Корпоративная система управления проектами

Проект - сегодня это звучит модно. Между тем, задачи современной компании уже выходят за рамки управления отдельными проектами. Сейчас появляется необходимость перехода на принципиально новый уровень корпоративного управления проектами, предполагающий неразрывную связь всех проектов ведущихся в компании по всем направлениям, от внутренних проектов расширения офисных площадей до крупных государственных заказов и международных проектов.

Алексей Лысаков, Александр Цветков , компания „ПМСофт“
http://www.e-xecutive.ru/

Проект - сегодня это звучит модно. Между тем, задачи современной компании уже выходят за рамки управления отдельными проектами. Сейчас появляется необходимость перехода на принципиально новый уровень корпоративного управления проектами, предполагающий неразрывную связь всех проектов ведущихся в компании по всем направлениям, от внутренних проектов расширения офисных площадей до крупных государственных заказов и международных проектов.

В любом офисе сегодня имеется текстовый процессор, а может быть и сложная информационно-аналитическая система, которая хранит все данные о состоянии производственных процессов, учитывает загрузку сотрудников, помогает рассчитывать заработную плату и т.д., реализуя полный цикл управления от целеполагания через планирование, координацию, контроль, учет оценки деятельности к мотивации и стимулированию участников процессов. Сегодня на рынке существует огромный выбор программных продуктов, которые позволяют автоматизировать деятельность практически любых процессов в функциональных подразделениях компании. Однако во всем мире уже с начала 80-х годов наметилась потребность перехода от функциональной модели управления предприятием к проектной.

Первые программы управления проектами представляли собой достаточно примитивные инструменты, позволяющие планировать отдельные проекты и контролировать ход их реализации, однако сегодня они способны контролировать сложнейшие проекты, содержащие миллионы работ, десятки и сотни тысяч ресурсов. К таким продуктам в полной мере относятся системы Primavera Project Planner и SureTrak от компании Primavera Systems. Параллельно с системами календарно-сетевого планирования компания развивала и другие сопутствующие проектно-ориентированные программные продукты, такие как Primavera Expedition, который основан на процессном подходе и предназначен для управления договорными обязательствами между участниками проектов, контроля разработки и выпуска проектно-сметной и разрешительной документации, а также информационной поддержки переговорных процессов по проектам.

С другой стороны, задачи современной компании стали сегодня гораздо шире, чем просто управление отдельными проектами - появляется необходимость перехода на принципиально новый уровень корпоративного управления проектами, который, прежде всего, предполагает неделимость, неразрывную связь всех проектов ведущихся в компании по всем направлениям. Неразрывность таких разнородных проектов обусловлена не столько технологией реализации, сколько едиными ресурсами, едиными структурами и работами. Объединение отдельных проектов в корпоративные программы позволяет получить дополнительный эффект от совместной, скоординированной их реализации на общей технологической и производственной базе.

Средства корпоративного управления проектами

Серия программных продуктов Primavera Enterprise, позволяет создать корпоративную систему управления проектами и включает ряд систем, работающих с единой базой данных, но предоставляющих различную функциональность. Ядром является программный продукт Primavera Project Planner for the Enterprise (P3e), предоставляющий обширный набор функций и предназначенный для групп планирования и служб мониторинга проектов, которые должны иметь возможность в любой момент вносить необходимые изменения по проектам - от переопределения технологии выполнения работ (последовательности и логики их выполнения) и сдвигов сроков, до перераспределения ответственных, а также решения ресурсных конфликтов.

Имеются дополнительные программные продукты, например, специализированный модуль Portfolio Analyst, обеспечивающий возможность формирования разнообразной аналитики и контроля отдельных проектов или портфелей проектов по заданным показателям. При необходимости Portfolio Analyst позволяет опускаться и на более детальные уровни информации по проектам, например, анализ загрузки ресурсов, потребности в материалах по отдельным пакетам работ. Исполнители работ по проектам могут использовать специальные приложения для сбора информации о проделанной работе. Причем, что немаловажно для компаний с территориально распределенными проектами, эти приложения позволяют работать, используя Internet-приложение (Progress Reporter), или, если это технически сложно, просто вводить информацию в карманный компьютер (Primavera Mobile) для её последующей передачи в общую базу.

Однако задачи удаленной работы с проектом не ограничиваются сбором информации от исполнителей. Когда ключевые участники проекта физически размещаемые в разных точках, должны слаженно работать и получать точные оперативные данные о прогрессе проекта, им на помощь приходит продукт Primavision, обеспечивающий on-line доступ к детальной информации по проекту. А, формируемый в полуавтоматическом режиме сайт проекта (Project Website), предоставит отчетную информацию по проекту для заказчиков и инвесторов.

Интеграционные решения

Перечисленные модули работают с календарно-сетевыми графиками работ по проектам, однако каким бы насыщенным не был график, сколько бы параметров он не содержал, он не может отражать всю информацию по проекту - существуют другие системы, которые и предназначены для решения соответствующих специальных задач.

Новые версии Primavera Expedition совместимы с серией Primavera Enterprise и позволяют расширить возможности корпоративной системы управления проектами в части контроля выполнения договорных обязательств, мониторинга выпуска и согласования проектно-сметной документации и сопровождения переговоров по проектам. Кроме этого, поддерживается работа с СУБД Oracle, что облегчает решение интеграционных задач.

Но и при таком наборе инструментов все задачи предприятия охватить трудно, кроме того, во многих компаниях уже функционируют различные системы: бухгалтерские программы, системы документооборота, трехмерного проектирования, сметные программы и т. д. - при создании корпоративной системы управления было бы большой ошибкой не использовать накопленную в них информацию. В этой связи одним из направлений деятельности компании Primavera является интеграция с программным обеспечением других производителей - текущий перечень партнеров компании насчитывает более сотни поставщиков, специализирующихся в смежных областях деятельности: управлении ресурсами, процессами, поставками и т.д. Среди зарубежных партнеров можно упомянуть SAP, Oracle, PeopleSoft и J.D. Edwards, а также поставщиков систем трехмерного проектирования Bentley и Intergraph.

В России используются как интеграционные модули, разработанные совместно с зарубежными производителями, так и собственные решения, специфичные для местного рынка. Одним из примеров является совместная разработка компаний «ПМСофт» и «Инфострой», обеспечивающая передачу информации из стандартных строительных смет в календарно-сетевой график проекта. Этот программный продукт работает со сметной программой «А0» и системой Primavera Project Planner. Проблемы интеграции систем календарно-сетевого планирования и сметных программ хорошо известны: прежде всего это несоответствие уровней детализации сметы и календарно-сетевого графика. При составлении сметы определяется стоимость строительства на основе объемов работ, поэтому сметчики часто не учитывают план производства работ, объединяя, например, в одной расценке одинаковые работы по всему объекту, что не удобно с точки зрения управления.

Идеальный вариант, когда смета структурируется в соответствии с задачами управления на основе графиков в системе управления проектами. Следует обратить внимание на один момент, связанный с переработкой сметы для целей управления. Заказчик, как правило, проверяет правильность составления сметы, исходя из общепринятых расценок и нормативов - рассматривает исходную смету. После того, как цена согласована, можно начинать переработку данных сметы в соответствии с задачами управления и передачу этих данных в систему календарно-сетевого планирования. Переработанная смета отличается от исходной составом работ, но весь объем, потребность в ресурсах и цена остаются прежними.

Другой пример интеграционного решения основан на экспорте данных из типового проекта на базе сметной программы WinAvers.

Потребность в подобных решениях и их разнообразие инициировали работы по интеграции системы Primavera Enterprise и с другими современными сметными системами.

Еще один пример - интеграция Primavera Expedition и информационных систем российской компании «ТрансИнвестИнтегратор », реализованной для учета договоров и первичных документов на ряде предприятий атомной энергетики в России. В настоящее время разработанное решение находится на стадии тестирования.

Отдельного внимания заслуживает программный продукт OSIRIS, который является развитием известной российским пользователям утилиты Primavera Post Office и ее аналога „ПМ Почта“ для Primavera Project Planner. Приложение OSIRIS направлено на поддержание оперативного и эффективного взаимодействия между группой управления проектом и его исполнителями. Используя модули, составляющие приложение OSIRIS, участники проекта могут осуществлять детальное планирование на местах проведения работ, вносить фактические данные и обновлять информацию по статусу выполняемых ими работ, а также вносить свои предложения и комментарии в ходе реализации проекта.

Для работы с OSIRIS, пользователи не нуждаются в покупке дополнительного программного обеспечения и прохождении обучения - обмен данными по проекту осуществляется по электронной почте. Приложение OSIRIS связано с центральной корпоративной базой данных проектов Primavera Enterprise, из которой происходит рассылка заданий исполнителям по проекту для детального планирования работ и обновления информации по статусу на местах. Далее, обновленная информация отправляется обратно и поступает в основной модуль OSIRIS Administrator, в котором она проходит утверждение группой управления проектами. Если группу управления устраивают полученные результаты, то она обновляет информацию в корпоративной базе данных, в противном же случае полученные данные отправляются на доработку.

По аналогии с программой Progress Reporter, OSIRIS позволяет собирать фактическую информацию о выполнении работ по проектам, но в отличие от Progress Reporter, работает независимо от базы данных проектов и не требует постоянного подключения к ней.

Вместе с программным обеспечением Primavera поставляются средства разработки приложений, позволяющие осуществлять интеграцию с другими решениями, настроить модуль передачи данных из приложений Primavera в другие программные продукты и, наоборот, при этом, работа с данными осуществляется на более высоком уровне, c учетом всех бизнес правил приложения, что обеспечивает сохранность логической модели данных. С помощью Primavera SDK возможна интеграция пакетов Primavera Enterprise/Primavera TeamPlay с пользовательскими базами данных и приложениями. Для этого используется интерфейс ODBC, OLE-DB и JDBC. ODBC-клиентами поддерживаются стандартные языки программирования VB, PowerBuilder, C++ и т.д. Primavera SDK делает программное обеспечение открытым для написания интеграционных модулей с любыми внешними приложениями. Работа с Primavera SDK осуществляется с помощью стандартного языка SQL.

Управление распределенными проектами

Распределенные проекты предполагают не только территориальную удаленность друг от друга мест выполнения работ по проектам и его частям, но и распределенность команды проекта и, как следствие, распределенное принятие решений при общности задач и целей управления. Пожалуй, сегодня сложно представить проект, работы по которому осуществлялись бы в одном месте и под управлением единой команды - часто проекты содержат тесно взаимосвязанные между собой блоки, выполняемые в различных местах (удаленные друг от друга блоки, заводы, сборочные площадки и так далее) и под контролем раздельных или территориально удаленных групп.

Корпоративная система обязана предоставлять возможность для работы распределенных или удаленных участников проектов. Уже упоминался ряд программных продуктов Primavera, которые позволяют обеспечить удаленный доступ к информации по проекту, её просмотру и обновлению в ограниченном объеме. Но, если удаленные группы должны иметь полный доступ к проекту: корректировать график, обновлять структуры кодов или инициировать новые проекты, тогда центральный модуль Primavera Project Planner for the Enterprise должен работать как на офисных, так и на удаленных рабочих станциях одновременно (рис. 5). Существует несколько путей решения этой задачи, например, построение сети терминальных рабочих станций на базе технологии Citrix MetaFrame. Эта технология позволяет получить полнофункциональный доступ к приложениям P3e и Primavera Expedition посредством тонкого клиента, например, при подключении через стандартный модем, при этом достигается максимальная степень сохранности данных, которые постоянно остаются в пределах центральной базы данных.

Перспективы

Подводя итоги, можно сказать, что сегодня управление проектами - это не только и не столько дань моде, а, скорее, проверенный и эффективный инструмент управления любыми изменениями, в какой бы сфере человеческой деятельности они бы не происходили. Успешно реализованные проекты являются фундаментом, на котором компания строит свое будущее. Независимо от того, связаны ли они с созданием новой продукции, строительством зданий, увеличением производственных мощностей или внедрением новой компьютерной системы.

Практически все системы управления проектами берут за основу некий план, составляемый на предварительном этапе. Затем в соответствии с этим планом автоматически организуются выполнение, анализ и управление рабочими этапами плана, пакетами работ и самими работами. Методологии систем автоматизации деловых процессов (САДП) и СУП, несмотря на различие в масштабах автоматизируемых действий, в известной степени перекликаются, что позволяет установить двустороннюю синхронизацию между схемами workflow и стратегическим планом (в виде календарносетевого плана или графика выполнения работ по проекту). Здесь важно отметить, что в рамках системы управления проектами календарное планирование и ход выполнения этапов происходят в полуавтоматическом режиме, а интеграция с workflow-системой позволяет создать корпоративную систему управления проектами. Перед такой системой стоит несколько задач: возможность управлять одновременно группой проектов; возможность управлять взаимосвязями проектов; анализ портфеля (группы) проектов; поддержка возможности выбора проекта по заданным критериям; возможность использования лучшего практического опыта; контроль выполнения проекта и т.д.

Таким критериям, например, удовлетворяет пакет Primavera Enterprise, который может быть выбран в качестве одного из базовых элементов корпоративной системы управления проектами.

Внедрение системы достаточно трудоемкий и дорогостоящий процесс, однако затраты окупаются: продолжительность проектов сокращается на 15-20%, расходы на планирование уменьшаются на 25%, не говоря уже об оптимизации ресурсов. Применение систем управления проектами непосредственно влияет на совершенствования процессов на предприятии посредством установления связей между командами проектов, обмена полученными результатами и построения системы управления проектами на основе обратной связи. В результате, компания живет как единый организм, адекватно реагируя на изменения рынка.

Начать дискуссию

Бан микроквартир в Москве, годовой хай индекса, крипта растёт. Дивиденды, новые облигации, IPO и другие новости. Воскресный инвестдайджест

На бирже намечается реальная движуха, и я не про IPO Светофора. Доллар вплотную приблизился к желающим купить его по 90, индекс Мосбиржи обновил годовой максимум, а бедным московским инвесторам придётся богатеть, чтобы инвестировать в бетон. Квартиры меньше 28 метров под запретом!

Бан микроквартир в Москве, годовой хай индекса, крипта растёт. Дивиденды, новые облигации, IPO и другие новости. Воскресный инвестдайджест

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Офис Клерка номинирован на премию Best Office Awards 2024

Объявлены проекты-номинанты премии Best Office Awards 2024. Награждение победителей премии состоится 31 мая в MTC Live Hall финале форума

Офис Клерка номинирован на премию Best Office Awards 2024
2

Алексей Иванов рассказал как блог на Клерке помог компании «Мое дело» выйти из кризиса. В костюме фирмы Adidas

Стратегии монетизации контента на платформе «Клерк» с использованием вебинаров, рассылок и лит-магнитов.

Лучшие спикеры, новый каждый день
Банки

Покупка жилья в кредит станет более быстрой

Чтобы застройщики быстрее получали финансирование, а участники долевого строительства тратили меньше времени на посещение банков, депутаты предложили разрешить при покупке жилья открывать эскроу-счета удаленно.

Инвестиции

Инвестиции в недвижимость: новый ЗПИФ Рентал ПРО от создателей ПНК-Рентал. IPO в конце мая – начале июня

«Можем повторить!» — сказали ребята из «А класс капитал» и решили, что пора выводить на биржу новый фонд. С названием долго не думали. Был ПНК-Рентал для всех, а будет Рентал ПРО для квалифицированных инвесторов. Был фонд с пассивным управлением, а будет фонд с активным управлением. Собрал известную информацию и свои мысли по новому фонду.

Инвестиции в недвижимость: новый ЗПИФ Рентал ПРО от создателей ПНК-Рентал. IPO в конце мая – начале июня
Мошенничество

В сервис заказа такси встроили азартные игры

Злоумышленники использовали агрегатор такси и проводили через него незаконные операции, связанные с выигрышами на ставках и в онлайн-казино.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Криптовалюта

Как и где купить криптовалюту пошаговая инструкция

Биткоин, Эфир, USDT и другие криптовалюты – отличный способ инвестировать в 2024 году. Сегодня ими пользуются не только крипотрейдеры, но и новички. Многие считают, что купить криптовалюту сложно и непонятно, поэтому отказываются от вложений. К счастью, это не так, и сегодня купить криптовалюту в России так же просто, как обменять рубли на доллары или евро!

Как и где купить криптовалюту пошаговая инструкция
Трудовое право

Роструд назвал основные правовые особенности сезонной работы

По Трудовому кодексу есть особенности регулирования труда работников, занятых на сезонных работах.

Банки

Исламский банкинг будет интересен 90 тысячам компаний

По оценкам Сбера, к 2030 году 30% населения будут составлять мусульмане. Услуги банка, которые не противоречат нормам шариата, заинтересуют 5 млн человек.

Вопросы официального трудоустройства иностранных специалистов. Общая методичка

В рамках указанной статьи вы сможете узнать об основных этапах и нюансах, связанных с официальным трудоустройством иностранных специалистов.

Кабмин направит на поддержку Запорожской и Херсонской областей 4,4 млрд рублей

Деньги пойдут на выплату зарплат сотрудников бюджетных учреждений.

Госзакупки

Самые интересные споры по госзакупкам за 1 квартал 2024 года

ФАС привела обзор судебной практики в сфере госзакупок за 1 квартал 2024 года.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

🔥 Акция «Жаркие скидки в любую погоду»! Самые горячие онлайн-курсы «Клерка» за 4 290 рублей до 20 мая

Мы предлагаем самые выгодные цены на онлайн-курсы по учету на маркетплейсах, УСН, ВЭД, финмоделированию, ФСБУ и бухгалтерии с нуля. Только до 20 мая их можно купить за 4 290 рублей!

Инвестиции

Святой рандом мая. PIKK — акции ПИК

Продолжаю третий сезон святого рандома с покупкой российских акций. Каждый месяц я выбираю одну рандомную акцию из индекса Мосбиржи. Ну как я, делает это святой рандом, он же генератор случайных чисел. Я её потом просто покупаю. Почему? Да потому что какой смысл ручками выбирать акции, если рынок ведет себя непредсказуемо ¯\_(ツ)_/¯

Святой рандом мая. PIKK — акции ПИК
Бесплатно с Трудовые отношения

Сверхурочные в 2024 году: как оплачивать по новым правилам

Порядок оплаты сверхурочных работ закреплен в обновленной ст. 152 ТК во исполнение поручения, которое дал законодателям КС в постановлении от 27.06.2023 № 35-П. Теперь при оплате сверхурочной работы необходим принимать во внимание все компенсационные и стимулирующие выплаты.

Сверхурочные в 2024 году: как оплачивать по новым правилам
Бесплатно с Налоговые проверки

Продажа авто учредителю по цене ниже рыночной: сколько доначислят налоговики

Если организация продает самортизированные активы по низкой цене взаимозависимым лицам, ей доначислят налоги. Разбираем судебную практику.

Продажа авто учредителю по цене ниже рыночной: сколько доначислят налоговики

Что будет с интернетом, мобильной связью, Почтой России, электронными услугами, ИТ: заявления Минцифры

Максут Шадаев перед утверждением на должность министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ назвал основные направления работы и какие вызовы стоят перед Минцифры.

Новое приложение «Ситидрайва» удалили из App Store

Уже установленные приложения будут работать на iOS. Пользователям рекомендуют отключить функцию «Сгружать неиспользуемые».

Платись, платись большая и маленькая: независимо от размера зарплату нужно платить два раза в месяц! 💰«Ночной бухгалтер» № 1684

Даже если ваш сотрудник на неполной ставке получает зарплату размером в несколько тысяч рублей, ее нельзя платить один раз. Даже сотрудник просит. Так Роструд сказал.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Интересные материалы

Расценки на техобслуживание газового оборудования, возможно, будет устанавливать государство

Регионы предлагают ввести государственное регулирование стоимости услуг по техобслуживанию газового оборудования.