Налог на рекламу

О курицах и яйцах, а также расходах на рекламу

Возможностей уменьшить налог на прибыль становится все меньше? Многим с детства хорошо знакома сказка, где главные герои, заблудившиеся голодные дети Гендель и Гретель, нашли в дремучем лесу прянично-леденцовый домик, обрадовались и попытались откусить по кусочку. А в домике, оказывается, проживала страшная ведьма, тоже голодная, которая промышляла тем, что заманивала детей в сладкий теремок, а там...

Возможностей уменьшить налог на прибыль становится все меньше? Многим с детства хорошо знакома сказка, где главные герои, заблудившиеся голодные дети Гендель и Гретель, нашли в дремучем лесу прянично-леденцовый домик, обрадовались и попытались откусить по кусочку. А в домике, оказывается, проживала страшная ведьма, тоже голодная, которая промышляла тем, что заманивала детей в сладкий теремок, а там...

Автор никоим образом не намеревается сравнивать наши уважаемые налоговые органы ни с какими голодными сказочными героями. Однако недавно опубликованное письмо УМНС по г. Москве от 16 сентября 2003 г. № 26-08/50782 "О расходах на рекламу"* (далее - Письмо) навеяло некоторые ассоциации. Так, в виде "пряничного домика" представились положения, установленные подпунктом 28 пункта 1 и пунктом 4 статьи 264 Налогового кодекса, касающиеся расходов на рекламу. Согласно абзацу 4 пункта 4 статьи 264 Налогового кодекса, расходы на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, на оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов, на изготовление рекламных брошюр и каталогов, на уценку товаров, полностью или частично потерявших свои первоначальные качества при экспонировании, признаются для целей налогообложения прибыли в объеме фактических затрат.

Вспомним, что Налоговый кодекс является законом прямого действия, и обратим внимание, что в указанном перечне рекламных расходов организаций, произведенных, конечно же, в ходе деятельности, направленной на извлечение доходов, отсутствует точное указание:

  • на то, где производятся мероприятия, связанные с выставкой-продажей реализуемых (в частности, оптовой организацией) товаров;
  • на то, где расположены оформленные за счет рекламодателя (то есть обусловливающие именно его расходы) витрины, комнаты образцов и демонстрационные залы, на каком основании (на правах собственности ли, аренды ли и т. д.) принадлежит рекламодателю указанное имущество;
  • на то, где надлежит распространять изготовленные за счет рекламодателя рекламные брошюры и каталоги, а также, какая конкретно информация должна в них содержаться и в каком порядке производится рекламная акция по их распространению.

Безусловно, данная информация и способ ее распространения должны соответствовать определению рекламы, установленному статьей 2 Федерального закона от 18 июля 1995 г. № 108-ФЗ "О рекламе". Информация должна быть предназначена для неопределенного круга лиц и обязана формировать или поддерживать интерес к рекламодателю, его товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний. При этом в Законе "О рекламе" не указано, что интерес к цене товара для российского покупателя не актуален и реализации никак не способствует.

НЕ ВСЕ ТАК ПРОСТО

Рассмотрим те положения и выводы Письма, которые, по мнению автора, являются наиболее спорными.

Производитель рекламного каталога 1 Магазин 2 Оптовый продавец

1 - магазин оплачивает производство рекламного каталога.

2 - оптовый продавец возмещает Магазину стоимость производства рекламного каталога.

В пункте 1 Письма содержится вывод о том, что, распространяя каталоги своих товаров среди покупателей, организации розничной торговли формируют интерес не столько к потребительским свойствам товаров, сколько к возможности приобретения этих товаров в конкретном месте по конкурентоспособным (наиболее привлекательным) ценам. Получается, что формирование интереса к приобретению товаров не отвечает целям их реализации, в том числе конечному потребителю (населению). Отсюда возникает вопрос, подобный классическому "что первично - курица или яйцо?". Так кто же заинтересован в рекламе реализуемого товара: оптовая или розничная организация?

Очевидно, что оптовик увеличит (стабилизирует) спрос на свой товар, если позаботится о продвижении его на всех этапах реализации, в том числе стимулируя рост спроса на товар своего покупателя (розничной организации). Ведь в конечном итоге все участники процесса реализуют один и тот же товар, то есть "скованы одной цепью". Даже если довести ситуацию до абсурда и предположить, что организация розничной торговли, участник рекламной акции, немедленно после ее проведения прекратит закупки отрекламированных товаров у оптовика, то эффект от рекламы должен побудить население со "сформированным интересом" покупать (спрашивать) этот товар в другой точке розничной торговли, которая является (или станет) покупателем товара у оптовика-рекламодателя. Кроме того, разве выставки, ярмарки, экспозиции, перечисленные в 4 абзаце пункта 4 статьи 264 Налогового кодекса, не проводятся также в конкретном месте в целях информирования того же неопределенного круга лиц? Почему-то к расходам, связанным с раздачей каталогов при проведении указанных мероприятий, у налоговых органов претензий нет.

Оптовая организация, компенсируя расходы предприятия розничной торговли на изготовление каталогов, фактически осуществляет свою долю расходов по проведению совместной рекламной акции в конкретных торговых точках в интересах обеих сторон. Вызывает недоумение вывод налоговых органов о том, что оптовики, осуществляя расходы по проведению "выездной" рекламной акции (например, раздача каталогов в магазинах), якобы руководствуются исключительно бескорыстными помыслами, а не предпринимательским интересом. Далее цитируем Письмо: "... данные расходы оптового продавца нельзя признать произведенными для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. На основании ст. 252 НК РФ такие расходы не могут быть учтены в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль".

Отстаивая свою позицию (понятно какую) по рассмотренному пункту Письма, налогоплательщик-рекламодатель (оптовая организация) должен доказать выполнение условий признания в налоговом учете рекламных расходов в соответствии с пунктом 1 статьи 252 Налогового кодекса, то есть обоснованность, документальное подтверждение и направленность произведенных расходов на получение дохода. Для этого организация может предъявить соответствующие соглашения с партнерами (в данном случае с организациями розничной торговли) о сотрудничестве в области реализации конкретных товаров, о проведении совместной рекламной акции, план и смету рекламных мероприятий на отчетный период и т. п. Если точка розничной торговли работает в качестве комиссионера по реализации товаров оптовика, то в договоре комиссии (дополнительном соглашении к нему) могут быть распределены обязанности сторон в части рекламы реализуемого товара. Справочные документы, отчеты маркетологов, подтверждающие рост (стабилизацию) объемов продаж товара конкретному партнеру (партнерам) в течение определенного периода после проведения рекламной кампании, также могут служить подтверждением эффективности (то есть обоснованности - экономической оправданности) произведенных рекламных расходов.

Изучая пункт 2 Письма, следует обратить особое внимание на то, что налоговые органы однозначно требуют от рекламодателя учитывать специальные витрины, стеллажи, паллетные выкладки, на которых изображена рекламная символика распространяемых марок товаров, в качестве оборудования в составе основных средств в соответствии с пунктом 1 статьи 257 Налогового кодекса.

Поскольку далее в пункте 2 Письма речь идет о рекламных расходах, связанных с амортизируемым имуществом, то просто напомним, что объекты ОС признаются для целей налогообложения прибыли амортизируемым имуществом, если они находятся у налогоплательщика на праве собственности, используются им для извлечения дохода, срок их полезного использования превышает 12 месяцев, а первоначальная стоимость свыше 10 000 рублей (п. 1 ст. 256 НК РФ).

Для определенности дальнейшего анализа пункта 2 Письма считаем, что рекламодатель-оптовик использует в "выездной" рекламной акции именно объекты ОС, признаваемые в налоговом учете амортизируемым имуществом и предназначенные для размещения исключительно рекламируемого товара.

В абзаце 3 пункта 2 Письма приведена ситуация, когда товары организации розничной торговли выкладываются (рекламируются) на оборудовании оптовика без проведения взаиморасчетов за использование этого оборудования. Далее следует вывод о том, что все плоды рекламной акции в этом случае достаются хозяину торгового зала (организации розничной торговли), а указанное оборудование подлежит исключению из состава амортизируемого имущества как якобы фактически переданное организации розничной торговли в безвозмездное пользование (п. 3 ст. 256 НК РФ). Не повторяя вышеприведенные рассуждения о степени заинтересованности обоих участников совместной рекламной акции в продвижении "общих" товаров, заметим, что если бы указанное оборудование (например, витрина) использовалось в офисе оптовика, то его рекламные расходы определялись бы как "расходы на оформление витрин", которые в соответствии с абзацем 4 пункта 4 статьи 264 Налогового кодекса признаются для целей налогообложения прибыли в полном объеме. Как показано выше, конкретное место расположения витрин в данном абзаце ст.264 НК РФ не оговаривается.

Способы документального подтверждения того факта, что в данном случае о передаче оптовиком имущества в безвозмездное пользование точке розничной торговли даже не может идти речи, аналогичны вышеприведенным для ситуации с распространением рекламных каталогов.

Также представляется не бесспорным приведенный в абзацах 2, 5 пункта 2 Письма вывод о том, что если оптовый продавец арендует площади точки розничной торговли для размещения своего рекламного оборудования, то сумма амортизационных отчислений по такому оборудованию и расходы на аренду площади могут быть учтены в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль в составе расходов на рекламу, подлежащих нормированию в процентах от полученной в отчетном периоде выручки. Следуя этой логике, нормированию также подлежат расходы по аренде, например, офиса оптовой организации в части площади, занятой витриной, комнатой образцов, демонстрационным залом, а также сумма амортизационных отчислений по всем основным средствам, использованным для оформления этих объектов.

Для полной ясности следовало разъяснить, что оформление - это только выкладка рекламируемых товаров и ни копейкой больше, но в Налоговом кодексе этого не написано. Отвлекаясь от Письма, заметим, что в Налоговом кодексе отсутствует также и прямое указание рекламодателю, использующему арендованное оборудование (те же специальные витрины и т. п.), например, в собственном демонстрационном зале, исключить расходы на аренду оборудования из состава расходов на оформление этого зала. Пусть нас рассудят дизайнеры и приведут точное нормативное определение термина "оформление" (если оно, конечно, существует).

Как правило, автор предпочитает не доводить дело до суда и при разрешении спорных вопросов рекомендует в первую очередь заручиться официальным письменным разъяснением в свой адрес налоговых или других уполномоченных государственных органов. К сожалению, в ситуации с Письмом ответ уже заранее известен и неутешителен. Остается воспользоваться общеизвестным пунктом 7 статьи 3 Налогового кодекса, где установлено, что все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

Письмо УМНС по г. Москве от 16 сентября 2003 г. № 26-08/50782 "О расходах на рекламу" содержит разъяснения, направленные для сведения и руководства в работе подчиненным инспекциям. Этот документ не является даже приказом, инструкцией и методическими указаниями по вопросам, связанным с налогообложением, которые, впрочем, также не относятся к актам законодательства о налогах и сборах, обязательным для исполнения налогоплательщиками (п. 2 ст. 4 НК РФ).

* Документ опубликован в журнале "Вестник московского бухгалтера" № 40.

Елена ВЕДЕНИНА, эксперт по бухгалтерскому учету и налогообложению

Начать дискуссию

Бесплатно с Отчетность в СФР

Технический сбой в СФР: кто отвечает за несдачу ЕФС-1

Суды поставили точку в принципиальном деле: должен ли страхователь платить 500 руб. за непредставление ЕФС-1, если СФР не уведомил об обновлении сертификатов шифрования.

Технический сбой в СФР: кто отвечает за несдачу ЕФС-1

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Станет больше трудовых гарантий для тех, кто предоставлен частными кадровыми агентствами

Для частных кадровых агентств занятости в ТК установят ряд запретов, а персоналу на аутстаффинге дадут права и гарантии, как у штатных работников.

РПД, Fasta и Кнап — что лучше для бухгалтера? Обзор программ

В наше время, бухгалтеры стали ключевыми участниками в управлении финансами компании, а выбор правильного программного обеспечения стал неотъемлемым фактором эффективности их работы. Рассмотрим популярные на рынке программы РПД, Fasta и Knap и попробуем определить, что лучше для бухгалтера.

Лучшие спикеры, новый каждый день
Общество

Володин заверил, что цифрового рабства не будет

Председатель Госдумы Вячеслав Володин прокомментировал, какую роль должны играть цифровые технологии и цифровизация в современном мире.

Цифра дня. Про бухгалтеров

С начала года спрос на специалистов в сфере бухгалтерии и финансов вырос в 1,5 раза.

Цифра дня. Про бухгалтеров

С 1 июля начнется новый эксперимент по маркировке алкоголя. Он распространится на коктейли

Производители алкогольной продукции крепостью до 9% будут наносить маркировку на акцизную марку напитков.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Бесплатно с Больничные

Сколько дней оплачивается по больничному листу на заболевшего ребенка в 2024. Мини-курс

В мини-курсе разберем, кто может оформить больничный по уходу за ребенком, кто его оплатит, в какие сроки и за сколько дней.

Сколько дней оплачивается по больничному листу на заболевшего ребенка в 2024. Мини-курс

Зачем нужен логотип для бизнеса и как он помогает в продвижении?

О таких вещах лучше спрашивать у заядлых спецов, поэтому мы взяли интервью у Арины Созиной. Она специализируется на графическом дизайне, дизайне в соцсетях и ранее уже работала с разработкой логотипов.

Банки

Росфинмониторинг разрешил открывать счета без визита в банк

Если клиент уже открывал счет и лично присутствовал в банке, то он сможет дистанционно завести счет в другой кредитной организации.

В ТК пропишут полноценную альтернативную возможность предоставления персонала

Депутаты уточнят процедуру временного перевода к другому работодателю с приостановлением первоначального трудового договора.

Что такое криптовалюта простыми словами и как она работает

Криптовалюта — это цифровые деньги, которые были созданы для того, чтобы люди или организации могли переводить друг другу средства без участия банков или иных финансовых организаций. Такие прямые расчеты позволяют не платить комиссии посредникам и существенно ускорить процесс перевода финансовых ресурсов.

Иллюстрация: theshubhamdhage/unsplash
УСН

😱 Суперцена на коллекцию курсов по УСН! Три онлайн-курса за 7 490 рублей!

В коллекции курсов по УСН есть все, чтобы вырасти до главбуха на УСН. Вас ждет много полезного материала, детальный разбор рабочих задач и много практики под руководством преподавателей «Клерка». Сейчас вы можете купить коллекцию из трех курсов дешевле, чем купили бы любые два по отдельности!

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Остатки маткапитала предлагают выдавать семьям

Остатки по программе материнского капитала образуются за счет ежегодной индексации его размера. Невостребованные суммы можно выдавать на руки родителям, чтобы они могли оплачивать кружки для детей.

Теневые IT: как неконтролируемые технологии влияют на безопасность компании

Каждая десятая компания в мире сталкивалась с киберинцидентами из-за теневых ИТ. Рассказываем, что это такое, какие риски несет и как их снизить.

Теневые IT: как неконтролируемые технологии влияют на безопасность компании

Проверок работодателей станет больше: соглашения приравняют к закону

Роструд получит полномочие проверять выполнение работодателями обязательств по трехсторонним соглашениям.

В 2026 году госзакупки будут полностью переведены в электронный формат

Минфин выполнил все задачи для повышения эффективности бюджетных расходов, остается только завершить начатые проекты.

95% льгот по имущественным налогам предоставляют без заявлений

Больше 5 лет ФНС применяет проактивный он же беззаявительный порядок предоставления налоговых льгот по налогам на имущество физических лиц.

Общество

Минтруд хочет увеличить прожиточный минимум до 17,7 тысяч рублей

Размер прожиточного минимума скорректируют с учетом медианного дохода населения за 2023 год. Сейчас ПМ составляет 15 453 рубля.

Конвертация одной валюты в другую с использованием счета 57.22 в 1С:Бухгалтерии предприятия ред. 3.0

Расчеты в иностранной валюте далеко не просты, а в нынешнее санкционное время стали еще сложнее. Многие организации вынуждены применять конверсионные операции в своей хозяйственной деятельности. Что это такое простыми словами и как они отражаются в 1С:Бухгалтерии предприятия ред. 3.0 расскажем в этом материале. 

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
1

Интересные материалы

Что такое рентабельность продаж

Если бизнес растет, вместе с выручкой должна увеличиваться и прибыль. Но бывает так, что предприниматель смотрит только на общий оборот и не замечает, что расходы слишком высоки и ему ничего не остается. Чтобы не терять деньги из виду, нужно следить за рентабельностью продаж. Рассказываем, как это делать и каким образом она помогает найти проблемные зоны в бизнесе.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
1