Учет расходов

Учет представительских расходов в 2023 году

Коммерческие компании заинтересованы в крепких партнерских отношениях. Их налаживанию способствуют различные мероприятия, например, деловые завтраки, обеды.
Учет представительских расходов в 2023 году
Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Какие виды трат относятся к представительским, как их правильно оформить и учесть, рассказываем дальше.

Какие расходы относятся к представительским

Представительские расходы – это затраты на проведение переговоров с контрагентами и клиентами, а также на организацию заседаний совета директоров.

К ним относят траты на (ст. 264 НК):

  • официальный прием (например, деловой обед, завтрак и тому подобное) или заседание, проводимое как на территории компании, так и за ее пределами, например, в ресторане;

  • буфетное обслуживание во время мероприятия;

  • доставку участников к месту официального приема и обратно, например, от гостиницы или офиса принимающей стороны в ресторан;

  • услуги переводчиков, не состоящих в штате принимающей стороны.

Расходы на алкоголь можно учесть как представительские, если спиртные напитки предназначены именно для официального приема (письмо Минфина от 22.01.2019 № 03-03-06/1/3120).

Не относятся к представительским расходам траты, не имеющие отношения к деловой встрече на (письмо Минфина от 01.12.2011 № 03-03-06/1/796):

  • развлекательные и оздоровительные мероприятия (например, посещение боулинга, бильярда, экскурсий, театров, тренажерного зала, бассейна, сауны);

  • оплату проезда из других населенных пунктов;

  • проживание лиц, приглашенных для участия в официальном приеме;

  • покупку призов, дипломов для участников приема.

Зачастую партнерам на переговорах вручают подарки. Это могут быть письменные принадлежности, цветы, сувениры.

Минфин считает, что такие затраты не уменьшают налог на прибыль (письмо Минфинаот 16.08.2006 № 03-03-04/4/136). Однако если на сувениры нанесена символика принимающей стороны, то такие расходы можно учесть как представительские (письмо УФНС по городу Москве от 30.04.2008 № 20-12/041966.2).

Норматив представительских расходов

В налоговом учете представительские расходы включают в состав прочих расходов только в пределах 4% от затрат организации на оплату труда (п. 2 ст. 264 НК).

Представительские расходы, которые превышают этот норматив, в прочих расходах не учитываются и налогооблагаемую прибыль фирмы не уменьшают.

Если компания использует метод начисления, то для расчета предельного размера представительских расходов необходимо учитывать начисленную сумму расходов на оплату труда (п. 4 ст. 272 НК).

Если фирма определяет доходы и расходы кассовым методом, то траты на оплату труда учитывают в размере погашения задолженности перед сотрудниками по выплате зарплаты (пп. 1 п. 3 ст. 273 НК).

Норматив считают нарастающим итогом с начала года, поэтому затраты, не уложившиеся в норматив в текущем квартале, можно учесть в следующих.

Пример

ООО «Альфа» в I квартале потратило на проведение переговоров с представителями компании-покупателя 36 тыс. рублей, в том числе НДС 6 тыс. рублей. В II квартале таких трат не было.

Расходы на оплату труда составили:

  • за I квартал – 477 тыс. рублей;

  • полугодие – 1 007 тыс. рублей.

Норматив представительских расходов в I квартале составляет 19 080 рублей (477 000×4 %).

Это меньше фактической величины трат, поэтому для налога на прибыль учитываем только 19 080 рублей. Принимаем к вычету НДС 3 816 рублей (19 080×20 %).

Норматив за полугодие составляет 40 280 рублей. (1 007 000×4 %).

Это больше фактической величины, поэтому списание представительских расходов можно провести полностью.

Тридцатого июня признаем остаток расходов 10 920 рублей (30 000 – 19 080) и принимаем к вычету остаток НДС 2 184 рублей (6 000 – 3 816).

Документальное оформление представительских расходов

Расходы учитываются в составе представительских согласно п. 2 ст. 264 НК при наличии оформленных в рамках действующего законодательства первичных документов, подтверждающих затраты на проведение деловых встреч в рамках переговоров с клиентами (письмо Минфина от 01.11.2010 № 03-03-06/1/675).

Для целей налогообложения прибыли такие траты должны соответствовать критериям, прописанным в п. 1 ст. 252 НК:

  • быть экономически обоснованными;

  • быть документально подтвержденными.

Подтверждающими документами могут служить (письма Минфина от 10.04.2014 № 03-03-РЗ/16288, от 01.11.2010 № 03-03-06/1/675, 22.03.2010 № 03-03-06/4/26, письмо ФНС от 08.05.2014 № ГД-4-3/8852):

  • приказ (распоряжение) руководителя организации об осуществлении расходов на проведение встреч;

  • смета представительских расходов;

  • отчет о представительских расходах по проведенным официальным приемам;

  • первичные документы (накладные, акты, чеки), в том числе в случае использования приобретенных на стороне каких-либо товаров, оплаты услуг сторонних организаций.

Конкретный перечень документов нужно установить в локальном нормативном акте компании, например, в положении о представительских расходах. Формы документов следует утвердить в учетной политике организации.

Ниже подробно разберем, как такие документы составить и приведем их образцы.

Образец положения о представительских расходах

Утвержденной формы положения о представительских расходах не существует. Каждая компания разрабатывает его самостоятельно.

В положение включают:

  • общие положения, в которых речь идет о его предназначении;

  • термины и понятия, используемые в документе;

  • цели осуществления представительских расходов;

  • перечень представительских расходов – в соответствии с п. 2 ст. 264 НК;

  • лимит представительских расходов;

  • список документов, используемых предприятием в целях учета представительских затрат и формирования отчетности по ним;

  • список сотрудников, отвечающих непосредственно за проведение официальных мероприятий;

  • список сотрудников, отвечающих за решение тех или иных задач в рамках учета представительских расходов и формирования отчетности по ним и так далее.

Положение может содержать формы используемых документов. Оно может быть утверждено в качестве:

  • самостоятельного локального нормативного акта;

  • приложения к учетной политике предприятия.

Образец приказа о проведении представительского мероприятия

Форму приказа о проведении официального приема компания также разрабатывает самостоятельно.

Документ включает в себя:

  • название компании, если документ составляется не на бланке;

  • название (оно может звучать, к примеру, как приказ о проведении делового обеда);

  • цель делового мероприятия;

  • формулировку «Приказываю...»;

  • размер представительских расходов;

  • список специалистов, ответственных за проведение делового ужина или обеда;

  • список задач, которые возлагаются на этих работников;

  • названия приложений при их наличии. В качестве приложений может выступать смета, программа мероприятия и так далее.

Приказ подписывает руководитель компании. С документами необходимо ознакомить под подпись сотрудников, ответственных за проведение мероприятия.

Образец сметы представительских расходов

Форму сметы представительских расходов фирма разрабатывает самостоятельно.

В нее включают:

  • гриф утверждения, который состоит из слова «Утверждаю», Ф.И.О., должности и подписи лица, заверившего документа. Как правило, смету расходов утверждает генеральный директор компании;

  • название, состоящее из слова «Смета» и названия мероприятия, на проведение которого планируются траты. Например, «Смета представительских расходов на организацию и проведение переговоров с представителями компании „Гамма“ 21 апреля 2022 года»;

  • сведения о запланированном количестве участников официального приема (партнеры, сотрудники фирмы, внештатные приглашенные лица);

  • перечень трат, который оформляют в табличной форме: в первом столбце проставляют порядковый номер вида расходов, во втором – название вида расходов, в третьем – запланированную сумму трат;

  • информацию об общей сумме предполагаемых издержек;

  • сведения о составителе сметы. Им может быть коммерческий директор, главный бухгалтер или другое заинтересованное должностное лицо. Проставляется Ф.И.О., должность и личная подпись.

Образец отчета о представительских расходах

В отчет о представительских расходах необходимо включить:

  • дату и место проведения официального приема;

  • цель мероприятия;

  • результаты, достигнутые по его итогам. Например, можно указать номера и даты заключенных договоров;

  • список приглашенных физических лиц, организаций и их представителей, принимавших участие в деловом ужине или обеде;

  • список сотрудников компании, участвовавших в мероприятии;

  • виды и размеры понесенных трат. Удобнее всего такие данные включить в таблицу. В первой графе указать порядковый номер вида трат, во второй – название вида затрат, в третьей – запланированную сумму издержек в соответствии со сметой, в четвертой – размер фактических трат, в пятой – реквизиты документов, подтверждающих расходы.

Документ подписывает сотрудник или сотрудники, отвечающие за проведение мероприятия, и утверждает руководитель компании.

Образец расчета представительских расходов

Расчет планируемых представительских трат определяют в смете.

Фактические расходы приводят в отчете о проведении представительского мероприятия. Образцы этих документов можно посмотреть выше в соответствующих разделах статьи.

Бухгалтерские проводки по учету представительских расходов

Если официальный прием проводят с участием потенциальных или уже существующих клиентов и его цель – увеличение объема продаж, то расходы учитывают в качестве коммерческих по дебету счета 44 «Расходы на продажу».

В других случаях расходы могут быть учтены как управленческие на счете 26 «Общехозяйственные расходы» (пп. 5, 7 ПБУ 10/99 «Расходы организации»).

Датой признания представительских расходов может быть (пп. 16, 18 ПБУ 10/99):

  • дата утверждения авансового отчета, если товары и услуги для проведения официального приема были оплачены через подотчетное лицо;

  • дата утверждения отчета о представительских расходах.

Понесенные траты отражают следующими проводками:

Операция

Дебет

Кредит

Учтены представительские расходы

44 (26)

60 (76)

Отражен НДС по представительским расходам

19

60 (76)

Принят к вычету НДС в части представительских расходов, принимаемых для целей налогообложения прибыли

68

19

Оплачены товары (работы, услуги), приобретенные в представительских целях

60 (76)

51 (71)

Налоговый учет представительских расходов: налог на прибыль и НДС

Представительские расходы учитывают в составе прочих расходов (пп. 22 п. 1 ст. 264 НК). Учесть можно не всю сумму таких расходов, а только ту, которая укладывается в норматив. О правилах нормирования мы рассказали выше.

Момент признания расходов зависит от метода учета, который применяет компания:

  • при методе начисления представительские расходы по общему правилу признают в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от того, когда товары или услуги были оплачены (п. 1 ст. 272 НК). Например, расходы, оплаченные через подотчетное лицо, признают на дату утверждения авансового отчета (пп. 5 п. 7 ст. 272 НК);

  • при кассовом методе представительские расходы можно учесть только после их фактической оплаты (п. 3 ст. 273 НК).

НДС принимают к вычету только по тем представительским расходам, которые учтены для налога на прибыль. При увеличении учитываемой суммы расходов в следующем квартале можно допринять НДС к вычету (ст. 171 НК).

Пример

ООО «Альфа» в I квартале 2023 года провело ряд встреч с партнерами.

Представительские расходы составили 960 тыс. рублей, в том числе НДС 20 процентов – 160 тыс. рублей.

Затраты на оплату труда за I квартал 2023 года – 16 млн рублей.

В II квартале 2023 года представительские расходы составили 240 тыс. рублей, в том числе НДС 20 процентов – 40 тыс. рублей.

Затраты на оплату труда за полугодие 2023 года – 30 млн рублей.

Налог на прибыль

При уплате налога на прибыль за I квартал 2023 года для целей налогообложения можно учесть только часть представительских расходов в размере 640 000 рублей (16 000 000×4 %).

При расчете налогооблагаемой базы за полугодие предельный размер представительских расходов составит 1 200 000 рублей (30 000 000×4 %).

То есть при уплате налога на прибыль за полугодие можно учесть всю сумму представительских расходов в размере 1 000 000 рублей (960 000 – 160 000 + 240 000 – 40 000).

«Клерк.Премиум»подписка, которую любят бухгалтеры!

  • эксперты рядом 24 на 7: ответят на вопросы, помогут заполнить отчет, настроить 1С, разобраться в изменениях;

  • более 600 вебинаров и онлайн-курсов специально для бухгалтера;

  • выгодная цена! За курсы и вебинары даем сертификаты.

Забирайте лучший бухгалтерский подарок!

НДС

В связи с тем, что в I квартале 2023 года из 800 000 рублей (960 000 – 160 000) представительских расходов по нормативу можно учесть только 640 000 рублей, к вычету можно принять только часть «входного» НДС в размере 128 000 рублей (640 000×20 %).

По итогам полугодия вся сумма представительских расходов может быть учтена для целей исчисления налога на прибыль.

Следовательно, в II квартале можно принять к вычету НДС в размере остатка 32 000 рублей (160 000 – 128 000) плюс «входной» налог в сумме 40 000 рублей. Итого 72 000 рублей.

Начать дискуссию

Приняли на работу нового сотрудника: как оформить ЕФС-1 в 2024 году, пример

По каждому принятому сотруднику нужно отчитаться в СФР — заполнить подраздел 1.1 формы ЕФС-1. Даём пошаговую инструкцию для отчётов 2024 года.

Приняли на работу нового сотрудника: как оформить ЕФС-1 в 2024 году, пример

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Поставлена задача войти в число 25 ведущих стран мира по роботизации

Для достижения национальной цели «Устойчивая и динамичная экономика» президент поставил задачу по плотности роботизации.

📕 💪 Акция «Не МАЙся — заниМАЙся»! Самые нужные курсы по 3 690 рублей!

Успейте купить топовые курсы «Клерка» за 3 690 рублей до 13 мая! Для акции мы выбрали нужные для бухгалтера онлайн-курсы: они помогут освоить востребованные навыки, актуализировать знания к лету, освоить новую нишу, чтобы вырасти в карьере и увеличить доход.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
1
Лучшие спикеры, новый каждый день

🔥 Акция «Не МАЙся — заниМАЙся!»: топовые онлайн-курсы по 3 690 рублей

До 13 мая вы можете купить лучшие онлайн-курсы «Клерка» по учету на маркетплейсах, финансовому моделированию, ВЭД, зарплате и бухгалтерии с нуля за 3 690 рублей!

КоАП РФ

Таможенная служба назвала самые распространенные предметы правонарушений

По линии административного производства таможенные органы ФТС России возбудили 40 625 дел. Из них почти половина приходится на юридических лиц — 17 923.

ИП на упрощенке переехал в новый регион: как платить налог и сдавать отчетность. Риски фиктивной миграции

Встать на учет в качестве индивидуального предпринимателя можно только в ИФНС по месту жительства гражданина. Рассказываем, что делать ИП на УСН при смене адреса проживания: как встать на учет, куда отчитываться и платить «упрощенный» налог, какие ставки применять, какие риски могут возникнуть.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Общество

Опубликован отчет о бесплатной юридической помощи за прошлый год

Минюст подготовил доклад о реализации государственной политики в области обеспечения граждан РФ бесплатной юридической помощью в 2023 году.

Как организовать прием оплаты по СБП в сфере услуг: фитнес-клубах, салонах красоты и автосервисах

Рассказываем, в чем особенность приема оплаты по СБП в сфере услуг — в фитнес-центрах, салонах, автосервисах и на автомойках — и как удобно его организовать.

Как организовать прием оплаты по СБП в сфере услуг: фитнес-клубах, салонах красоты и автосервисах
2

ФНС изменила сроки публикации о задолженностях в открытом доступе

Важная информация.

Что такое оферта по облигациям, когда это хорошо, а когда плохо

Каждый, кто инвестирует в облигации, рано или рано сталкивается с таким понятием как оферта — законной возможностью для эмитента переобуться на лету. Придумали её явно не для того, чтобы инвестором жить было лучше, но веселее — уж точно. Смотрим, когда это гуд, какие бывают типы оферты, разбираемся в подводных камнях.

Что такое оферта по облигациям, когда это хорошо, а когда плохо

Mastercard заработала в Китае: историческое событие

Американская и международная платёжная система начала обработку внутренних платежей через совместное предприятие NetsUnion JV.

ЕНС (нюанс процедуры взыскания) — опасность кредитования бизнеса за счет несвоевременной уплаты налогов

Рассмотрим занятный, но не сильно "подсвеченный" момент, связанный с формированием решения о взыскании налогов и сборов в условиях действия ЕНС. Как следствие — приостановление операций по счетам.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Мишустин пошел на второй срок: какие задачи стоят перед правительством и кто останется в кресле

10 мая 2024 года депутаты Госдумы утвердили Михаила Мишустина в должности председателя Правительства России. Его кандидатуру внес президент.

Виды факторинга: что выбрать бизнесу в 2024 году

Любому бизнесу важно находить эффективные решения по управлению дебиторской и кредиторской задолженностью и поддержанию стабильного денежного потока. Один из наиболее действенных финансовых инструментов — факторинг. Рассмотрим основные виды факторинга и поможем определиться с выбором оптимального решения для вашего бизнеса.

Виды факторинга: что выбрать бизнесу в 2024 году
Инвестиции

Продал акции Газпрома. Какие акции покупать вместо них?

Рассказываю.

Продал акции Газпрома. Какие акции покупать вместо них?

Как мы помогли нашему клиенту выиграть процесс в Лондонском международном арбитражном суде

Как мы помогли нашему клиенту выиграть процесс в Лондонском международном арбитражном суде
Общество

Куда идут в аспирантуру: самые востребованные направления

Росстат назвал самые распространенные направления подготовки среди выпускников в аспирантуре по итогам 2023 года.

УК РФ

На юрлиц стали чаще возбуждать уголовные дела за таможенные нарушения

Таможенные органы отчитались, что возбудили 641 уголовное дело в 1 квартале 2024 года.

Стартовал эксперимент с электронными студенческими билетами и зачетками: что дает

Электронные студенческие билеты и зачетные книжки появятся на Госуслугах. Их можно использовать наравне с бумажными.

Интересные материалы

Договор ГПХ: на какой срок можно заключить

Компании и предприниматели сотрудничают с внештатниками на основании договора ГПХ. Рассказываем, на какой срок можно составить договор гражданско-правового характера, и какие последствия могут быть, если указать срок неверно.

Договор ГПХ: на какой срок можно заключить