Бухгалтерские программы

Проблемы внедрения автоматизированных систем по МСФО

Основным назначением автоматизированных систем по МСФО является сокращение времени на подготовку отчетности. В особенности это актуально для предприятий, которые обязаны публиковать свою отчетность в определенные сроки и к тому же несколько раз в год, например по требованию бирж, на которых котируются ценные бумаги предприятия.

Основным назначением автоматизированных систем по МСФО является сокращение времени на подготовку отчетности. В особенности это актуально для предприятий, которые обязаны публиковать свою отчетность в определенные сроки и к тому же несколько раз в год, например по требованию бирж, на которых котируются ценные бумаги предприятия. Кроме того, при автоматизации процесса проверки информации как на этапе ввода ее в систему, так и на этапе проверки непротиворечивости данных в отчетности значительно сокращается количество ошибок, связанных с «человеческим фактором». В связи с этим потребность в таких программах с каждым годом растет. Однако на рынке пока нет ни одного широко распространенного и при этом удовлетворительного по качеству программного продукта для составления отчетности по МСФО. Это обусловлено тем, что его создание связано с определенными сложностями.

Игорь КОЗЛОВ

Вначале рассмотрим проблемы на этапе разработке программы.

Отсутствие квалифицированных кадров

Данная проблема, как известно, – одна из наиболее острых в области подготовки отчетности по МСФО вообще, а для написания программного обеспечения в области МСФО в особенности. Для изготовления качественного продукта, подходящего для конкретного предприятия, необходимо участие сразу трех групп специалистов.

1. Методологи. Они формулируют требования к программе, исходя из тех задач, которые она призвана решать, определяют, что и каким образом (методологически) будет делать программа. Эти специалисты должны уметь составлять отчетность по МСФО, владеть полной информацией об особенностях учета на предприятии данной отрасли, в идеале –иметь общее представление о принципах программирования.

Отсутствие таких специалистов на предприятии и связанная с этим полная передача функций методолога подрядчику, внедряющему программный продукт, как правило, приводит к получению готового программного решения, которое не вполне удовлетворяет потребностям предприятия-заказчика, что в дальнейшем оборачивается существенными затратами на его доработку. Конечно, можно заключить договор с двумя организациями, одна из которых формирует методологию при тесном взаимодействии с учетными службами заказчика, а вторая – реализует ее в программном продукте. При этом качество программного продукта будет выше, чем при разработке и методологии, и программы одним подрядчиком. Но данный вариант подразумевает увеличение затрат, на что может пойти не каждое предприятие.

2. Специалисты, формирующие техническое задание – документ, на основании которого программисты пишут код программы. Помимо знания платформы (1С, Axapta и т.д.), для создания качественного продукта совершенно необходимо, чтобы специалисты, формирующие задачу для программистов, умели составлять отчетность по МСФО или, как минимум, были в курсе основных принципов и требований международных стандартов. В противном случае проект может увязнуть в постоянных переделках и согласованиях с методологами. Программисты будут утверждать, что все, прописанное в техническом задании, сделано, а методологи – что идеология программы не отвечает требованиям МСФО или же программа просто неудобна в работе. При этом обе стороны будут правы каждая по-своему. Разработанный в результате программный продукт обычно представляет собой компромиссный вариант между тем, что было нужно методологам, и тем, что посчитали возможным сделать программисты.

Задача данной группы специалистов, помимо всего прочего, – взять на себя функцию посредника между методологами и программистами. Сначала на этапе постановки задачи, они должны объяснить методологам, что можно сделать в программе, а что нет (например, если в 1С нельзя запрограммировать закрепление столбцов, то ставить такую задачу перед программистами бессмысленно). Далее, когда задача поставлена, данная группа специалистов должна пояснить программистам, как лучше реализовать в программе идеологию, заложенную в нее методологами. Увы, в настоящее время такие специалисты – большая редкость…

3. Программисты, пишущие код программы. Сложность поиска таких специалистов и стоимость их услуг зависят от платформы, на которой планируется автоматизировать подготовку отчетности. Тем не менее, найти таких специалистов, как правило, значительно проще, чем специалистов из предыдущей группы.

Выбор исполнителя для проекта

Для решения задач по автоматизации особенно актуально решение вопроса о том, кто, собственно, будет этим заниматься. Для начала следует определиться с тем, будут работы проводиться своими силами или с привлечением подрядчиков. Впрочем, трудности ожидают и в одном, и в другом случае.

Проведение работ с помощью внутренних ресурсов

Первая и самая главная проблема при таком решении – найти необходимые внутренние ресурсы. Это чревато большими затратами на оплату труда персонала, поэтому следует оценить, оправданны ли они. Для такой оценки необходимо ответить себе на следующий вопрос: «Понадобятся ли такие специалисты и в таком количестве по окончании проекта?» Если ответ будет скорее положительный, чем отрицательный, то это будет мощным аргументом в пользу проведения работ по автоматизации собственными силами. Однако в большинстве случаев ответ отрицательный. Поэтому компании обычно предпочитают вариант с привлечением подрядчика. Кроме того, еще одна проблема реализации проекта собственными силами состоит в том, что при таком варианте документация (техническое задание, инструкции и т. д.) имеет тенденцию быть неполной, а иногда и вовсе отсутствовать. Это может быть связано как с нехваткой у программистов-разработчиков времени, так и с желанием «привязать» к себе работодателя за счет эксклюзивности получившейся программы. Грамотная документация необходима для поддержания функционирования программы, внесения в нее изменений и для передачи дел от одного человека, работающего с программой, другому.

Привлечение подрядчика

Если собственные ресурсы отсутствуют, а набирать соответствующий персонал нецелесообразно, то для выполнения работ по автоматизации подготовки отчетности по МСФО можно привлечь стороннюю организацию. Однако здесь тоже есть свои сложности.

Во-первых, большинство подрядчиков не слишком хорошо понимают потребности предприятия и стремятся продать свои уже готовые продукты, не особенно заботясь о том, насколько они подходят для конкретного заказчика. Чтобы предотвратить подобное развитие событий, следует создать совместную команду, в которую со стороны предприятия будет входить хотя бы один методолог. Его задача – следить за соблюдением интересов компании. Кроме того, в состав команды должны быть включены представители всех трех перечисленных выше групп специалистов.

Во-вторых, если при реализации проекта своими силами в программу как во время работ над ней, так и после их завершения возможно вносить практически любые изменения без значительного увеличения стоимости проекта, то подрядчик за все доработки обязательно потребует дополнительной оплаты, а не только дополнительного времени. Проблема усугубится при недостаточной квалификации специалистов, составляющих техническое задание. В этом случае придется выяснять отношения не только по вопросу, кто должен доделывать или переделывать программу, но и кто за какие именно изменения должен платить.

Специфика решаемой задачи

Составление отчетности по МСФО сопряжено с принятием решений, основанием для которых служит профессиональное суждение составителей. Запрограммировать его невозможно. Даже с учетом имеющейся в любой автоматизированной системе возможности вводить ручные корректировки и исправлять посчитанные системой цифры, возникнут определенные сложности, ограничения. Пример последних – невозможность изменения формулы, «зашитой» в код программы. Не всегда возможно досконально описать языком формул все виды расчетов со всеми возможными вариантами.

Как пример приведем расчеты, связанные с консолидацией капитала группы. Основная процедура здесь – взаимозачет инвестиций в материнской компании против капитала дочерней (в том числе и той части нераспределенной прибыли, которая была заработана до покупки дочерней компании материнской). Однако, например, если дочерняя компания выпускает дополнительное количество акций, а материнская компания их выкупает, то сумма денежных средств, уплаченных за них дочерней компании, не будет считаться в полном объеме инвестицией (деньги из группы ушли не полностью, а лишь в доле меньшинства в дочерней компании после совершения сделки). При трансформации отчетности каждый раз составляется отдельный расчет, который должен быть изменен в соответствии с новой информацией.

Кроме того, существует множество других даже не столько полезных, сколько «приятных» функций, которые невозможно предусмотреть в каждой программе (например, суммирование чисел только по выделенным ячейкам). Поэтому нахождение оптимального компромисса между объемом работ, производительностью программы и удобством работы пользователя –одна из первоочередных задач, решаемых на этапе разработки программы.

Далее рассмотрим проблемы на этапе внедрения.Их следует разделить на две части: проблемы при внедрении системы параллельного учета и проблемы при внедрении системы, автоматизирующей процесс трансформации отчетности.

Внедрение системы параллельного учета

Основной принцип системы параллельного учета – это введение в систему учета по РСБУ дополнительных признаков, на основании которых впоследствии составляется отчетность по МСФО.

Например, при первом применении МСФО необходимо переоценить основные средства. Делается это либо с применением индексов инфляции, либо при помощи независимых оценщиков. Полученная любым из таких способов сумма присваивается каждому основному средству, и весь последующий учет по МСФО, включая списание, начисление амортизации и прочие изменения стоимости, будет вестись исходя из этой «новой» стоимости основных средств. Отчетность, составленная при помощи системы параллельного учета, получается точнее, чем полученная при трансформации, однако и сложностей при ее внедрении больше.

Первая сложность – это снова подбор персонала. Для работы в такой системе можно нанять бухгалтеров, имеющих представление об МСФО, а можно научить уже имеющихся бухгалтеров проставлять те или иные признаки в системе. Первый вариант для составления отчетности идеален за исключением того, что платить им придется существенно больше, чем обычным бухгалтерам. При втором варианте значительно возрастает риск ошибок, поскольку работающий с программой параллельного учета ставит тот или иной признак или сумму не на основании своего понимания того, как это должно быть отражено в отчетности по МСФО, а просто потому, что это прописано в инструкции. При этом прописать в инструкции все возможные варианты учета каждой операции довольно трудно.

Отдельно следует рассмотреть проблему обеспечения единой учетной системы на всех подразделениях и предприятиях группы компаний (при составлении консолидированной отчетности). Если единая система отсутствует, то автоматизация параллельного учета значительно усложняется (вплоть до полной его неприемлемости) ввиду необходимости работать с данными различных учетных программ, консолидировать их.

Еще одна проблема, которая может возникнуть при внедрении системы параллельного учета по МСФО, связана с настройкой программы, в соответствии с которой уже ведется российский учет. Если в ней не предусмотрен достаточно подробный учет (например, отсутствует формирование себестоимости по статьям калькуляции), то для составления отчетности по МСФО ее придется дорабатывать. Затраты на такие доработки могут быть весьма существенными, поэтому необходимо делать выбор между ними и неполной автоматизацией процесса подготовки отчетности.

Внедрение автоматической системы трансформации отчетности по российским стандартам в отчетность по МСФО

Этот вариант является компромиссным, не решающим проблему с отчетностью кардинально. Поэтому его целесообразно проводить в жизнь только в тех компаниях, где проблемы с персоналом или с учетной системой (или обе проблемы в совокупности) невозможно решить за разумное время или средства. Сущность этого подхода состоит в том, что из учетной базы каждого предприятия выгружается информация по данным российского учета, которая определенным образом обрабатывается для получения отчетности по МСФО.

Первая проблема, возможная при данном методе автоматизации, – это обеспечение выгрузки из различных учетных систем предприятий холдинга. В таких случаях обычно головной компанией задается единый формат выгрузки, а ее автоматизация перекладывается на плечи филиалов и дочерних компаний. Кроме того, необходимо обеспечить непротиворечивость входящих данных. Как правило, из программы выгружается не вся необходимая для подготовки отчетности информация: часть ее должна заполняться бухгалтером вручную. Поэтому в этих данных возможны ошибки и противоречия с имеющейся в базе информацией. Проблему можно решить с помощью формирования сверки по выгруженной информации. Например, актив баланса должен сходиться с пассивом, что необходимо автоматически проверять при выгрузке, и при несоблюдении данного равенства выдавать предупреждение или вообще запрещать выгрузку.

Следующая сложность состоит в том, чтобы обеспечить достаточную гибкость программы с целью дать составителям отчетности простор для выражения своего профессионального мнения. Результат работы недостаточно гибкой программы будет нуждаться в последующей корректировке. Поэтому необходимо обеспечить как можно больше возможностей для изменения как входящих данных, так и посчитанных в программе, настроек условий и счетов для проводок.

Подводя итоги, можно сказать, что эффективность проекта по автоматизации подготовки отчетности по МСФО оценивается точно так же, как эффективность любого другого проекта, а именно сопоставлением полученной выгоды с понесенными затратами. Значит, риски проекта состоят либо в переоценке первого, либо в недооценке второго. Все рассмотренные выше проблемы касаются того, как правильно оценить и оптимизировать выгоды от проекта и затраты на него. Однако с уверенностью можно сказать, что только при заинтересованности всех участников проекта в том, чтобы продукт получился качественный, можно рассчитывать на успех.

Мaтериал предостaвлен журналом "Новые системы финанового учёта"

Начать дискуссию

С Днём Победы!

9 мая, когда мы отмечаем День Победы, мы вспоминаем не только о тех, кто сражался на фронтах, но и о тех, кто с огромным мужеством выдерживал испытания в тылу. Среди них моя бабушка, Ольга Ефимовна, чья история наполнена не только горечью утраты, но и невероятной жизненной силой.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Путин: через 6 лет смертность от ДТП должна снизиться в 1,5 раза

В рамках достижения национальной цели «Комфортная и безопасная среда для жизни» президент поставил задачу снизить смертность в результате дорожно-транспортных происшествий.

Неприятие потери, или почему ты не можешь продать Сегежу с Газпромом

Ситуация: ты покупаешь акции компании, которая внезапно становится токсичной и месяц за месяцем нащупывает новое дно. Классический пример — ВТБ. Но это было всегда, а вот более свежие примеры — Сегежа или народное достояние. Газовая компания вообще держится в топ-3 по популярности среди акций, а её ближайшие перспективы не менее туманны, чем Альбион.

Неприятие потери, или почему ты не можешь продать Сегежу с Газпромом
Лучшие спикеры, новый каждый день

Изменился состав документов для получения налогового вычета за обучение

По расходам на образование с 1 января 2024 года в налоговую нужно принести справку об оплате услуг. Раньше для получения социального налогового вычета по НДФЛ были нужны платежные документы и договор.

5

📕 💪 Акция «Не МАЙся — заниМАЙся»! Самые нужные курсы по 3 690 рублей!

Успейте купить топовые курсы «Клерка» за 3 690 рублей до 13 мая! Для акции мы выбрали нужные для бухгалтера онлайн-курсы: они помогут освоить востребованные навыки, актуализировать знания к лету, освоить новую нишу, чтобы вырасти в карьере и увеличить доход.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
1

🔥 Акция «Не МАЙся — заниМАЙся!»: топовые онлайн-курсы по 3 690 рублей

До 13 мая вы можете купить лучшие онлайн-курсы «Клерка» по учету на маркетплейсах, финансовому моделированию, ВЭД, зарплате и бухгалтерии с нуля за 3 690 рублей!

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Уважаемые коллеги! Поздравляем вас с Днем Победы!

Коллектив «Клерка» поздравляет всех с Днем Великой Победы!

Уважаемые коллеги! Поздравляем вас с Днем Победы!
3

Губернаторам могут разрешить продлевать майские праздники

Госдума начинает рассматривать законопроект, который может разрешить региональным властям давать людям больше выходных в майские праздники. Но только если большинство жителей региона поддержит перенос выходных с новогодних праздников.

8% в валюте на удобрениях. Свежие облигации: Акрон CNY на размещении

Нет ничего постыдного в том, чтобы инвестировать в навоз, даже если этот навоз берёт долги в юанях под 8%. Сегодня у нас в гостях Акрон — очередной эмитент, который позволяет инвесторам заработать в валюте. Крайне интересный выпуск, достойный находиться в портфелях всех любителей валюты.

8% в валюте на удобрениях. Свежие облигации: Акрон CNY на размещении

Проблема навигации на «Клерке». 20 лет мы искали решение и вот

Теперь навигационное меню можно свернуть и оно запомнит свое состояние.

Проблема навигации на «Клерке». 20 лет мы искали решение и вот

Сравнение сервисов для подачи отчетности. Обзор для бухгалтера

Статья представляет сравнительный обзор трех сервисов для подачи отчетности: 1С-Отчетность, СБИС и Контур Экстерн. Описаны их ключевые функции и ценовые предложения.

1

Правильно подобрали переводчиков и локализовали сайт: как за 2 месяца мы помогли торговой компании открыть филиалы в ОАЭ, Турции и Казахстане

Когда открываешь филиал компании за рубежом нужно заранее разобраться с требованиями местного законодательства: почитать гражданское и корпоративное право страны, в которой регистрируешь бизнес, и собрать правильный пакет документов. Все сертификаты, лицензии, разрешения должны быть профессионально переведены и заверены.

Правильно подобрали переводчиков и локализовали сайт: как за 2 месяца мы помогли торговой компании открыть филиалы в ОАЭ, Турции и Казахстане
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Грядет очередной эксперимент по маркировке

C 1 сентября 2024 по 31 августа 2025 года Минпромторг планирует проведение эксперимента по маркировке отдельных видов смазочных материалов и специальных автомобильных жидкостей.

1

К 2036 году у 99% населения России будет интернет

Президент в качестве национальной цели обозначил увеличение доли домохозяйств, которым обеспечена возможность качественного высокоскоростного широкополосного доступа к интернету.

Зачем обращаются в Росреестр чаще всего: официальные данные

Росреестр отчитался, с какими вопросами чаще всего обращались заявители в 2023 году.

Ведение бизнеса

Выручка малых технологических компаний должны вырасти в 7 раз

Для достижения национальной цели «Технологическое лидерство» президент поставил целевой показатель по росту выручки малых технологических компаний (МТК).

Названы приоритетные направления для развития новых технологий

Президент поставил задачу обеспечить технологическую независимость и формирование новых рынков по ряду направлений.

Все что вам нужно знать о штрафах за работу с самозанятыми. Реальный опыт юриста

Разберу на примере реальных  судебных дел, как предприниматели «попадают» на штрафы за работу с самозанятыми и теряют миллионы. Отвечу на 3 самых популярных вопроса и развею мифы.

1
Проверки ФАС

6 основных инструментов ФАС по борьбе с недобросовестной конкуренцией

Антимонопольная служба подвела итоги работы по противодействию недобросовестной конкуренции за 2023 год.

Интересные материалы

Бесплатно с Увольнение

Увольнение с отработкой: что такое, как правильно оформить, образец заявления

Увольнение с отработкой — это не нормативное, а обиходное выражение. Корректнее говорить об увольнении по собственному желанию или расторжении трудового договора по инициативе работника. Но важнее не термины, а правильное оформление.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру