Ведение бизнеса

Особенности развития компании в условиях франшизы

В статье рассматриваются положительные стороны покупки и работы по франшизе для индивидуальных предпринимателей и небольших компаний, и определяются необходимые аспекты взаимовыгодного сотрудничества брендов и покупателей франшиз, а также приводятся метрики, помогающие оценить эффективность использования рассматриваемой модели масштабирования.
Особенности развития компании в условиях франшизы
Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

На сегодняшний день франшиза является одной из форм развития бизнеса, которая позволяет многим предпринимателям получить доступ к успешной бизнес-модели, в то же время не требуя от них полного контроля над брендом или бизнес-процессами.

Франшиза позволяет компаниям-участникам получить необходимые знания, поддержку и ресурсы для запуска и развития своего бизнеса, а бренду получить возможность для быстрого масштабирования при низком уровне издержек.

Однако, не все компании могут успешно развиваться в условиях франшизы, так как возможности предпринимателей зависят от большого числа факторов, а не только от узнаваемости бренда и выстроенной системы бизнес-процессов.

Развитие популярности франшизы в качестве способа масштабирования компаний

Эксперты утверждают, что в последние десятилетия развитие франшиз становится все более популярным методом масштабирования крупных корпораций, организаций и брендов.

Широкие возможности по масштабированию и увеличению географического присутствия на рынке для брендов и отсутствие необходимости в выстраивании собственных бизнес-процессов, развитии бренда и комплексной работе с маркетингом для франчайзи делают данную стратегию привлекательной для каждого из рассматриваемых контрагентов.

Широкое распространение использования франшиз как метода масштабирования и ведения бизнеса доказывают статистические данные:

  • В 2020 году в США было зарегистрировано более 773 000 франчайзи, которые работали в более чем 300 отраслях экономики (по данным от Национальной ассоциации франшизы США).

  • На сегодняшний день в странах Европы работают более 200 000 франчайзи. Данные компании заняты предпринимательской деятельностью в более чем 20 отраслях экономики (по данным от Европейской федерации франшизы).

  • По данным Международной ассоциации франчайзинга, в 2018 году в мире модель франчайзинга использовалась в 75 странах.

  • Согласно исследованию от компании Franchise Direct, в 2021 году наиболее популярными отраслями для франшиз были ресторанный бизнес, фитнес, предоставление образовательных продуктов и услуг, а также предоставление услуг по уходу за домом и автомобилями.

Важные аспекты создания франшизы

Одной из основных особенностей развития компании при использовании модели франчайзинга является установление четких правил, процедур и регламентов для всех франчайзи.

Этот шаг необходим для того, чтобы сохранить единство бренда и бизнес-процессов, что позволяет создать и поддерживать единое позиционирование бренда для потребителей.

Однако, данная стратегия может ограничить творческий подход франчайзи и привести к утрате локальной адаптации бизнеса под специфические условия местного рынка.

Еще одной особенностью успешного применения франшизы, как указывают исследователи, является реализация постоянной поддержки и обучения франчайзи со стороны владельца бренда. Не все франчайзи могут оказаться достаточно компетентными для успешного управления бизнесом, что может привести к снижению качества продукции и услуг и, как следствие, к снижению репутации бренда.

Исходя из данной вероятности консалтинговые агентства рекомендуют проводить углубленный анализ предприятий и индивидуальных предпринимателей, желающих приобрести франшизу, а также предоставлять регулярную профессиональную поддержку по обучению сотрудников, в особенности находящихся на позиции менеджеров. 

Также одним из важнейших аспектов является необходимость строгого контроля за финансовыми и организационными вопросами ведения бизнеса. В случае несоблюдения финансовых норм и правил, франчайзи может поставить под угрозу финансовую устойчивость компании-владельца бренда.

Более того, несоблюдение организационных правил может привести к нарушению бизнес-процессов, что может повлечь снижение качества продукции и предоставляемых по франшизе услуг и, как следствие, может снизить деловую репутацию бренда и лояльность целевой аудитории.

Оценка эффективности компаний, работающих в условиях франшизы

Одной из важнейших и основных метрик, по которой оценивается эффективность использования модели франчайзинга, является коэффициент рентабельности инвестиций (ROI).

Данный коэффициент позволяет оценить эффективность инвестиций в развитие бизнеса, а также показать, насколько они окупились. Чем выше значение ROI, тем более эффективными являются инвестиции.

Чем выше показатель параметра ROI, тем больше прибыли компания извлекает из каждой инвестированной денежной единицы. Однако, очень высокий уровень ROI может указывать на то, что компания не инвестирует достаточно в свой бизнес и может упускать возможности для роста и повышения темпов масштабирования.

Оптимальный уровень ROI зависит от конкретной отрасли и может быть различным для разных компаний и рынков, но положительным показателем для франчайзи является значение, превышающее 100%. 

Кроме того, для оценки эффективности развития компании, которая применяет в процессе масштабирования модель франчайзинга, можно использовать статистические данные по количеству новых франчайзи, общему объему продаж, а также по количеству претензий и жалоб со стороны франчайзи.

Ниже в статье представлен ряд основных показателей, используемых аналитиками для оценки степени развития бренда при использовании франшиз:

  • число активных франчайзи — количество фирм, работающих по франшизе;

  • доля франчайзи в отрасли — процентное соотношение числа франчайзи к общему числу фирм в рассматриваемой отрасли, помогающее определить степень присутствия бренда;

  • выживаемость франчайзи — доля франчайзи, которые остаются на рынке в течение определенного рассматриваемого периода времени;

  • средний доход франчайзи (как правило, используется средний годовой доход компаний-франчайзи);

  • средний доход франчайзера — общая метрика, показывающая суммарный финансовый результат (как правило, в годовом выражении). 

Исследователи отмечают, что в большинстве случаев компании, использующие франшизу в качестве вектора развития и масштабирования, показывают стабильные положительные результаты, как и компании-франчайзи.

По статистическим данным аналитиков, в США 90% франчайзи остаются на рынке после 5 лет работы, а в Великобритании, по данным британской ассоциации франшиз BFA, за 2020 году 97% франчайзи показали положительные финансовые результаты.

Более того, показатели франшиз являются статистически высокими даже в сферах бизнеса с высокой конкуренцией. Например, согласно отчету от компании «Franchise Direct», в 2021 году в США средний годовой доход франчайзи в отрасли ресторанов составил $1,1 млн, а средний доход франчайзеров — $2,6 млн.

Примеры успешных кейсов

Примером успешной франшизы, который заслуживает внимания, является компания «DinoMashine».

Это предприятие специализируется на производстве аниматроников для парков развлечений, а также на строительстве скалодромов, аттракционов и колес обозрения.

«DinoMashine» выделяется на рынке своей доступностью и понятностью для потребителя. Они предлагают полный цикл производства, начиная с разработки программного обеспечения для движения фигур и заканчивая созданием каркасов и окрашиванием.

Уникальность «DinoMashine» заключается в том, что она остается единственной компанией подобного рода в СНГ и уверенно занимает лидирующие позиции на мировом рынке благодаря успешной франчайзинговой модели. Этот бренд уже создал колесо обозрения и Дино-парк, которые готовятся к отправке в Хургаду, а также планирует открытие парков в Шарм-Эль-Шейхе и Дубае.

К тому же, под франшизой «DinoMashine» разрабатывается самое крупное колесо обозрения в мире. Расчеты говорят сами за себя: их бизнес-модель на основе франчайзинга позволяет прогнозировать увеличение прибыли до 500 миллионов рублей.

Начать дискуссию

ОСАГО

Как страховые компании манипулируют с ОСАГО + каско

Финансовый уполномоченный Светлана Максимова выявила недобросовестные практики по смешиванию договоров ОСАГО и каско.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Бухгалтеры обсуждают «отмазки» от ведения кадров и воинского учета. 👩‍💼«Ночной бухгалтер» № 1681

Бухгалтерам нередко навязывают дополнительные обязанности, вроде ведения воинского учета. Клиенты и руководители понимают только слово «учет» и не вникают в специфику. Как отказаться от ненужных забот или... подзаработать на этом.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Акции «Яндекса» начнут продаваться на Мосбирже с 10 июля

Ценные бумаги МКПАО «Яндекс» допустят к торгам с 8 июля, а 10 июля Мосбиржа проведет делистинг акций нидерландской компании Yandex N.V.

Лучшие спикеры, новый каждый день
Отпуска

Неожиданно: отпуск может официально длиться несколько часов

Роструд разъяснил возможность предоставления по ТК отпуска без сохранения заработной платы на несколько часов.

Кадры

Названы регионы — лидеры по числу сезонных вакансий

Весной работодатели разместили более 14 тысяч различных предложений трудоустройства и вакансий с сезонной занятостью на портале «Работа России».

Готовим пояснения для налоговой инспекции по отчётной кампании

После отчётной кампании проверяющие могут потребовать дать пояснение. У них могут появиться любые вопросы, и, возможно, на них придётся отвечать. А от ответов будет зависеть исход отчётного периода. Разбираемся на практике и примерах, как составлять пояснения.

Готовим пояснения для налоговой инспекции по отчётной кампании
Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Антон Силуанов остался министром финансов

Силуанов возглавляет Минфин с 16 декабря 2011 года.

ОСАГО

Автоюристам могут сократить поле для деятельности

Финансовый уполномоченный Светлана Максимова на конференции «Claims&Pays 2024. Урегулирование убытков в страховании» предложила меры по снижению случаев вовлечения автоюристов в урегулирование споров по ОСАГО.

НДФЛ

Стало известно, когда налоговые вычеты станут автоматическими

Для получения вычетов по НДФЛ больше не понадобится собирать справки и другие подтверждающие документы. Налоговая с 2026 года сама рассчитает размер вычета и автоматически переведет нужную сумму.

⚡️ Итоги дня: Вышла новая версия нейросети GPT-4o, депутаты подрались в парламенте Грузии, а Почта России быстрее отправляет посылки

Подготовили обзор главных событий дня — 14 мая 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Счетная палата: компании задолжали больше 30 млрд рублей по земельному налогу

Главной проблемой для аудиторов стали земельные участки, которые принадлежат фирмам, исключенным из ЕГРЮЛ.

Криптообменники в Москва Сити: где обменять криптовалюту на наличные рубли

Международный деловой центр «Москва-Сити», расположенный на Пресненской набережной, объединяет в себе зоны отдыха и деловой активности, и именно здесь расположено большинство офисов, в которых можно обменять крипту на наличные, и наоборот.

Криптообменники в Москва Сити: где обменять криптовалюту на наличные рубли
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров
Бесплатно с Трудовые отношения

Дополнительное соглашение к трудовому договору: как его правильно оформить — примеры

При приеме на работу все существенные условия, на которых человек будет трудиться, указывают в трудовом договоре. В процессе работы может возникнуть необходимость их изменить. Разберем, какие условия можно скорректировать, как корректно оформить дополнительное соглашение к трудовому договору.

Дополнительное соглашение к трудовому договору: как его правильно оформить — примеры

Госдума готовит закон о маркировке контента от нейросетей

Изображения, тексты, аудио и видео, созданные искусственным интеллектом, могут ввести пользователей в заблуждение. Поэтому депутаты предложили маркировать сгенерированный контент. А если он будет распространяться без маркировки, то материалы заблокируют.

Выпуск КЭП с использованием ЕБС: что это такое, как получить, и зачем нужно

Раньше выпустить квалифицированную электронную подпись удаленно могли только те, у кого был действующий сертификат ЭП. Теперь такая услуга стала доступна новым пользователям — подтвердить свою личность удаленно можно с помощью государственной Единой биометрической системы (ЕБС).

Выпуск КЭП с использованием ЕБС: что это такое, как получить, и зачем нужно
Зарплата

В 2025 году бюджетникам будут платить по-новому. Минтруд запустит пилотный проект

Чтобы фиксированные выплаты бюджетникам были не ниже МРОТ, Минтруд запустит пилотный проект с новой системой оплаты труда. В первую очередь изменения затронут работников из сферы образования и здравоохранения.

Как работодателю законно отказаться от обучения по охране труда

Абсолютно все работодатели обязаны организовать и провести обучение своих работников по охране труда. Это реализуется посредством внутреннего и внешнего обучения, инструктажей нескольких видов и стажировки на рабочем месте.

Как работодателю законно отказаться 
от обучения по охране труда
Интернет и IT

💡 Большинство компаний из электронной коммерции пользуются искусственным интеллектом. Но не все технологии приживутся, говорит эксперт

Представители сферы e-commerce инвестируют в новые технологии на базе искусственного интеллекта примерно 5% бюджета.

Цифра дня. Про мотивацию

Самым эффективным способом мотивации сотрудников работодатели считают регулярный пересмотр зарплаты.

Цифра дня. Про мотивацию

Интересные материалы

Над чем будет работать Минтруд ближайшие 6 лет: программа

Антон Котяков выступил перед депутатами Госдумы и представил программу работы Минтруда на ближайшие 6 лет, до 2030 года.