Менеджмент

Госфункции на аутсорсинге

Считается, что аутсорсинг позволяет уменьшить расходы бюджета и выполнить функции эффективнее. Так ли это, спросим у эксперта.

Не секрет, что органы государственной власти и местного самоуправления используют механизм аутсорсинга (передают осуществление своих функций сторонним организациям). Более того, в некоторых нормативных документах предложено использовать аутсорсинг в целях оптимизации (сокращения) численности госслужащих. Считается, что аутсорсинг позволяет уменьшить расходы бюджета и выполнить функции эффективнее. Так ли это, спросим у эксперта.

Действительно ли передача гос­функций на аутсорсинг дешевле, чем реализация их силами управ­ленческих структур? Ведь зар­плата госслужащих невелика, а сторонние организации часто требуют за свои услуги немалые гонорары. К тому же системе го­сударственного заказа, через ко­торую реализуется аутсорсинг, далека от совершенства.

- По поводу дороговизны работы компании-аутсорсера можно высказать сле­дующие соображения, которые прояснят картину.

Во-первых, тезис о дешевизне государ­ственных служащих как трудового ре­сурса крайне спорен. В ряде субъектов РФ оплата труда госслужащих выше, чем средняя заработная плата по региону. Кроме того, нужно иметь в виду все «не­зарплатные» обязательства, которые возникают по отношению к госслужащему, а их немало - от добровольного медицинско­го страхования до специ­альных пенсионных выплат. Дороговизну государственных служащих признают и сами органы власти, вменяя реализацию отдельных своих функций более дешевым с точки зрения персона­ла государственным и муниципальным учреждениям. Этот процесс можно на­звать прото-аутсорсингом - использу­ется тот же самый механизм передачи функции внешней организации, только, к сожалению, без явного контракта (его замещает государственное задание), без конкурсности, без какого-либо внешнего анализа издержек.

Во-вторых, нельзя забывать о том, что у внешнего поставщика будет сти­мул повышать производительность труда и снижать количество персонала, задействованное для реализации пере­данной функции. При управлении госу­дарственными служащими этот стимул почти отсутствует. Это, кстати, присуще большинству стран мира и не так плохо, просто подобные «островки стабиль­ности» не должны распространяться на всю деятельность исполнительной власти.

Указание на систему государственного и муниципального заказа как на слабое звено при внедрении аутсорсинга вполне оправданно. Заказываемые услуги (реа­лизация «кусочков» функций и отдель­ных административных процессов - это в большинстве случаев именно услуга) часто сложны по своей структуре и меха­низмам реализации; они требуют четкой регламентации и стандартизации со сто­роны заказчика, а также четкого и своев­ременного планирования потребности в данных услугах. То есть орган-заказчик должен отчетливо представлять, что он передает на аутсорсинг, в каком количе­стве и какое качество хотел бы получить в итоге. Справедливости ради отмечу, что все эти вопросы нуждаются в отве­тах и при отсутствии всякого аутсорсин­га. Я обозначу ситуацию так: если орган власти грамотно отработал процесс фор­мирования, финансового обеспечения и контроля выполнения государственных заданий, то перейти к аутсорсингу тех же самых услуг (функций) не составит ника­кого труда.

Каковы границы аутсорсинга? Ведь не каждая государственная функция может быть передана. Прописан ли регламент в законо­дательстве?

- В концепции проведения админи­стративной реформы (действовала в 2005-2010 гг.) было прописано, что речь идет не об аутсорсинге функций, а об аут­сорсинге административных процессов (т. е. отдельных «кусочков» в цепи реа­лизации данных функций).

Такой оборот введен не потому, что целиком функцию нельзя передать за пределы системы исполнительной влас­ти. Просто такая, полная передача пред­ставляет собой совершенно другой ме­ханизм, называемый не аутсорсингом, а дерегулированием. Передать функцию целиком в частный сектор - это значит просто перестать ее выполнять, доверив, регулирование какого-то процесса рын­ку. Здесь не нужен аутсорсинг, не нужен контракт, не нужен поиск исполнителя и управление отношениями с ним.

Резонен, собственно, более точный вопрос – а какую часть функции (т. е. насколько большую цепочку административных процессов) можно передать на аутсорсинг. Наш опыт работы показывает, что довольно большую.

Например, в цепочке предоставления государственных услуг (в соответствии с Законом № 210-ФЗ1) прерогативой исключительно органа власти, госслужащего, является только принятие решения о результате оказания данной услуги (выдать паспорт или нет, выдать лицензию или нет, зарегистрировать права собственности или нет). Все остальное – это среда, которая может функционировать без госслужащих и без органа власти.

Приемом и обработкой входящих документов уже сейчас занимаются сотрудники многофункциональных центров оказания госуслуг (МФЦ) – они явно не госслужащие и даже не представители подведомственного конкретному органу учреждения (органов и услуг много, а учредитель у МФЦ один).

Экспертизой представленных документов и физических объектов (оборудования, образцов продукции, учебного процесса) тоже практически никогда не занимаются сотрудники органа власти.

Все это делают приглашенные на разных, крайне хаотически сложившихся, условиях. Данные функции могут осуществляться и в режиме аутсорсинга. Не могут быть переданы на аутсорсинг только те процессы, про которые в  законодательстве прямым текстом сказано «исполняет государственный служащий».

Еще раз обращу внимание: формули­ровка должна быть не «сотрудник орга­на власти», а именно «государственный служащий».

Если мы будем говорить о тех функ­циях, которые исполняются сейчас го­сударственными учреждениями соци­альной сферы (образования, культуры, здравоохранения, молодежной политики, социального обслуживания), то, опять же, действует принцип «что разрешено передавать учреждениям, то можно пе­редать и за пределы системы». Дело ор­гана - организовать за бюджетные сред­ства оказание услуг клиентам. Способ организации - это прерогатива самого органа власти, на то он этой властью и снабжен.

Можно ли считать аутсорсинг одним из механизмов государст­венно-частного партнерства? Какие еще механизмы ГЧП можно использовать для реализации госу­дарственных функций (например, концессии)?

- На этот вопрос ответить трудно... Если спор чисто методологический, то вступать в него не хочется - можно завяз­нуть на пустом месте. Позволю себе толь­ко одно высказывание. Все, что целиком может быть реализовано в рамках стан­дартной процедуры государственного за­каза, к ГЧП относить нецелесообразно. Таким образом, подавляющее количество случаев аутсорсинга не следует относить к государственно-частному партнерству.

Но отдельные случаи, когда аутсорсинг может быть рентабелен для поставщика только в долгосрочном периоде (более 3-х лет) или когда речь идет о новой государственной функции, параметры которой

не вполне уточнены, стандартной процедуры государственного заказа может и не хватить. В этом случае в мировой практике используются все формы ГЧП, легитимные в конкретной стране. Еще раз обращусь к уже упомянутому кейсу с многофункциональными центрами ока­зания госуслуг. В принципе создание сети МФЦ можно было осуществить хоть в режиме франчайзинга. Технология есть, состав услуг понятен, тарифы унифици­рованы - чем не готовый бизнес, который нужно просто реализовать на местах.

Начать дискуссию

Мемы от великих художников. Пятничный пост для поднятия настроения

Продолжаем собирать мемы от великих художников. Ловите подборку картин, которые отлично подходят для бухгалтерских и не только мемов.

Мемы от великих художников. Пятничный пост для поднятия настроения

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
НДС

Предоплата за будущий экспорт не облагается НДС

При экспорте товаров ставка НДС 0%, а с предоплаты за эти товары платить НДС не надо. Даже если товаров еще нет – они в процессе производства.

🤝 По рукам! Как рассчитываться с работником при сдельной оплате труда

Разбираем, каким компаниям подходит сдельная оплата труда, как оформить такие отношения с сотрудником и какой способ расчета выбрать — премиальный, косвенный и т. д.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Лучшие спикеры, новый каждый день

Средний чек выездной налоговой проверки вырос до 70-100 млн. руб

Выездной налоговой проверки боится любой бизнесмен и не зря.

Средний чек выездной налоговой проверки вырос до 70-100 млн. руб
3

В НК нет предельного срока простоя для целей начисления амортизации

Минфин разъяснил исчисление для целей налогообложения прибыли амортизации по объектам амортизируемого имущества в период их временного простоя.

Общество

Будет единый цифровой ресурс норм современного русского языка

Внесли изменения в федеральный закон «О государственном языке Российской Федерации».

4
Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Откуда пошло понятие самозанятость?

Самозанятый. «Слово-то есть, а вещи — нет».

Откуда пошло понятие самозанятость?

Как ответить на требование от ФНС по низкой зарплате

Налоговики требуют объяснений относительно того, что в сданных формах отчетности отражен средний заработок ниже МРОТ или среднего по отрасли. Если налоговики видят расхождения в отчетах, то немедленно предполагают, что база по НДФЛ занижена. Можно ли им доказать, что на то были объективные причины?

Как ответить на требование от ФНС по низкой зарплате

💥Обзор новостей: TikTok вернулся, но не совсем, Бритни Спирс вызвали санитаров, на ТЭЦ нашли майнинговую ферму

Добавим в ленту самых свежих новостей. Рассказываем обо всем, что писали и обсуждали в мире.

28
Общество

В отпуск теперь можно смелее: у туристов стало больше гарантий

С 1 мая 2024 года существенно выросла сумма финансового обеспечения ответственности туроператоров перед туристами.

Заработал за 3 года 21,62% и этим хвастаюсь?

Не мог пройти мимо типичного для моего ежемесячного отчёта комментария, просто полностью его приведу, как он был, и расскажу, в чём типичная ошибка всех, кто пишет примерно одно и то же из раза в раз.

7 ½ причин вызова в налоговую: краткий обзор

Эту статью наш руководитель написал примерно 6 лет назад в 2017-2018 гг. Сначала мы с командой хотели проверить эту статью на актуальность, но решили ее не изменять. Конечно, законодательство поменялось, появился ФРВП, усилились контрольные мероприятия со стороны ФНС, но мы оставляем статью в ее первозданном виде.

7 ½ причин вызова в налоговую: 
краткий обзор
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров
ВЭД

Платежи из России в Китай вынуждены идти через посредников

Банки КНР опасаются работать с российскими предпринимателями из-за рисков попасть под вторичные санкции США. В итоге бизнес отправляет платежи через посредников, которые просят несколько тысяч долларов.

1
Банки

Raiffeisen Bank начнет сокращать свой бизнес в России

Глава Raiffeisen Bank International (RBI) Йохан Штробль заявил, что в третьем квартале 2024 года банковская группа начнет выполнять предписание Европейского центрального банка (ЕЦБ) о существенном сокращении бизнеса в России.

53% предпринимателей довольны отдачей от своего бизнеса

Выручка малого и среднего бизнеса достигла рекорда за 5 лет и составила 25,8 трлн рублей.

Не будут продлевать срок подачи заявок на получение экологического разрешения

Минприроды рассмотрело вопрос о переносе срока подачи заявки на получение комплексного экологического разрешения (КЭР).

Нотариат

Росфинмониторинг начал внимательно следить за доверенностями на банковские счета

Мошенники просят подставных лиц через доверенности открывать счета в банке, чтобы через них выводить похищенные средства. Нотариусы передают информацию о сомнительных операциях в Росфинмониторинг.

Кадры

Депутат хочет отправить тунеядцев в трудовые лагеря

На собрании законодательной думы Томской области депутат предложила организовать трудовые лагеря для тех, кто не хочет работать.

Росаккредитация нашла 260 товарных сертификатов с нарушениями

Продукция с неподтвержденными разрешительными документами не успевает попасть в продажу, сертификаты блокируют в течение суток.

Интересные материалы

Ипотека

Для госрегистрации ипотеки кредитный договор нужен не всегда

Росреестр разъяснил, в каком случае кредитный договор, из которого возникло обязательство, для государственной регистрации в Росреестре ипотеки можно не предоставлять.