Товарный знак

Когда пора регистрировать товарный знак

Основные моменты, о которых нужно знать предпринимателю.
Когда пора регистрировать товарный знак
Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Товарный знак – это то, без чего не может обойтись ни один бизнес вне зависимости от его размера, поскольку является обозначением, по которому предприниматель и его товары (услуги) становятся известными на рынке региона.

Хотите ли вы выйти на маркетплейс со своим товаром или разместить вывеску на здании для привлечения внимания к своей пиццерии или салону красоты – в любом случае нужен товарный знак.

Что дает бизнесу товарный знак

В последние годы с ростом количества субъектов МСП все больше и больше предпринимателей приходят к пониманию, что товарный знак представляет собой уникальный актив с точки зрения возможности реализации предпринимательской и творческой инициативы, а также его привлекательности для инвестиций и увеличения объема производства и сбыта товаров.

Несмотря на нематериальную сущность, товарный знак является:

  • средством индивидуализации товара (услуги);

  • маркером успешности предприятия;

  • гарантией качества и аутентичности товара (услуги);

  • индикатором деловой репутации предприятия;

  • одним из ключевых элементов капитализации предприятия, имеющим стоимостное выражение.

Что надо сделать, чтобы зарегистрировать товарный знак

Чтобы зарегистрировать обозначение и включить его в Государственный реестр товарных знаков, необходимо подать заявку в Роспатент.

Ведомство проводит экспертизу и решает: может оно быть зарегистрировано в качестве товарного знака или нет.

Согласно официальной статистике Роспатента, из 107 030 поданных в 2021 году на регистрацию в качестве товарных знаков обозначений успешно были зарегистрированы лишь 70 860 из них – немногим более 60%.

Не каждое заявляемое в качестве товарного знака обозначение соответствует требованиям законодательства.

Следовательно, необходимо учитывать, что при достаточно длительном сроке экспертизы заявленного на регистрацию обозначения (он может в среднем составлять от 2 до 10 месяцев в зависимости от вида срочности процедуры, ускоренной или обычной) регистрации достигают не все.

Что делать, чтобы вашу заявку одобрили

Важно иметь полную информацию не только относительного того, какие обозначения следует заявлять на регистрацию в качестве товарных знаков, но и когда именно необходимо подавать заявку в Роспатент, чтобы, с одной стороны, как можно скорее товарный знак можно было начать использовать, с другой – избежать риска прекращения его правовой охраны и нарушения прав других лиц на сходные товарные знаки, зарегистрированные в отношении однородных товаров и имеющие более ранний приоритет.

Разберемся, что говорит закон. Итак, смотреть надо:

  • ГК;

  • Правила составления, подачи и рассмотрения документов, являющихся основанием для совершения юридически значимых действий по государственной регистрации товарных знаков, знаков обслуживания, коллективных знаков (утверждены приказом Минэкономразвития от 20 июля 2015 г. № 482).

Требования также прописаны в соответствующих методических рекомендациях. Без знания этих документов сложно самостоятельно и без ошибок подготовить и подать заявку.

Критерии охраноспособности товарного знака

В обобщенном виде критерии охраноспособности (т.е. способности обозначения отвечать требованиям законодательства к товарному знаку – прим. ред.) товарного знака можно сформулировать следующим образом.

Товарный знак:

  • должен обладать различительной способностью и при этом не должен вводить в заблуждение относительно товара, изготовителя или места происхождения товара,

  • не должен нарушать публичных, общественных интересов,

  • не должен нарушать права третьих лиц.

Когда подавать заявку

Относительно того, когда необходимо подавать заявку, ответ с любой точки зрения однозначен: как можно раньше.

Буквально в течение суток после визуализации нового товарного знака дизайнером и его утверждения будущим обладателем следует подать в Роспатент заявку на регистрацию товарного знака.

Уникальность товарного знака заключается в том, что он является, по сути, лицом (визитной карточкой) товара или услуги, при помощи которого потребители могут отличать товары одних производителей от аналогичных по виду и назначению товаров других производителей.

Правильно выбранное обозначение выполняет не только отличительную функцию, но может стать и мощнейшим маркетинговым инструментом для эффективного продвижения продукции и услуг на рынке.

Однако на практике бизнес не всегда проявляет грамотный подход к оформлению прав в отношении товарных знаков.

Хотя здесь следует проводить не менее тщательную проверку, чем, например, при покупке земельного участка, ведь убытки от использования товарного знака без регистрации или от прекращения правовой охраны зарегистрированного товарного знака могут превышать ожидаемые доходы от его капитализации.

Примеры из практики

Практика также показывает, что против любого участника рынка могут совершаться действия по нанесению существенного вреда бизнесу и деловой репутации, например, если недобросовестное лицо подает заявку на регистрацию товарного знака прежде, чем это успевает сделать производитель товара, который опрометчиво разместил на своем сайте изображение новинки в сопровождении нового товарного знака, но еще не потрудился подать заявку на его регистрацию.

В некоторых случаях обладатели так называемых «раскрученных товарных знаков» ошибочно полагают, что поскольку их товарные знаки уже обладают соответствующей репутацией, известностью и узнаваемостью среди потребителей, то их товарные знаки уже находятся под надежной защитой и в дополнительной защите не нуждаются.

Несмотря на то, что нормой статьи 14.4 закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ (ред. от 11.06.2022) «О защите конкуренции» предусмотрены положения о недопущении недобросовестной конкуренции, связанной с приобретением и использованием исключительного права на средства индивидуализации товаров, работ или услуг, тем не менее, ущерб для производителя товаров от действий недобросовестного лица может быть существенным.

Таким образом, временной фактор в оформлении прав на товарный знак играет существенную роль для создания надежной защиты товарного знака как средства индивидуализации и бренда как визуального образа товара.

Что еще может помешать регистрации

Кроме того, регистрации могут препятствовать ранее зарегистрированные или заявленные на регистрацию в отношении однородных товаров и/или услуг сходные до степени смешения товарные знаки третьих лиц.

Производители при этом могут воспользоваться предварительным поиском на предмет наличия подобных обозначений. Это позволит правильно оценить соответствующие риски и минимизировать их. Например, даст возможность внести необходимые коррективы в предполагаемый товарный знак.

Алгоритм действий, предупреждающих наступление неблагоприятных последствий, аналогичных вышеуказанным, можно сформулировать так:

  • сразу после создания бренда рекомендуется подать заявку на регистрацию товарного знака – это позволит обеспечить наиболее раннюю дату приоритета;

  • параллельно необходимо провести поиск по товарному знаку для того, чтобы оценить шансы на регистрацию, а также выявить потенциально опасные товарные знаки. Например, с пограничной степенью сходства, зарегистрированные ранее в отношении однородности или условно однородных товаров;

  • далее анализируются результаты поиска и оценивается целесообразность продолжения делопроизводства по заявке;

  • в случае, если результаты поиска благоприятные, оплачиваются необходимые пошлины за подачу заявки и проведение экспертизы, если они не были оплачены в момент подачи заявки. Остается дождаться результатов экспертизы заявленного товарного знака. В случае, если результаты поиска окажутся неблагоприятными, вносятся корректировки.

В идеале еще на стадии разработки концепции бренда для нового товара рекомендуется создавать по 2-3 рабочих названия и параллельно подавать на них заявки, а также проводить поиски и оценивать шансы на регистрацию.

Делопроизводство целесообразно продолжать только в отношении тех обозначений, шансы на регистрацию которых выше.

Через полгода после регистрации товарного знака, по которому проводилась ускоренная процедура экспертизы, рекомендуется провести мониторинг на выявление сходных товарных знаков, по которым мог испрашиваться более ранний конвенционный или выставочный приоритет.

Также не стоит недооценивать важность наличия ранее зарегистрированного товарного знака с тем же словесным элементом и своевременно продлевать срок действия его регистрации, поскольку самый ранний товарный знак будет гарантом против возможных недобросовестных действий третьих лиц.

Для обеспечения более ранней даты приоритета и обеспечения более широкого объема охраны, сразу после создания основного элемента бренда – названия, следует его подать на регистрацию в качестве словесного товарного знака в Роспатент, не дожидаясь создания, тестирования и доработки графической составляющей бренда.

В условиях изменяющихся тенденций развития рынка в России, а также ситуации, связанной с политической повесткой, могут появляться как новые возможности для бизнеса, так и дополнительные риски и вызовы, поэтому бизнесу следует увеличить глубину планирования, в том числе планирования рисков, связанных с товарными знаками компании, а также обеспечить бизнес гарантиями не только за счет грамотной стратегии, но и посредством правильной расстановки приоритетов на пути от создания бренда до вывода на рынок маркированных им товаров.

Выводы и рекомендации

С учетом вышесказанного, можно сделать следующие выводы:

  • использовать товарный знак без его регистрации достаточно рискованно, поскольку такие действия могут быть квалифицированы как неправомерные, а убытки от возможного нарушения прав третьих лиц могут значительно превысить ожидаемую прибыль;

  • зарегистрированный товарный знак может быть уязвим по отношению к его оспариванию со стороны заинтересованных лиц, как минимум, в течение 5 лет с даты публикации сведений о регистрации товарного знака;

  • расходы, связанные с обеспечением правовой охраны товарного знака, несоизмеримо малы по сравнению с возможными убытками вследствие использования незарегистрированного товарного знака или несвоевременной подачи заявки на регистрацию товарного знака.

В заключении отмечу, что товарный знак регистрируется не ради получения свидетельства, а для решения конкретных бизнес-задач: для продвижения товаров или услуг, вывода бренда на маркетплейс, масштабирования бизнеса за счет создания и продажи франшиз, получения кредитных средств под залог товарного знака.

И это лишь несколько примеров, когда товарный знак работает на бизнес и помогает ему зарабатывать еще больше.

Начать дискуссию

Юристы СПБ Банка разместили шаблон и инструкцию для самостоятельного обращения в OFAC

По информации на сайте, это исчерпывающий перечень документов для обращения на текущем этапе, хотя OFAC может запросить дополнительную информацию.

Курсы повышения
квалификации

21
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Бесплатно с Трудовые отношения

Трудовые споры: обязан ли работодатель выдавать работнику характеристику

Характеристика может понадобиться не только для трудоустройства у нового работодателя, но и для суда, военкомата и для расследования происшествий внутри фирмы. Обязан ли работодатель давать характеристику? И если да, то что в ней должно быть?

Трудовые споры: обязан ли работодатель выдавать работнику характеристику
Ведение бизнеса

Основы предпринимательской экспертизы: как стать успешным предпринимателем

Каждая профессия предполагает наличие у человека определенных качеств. Одни считают, что их можно развить, другие называют это талантом и врожденным даром.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Лучшие спикеры, новый каждый день
Кредитование

Как получить кредит на открытие бизнеса с нуля

Для открытия бизнеса нужен стартовый капитал, сумма которого может составлять до нескольких миллионов рублей. Если у начинающего предпринимателя нет своих накоплений, можно взять кредит. Рассказываем, как его получить и какие есть особенности у целевого кредита на бизнес. 

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру
1
Самозанятые

Резко выросло число самозанятых IT-специалистов: почему

Согласно прогнозам, к 2030 году число IT-специалистов вырастет на 56%. Работодатели предпочитают сотрудничать с самозанятыми, чтобы сохранить ставку НДФЛ 13% с работниками из других стран.

Отчетность

ИП с сотрудниками: налоги и отчетность

Если у предпринимателя есть сотрудники, он уплачивает те же налоги, что ИП без работников. Кроме того, он платит за работников страховые взносы, удерживает с их зарплат НДФЛ и перечисляет его в бюджет. Все нюансы изложены в нашей статье.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Проверки ФАС

Бесплатное обслуживание банком счетов оказалось не таким уж и бесплатным

ПАО Банк Синара исполнил предупреждение ФАС с требованием разместить достоверную информацию о брокерских услугах на своем сайте.

Банки

Центробанк рекомендует усилить контроль за платежными агентами

Дабы исключить высокорисковые операции, регулятор просит следить, чтобы агенты не использовали персональные данные клиентов без их ведома.

Цифровизация в школах чрезмерна, показал опрос председателя Госдумы

Вячеслав Володин у себя в телеграм-канале провел анонимный опрос о чрезмерности цифровизации в школе.

Новости ФНС

Информация о компаниях будет храниться в открытом доступе 1 месяц

ФНС сократила срок хранения открытой информации об организациях с года до одного месяца.

Самозанятых и начинающий бизнес в новых регионах поддержат дополнительно

Правительство приняло решение дополнительно выделить из федерального бюджетам ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областям 3,75 млрд рублей.

Логика вышла из чата: за несданную декларацию по НДС ИП на патенте и самозанятым грозят блокировкой счета.✍«Ночной бухгалтер» № 1685

Бухгалтеры возмущены: их клиентам и работодателям летят требования сдать декларации по ОСНО, такие уведомления получают даже самозанятые. ФНС рекомендует не отвечать на сообщения, если они не касаются компании или ИП, но бухгалтеры опасаются блокировок.

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Создадут единую платформу по борьбе с киберпреступлениями

Замглавы Минцифры Александр Шойтов рассказал о планах в сфере информационной безопасности.

Обзоры новостей

⚡️ Итоги дня: садоводам предложили выдавать бесплатные семена, в Москве подорожал проезд в метро, а стоимость золота обновила рекорд

Подготовили обзор главных событий дня — 20 мая 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Криптовалюта

Где безопасно обменять наличные на крипту

За 15 лет существования криптовалюты* не только не утратили своей актуальности, но наоборот — по популярности приблизились к фиатным деньгам и ценным металлам. Так, капитализация того же Биткоина сегодня превышает 1,4 триллиона долларов, что уже выше, чем у серебра! Неудивительно, что обмен крипты на наличные сегодня так востребован.

Где безопасно обменять наличные на крипту

Как загрузить отчеты о продажах с WB и OZON в 1С:Бухгалтерия

Начиная с релиза 1С:БП 3.0.114.23, в программе появился функционал, который позволяет загружать отчеты из маркетплейсов Ozon и Wildberries. Для WB загрузка данных доступна из табличного документа Excel, а также с помощью интеграции с личным кабинетом. Для площадки Ozon интеграцию с личным кабинетом добавили, начиная с релиза 3.0.126.

Как загрузить отчеты о продажах с WB и OZON в 1С:Бухгалтерия

Начался эксперимент по маркировке силовых кабелей

7 из 16 образцов кабелей и проводов не соответствуют требованиям ГОСТ по качеству и безопасности, поэтому власти проводят эксперимент по маркировке этой продукции.

Обязательная регистрация работодателя в системе ЕИСОТ

С принятием нового порядка обучения у работодателей появилась новая обязанность: помимо проведения внутреннего обучения еще и занесение сведений об обученных в реестр Минтруда.

Обязательная регистрация работодателя в системе ЕИСОТ

Свежая вакансия: «Союзмультфильм» ищет бухгалтера по производству

Компании нужен специалист, который знает основные положения бухгалтерского и налогового учета нематериальных активов.

Интересные материалы

Бухгалтеры

Дарим топовый онлайн-курс «Бухгалтер маркетплейсов-2024» с подпиской «Клерк.Премиум»

При покупке подписки «Клерк.Премиум» от полугода вы получаете наш флагманский курс «Бухгалтер маркетплейсов-2024: учет, налоги, 1С» бесплатно!