодекса. Поэтому переносить стоимость земли на расходы через амортизационные отчисления нельзя. Однако в этом пункте к «неамортизируемым» объектам вместе с землей отнесены также товары и материально-производственные запасы. Их стоимость можно учесть при расчете налога на прибыль. Это можно сделать в том случае, если соблюдаются два условия:

– расходы на приобретение имущества соответствуют общим требованиям, перечисленным в статье 252 Налогового кодекса;

– этих расходов нет в перечне, приведенном в статье 270 Налогового кодекса.

В статье 270 Налогового кодекса о расходах на приобретение земельных участков не сказано. В ней говорится лишь о затратах на приобретение или создание амортизируемого имущества, к которому земля не относится. Следовательно, расходы на землю, как и расходы на товары и ТМЦ, все-таки можно отражать в налоговом учете. Главное, чтобы фирма использовала приобретенный участок для своей предпринимательской деятельности, а сделка и все связанные с ней расходы были документально подтверждены. А значит, суммы НДС, которые были уплачены при покупке земли, фирма сможет принять к вычету.

Тем, кто решил поступить таким образом, единовременно списывать стоимость участка не стоит. Лучше воспользоваться принципом равномерности признания доходов и расходов, который закреплен в пункте 1 статьи 272 Налогового кодекса, и списывать расходы на покупку земли постепенно, например, как в бухучете списываются расходы будущих периодов. Выбранный фирмой способ равномерного списания расходов на покупку земли нужно закрепить в ее учетной политике. Это может стать дополнительным аргументом в вашу пользу в суде.

Т.А. Евдокимова, эксперт АГ «РАДА»

Начать дискуссию

🥂 На летних верандах разрешили продавать алкогольные напитки

Госдума приняла депутатский законопроект, который разрешает продавать алкоголь на открытых сезонных верандах.

Курсы повышения
квалификации

22
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Борьба с киберпреступлениями выйдет на новый уровень

Замглавы Минцифры Александр Шойтов рассказал о планах в сфере информационной безопасности.

У ИП не может быть только патент, всегда за углом прячется еще одна система налогообложения. «Ночной бухгалтер» № 1686

Некоторые начинающие предприниматели, когда регистрируют ИП (особенно через посредников) и выбирают себе патентную систему, считают, что применят только ее, однако это не так. Из-за такой ошибки ИП может попасть на крупные доначисления, причем за весь год сразу.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Лучшие спикеры, новый каждый день

Брокеры начнут обмениваться информацией о расходах инвесторов

Чтобы налоги с инвестиций рассчитывались корректно, брокеры будут обмениваться информацией с другими участниками рынка по заявлению инвестора.

Власти будут компенсировать до половины затрат за переход на российское «тяжелое» ПО

Правительство запустит новый инструмент поддержки для организаций, которые станут применять так называемое тяжелое российское программное обеспечение.

Бесплатно с Уведомление по ЕНП

Какие налоги войдут в уведомление по ЕНП в мае 2024 года

Одно уведомление в мае бухгалтеры уже сдали по сроку 03.05.2024. Не позднее 27 мая нужно сдать еще одно.

Какие налоги войдут в уведомление по ЕНП в мае 2024 года
Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Кадры

Всех педагогов хотят освободить от лишней бумажной работы

В России уже работает закон, который сократил бюрократическую нагрузку на учителей, но только школ.

Товарно-транспортная накладная (ТТН): форма, заполнение, образец

В составе документов на отгрузку товара присутствует несколько видов бумаг. Состав зависит от способа реализации, прописанного в договоре поставки. Товарно-транспортную накладную в 2023-2024  году заполняют компании, которые доставляют груз покупателю. Это могут быть специализированные организации, занимающиеся перевозками, продавцы и производители товара, покупатели, использующие свой или арендованный транспорт.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Наиболее распространенные ситуации налогового дробления. Как нельзя делить бизнес, с примерами из судебной практики

Приведу в данной статье наиболее типичные (а в чем-то даже одиозные) примеры подобной схемы дробления.

Почему мы теряем деньги вместо того, чтобы их приумножать

По данным НАФИ, 27% россиян младше 24 лет не ведут учет трат и не планируют свой бюджет. При этом москвичи показывают средний уровень финансовой грамотности, набирая 6,9 баллов из 10. Разбираемся, какие финансовые ошибки чаще всего совершают потребители и как этого избежать.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру

⚡️ Итоги дня: шенгенская виза подорожает, Lada можно купить на Wildberries, получение кешбэка стало схемой

Подготовили обзор главных событий дня — 21 мая 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Как на УСН учитывать удержания маркетплейса из дохода за проданный товар

Сейчас многие предприниматели продают свои товары на маркетплейсах. Это электронные площадки для продажи товаров в интернете. Например, Озон, Вайлдберриз и др. ФНС разъяснила, как продавцу на УСН считать доход при удержании маркетплейсом суммы своего вознаграждения из выручки продавца.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Комплексная проверка юридического лица

Проверка юридического лица — это важный этап при сотрудничестве с другой компанией, подписании каких-либо документов, а так же Покупка Предприятия. Подтверждение его легальности и финансового статуса поможет избежать потенциальных неприятных ситуаций в будущем, а так же снижает риски.

Трафик торгового центра и торговой точки: как подсчитать, и зачем это делать

Выбирая ТЦ для открытия розничного магазина, важно оценить его трафик — сколько людей приходят за покупками, и есть ли среди них потенциальные клиенты. Стоит ли верить тем данным, которые предоставляют арендаторам ТЦ, как самостоятельно оценить трафик центра и торговой точки, проанализировать полученную информацию и использовать ее для повышения продаж.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Кадры

Цифра дня. Про трудоголиков

Почти треть россиян называют себя трудоголиками.

Цифра дня. Про трудоголиков
Реклама

Роскомнадзор сделает сдачу отчетности и получение токенов для интернет-рекламы более удобными

Изменения позволят сделать более удобным и доступным процесс сдачи отчетности и присвоения токенов и идентификатора рекламы. Роскомнадзор подготовил проект приказа для рекламодателей.

5 главных ошибок в кадровых документах работодателя

Проблемы с кадровым делопроизводством может привести к серьезным последствиям.

Банки

Формула успеха: как понимание региональной специфики и гибкие бизнес-процессы помогают бизнесу расти и процветать 

В 2024 году Агророс Банку исполняется 30 лет. За это время он превратился из скромного провинциального банка в крупную региональную организацию, отвечающую всем требованиям финансового рынка.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Кому выгодно переходить на налоговый мониторинг? Узнайте на онлайн-мероприятии 23 мая!

Налоговый мониторинг — один из способов сформировать положительную репутацию добросовестного налогоплательщика, а еще это отличный способ снизить административную нагрузку бизнеса. Проверьте, подходит ли мониторинг для вашей компании, на встрече с экспертами.

Интересные материалы

HR-тренды 2024 и их влияние на работу с кадрами

В периоды стремительных изменений важно держать руку на пульсе, отслеживать значимые тенденции и вовремя вносить в свою работу коррективы. Один из ключевых факторов, который сегодня на повестке дня у представителей российского бизнеса, — кадровый голод. Почему его нельзя игнорировать, что стоит предпринять уже сегодня, какие еще тренды наблюдаются в HR-сфере и причем тут цифровизация кадров — читайте в статье.

Иллюстрация: freepik/freepik