Законопроекты

Свежие поправки в Налоговый и Уголовный кодексы. Судьба налогоплательщика наконец-то в его руках.

Итак, 16 октября 2009 г. на утреннем пленарном заседании Государственной Думы в первом чтении был принят законопроект "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (об изменении условий привлечения к уголовной ответственности за налоговые правонарушения), за который проголосовал 361 депутат.

Итак, 16 октября 2009 г. на утреннем пленарном заседании Государственной Думы в первом чтении был принят законопроект "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (об изменении условий привлечения к уголовной ответственности за налоговые правонарушения), за который проголосовал 361 депутат.

Коллектив TaxCoach уже останавливался на анализе предпосылок разработки данного законопроекта, говоря о том, что у налоговой преступности в скором времени появится новое лицо. Теперь же, с запуском законотворческого процесса, настала пора рассмотреть сами предлагаемые народными избранниками изменения, тем более, что второе и третье, окончательное, чтение закона не за горами.

Проект закона предлагается следующее:
- возможность освобождения лица, впервые привлекаемого к уголовной ответственности за совершение налогового преступления, от уголовной ответственности, если оно полностью возместило причиненный ущерб, то есть уплатило начисленные решением налогового органа налоги и пени, а также штрафы;
- повышение размера налога, при виновной неуплате которого наступает уголовная ответственность. Так, в несколько раз планируется повысить минимальный порог неуплаты налога, при превышении которого деятельность налогоплательщика начинает приобретать уголовно-правовую окраску.

К примеру, если в настоящее время для инициирования уголовного преследования должностных лиц организации достаточно не уплатить 500 000,00 руб. за период, не превышающий три финансовых года подряд, причем доля неуплаченного налога должна тогда составлять не менее 10% от общей суммы налогов, подлежащих уплате, либо более 1 500 000,00 руб. независимо от удельного веса недоимки в общем составе налоговых платежей, то с принятием закона первый параметр возрастает до 1 500 000,00 руб. (процентное соотношение остается неизменным), а второй – до 4 500 000,00 руб.

Для возбуждения уголовного дела в отношении физического лица – неплательщика ранее требовалось установление неуплаты налогов в размере 100 000,00 руб. при неуплаченной доле налога также 10% либо неисполнение налоговой обязанности на 500 000,00 руб., сейчас же предполагается, что уклонение от уплаты налогов не менее чем на 500 000,00 руб. и 1 500 000,00 руб. соответственно будет заканчиваться для налогоплательщика уголовной ответственностью.
- подтверждение размера неуплаченного налога только решением налогового органа, и не просто решением, а решением, вступившим в законную силу, то есть таким, которое прошло проверку по апелляционной жалобе налогоплательщика в вышестоящем налоговом органе либо не было обжаловано в десятидневный срок с момента его получения налогоплательщиком и не было признано недействительным в судебном порядке;
- уточнение основания для направления материалов в органы внутренних дел в части, касающейся порядка определения суммы неуплаченного налога. Так, при частичном исполнении требования об уплате налога для решения вопроса о передаче материалов в Управление налоговых преступлений предлагается оценивать лишь оставшуюся неуплаченной на момент передачи часть налога, а не первоначально выявленную недоимку;
- дополнение текста требования об уплате налога, выставляемого по результатам налоговой проверки, предупреждением об обязательном направлении материалов проверки в органы внутренних дел для решения вопроса о возбуждении уголовного дела в случае неуплаты налога в крупном или особо крупном размере.

Думается, что целью включения в требования об уплате налога предупреждения о передаче материалов в орган внутренних дел является не столько устрашение налогоплательщика уголовным наказанием, сколько добавление потенциальному обвиняемому (подсудимому) дополнительных отрицательных характеристик его постпреступного поведения. Иными словами, в обвинительном заключении следователя или приговоре суда вполне может появиться текст следующего рода: «обвиняемый (подсудимый), получив требование об уплате налога с предупреждением о направлении материалов налоговой проверки в орган внутренних дел в случае неуплаты начисленных проверкой налогов, пеней и штрафом, не предпринял никаких действий, направленных на возмещение ущерба, причиненного бюджету, а, наоборот, совершил то-то и то-то…»

Положительно оценивая описанные выше изменения, направленные на декриминализацию налоговых отношений, прежде всего, хотелось бы обратить внимание на неизбежное, как нам кажется, смещение вектора защиты интересов налогоплательщика: из уголовно-правовой сферы в административную, то есть налоговую.

Думается, что анализируемая законодательная инициатива ставит серьезную преграду органам внутренних дел на пути их самостоятельного инициирования уголовного преследования за налоговые преступления, а следует это из того, что основанием для привлечения к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах является установление факта совершения нарушения налогового законодательства в решении налогового органа, вступившего в законную силу (п.3 ст.108 Налогового кодекса РФ в новой редакции), В случае одобрения законопроекта Президентом России налогоплательщику уже в ближайшей перспективе не придется дважды отстаивать свои права и защищать свою собственность: первый раз – в налоговом органе при проведении проверки и обжаловании решения в административном порядке в вышестоящий орган и второй – в Управлении налоговых преступлений и следственных органах, входящих в структуру МВД, при проведении уголовного расследования.

Полагаем, что в условиях нового правового регулирования отношений налогоплательщик – налоговый орган – орган внутренних дел достаточно будет квалифицированно построить защиту интересов организации или предпринимателя при рассмотрении материалов проверки налоговым органом, а, если понадобится, то и судом, чтобы в дальнейшем минимизировать риск возбуждения уголовного дела правоохранительными органами.

Судите сами.
В настоящее время судебное разбирательство по налоговому спору и уголовное расследование налоговое преступления представляют собой два самостоятельных процесса, нередко идущих параллельно друг другу. Любой следователь, занятый расследованием налоговых преступлений, подтвердит, что предмет доказывания по уголовному делу гораздо шире, чем делу о налоговом правонарушении, а также то, что решение налогового органа, признанное незаконным судом, никак не препятствует инициированию уголовного разбирательства в отношении должностных лиц организации, формально уже не имеющей задолженности перед бюджетом (начисление налогов было признано незаконным). А раз результаты уголовного расследования, по сути, не зависят от исхода рассмотрения налогового спора в суде, то многие руководители и собственники бизнеса полагают, что нет необходимости и в построении квалифицированной судебной защиты с привлечением налоговых экспертов и довольствуются своими штатными юристами, поскольку даже положительное судебное решение не гарантирует иммунитет от уголовной ответственности.

Сейчас же ситуация может измениться кардинальным образом – хорошо подготовленная и выверенная защита налогоплательщика в суде с опорой, прежде всего, на анализ экономической составляющей сути налоговых отношений, на установление и доведение до суда деловой цели заключенных с контрагентами сделок не только позволит снять налоговые претензии, но и окончательно преградит путь к движению материалов налоговой проверки в органы дознания и следствия.

Кроме, того разумным и отвечающим современным посткризисным реалиям, на наш взгляд, будет являться такое поведение субъекта экономических отношений, когда он, не дожидаясь назначения выездной налоговой проверки, проведет аудит безопасности применяемых им способов налоговой оптимизации для выявления слабых «недоимкоопасных» мест, а также сведет к минимуму использование инструментов налогового планирования, создающих лишь видимость отношений с контрагентами, основанных исключительно на формальном документообороте и не подкрепленными никакими разумными целями.

Начать дискуссию

Проблема навигации на «Клерке». 20 лет мы искали решение и вот

Теперь навигационное меню можно свернуть и оно запомнит свое состояние.

Проблема навигации на «Клерке». 20 лет мы искали решение и вот

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Сравнение сервисов для подачи отчетности. Обзор для бухгалтера

Статья представляет сравнительный обзор трех сервисов для подачи отчетности: 1С-Отчетность, СБИС и Контур Экстерн. Описаны их ключевые функции и ценовые предложения.

Правильно подобрали переводчиков и локализовали сайт: как за 2 месяца мы помогли торговой компании открыть филиалы в ОАЭ, Турции и Казахстане

Когда открываешь филиал компании за рубежом нужно заранее разобраться с требованиями местного законодательства: почитать гражданское и корпоративное право страны, в которой регистрируешь бизнес, и собрать правильный пакет документов. Все сертификаты, лицензии, разрешения должны быть профессионально переведены и заверены.

Правильно подобрали переводчиков и локализовали сайт: как за 2 месяца мы помогли торговой компании открыть филиалы в ОАЭ, Турции и Казахстане
Лучшие спикеры, новый каждый день

Грядет очередной эксперимент по маркировке

C 1 сентября 2024 по 31 августа 2025 года Минпромторг планирует проведение эксперимента по маркировке отдельных видов смазочных материалов и специальных автомобильных жидкостей.

К 2036 году у 99% населения России будет интернет

Президент в качестве национальной цели обозначил увеличение доли домохозяйств, которым обеспечена возможность качественного высокоскоростного широкополосного доступа к интернету.

Зачем обращаются в Росреестр чаще всего: официальные данные

Росреестр отчитался, с какими вопросами чаще всего обращались заявители в 2023 году.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Ведение бизнеса

Выручка малых технологических компаний должны вырасти в 7 раз

Для достижения национальной цели «Технологическое лидерство» президент поставил целевой показатель по росту выручки малых технологических компаний (МТК).

Названы приоритетные направления для развития новых технологий

Президент поставил задачу обеспечить технологическую независимость и формирование новых рынков по ряду направлений.

Все что вам нужно знать о штрафах за работу с самозанятыми. Реальный опыт юриста

Разберу на примере реальных  судебных дел, как предприниматели «попадают» на штрафы за работу с самозанятыми и теряют миллионы. Отвечу на 3 самых популярных вопроса и развею мифы.

1
Проверки ФАС

6 основных инструментов ФАС по борьбе с недобросовестной конкуренцией

Антимонопольная служба подвела итоги работы по противодействию недобросовестной конкуренции за 2023 год.

Бесплатно с Увольнение

Увольнение с отработкой: что такое, как правильно оформить, образец заявления

Увольнение с отработкой — это не нормативное, а обиходное выражение. Корректнее говорить об увольнении по собственному желанию или расторжении трудового договора по инициативе работника. Но важнее не термины, а правильное оформление.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Обзоры новостей

⚡️ Итоги дня: Microsoft создала нейросеть для спецслужб, Ozon сгенерирует фото одежды на моделях, а в Москве продают мангал за 350 тысяч

Подготовили обзор главных событий дня — 8 мая 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров
Маркетплейсы

На Wildberries появился раздел с белорусскими товарами

Маркетплейс выделил целый раздел для сертифицированных белорусских товаров. Сейчас для заказа доступно 2,7 тысяч позиций.

Общество

Болгария не выдает россиянам шенгенские визы

С конца апреля визовые центры Болгарии начали принимать документы на оформление национальных виз по биометрии, но шенген все еще не выдают.

HR

У «Клерка» новый телеграм-канал для HR-специалистов. О карьере без купюр

«Клерк» запустил telegram-канал с обсуждением трендов и тенденций в найме. Пригодится начинающим и опытным рекрутерам, а также всем, кто хочет работать в этой сфере. Подписывайтесь!

У «Клерка» новый телеграм-канал для HR-специалистов. О карьере без купюр
Налог на прибыль

Шохин: повышение налога на прибыль должно затронуть не всю прибыль

Александр Шохин назвал дифференциацию по налогу на прибыль организаций справедливой и важной для развития страны.

Стало известно, кого будут активно переводить на российское ПО

Перевод организаций на российское программное обеспечение предусмотрен в рамках выполнения национальной цели, поставленной президентом.

Страховые взносы

Единственных учредителей ООО не будут освобождать от взносов на ОПС

В Минфин поступило предложение освободить от страховых взносов на ОПС директоров-единственных учредителей микробизнеса, которые к тому же – пенсионеры. Но Минфин ответил отказом.

Что такое оборачиваемость активов и как ее рассчитать бухгалтеру

Чтобы бизнесу понимать, какую выручку приносит 1 рубль, вложенный в активы компании, нужно рассчитать коэффициент оборачиваемости активов.

Интересные материалы

Налоговики требуют переделать декларации по УСН: доходы должны расти. 📉 «Ночной бухгалтер» № 1679

Если в декларации по УСН строка 113 меньше, чем 112, у налоговиков – разрыв шаблонов. Кредиты будут давать с разрешения родственников. Зарплата будет выше, жилплощадь – больше. И другие новости дня.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру