Страхование

Обязательное страхование гражданской ответственности перевозчиков

Президент РФ подписал закон “Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном”, призванный заменить существующую систему личного страхования пассажиров и повысить ответственность перевозчиков.

Президент РФ подписал закон “Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном”, призванный заменить существующую систему личного страхования пассажиров и повысить ответственность перевозчиков.

Предположительно, в рамках реализации закона будет разрешен целый комплекс актуальных вопросов в сфере предпринимательской деятельности по перевозке пассажиров. Во-первых, будет гарантировано право пассажиров на получение страхового возмещения вне зависимости от вида транспорта и характера перевозки. Во-вторых, будет построена система всеобщего страхования гражданской ответственности перевозчиков, что, в свою очередь, приведет к повышению финансовой устойчивости перевозчиков. Наконец, будут исключены ситуации, при которых потерпевшим пассажирам отказывается в выплате возмещения со ссылкой на банальное отсутствие денежных средств у ответственного хозяйствующего субъекта.

Согласно закону, перевозчик обязан страховать свою гражданскую ответственность за причинение при перевозках вреда жизни, здоровью и имуществу пассажиров независимо от вида транспорта. Одновременно запрещается осуществление перевозок пассажиров перевозчиком, гражданская ответственность которого не застрахована. Такой договор страхования является договором в пользу третьего лица, заключается с любым обратившимся к страховщику перевозчиком и вступает в силу со дня исполнения страхователем обязанности по уплате страховой премии или первого страхового взноса.

При этом закон четко определяет, что перевозчик, не исполнивший возложенной на него обязанности по страхованию своей гражданской ответственности, несет ответственность за причиненный при перевозках  вред на тех же условиях, на которых должно быть выплачено страховое возмещение при надлежащем страховании. То есть помимо штрафов и прочих санкций за отсутствие  страховки недобросовестный перевозчик в любом случае будет вынужден теперь возмещать причиненный пассажирам вред.

Предположительно, суммы, сбереженные перевозчиком за счет неисполнения обязанности по страхованию, будут взыскиваться по иску федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере страховой деятельности в доход РФ. Разумеется, с начислением на эти суммы процентов. Важной новеллой закона с точки зрения повышения ответственности перевозчиков за состояние используемого транспорта является и порядок определения величины страховой премии по обязательному страхованию.

По закону ставка страховой премии с единицы страховой суммы определяется в расчете на одного пассажира в зависимости от вида транспорта, вида перевозок и влияющих на степень риска факторов, в том числе от обеспечиваемого перевозчиком уровня безопасности перевозок и технического состояния транспортных средств перевозчика.

При значительном же изменении обстоятельств, сообщенных страховщику при заключении договора обязательного страхования и существенно влияющих на оценку страхового риска, в том числе и улучшения технического состояния транспорта, страхователь будет вправе потребовать изменения условий договора обязательного страхования в части размера премии. По мнению авторов данной нормы, ее реализация на практике позволит сделать транспорт более безопасным, поскольку научит перевозчиков следить за техническим состоянием транспорта, своевременно устраняя дефекты и обновляя парк.

Информационное обеспечение пассажиров

В  соответствии с новыми требованиями на перевозчиков возлагается обязанность по предоставлению пассажирам информации о страховщиках и договорах обязательного страхования. Информация о наименовании, месте нахождения, почтовом адресе, номере телефона страховщика, номере, дате заключения и сроке действия договора страхования будет  размещаться во всех местах продажи билетов, а также на самих билетах, либо на официальных сайтах перевозчиков.

Данную информацию перевозчик обязан будет самостоятельно и в обязательном порядке довести до сведения пассажиров при наступлении страхового случая. Причем наряду со сведениями о страховщике, его филиалах и представителях в субъектах РФ и договоре обязательного страхования, перевозчик должен будет разъяснить пассажирам права потерпевших, вытекающие из договора обязательного страхования, а также порядок действий потерпевших для получения возмещения причиненного вреда.

Перевозчик обязан раскрывать данные сведения не только пассажирам, но и всем прочим лицам, обратившимся к перевозчику за предоставлением информации в связи с наступлением страхового случая. Более того, перевозчик обязан консультировать и родственников потерпевших, обратившихся к перевозчику за предоставлением информации о вытекающих из договора обязательного страхования правах выгодоприобретателей.

Такая обязанность возникает при причинении вреда жизни потерпевшего, а также тяжкого вреда его здоровью. При этом риск последствий неисполнения перевозчиком этой обязанности целиком  и полностью лежит на перевозчике.

Получение страхового возмещения

Величина компенсации, положенной потерпевшим, равно как и величина вреда, подлежащего возмещению страховщиком, определяется  размером  страховой суммы, установленной законом для разных страховых рисков. Так, по риску гражданской ответственности за причинение вреда жизни потерпевшего данная сумма (величина вреда) устанавливается в размере не менее чем два миллиона двадцать пять тысяч рублей на одного пассажира, по риску гражданской ответственности за причинение вреда здоровью потерпевшего - не менее чем два миллиона рублей на одного пассажира. В случае же причинения вреда имуществу потерпевшего размер указанной суммы не может быть меньше, чем двадцать три тысячи рублей на одного пассажира.

При этом закон гласит, что в договоре обязательного страхования по рискам гражданской ответственности  перевозчика за причинение вреда жизни или здоровью пассажиров не может устанавливаться так называемая франшиза, то есть часть причиненного вреда, не возмещаемая по договору обязательного страхования.

В целях получения возмещения потерпевший должен будет подать страховщику письменное заявление в произвольной форме и сведения о потерпевшем, произошедшем событии, характере и степени повреждения здоровья потерпевшего. Конкретный перечень документов, которые должен будет подавать страховщику выгодоприобретатель позднее определит Правительство РФ. Со своей стороны страховщик не вправе будет требовать представления других документов.

Стоит  отметить, что законодатель в данном случае постарался минимизировать число оснований для возможной волокиты со стороны страховых компаний. Так, закон гласит, что если право на получение страхового возмещения по одному страховому случаю имеют несколько выгодоприобретателей и один из них представил страховщику необходимые документы, другие выгодоприобретатели вправе не представлять повторно уже имеющиеся у страховщика и относящиеся к этому страховому случаю документы.

Что касается  случаев причинения вреда  жизни, здоровью, имуществу пассажира, ответственность за выплату выгодоприобретателю компенсации  несет юридическое лицо, осуществляющее перевозки пассажиров метрополитеном. В целях установления факта наступления страхового случая моментами начала и окончания перевозки считаются моменты входа пассажира в вагон и выхода пассажира из вагона соответственно. При этом вред, причиненный пассажиру до или после перевозки метрополитеном, но в период  нахождения пассажира на территории метрополитена, возмещается в соответствии с законом об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта.

Выплата возмещения производится в течение тридцати календарных дней со дня получения страховщиком заявления и соответствующих документов. В этот же срок страховщик обязан направить выгодоприобретателю и мотивированный отказ в выплате при наличии законных к тому оснований. Исчерпывающий перечень таких оснований также приведет в законе. Например, Страховщик освобождается от выплаты страхового возмещения при наступлении страхового случая вследствие военных действий, гражданской войны, народных волнений, забастовок, а также при умышленных действиях самого выгодоприобретателя.

Если в течение тридцати дней страховщик не выплачивает возмещение, за каждый день просрочки подлежат начислению пени в размере одной семьдесят пятой ставки рефинансирования Банка России от несвоевременно выплаченной суммы. В случае же ненаправления мотивированного отказа размер пени будет зависеть от суммы, установленной по конкретному риску. Причем пени в указанных случаях и размерах уплачиваются страховщиком независимо от наличия или отсутствия требований выгодоприобретателя об их взыскании, а правила об уменьшении неустойки при взыскании указанных пеней не применяются.

Дополнительные гарантии для потерпевших

В целях повышения степени правовой защищенности пассажиров во взаимоотношениях со страховщиками законодатель закрепляет право потерпевших на частичное возмещение вреда, а также на компенсационные выплаты в случае банкротства страховщика и отзыва у него лицензии.

Согласно закону, выгодоприобретатель вправе направить страховщику письменное  заявление о выплате ему части страхового возмещения до истечения легального срока исполнения обязанности по выплате возмещения, то есть ранее 30 дней. Право на предварительную выплату может быть реализовано лишь в случае причинения вреда жизни потерпевшего, а также при наличии признаков причинения тяжкого вреда здоровью потерпевшего (достаточно одного признака).

Предварительная выплата производится в счет выплаты страхового возмещения выгодоприобретателю и составляет сто тысяч рублей. Страховщик обязан ее выплатить в течение трех рабочих дней, следующих за днем получения страховщиком письменного заявления выгодоприобретателя о выплате ему части страхового возмещения и сопутствующих документов, содержащих сведения о потерпевшем, степени вреда здоровью и произошедшем событии.

Потерпевший не утрачивает права на получение возмещения и при банкротстве страховщика. В подобных ситуациях требования могут быть предъявлены к объединению страховщиков, которое формирует специализированный фонд компенсационных выплат.  Закон устанавливает правило, согласно которому, страховщик, не являющийся членом профессионального объединения страховщиков, не вправе осуществлять деятельность по обязательному страхованию гражданской  ответственности перевозчика за причинение при перевозках вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров.

При этом члены профессионального объединения страховщиков несут субсидиарную ответственность в части осуществления объединением компенсационных выплат пропорционально размеру средств, направленных для финансирования компенсационных выплат. Поэтому в случае возбуждения производства  по делу о банкротстве страховщика профессиональное объединение страховщиков в счет возмещения потерпевшим причиненного им вреда осуществляет компенсационные выплаты.

Требование о компенсационной выплате предъявляется к профессиональному объединению страховщиков в том же порядке и на тех же условиях, что и требование о выплате страхового возмещения к страховщику. Аналогичные правила распространяются и на случаи отзыва у страховой компании лицензии.

Объединение страховщиков обязано выплатить два миллиона двадцать пять тысяч рублей при причинении вреда жизни каждого потерпевшего, не более чем два миллиона рублей при причинении вреда здоровью каждого потерпевшего и не более чем  шестьсот рублей за один килограмм веса багажа. Закон ограничивает общую сумму компенсационной выплаты по имуществу  каждого потерпевшего 23 тысячами рублей.

Начать дискуссию

В госзакупках будут работать офсетные контракты

Чтобы IT-компании больше средств вкладывали в инновационные технологии, в законодательство о госзакупках добавят офсетные контракты.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Как ИП уменьшить налог по УСН за 1 квартал на взносы 1% за 2024 год, если уведомление уже сдано

Не все ИП оперативно среагировали на новые разъяснения ФНС про уменьшение налога по УСН на взносы 1% за 2024 год. Кто-то не учел новые правила и переплатил налог, кто-то еще не уплатил, но уведомление уже сдал. Уведомление можно пересдать, переплату вернуть.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Кадры

Путин: судимость членов семьи не должна влиять на трудоустройство

Никто за действия членов семьи не отвечает, заявил президент на ежегодном съезде Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП).

Лучшие спикеры, новый каждый день

ФАС проверит цены на авиабилеты

Представители авиации связывают высокую стоимость перелетов с ростом ставок на обслуживание судов, авиационное топливо, запчасти и агрегаты.

Блокировка на маркетплейсах 2024: за что накажут, как снизить риски

У каждой онлайн-площадки своя стратегия взаимодействия с продавцами. Но условия работы у них схожи и политика блокировок одна и та же. Разберем, за что блокируют продавцов, на какой срок и что сделать, чтобы снизить такие риски.

Блокировка на маркетплейсах 2024: за что накажут, как снизить риски

Кто должен платить НДС при импорте товаров, если отгрузка идет со склада в Беларуси

Ситуация: компания №1 продает товар компании №2. Но этот товар – белорусский, он лежит на складе компании-производителя №3 в Беларуси. Компания №1 заключает договор на поставку с компанией №3. А забирает товар со склада сам покупатель (компания №2).

Опытом делятся эксперты-практики, без воды
КоАП РФ

📞 Запретят массовые спам-звонки. Но это чьи-то деньги, поэтому найдут как обойти, пишут у нас в ВК

Глава Минцифры Максуд Шадаев заявил о подготовке законопроекта, который запретит массовые спам-обзвоны.

Комиссии по самозанятым: как сотрудничать с внештатниками в новых реалиях

В 2024 году появилась новая «страшилка» для тех, кто предпочитает качественный результат при минимуме затрат, то есть для заказчиков самозанятых. Это межведомственные комиссии, которые заточены под выявление незаконной занятости, по сути — еще один контролирующий орган, помимо ИФНС и ГИТ, который будет выискивать следы трудовых отношений там, где их нет.

Комиссии по самозанятым: как сотрудничать с внештатниками в новых реалиях

Что ест бухгалтер. Борщ такой вкусный

Ммм… Борщ… «Как много в этом звуке»... аромате, вкусе. Не буду говорить о происхождении, об истории и пользе, только о вкусе.

Что ест бухгалтер. Борщ такой вкусный
Создать объявление

Совфед: беременные сотрудницы ликвидированных компаний должны получать пособие не ниже МРОТ

Валентина Матвиенко призвала устранить несправедливость и платить больше беременным женщинам, которых уволили из-за ликвидации фирмы-работодателя.

Как закрыть ИП в 2024 году: пошаговая инструкция

Разобрались, как аннулировать статус индивидуального предпринимателя, закрыть все обязательства и долги перед государством в текущем году. Предложили удобную пошаговую инструкцию, которая поможет ничего не упустить.

Как закрыть ИП в 2024 году: пошаговая инструкция

💪 Ударные скидки на «Клерке»! Курсы по учету на маркетплейсах, ВЭД, зарплате, финмоделированию, УСН и бухгалтерии с нуля за 3 690 рублей!

Проведите выходные с пользой! За череду праздников вы сможете пройти весь месячный курс «Клерка» и стать специалистом на еще одном участке, повысить квалификацию в своей сфере или освоить профессию бухгалтера с нуля! До 2 мая популярные онлайн-курсы за 3 690 рублей!

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Что грозит селлеру, который не доставил оплаченный товар

В 8 из 10 случаев судьи принимают сторону покупателей в спорах с продавцами. Если селлер не может доставить товар, он должен вернуть деньги и выплатить неустойку.

Как проверить безопасность сотрудничества с самозанятыми перед ФНС

Налоговая проверяет сотрудничество компаний и самозанятых, чтобы убедиться, что под ним не маскируют трудовые отношения. Заказчику не стоит дожидаться налоговой проверки — лучше самому провести аудит и убедиться, что он сотрудничает с исполнителем по закону.

Как проверить безопасность сотрудничества с самозанятыми перед ФНС

Как главному бухгалтеру избежать субсидиарной ответственности

Когда приходит пора искать виноватых, чтобы заставить их платить по долгам организации-банкрота, круг «подозреваемых» существенно расширяется — и первым туда попадает именно главбух. Рассказываем о превентивных мерах и о том, на что ссылаться, чтобы отбиться от обвинений.

Как главному бухгалтеру избежать субсидиарной ответственности

🧠Напряжем мозги? Пятничный пост

Кто-то одной ногой в отпуске, а кому-то напрягать мозги. Баланс?

🧠Напряжем мозги? Пятничный пост
8

Расскажите о своей работе с документами

Мы писали для вас 3 месяца и подустали. Теперь вы напишите нам (пжл). Какими сервисами пользуетесь? Что вам нравится, а что — нет? 1С — краш или…?

Расскажите о своей работе с документами
НДФЛ

👼 Выплаты работодателей на рождение детей предложили полностью освободить от НДФЛ. Мнение: могут быть налоговые злоупотребления

Корпоративные выплаты, связанные с рождением детей, необходимо освободить от НДФЛ, чтобы эти средства в полном объеме доходили до молодых родителей, считает Сергей Шишкарев, основатель группы компаний «Дело».

Календарь вебинаров для бухгалтера в мае 2024: новый ФСБУ, дробление, ВЭД и налоговые требования. Не пропустите!

Собрали для вас анонсы вебинаров на май 2024 года.

Иллюстрация: rawpixel-com/freepik

Интересные материалы

50%-е ограничение на учет убытков по налогу на прибыль хотят продлить еще на 4 года. Это забота о региональных бюджетах

Раньше налог на прибыль шел 2% в федеральный бюджет и 18% в региональный, но теперь по 2030 год действуют ставки 3% и 17%. То есть региональные бюджеты недополучают 1%. Чтобы они меньше страдали, ввели ограничение на учет убытков.