Мой адрес – не дом и не улица

Налоговая не дает покоя? Придирается по мелочам? Отношения совсем испортились? Пора менять «прописку».

Налоговая не дает покоя? Придирается по мелочам? Отношения совсем испортились? Пора менять «прописку».

Непрекращаемые споры с инспекторами и безумные очереди в налоговой – кредо жизни бухгалтеров. Периодически возникает неуемное желание изменить своей «родной» инспекции. В наше время это возможно... Надо всего лишь поменять юридический адрес фирмы. Ведь только он служит основанием для выбора обслуживающей налоговой. По идее, юридический и фактический (почтовый) адреса должны совпадать. Однако в жизни такое происходит редко. Налоговики не следят за подобным нарушением и не штрафуют... потому что санкций нет. Почему нет санкций? Да потому, что термин «фактическое местонахождение организации» – это всего лишь профессиональный сленг. В законодательстве его нет. Следовательно, и оштрафовать не за что.

Инспекторам важно знать действительное местоположение офиса, чтобы они безошибочно могли нагрянуть с проверкой. Вот если вы ей сообщите его неправильный адрес, фирма заплатит штраф 500 рублей за «непредставление сведений (информации)» (ст. 19.7

КоАП РФ). Все это дает возможность организации сменить инспекцию, не меняя фактического адреса. Ведь переезд может быть лишь документальным. Отметим, что только сменой «налоговой прописки» это не обойдется. Предстоит еще встать на учет в новые территориальные отделения ФСС, ФОМС, ПФР.

Мигрируем в спокойные края

«Найти» новый юридический адрес вы можете по-разному. Рассмотрим варианты.

Вариант 1 «легкий, но дорогой». Фирма покупает нужный юридический адрес. Продавцами являются многочисленные юридические фирмы, найти которые через Интернет проще простого (достаточно открыть Rambler и набрать в строке поиска «продажа юридических адресов»). У них есть целая база компаний и учреждений, предоставляющих подобные адреса. Типичный пример: у научно-исследовательского института есть огромное помещение. Оно условно делится на участки по 6 квадратных метров, каждый из которых отдельно сдается в аренду. Иными словами, фактически одну и ту же комнату, согласно документам, арендуют десятки фирм. По этому поводу ведут даже специальные реестры, кто и где условно поселился.

В Москве за сам адрес придется заплатить от 100 долларов. Обратите внимание: это цена договора аренды или договора о сотрудничестве, который действует определенный срок. Обычно он не превышает полугодия. По прошествии этого времени аренду надо продлить. Хотя делать это в срочном порядке не обязательно. Контролеры такое не отслеживают. Прекращение договора может «всплыть», когда фирма обратится в инспекцию за совершением каких-то юридических действий: изменением учредительных документов, получением свидетельства и др. Тогда фирму, вероятно, обяжут принести копию нового договора.

У юридических контор есть целый прайс-лист по «сервисному обслуживанию». Так, подготовка необходимого пакета документов для регистрации изменений обойдется где-то в 10 000 рублей. Бухгалтеру останется только посещать инспекцию. Если вы хотите полностью оградить себя от забот с новым юридическим адресом (услуга называется «адрес “под ключ”»), сумма возрастет примерно вдвое. Время его готовности – один-два месяца. Заметим, госпошлину 2000 рублей и стоимость нотариальных услуг зачастую не включают в «стоимость адреса» и, как следствие, фирму вынуждают нести незапланированные расходы. Поэтому рекомендуем эти нюансы оговорить отдельно.

Вариант 2 «трудный, но дешевый». Коммерсант сам ищет юридический адрес. Как это обычно делают? Если нет дружественных компаний, которые смогли бы формально сдать помещение (или даже его часть) в аренду, подходящие предложения ищут через газеты бесплатных объявлений и Интернет.

Вариант 3 «экстремальный». Фирму регистрируют на домашний адрес одного из работников или знакомых. Хоть этот вариант и противозаконный, он на сегодняшний день широко распространен. Причина проста: адрес не надо покупать, вероятность наступления ответственности очень мала, да и сами санкции невелики – штраф 5000 рублей за «предоставление недостоверных сведений о юридическом лице» (ст. 14.25 КоАП РФ). Правда, иногда налоговики пытаются ликвидировать организации с разными адресами. Но попытками обычно все и заканчивается. Если фирма уплачивает налоги и сдает отчетность, арбитражный суд ее не закроет (см., например, постановление ФАС Московского округа от 24 февраля 2002 г. по делу № КА-А40/2605-02).

Заметим, что статья 288 Гражданского кодекса запрещает гражданам «поселять» у себя юридические лица: «Гражданин – собственник жилого помещения может использовать его для личного проживания и проживания членов его семьи». Поэтому в своем заявлении в поле «Адрес (место нахождения)» фирмы часто указывают вместо номеров квартир («кв.») номера комнат («комн.»). Дабы не вызывать лишних подозрений у налоговиков.

Но прежде пройдем Голгофу

Итак, вы решили сменить налоговую инспекцию самостоятельно. Без помощи юридических контор. Несмотря на то что в законе о госрегистрации (Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ) весь процесс смены юридического адреса выглядит гладко, в жизни все далеко не так. Дело это хлопотное, отнимает от полутора до двух месяцев. Так что запаситесь терпением.

Формально процедура смены налоговой инспекции следующая. Из-за изменения адреса фирмы корректируют ее устав. А это, как известно, нужно зарегистрировать в налоговой. Чтобы это сделать, представьте туда:

  • заявление (форма утверждена постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. № 439);
  • решение или протокол собрания учредителей о внесении изменений;
  • новую редакцию устава (с учетом изменений);
  • документ об уплате госпошлины в сумме 2000 рублей.

Взамен вам дадут расписку об их получении. Отметим, что вышеуказанные документы, за исключением последнего, предварительно визируют у нотариуса. На все про все налоговикам отводится пять рабочих дней со дня получения ими всех бумаг. Однако на самом же деле это занимает одну-две недели. По окончании этого времени вам дадут свидетельство о том, что изменения в госреестр благополучно внесены.

На его основании налоговая не позднее следующего дня выписывает фирму и выдает ей об этом информационное письмо. Далее регистрационное дело пересылается вместе с копией свидетельства о регистрации и выпиской из госреестра в налоговую инспекцию по новому адресу. Постановка на учет должна быть оформлена уже на следующий рабочий день после получения выписки.

Но это не все. Бухгалтера ждет еще второй круг испытаний. Все документы, где фигурировал старый адрес, организации надо получать снова: новое свидетельство о КПП, новые коды статистики (хотя сами коды останутся прежними), свидетельство об ИНН, даже банковскую карточку придется сменить. В них будет указан новый юридический адрес организации.

И в заключение буквально пару слов о внебюджетных фондах. Как уже было сказано, эпопея со сменой юридического адреса затронет и их. Перечень нужных им документов примерно таков: свидетельство о КПП, коды статистики, свидетельство о регистрации изменений адреса и заявление. Но его желательно уточнить по телефону.

внимание

Снимаясь с учета в прежней налоговой инспекции, будьте готовы к проверкам. Конечно, нет стопроцентной вероятности, что вы попадете в план выездных проверок. Но уж сверку расчетов с бюджетом налоговики сделают точно. Так что, если у вас с учетом не все в порядке, «переезд» лучше отложить до лучших времен.

Ю. Духно, эксперт ПБ
Материал предоставлен журналом «Практическая бухгалтерия», №4 2004 г

Начать дискуссию

Бесплатно с Больничные

Сколько дней оплачивается по больничному листу на заболевшего ребенка в 2024. Мини-курс

В мини-курсе разберем, кто может оформить больничный по уходу за ребенком, кто его оплатит, в какие сроки и за сколько дней.

Сколько дней оплачивается по больничному листу на заболевшего ребенка в 2024. Мини-курс

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Банки

Росфинмониторинг разрешил открывать счета без визита в банк

Если клиент уже открывал счет и лично присутствовал в банке, то он сможет дистанционно завести счет в другой кредитной организации.

В ТК пропишут полноценную альтернативную возможность предоставления персонала

Депутаты уточнят процедуру временного перевода к другому работодателю с приостановлением первоначального трудового договора.

Лучшие спикеры, новый каждый день

Что такое криптовалюта простыми словами и как она работает

Криптовалюта — это цифровые деньги, которые были созданы для того, чтобы люди или организации могли переводить друг другу средства без участия банков или иных финансовых организаций. Такие прямые расчеты позволяют не платить комиссии посредникам и существенно ускорить процесс перевода финансовых ресурсов.

Иллюстрация: theshubhamdhage/unsplash
УСН

😱 Суперцена на коллекцию курсов по УСН! Три онлайн-курса за 7 490 рублей!

В коллекции курсов по УСН есть все, чтобы вырасти до главбуха на УСН. Вас ждет много полезного материала, детальный разбор рабочих задач и много практики под руководством преподавателей «Клерка». Сейчас вы можете купить коллекцию из трех курсов дешевле, чем купили бы любые два по отдельности!

Остатки маткапитала предлагают выдавать семьям

Остатки по программе материнского капитала образуются за счет ежегодной индексации его размера. Невостребованные суммы можно выдавать на руки родителям, чтобы они могли оплачивать кружки для детей.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Теневые IT: как неконтролируемые технологии влияют на безопасность компании

Каждая десятая компания в мире сталкивалась с киберинцидентами из-за теневых ИТ. Рассказываем, что это такое, какие риски несет и как их снизить.

Теневые IT: как неконтролируемые технологии влияют на безопасность компании

Проверок работодателей станет больше: соглашения приравняют к закону

Роструд получит полномочие проверять выполнение работодателями обязательств по трехсторонним соглашениям.

В 2026 году госзакупки будут полностью переведены в электронный формат

Минфин выполнил все задачи для повышения эффективности бюджетных расходов, остается только завершить начатые проекты.

95% льгот по имущественным налогам предоставляют без заявлений

Больше 5 лет ФНС применяет проактивный он же беззаявительный порядок предоставления налоговых льгот по налогам на имущество физических лиц.

Общество

Минтруд хочет увеличить прожиточный минимум до 17,7 тысяч рублей

Размер прожиточного минимума скорректируют с учетом медианного дохода населения за 2023 год. Сейчас ПМ составляет 15 453 рубля.

Конвертация одной валюты в другую с использованием счета 57.22 в 1С:Бухгалтерии предприятия ред. 3.0

Расчеты в иностранной валюте далеко не просты, а в нынешнее санкционное время стали еще сложнее. Многие организации вынуждены применять конверсионные операции в своей хозяйственной деятельности. Что это такое простыми словами и как они отражаются в 1С:Бухгалтерии предприятия ред. 3.0 расскажем в этом материале. 

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
1
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Что такое рентабельность продаж

Если бизнес растет, вместе с выручкой должна увеличиваться и прибыль. Но бывает так, что предприниматель смотрит только на общий оборот и не замечает, что расходы слишком высоки и ему ничего не остается. Чтобы не терять деньги из виду, нужно следить за рентабельностью продаж. Рассказываем, как это делать и каким образом она помогает найти проблемные зоны в бизнесе.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
1

🔫 Межведомственные спецкомиссии будут пресекать задержку зарплат. Привлекать к ответственности не могут, но будут дисциплинировать, поясняет эксперт

Для борьбы с задержкой выплаты заработной платы предпримут новые меры. Они будут прописаны в ТК.

Что делать, если магазин или маркетплейс отказывается продавать товар по указанной цене

Разбираемся, какое мнение у Роспотребнадзора и судов, когда магазин или маркетплейс отказываются продавать товар по указанному ценнику.

Иллюстрация: Pavel Danilyuk/pexels

Добился выхода из состава ООО недобросовестного участника при корпоративном конфликте

Один из участников ООО, владевший 50% доли в уставном капитале и не участвовавший в делах компании, потребовал у второго участника выкупить его долю за половину рыночной стоимости активов. Как удалось добиться его выхода из состава ООО без вреда для деятельности общества — читайте далее.

Власти хотят увеличить НДФЛ для тех, кто зарабатывает 1 млн руб. в год. Мнение властей и бухгалтеров

В России хотят изменить прогрессивную шкалу налогообложения. Президент Владимир Путин предложил подумать над увеличением налоговой нагрузки на людей с более высокими доходами. Власти планируют поднять ставку НДФЛ до 15% для россиян с годовым доходом от 1 млн руб., или примерно от 83,3 тыс. в месяц.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Суд изъял акции Климовского патронного завода у частных инвесторов

Иск прокуратуры удовлетворен, а решение суда будет немедленно исполнено. Госкорпорация «Ростех» планирует взять активы завода под свое управление.

ФСБУ

Как учесть расходы на создание и продвижение сайта компании

Бухгалтерский расходов на сайт организации зависит от наличия права вести бухучет упрощенными способами, а налоговый учет от соблюдения ряда условий.

Интересные материалы

За что бухгалтера могут привлечь к субсидиарной ответственности

Если кредиторы докажут, что действия главного бухгалтера или аутсорсера оказали влияние на должника и привели к утрате или искажению отчетности, то бухгалтера привлекут к субсидиарной ответственности.