Борьба за имидж или что делать, если вас оклеветали в СМИ?

Недобросовестная конкуренция – новое для российского общества явление. Это и понятно: она может иметь место лишь там, где есть конкуренция вообще, т.е. состязание равноправных, экономически самостоятельных и независимых субъектов. В современных условиях российского рынка эта проблема приобретает особую остроту и актуальность, ибо, как показывает мировой опыт, повышение уровня экономического развития неизбежно ведет к обострению конкурентной борьбы и, как следствие, к появлению все более «изощренных» форм недобросовестной конкуренции.

Екатерина Белянина, г. Самара.
Тел. (8462) 79-93-61, 79-60-77,
e-mail: katherin@underworld.ru
Источник: http://www.jurcenter.ru/

Недобросовестная конкуренция – новое для российского общества явление. Это и понятно: она может иметь место лишь там, где есть конкуренция вообще, т.е. состязание равноправных, экономически самостоятельных и независимых субъектов.

В современных условиях российского рынка эта проблема приобретает особую остроту и актуальность, ибо, как показывает мировой опыт, повышение уровня экономического развития неизбежно ведет к обострению конкурентной борьбы и, как следствие, к появлению все более «изощренных» форм недобросовестной конкуренции.

Один из наиболее распространенных способов "черного" PRа на сегодняшний день – это распространение в СМИ несоответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию, иными словами, диффамация.

К сожалению, деятельность любого заметного политика или бизнесмена не исключает возможности появления "грязных" статей в его адрес. Зато накопленный в таких случаях опыт позволяет вывести определенные алгоритмы и схемы максимально эффективной защиты имиджа.

Мы предлагаем вашему вниманию советы начальника правового управления АДС «Волгопромгаз» Ларисы Васильевны Никифоровой, выработанные в результате многочисленных выигранных судебных дел, связанных с диффамацией.

СЕКРЕТ УСПЕХА

Дела о защите чести, достоинства и деловой репутации, пожалуй, самые оценочные, субъективные и поэтому сложные. Они требуют не только знаний закона, профессиональных умений и навыков, но зачастую, чтобы иметь успех, работая с данной категорией дел, юристу, помимо всего прочего, необходимо обладать широким кругозором. Журналистика предопределяет характер диффамационных дел. Как правило, они выходят просто за рамки юриспруденции. Если в Арбитражном суде вы сталкиваетесь с конкретным делом, реальными обстоятельствами, фактами и документами, здесь то, каким будет исход дела, зависит прежде всего от того, сумеете ли вы убедить суд в своей правоте.

ЗОНА РИСКА

Дела этой категории чаще всего касаются людей публичных — политиков, бизнесменов — и связаны с их деятельностью. В частности, очень часто целью диффамационных публикаций является дискредитация руководителя организации для «перехвата» власти и замены его своим человеком. Недобросовестные журналисты охотно используют информацию, поступающую от силовых структур государства, подавая ее под выгодным для заказчика соусе. В таких случаях реакция в прессе появлялась практически незамедлительно, возникает «цепная реакция» и негативная информация распространяется практически молниеносно.

ИНОГДА ЛУЧШЕ ПРОМОЛЧАТЬ...

Прежде всего, всегда перед тем, как принять решение судиться со СМИ, нужно тщательно проанализировать возможные позитивные и негативные последствия этого и по возможности выбрать наименьшее зло.

Особое внимание нужно обращать на случаи диффамации в телеэфире. Если в случае появления публикации в печатных СМИ, мы имеем возможность, воспользовавшись ст. 57 закона «О СМИ», требовать опубликования своего текста опровержения, то самостоятельно подготовить телевизионный ролик- опровержение практически невозможно. Кроме того, то, что покажет ответчик в качестве опровержения, лишний раз привлечет внимание к негативной информации, а, значит, усилит неблагоприятные последствия для репутации лица.

ЮРИДИЧЕСКИЙ КАЗУС ИЛИ ЗАКОН НА НАШЕЙ СТОРОНЕ

Впервые решившись обратиться за защитой в суд, мы столкнулись с правовой коллизией. Я имею в виду расхождение мнений Высшего Арбитражного Суда и Верховного Суда РФ о возможности компенсации вреда юридическим лицам.

Чтобы избежать подобных споров и одновременно уйти от крайне сложной и неразработанной процедуры доказывания ущерба, причиненного юридическому лицу, мы решили подавать заявления в суд общей юрисдикции и лично от имени главы предприятия и от имени организаций, деловая репутация которых затронута в публикациях. Пока существует постановление Пленума Верховного Суда, суды общей юрисдикции будут руководствоваться им, и этой возможностью можно и нужно пользоваться.

КТО НЕСЕТ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ?

В некоторых случаях спор в суде возникает не по поводу факта унижения чести, достоинства и деловой репутации, а вокруг того, кто должен отвечать за последствия распространения таких сведений. Например, в случае, если такие сведения распространены в интервью, помимо редакции ответчиками по делу выступают автор диффамационной статьи и герой интервью, рассказ которого, стал основой публикации. Как правило, в таких случаях и журналист, и интервьюируемый пытаются уйти от ответственности, подставив таким образом друг друга. Автор, к примеру, может ссылаться на то, что он не отвечает за информацию, данную ему интервьюируемым, как должностным лицом в официальном выступлении. Однако другая сторона, в свою очередь, может убедить суд в своей невиновности, представив публикацию исключительно как творчество журналиста. Возникновение подобных разногласий между ответчиками, как правило, залог того, что суд решит дело в его пользу, обязав редакцию опубликовать опровержение, а также взыскать с солидарных ответчиков моральный ущерб в размере энной суммы.

Другой, не менее распространенный среди журналистов способ ухода от ответственности, это ссылка на источник информации. Например, нам пришлось столкнуться с тем, что редактор газеты принес в суд доказательства того, что всю информацию он получает от информационного агентства. Но мы обратили внимание судьи на то, что прямого указания на этот источник в газете нет. После этого в наученной «горьким опытом» газете стали в обязательном порядке давать ссылки на информационное агентство. В следующий раз столкнувшись с редактором этой газеты в суде, мы доказали, что он является учредителем того самого агентства, которое поставляет газете «жаренные» факты. Редактор вышел из учредительства и добровольно опубликовал извинения. Только на этот раз мы строго контролировали содержание опровержения. Проще говоря, им пришлось исправить пять «сожалеем» на три «просим прощения» и два «приносим извинения».

Следует заметить, что при верно выбранной политике общения со средствами массовой информации, их отношение к организации и публичному лицу может меняться кардинально, вплоть до прямо противоположного. Выигранные дела могут стать своего рода хорошим уроком для всех остальных СМИ. Благодаря тесному сотрудничеству с отделом по связям с общественностью, глава предприятия стал одной из самых открытых и публичных персон в Самаре, все его действия сопровождались активной информационной поддержкой. Таким образом мы смогли добиться установления нормальных взаимоотношений практически со всеми средствами массовой информации Самарской области и свести риск появления порочащей информации в дальнейшем к нулю.

ПОДЛЕЖИТ ЛИ ЧЕСТЬ ВОССТАНОВЛЕНИЮ?

Существует философская проблема защиты чести, достоинства и деловой репутации. Дело в том, что, если оценить и доказать ущерб и моральный вред еще возможно, то восстановить «честь», то есть стереть из памяти и сознания людей не соответствующие действительности сведения невозможно. Желтая пресса сегодня живет и здравствует потому, что существует спрос на жареные факты. Поэтому огромное значение в восстановлении чести имеет текст опровержения. Именно от его содержания и зависит принципиальная возможность восстановления чести и деловой репутации. Опровержение должно соответствовать по силе своего психологического воздействия диффамационной статье.

Текст для опубликования, подготовленный PR-отделом, мы прилагаем к исковому заявлению. За всю нашу практику, не было ни одного дела, когда бы нам отказали в опубликовании нашего текста опровержения. Думаю, именно благодаря тому, что профессионально подготовленное опровержение сглаживает негативные последствия, мы смогли приблизиться к реальному восстановлению делового имиджа нашего руководителя.

ЕСТЬ ЛИ ГАРАНТИИ?

Как правило, корректировки, вносимые судом, касаются только размера компенсации морального вреда. Но сколько суд присудит реально зависит и от убедительности ваших слов, и от подготовленности ответчика, и от практики возмещения вреда, принятой в том или ином суде.

ЧТО МОЖНО ОЖИДАТЬ?

Полагаем, что наиболее перспективным способом защиты для СМИ можно считать лингвистическую экспертизу, которую все чаще используют адвокаты, чтобы сгладить последствия неосторожных высказываний журналистов.

ЧЕГО БОЯТЬСЯ?

В данном случае возникает другой вопрос — где находится та самая грань целесообразности подачи диффамационного иска, переступив которую можно еще больше навредить собственной репутации.

Как показывает практика, потенциальные жертвы недобросовестных журналистов впадают в крайности: либо боятся «связываться» с представителями СМИ, либо стараются подавать иски по мало-мальски значимому поводу, что показывает всю абсурдность их позиции. Поскольку на сегодняшний день, в России диффамация - неотъемлемый элемент конкуренции, бизнесменам нужно быть готовым к подобным действиям оппонентов и умело выбирать линию защиты от диффамации так, чтобы она была действительно эффективной и благоприятной для имиджа. В нашем случае уже сейчас очевидно, пока развивается бизнес руководителя предприятия, происходит освоение новых рынков и видов деятельности, появление все новых и новых заказных публикаций в СМИ неизбежно. Однако, уже сегодня мы готовы отстаивать его честь, достоинство и деловую репутацию в судах. Наш опыт показывает, что бороться с беззаконием можно, нужно и просто необходимо.

Начать дискуссию

НДС

Для производителей стройматериалов и мебели могут отменить НДС

К эксперименту с освобождением от НДС планируют подключить компании и ИП, которые занимаются производством мебели и стройматериалов. Пока что такая льгота есть у предприятий общепита.

Курсы повышения
квалификации

22
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Бухгалтерия рая слушает

А может быть «Бухгалтерия рая» существует? Давайте сравним с «Бухгалтерией ада».

Бухгалтерия рая слушает
1
Лицензирование

Получить алкогольную лицензию станет проще

Информацию о получателях лицензии будут проверять через электронную систему межведомственного взаимодействия, а выездная оценка будет нужна только когда документов недостаточно.

Лучшие спикеры, новый каждый день

🌴До понедельника снизили цены на курсы по маркетплейсам, зарплате, кадрам и бухгалтерии с нуля!

Чтобы выходные не прошли зря, мы снизили цены на курсы по учету на маркетплейсах, зарплате, кадрам и бухгалтерии с нуля. Успейте купить за 3 690 рублей, в понедельник в 11:00 эти курсы подорожают!

🌴До понедельника снизили цены на курсы по маркетплейсам, зарплате, кадрам и бухгалтерии с нуля!
2
Проверки

Правительство призвало писать досудебные жалобы

По мнению зампредседателя правительства Дмитрия Григоренко, обратная связь от бизнеса – ключевой элемент реформы контроля и надзора.

☀️😎 Лето ближе ― цены ниже! До понедельника топовые курсы «Клерка» по 3 690 рублей

Чтобы выходные не прошли зря, мы снизили цены на курсы по учету на маркетплейсах, зарплате, кадрам и бухгалтерии с нуля. Успейте купить, утром в понедельник они подорожают!

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

«Клерк» обновил калькулятор НДФЛ с материальной выгоды

Теперь бухгалтерам станет проще рассчитывать НДФЛ. Новый инструмент получил современный дизайн и стал удобнее для пользователей.

Денежный лайфхак №3: Округление до нулей

Если кому не зашли предыдущие два ДЕНЕЖНЫХ ЛАЙФХАКА, то вот вам очередной и самый ПРОСТОЙ на мой взгляд. Данный метод называется «Округление до нулей».

Денежный лайфхак №3: Округление до нулей
Госзакупки

Ценовые сговоры на торгах будут выявлять автоматически

Чтобы следить за 100% государственных закупок и выявлять ценовые сговоры, ФАС создаст автоматическую систему определения картелей— ГИС «Антикартель».

Личные финансы

Ограничение по числу договоров долгосрочных сбережений могут отменить

Участники программы долгосрочных сбережений пока что могут заключить только 3 договора.

Налог на имущество

Бизнесу продлят сроки уплаты налогов на имущество

Отсрочку на 12 месяцев по уплате налогов получат предприниматели, которые пострадали от паводков в Оренбургской области.

Инвестиции

Обвал индекса, укрепление рубля, крах Газпрома. Льготные ипотеки, дивиденды, облигации, IPO и другие новости. Воскресный инвестдайджест

Наконец-то подъехал любимый контент — всё пропало, гипс снимают, клиент уезжает. И сразу на 100 пунктов уезжает вниз индекс Мосбиржи. Тут же: крах Газпрома, новые IPO и дно в ОФЗ. Зато рубль крепчает! Есть важные новости по льготным ипотекам, крипте, новым дивидендам и облигациям. Бережно собрал для вас в одном посте.

Обвал индекса, укрепление рубля, крах Газпрома. Льготные ипотеки, дивиденды, облигации, IPO и другие новости. Воскресный инвестдайджест
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Кабмин будет развивать институт «цифровых атташе»

Мишустин указал на необходимость развития института «цифровых атташе» для продвижения российского программного обеспечения и софта за рубеж.

Для пострадавшего от стихии бизнеса снизили ставки по УСН

На 2024 год для организаций и ИП из Оренбургской области установили льготные ставки по УСН: 1% на объекте «доходы» и 5% на объекте «доходы минус расходы».

Спецрежимников хотят сделать плательщиками НДС

На заседании по совершенствованию налогового законодательства предложили наделить бизнес статусом плательщика НДС начиная с 30 млн рублей годовой выручки.

Важность проверки долговых обязательств перед покупкой фирмы

Проверка долговых обязательств перед покупкой бизнеса играет решающую роль в успешной сделке и будущем развитии приобретаемого предприятия. Вот почему это так важно.

Друзья, еще одна рекомендация на выходные

Шестую книгу в этом году я просто проглотил.

Друзья, еще одна рекомендация на выходные
Ведение бизнеса

Какие бывают риски отмывания доходов и их признаки

Финансовые и коммерческие организации сталкиваются с жесткими требованиями, в том числе по антиотмывочному закону. Чтобы работать без претензий, надо следить за изменениями в законодательстве, конъюнктуре рынка и структуре клиентской базы.

Криптовалюта

Купить криптовалюту за рубли: 2 лучших способа

Сегодня Bitcoin, Ethereum, Tether и другая крипта свободно торгуется в России, и ее можно покупать не только по безналу, но и за наличные рубли. Из всех существующих способов обмена можно выделить два наиболее удобных. Это специализированные обменные сервисы и криптоматы. Рассмотрим их особенности, преимущества и недостатки, и разберемся, как проще и безопаснее покупать криптовалюту в рублях!

Купить криптовалюту за рубли: 2 лучших способа

Интересные материалы

Экономика России

Путин дал добро на компенсацию ущерба за счет американских активов

Президент дал возможность пострадавшим обращаться в суд, если власти США необоснованно лишили их прав на имущество.

2