Договор без регистрации: быть или не быть?

Договор аренды недвижимости на срок более года Гражданский кодекс требует зарегистрировать. Только тогда он начнёт действовать. Означает ли это, что без регистрации арендную плату надо начислять за счёт чистой прибыли?

Договор аренды недвижимости на срок более года Гражданский кодекс требует зарегистрировать. Только тогда он начнёт действовать. Означает ли это, что без регистрации арендную плату надо начислять за счёт чистой прибыли?

Собственное помещение необходимо любой фирме: под офис, склад, цех, торговый зал и другие нужды. Однако деньги на его покупку есть далеко не у каждой из них. Таким фирмам приходится прибегать к услугам арендодателя.

Прежде чем получить помещение в пользование, нужно заключить письменный договор аренды. Чаще всего его составляют на срок более года. Арендаторам это выгодно, поскольку они достаточно много вкладывают в отделку помещения и оборудование. В то же время арендодателю долгосрочный договор гарантирует, что помещение будет не простаивать, а приносить доход.

Опять регистрация?

Если фирма заключила договор аренды недвижимости на срок более года, она обязательно должна его зарегистрировать в Едином государственном реестре прав. Такое требование содержит статья 651 Гражданского кодекса. Кроме того, об этом говорится в информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 июня 2000 г. № 53. Правда, оно действует только в отношении аренды нежилых помещений.

Договор считают заключенным только с момента его государственной регистрации. Отсутствие таковой влечет недействительность договора.

Обратите внимание: если вы заключите договор аренды менее, чем на год, и в нем будет условие о том, что при отсутствии возражений сторон договор продлевается на неопределенный срок, его регистрировать не надо (п. 11 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 16 февраля 2001 г. № 59).

Есть еще один способ, который поможет избежать регистрации. Так, вместо одного долгосрочного вы можете заключить с арендодателем несколько краткосрочных договоров (на срок менее года).

Пример 1

ООО «Корнет» хочет арендовать у ООО «Альянс» помещение под склад на три года.

Чтобы не регистрировать договор аренды, фирмы решили заключить его три раза на срок по одному году:

  • по договору аренды № 1 «Корнет» получает в распоряжение помещение с 1 ноября 2003 года по 31 октября 2004 года;
  • по договору аренды № 2 «Корнет» получает в распоряжение помещение с 1 ноября 2004 года по 31 октября 2005 года;
  • по договору аренды № 3 «Корнет» получает в распоряжение помещение с 1 ноября 2005 года по 31 октября 2006 года.

Сама регистрация отнимает немало времени. Как правило, на это уходит как минимум месяц. Бывает, что фирма уже платит арендные платежи, так и не начав процесс регистрации. Это обстоятельство добавляет бухгалтерам трудностей. Возникает вопрос: можно ли в налоговом учете отразить затраты по незарегистрированному договору?

Плутовская логика

Большинство налоговиков считают, что нельзя. При этом они ссылаются на пункт 5.4 Методических рекомендаций по применению главы 25 «налог на прибыль организаций» (утверждены приказом МНС России от 20 декабря 2002 г. № БГ-3-02/729): «Размер арендных платежей... устанавливается договором, заключенным в порядке, установленном гражданским законодательством».

При этом они комментируют, что раз договор не имеет юридической силы ввиду отсутствия регистрации, то арендные платежи по нему не могут быть установлены документально. Ведь единственный документ, в котором определяют их размер, – это сам договор. Поэтому, по мнению налоговиков, не выполняется условие документального подтверждения расходов и, следовательно, на налог на прибыль такие затраты не влияют (п. 1 ст. 252 НК РФ).

Нас не проведешь

На первый взгляд налоговики рассуждают вполне логично. Но это только на первый взгляд. Инспекторы забывают о том, что гражданское законодательство и налоговое – не одно и то же. Первое из них регулирует правоотношения сторон, а второе курирует исключительно платежи в бюджет, в том числе и налога на прибыль.

В то же время отсутствие регистрации договора аренды влечет его недействительность только с точки зрения гражданского законодательства, но не налогового. Сам же Налоговый кодекс для принятия к учету расходов по договору аренды требует выполнения только двух условий (ст. 252 НК РФ):

  • расходы должны быть документально подтверждены;
  • экономическая целесообразность расходов.

    Как видно, требования о регистрации договора кодекс не содержит. Что касается экономической целесообразности, то проблем не возникает. Как правило, достаточно инспектору объяснить, зачем на самом деле вам нужно арендуемое помещение.

    Остановимся на документальном подтверждении расходов. Заметьте, Налоговый кодекс для принятия к учету затрат требует подтвердить сам факт того, что они были: «Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации» (п. 1 ст. 252 НК РФ).

    Таким образом, фирме нужны оправдательные расходные документы. Таковыми же, как известно, помимо договора является «первичка»: платежные поручения, кассовые чеки, счета-фактуры, акты выполненных работ и др. Поэтому даже если договор не действует, но есть документы, подтверждающие расходы по нему, то фактически фирма выполняет условия для отражения их в налоговом учете. Главное, чтобы вся «первичка» по договору была оформлена правильно.

    Хотя вполне возможно, что такой расклад может и не понравиться налоговикам. Однако тогда у них появится дополнительная проблема – опровергнуть вышесказанные рассуждения в суде.

Учет арендных платежей

В бухгалтерском учете затраты на аренду помещений отражают как расходы по обычным видам деятельности. Причем не имеет значения, уменьшают они налогооблагаемую прибыль или же нет.

Что касается налогового учета, то такие затраты надо включать в состав прочих расходов. На это указано в статье 264 Налогового кодекса.

Пример 2

ЗАО «Актив» арендовало у ООО «Мираж» помещение под склад. Договором определена фиксированная сумма арендной платы. Она составляет 18 000 руб. (в том числе НДС – 3000 руб.) в месяц.

«Мираж» работает без предоплаты и выставляет счет за оказанные услуги в конце каждого месяца. При его получении бухгалтер «Актива» делает такие проводки:

Дебет 44

Кредит 60 субсчет «Расчеты с арендодателем»

– 15 000 руб. (18 000 – 3000) – начислена арендная плата;

Дебет 19

Кредит 60 субсчет «Расчеты с арендодателем»

– 3000 руб. – учтен НДС по арендной плате;

Дебет 60 субсчет «Расчеты с арендодателем»

Кредит 51

– 18 000 руб. – перечислена арендная плата;

Дебет 68 Кредит 19

– 3000 руб. – произведен налоговый вычет.

Обратите внимание, что если арендовано муниципальное помещение с участием комитета по управлению имуществом, то арендатор становится налоговым агентом по НДС (п. 3 ст. 161 НК РФ). Поэтому с суммы арендной платы надо самостоятельно удержать НДС и перечислить его в бюджет.

В противном случае поставить к вычету налог на добавленную стоимость по арендной плате фирма не сможет.

В. Середняков, аудитор
Источник материала: «Практическая Бухгалтерия»

Начать дискуссию

Юристы СПБ Банка разместили шаблон и инструкцию для самостоятельного обращения в OFAC

По информации на сайте, это исчерпывающий перечень документов для обращения на текущем этапе, хотя OFAC может запросить дополнительную информацию.

Курсы повышения
квалификации

21
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Бесплатно с Трудовые отношения

Трудовые споры: обязан ли работодатель выдавать работнику характеристику

Характеристика может понадобиться не только для трудоустройства у нового работодателя, но и для суда, военкомата и для расследования происшествий внутри фирмы. Обязан ли работодатель давать характеристику? И если да, то что в ней должно быть?

Трудовые споры: обязан ли работодатель выдавать работнику характеристику
Ведение бизнеса

Основы предпринимательской экспертизы: как стать успешным предпринимателем

Каждая профессия предполагает наличие у человека определенных качеств. Одни считают, что их можно развить, другие называют это талантом и врожденным даром.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Лучшие спикеры, новый каждый день
Кредитование

Как получить кредит на открытие бизнеса с нуля

Для открытия бизнеса нужен стартовый капитал, сумма которого может составлять до нескольких миллионов рублей. Если у начинающего предпринимателя нет своих накоплений, можно взять кредит. Рассказываем, как его получить и какие есть особенности у целевого кредита на бизнес. 

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру
1
Самозанятые

Резко выросло число самозанятых IT-специалистов: почему

Согласно прогнозам, к 2030 году число IT-специалистов вырастет на 56%. Работодатели предпочитают сотрудничать с самозанятыми, чтобы сохранить ставку НДФЛ 13% с работниками из других стран.

Отчетность

ИП с сотрудниками: налоги и отчетность

Если у предпринимателя есть сотрудники, он уплачивает те же налоги, что ИП без работников. Кроме того, он платит за работников страховые взносы, удерживает с их зарплат НДФЛ и перечисляет его в бюджет. Все нюансы изложены в нашей статье.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Проверки ФАС

Бесплатное обслуживание банком счетов оказалось не таким уж и бесплатным

ПАО Банк Синара исполнил предупреждение ФАС с требованием разместить достоверную информацию о брокерских услугах на своем сайте.

Банки

Центробанк рекомендует усилить контроль за платежными агентами

Дабы исключить высокорисковые операции, регулятор просит следить, чтобы агенты не использовали персональные данные клиентов без их ведома.

Цифровизация в школах чрезмерна, показал опрос председателя Госдумы

Вячеслав Володин у себя в телеграм-канале провел анонимный опрос о чрезмерности цифровизации в школе.

Новости ФНС

Информация о компаниях будет храниться в открытом доступе 1 месяц

ФНС сократила срок хранения открытой информации об организациях с года до одного месяца.

Самозанятых и начинающий бизнес в новых регионах поддержат дополнительно

Правительство приняло решение дополнительно выделить из федерального бюджетам ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областям 3,75 млрд рублей.

Логика вышла из чата: за несданную декларацию по НДС ИП на патенте и самозанятым грозят блокировкой счета.✍«Ночной бухгалтер» № 1685

Бухгалтеры возмущены: их клиентам и работодателям летят требования сдать декларации по ОСНО, такие уведомления получают даже самозанятые. ФНС рекомендует не отвечать на сообщения, если они не касаются компании или ИП, но бухгалтеры опасаются блокировок.

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Создадут единую платформу по борьбе с киберпреступлениями

Замглавы Минцифры Александр Шойтов рассказал о планах в сфере информационной безопасности.

Обзоры новостей

⚡️ Итоги дня: садоводам предложили выдавать бесплатные семена, в Москве подорожал проезд в метро, а стоимость золота обновила рекорд

Подготовили обзор главных событий дня — 20 мая 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Криптовалюта

Где безопасно обменять наличные на крипту

За 15 лет существования криптовалюты* не только не утратили своей актуальности, но наоборот — по популярности приблизились к фиатным деньгам и ценным металлам. Так, капитализация того же Биткоина сегодня превышает 1,4 триллиона долларов, что уже выше, чем у серебра! Неудивительно, что обмен крипты на наличные сегодня так востребован.

Где безопасно обменять наличные на крипту

Как загрузить отчеты о продажах с WB и OZON в 1С:Бухгалтерия

Начиная с релиза 1С:БП 3.0.114.23, в программе появился функционал, который позволяет загружать отчеты из маркетплейсов Ozon и Wildberries. Для WB загрузка данных доступна из табличного документа Excel, а также с помощью интеграции с личным кабинетом. Для площадки Ozon интеграцию с личным кабинетом добавили, начиная с релиза 3.0.126.

Как загрузить отчеты о продажах с WB и OZON в 1С:Бухгалтерия

Начался эксперимент по маркировке силовых кабелей

7 из 16 образцов кабелей и проводов не соответствуют требованиям ГОСТ по качеству и безопасности, поэтому власти проводят эксперимент по маркировке этой продукции.

Обязательная регистрация работодателя в системе ЕИСОТ

С принятием нового порядка обучения у работодателей появилась новая обязанность: помимо проведения внутреннего обучения еще и занесение сведений об обученных в реестр Минтруда.

Обязательная регистрация работодателя в системе ЕИСОТ

Свежая вакансия: «Союзмультфильм» ищет бухгалтера по производству

Компании нужен специалист, который знает основные положения бухгалтерского и налогового учета нематериальных активов.

Интересные материалы

Бухгалтеры

Дарим топовый онлайн-курс «Бухгалтер маркетплейсов-2024» с подпиской «Клерк.Премиум»

При покупке подписки «Клерк.Премиум» от полугода вы получаете наш флагманский курс «Бухгалтер маркетплейсов-2024: учет, налоги, 1С» бесплатно!