Первичные документы

Кому без бухгалтера будет жить хорошо? Позиция Минфина

В учреждениях бюджетной сферы в состав комиссии по поступлению и выбытию активов и инвентаризационной комиссии бухгалтера включать не обязательно. Такое мнение высказал Минфин в своих недавних письмах. Однако Методические рекомендации Минфина по первичке говорят о другом. Так нужно ли бухгалтера включать в состав комиссий?
Кому без бухгалтера будет жить хорошо? Позиция Минфина

Письма Минфина

Нормативные правовые акты не содержат требования о включении бухгалтеров в состав комиссии ПВА и инвентаризационной комиссии. Об этом Минфин сообщил в своих письмах:

  • от 12.05.2023 № 02-06-05/43434;

  • от 14.04.2023 № 02-06-05/33795.

И действительно в Инструкции № 157н, Стандарте «Основные средства» (утв. приказом Минфина от 31.12.2016 № 257н) нет указаний об обязательном включении бухгалтеров в процесс признания (поступления) и прекращения признания (выбытия) материальных ценностей критериям основного средства. В письме от 12.05.2023 № 02-06-05/43434 Минфин отметил, что члены комиссии ПВА должны обладать знаниями (навыками), позволяющими оценить наличие (отсутствие) условий, соответствующих критериям признания объектов основных средств или критериям прекращения признания объектов основных средств.

В частности, к таким лицам относятся сотрудники, обеспечивающие:

  • надлежащее содержание имущества;

  • эксплуатацию имущества;

  • оценку технического состояния имущества;

  • иные обязанности и навыки, направленные на обеспечение использования имущества в деятельности организации.

А действующие нормативные правовые акты, регламентирующие проведение инвентаризации (например, стандарт «Концептуальные основы», утв. приказом Минфина от 31.12.2016 № 256н и Стандарт «Учетная политика», утв. приказом Минфина от 30.12.2017 № 274н) также не содержат требований об обязательном наличии в составе инвентаризационной комиссии бухгалтера.

Откуда же повелось включать бухгалтеров состав этих комиссий? А все началось с Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (утв. приказом Минфина от 13.06.1995 № 49), которые теперь не являются нормативным правовым документом, применяемым организациями госсектора для проведения инвентаризации.

Означает ли все это, что раз нет нормативных оснований для участия в этих комиссиях, то могут ли бухгалтеры расслабиться и заняться более интересными делами? Нет, не могут.

 Методические рекомендации

Во-первых, письма Минфина не являются нормативными актами. Поэтому содержание писем финансового ведомства нужно принять к сведению и не более.

Во-вторых, Минфин своими приказами утвердил Методические рекомендации по применению первичных документов, которые являются нормативными документами, подлежащими обязательному исполнению. Речь о:

  • Методических указаниях по применению форм первичных учетных документов и формированию регистров бухгалтерского учета, утвержденных приказом Минфина от 30.03.2015 № 52н;

  • Методических указаниях по формированию и применению унифицированных форм электронных документов бухгалтерского учета, утвержденных приказом Минфина от 15.04.2021 № 61н.

Согласно этим Методическим рекомендациям в формах «бумажных» и электронных первичных документов необходимо указывать различные сведения об объектах бухгалтерского учета, номера счетов бухгалтерского учета, бухгалтерские записи, даты принятия (выбытия) объектов к учету и т.п.

Так комиссии ПВА для оформления, например, электронной формы «Решение о признании объектов нефинансовых активов (ф. 0510441)» потребуется, в частности:

  • инвентарный, реестровый, заводской, иной (при наличии) соответственно признаваемого объекта нефинансового актива;

  • первоначальная стоимость объекта (группы объектов), балансовая (восстановительная) стоимость объекта;

  • фактический срок эксплуатации (месяцев) на дату принятия к учету и т.п.  в соответствии с первичными учетными документами, информации из Инвентарной карточки учета нефинансовых активов (ф. 0504031);

  • амортизационная группа, метод начисления амортизации, дата окончания амортизации, срок полезного использования, сумма начисленной амортизации соответственно;

  • сумма начисленного обесценения на дату признания объекта (при наличии).

Всю эту информацию можно взять только из регистров бухучета. И представить ее может только бухгалтер.

В электронной форме «Решение о проведении инвентаризации (код формы 0510439)» необходимо указать не только состав инвентаризационной комиссии, но и учетную информацию (например, номера счетов синтетического учета, правильное наименование объектов учета и т.д.), которая затем будет автоматически отражаться в документах, сформированных в ходе проведения инвентаризации (инвентаризационных описях (сличительных ведомостях), ведомостях расхождений, актах о результатах инвентаризации, иных первичных учетных документах и регистрах бухгалтерского учета, формируемых в ходе и (или) по итогам инвентаризации). Представить такую информацию для создания Решения ф. 0510439 может также только бухгалтер.

Методические рекомендации предполагают, что оформлением всех первичных документов будет заниматься ответственный исполнитель из состава членов комиссии. Но если такой «ответственный исполнитель» не будет работником бухгалтерии, то ему все равно придется идти на поклон в бухгалтерию, чтобы получить необходимую информацию.

И получается, что работники бухгалтерии в любом случае будут вовлечены в деятельность как комиссии ПВА, так и инвентаризационной комиссии.

Кому решать?

Минфин в письме от 12.05.2023 № 02-06-05/43434 напомнил, что в соответствии с пунктом 1 статьи 7 Закона № 402-ФЗ ведение бухгалтерского учета организуется руководителем экономического субъекта. Поэтому руководитель учреждения и будет решать: включать бухгалтеров в состав комиссии ПВА и инвентаризационной комиссии или нет. Свое решение ему нужно будет отразить в учетной политике учреждения.

Руководитель, может и не включать в состав этих комиссий бухгалтеров, но тогда он должен быть уверен, что остальные члены комиссии обладают необходимыми знаниями и навыками не только в отношении имущества учреждения, но и в формировании первичных учетных документов и бухгалтерском учете.

А что делать руководителю, если в учреждении нет бухгалтерии, где взять бухгалтера? Но это вряд ли… Такое может присниться руководителю только в самом страшном сне.

Начать дискуссию

Нужно ли платить налоги при выходе из ООО

Налоговые последствия выхода участника из ООО: в каких случаях и какие налоги будет необходимо уплатить.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Приняли на работу нового сотрудника: как оформить ЕФС-1 в 2024 году, пример

По каждому принятому сотруднику нужно отчитаться в СФР — заполнить подраздел 1.1 формы ЕФС-1. Даём пошаговую инструкцию для отчётов 2024 года.

Приняли на работу нового сотрудника: как оформить ЕФС-1 в 2024 году, пример
Экономика России

Поставлена задача войти в число 25 ведущих стран мира по роботизации

Для достижения национальной цели «Устойчивая и динамичная экономика» президент поставил задачу по плотности роботизации.

Лучшие спикеры, новый каждый день

📕 💪 Акция «Не МАЙся — заниМАЙся»! Самые нужные курсы по 3 690 рублей!

Успейте купить топовые курсы «Клерка» за 3 690 рублей до 13 мая! Для акции мы выбрали нужные для бухгалтера онлайн-курсы: они помогут освоить востребованные навыки, актуализировать знания к лету, освоить новую нишу, чтобы вырасти в карьере и увеличить доход.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
1

🔥 Акция «Не МАЙся — заниМАЙся!»: топовые онлайн-курсы по 3 690 рублей

До 13 мая вы можете купить лучшие онлайн-курсы «Клерка» по учету на маркетплейсах, финансовому моделированию, ВЭД, зарплате и бухгалтерии с нуля за 3 690 рублей!

КоАП РФ

Таможенная служба назвала самые распространенные предметы правонарушений

По линии административного производства таможенные органы ФТС России возбудили 40 625 дел. Из них почти половина приходится на юридических лиц — 17 923.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

ИП на упрощенке переехал в новый регион: как платить налог и сдавать отчетность. Риски фиктивной миграции

Встать на учет в качестве индивидуального предпринимателя можно только в ИФНС по месту жительства гражданина. Рассказываем, что делать ИП на УСН при смене адреса проживания: как встать на учет, куда отчитываться и платить «упрощенный» налог, какие ставки применять, какие риски могут возникнуть.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Общество

Опубликован отчет о бесплатной юридической помощи за прошлый год

Минюст подготовил доклад о реализации государственной политики в области обеспечения граждан РФ бесплатной юридической помощью в 2023 году.

Как организовать прием оплаты по СБП в сфере услуг: фитнес-клубах, салонах красоты и автосервисах

Рассказываем, в чем особенность приема оплаты по СБП в сфере услуг — в фитнес-центрах, салонах, автосервисах и на автомойках — и как удобно его организовать.

Как организовать прием оплаты по СБП в сфере услуг: фитнес-клубах, салонах красоты и автосервисах
3
Новости ФНС

ФНС изменила сроки публикации о задолженностях в открытом доступе

Важная информация.

Инвестиции

Что такое оферта по облигациям, когда это хорошо, а когда плохо

Каждый, кто инвестирует в облигации, рано или рано сталкивается с таким понятием как оферта — законной возможностью для эмитента переобуться на лету. Придумали её явно не для того, чтобы инвестором жить было лучше, но веселее — уж точно. Смотрим, когда это гуд, какие бывают типы оферты, разбираемся в подводных камнях.

Что такое оферта по облигациям, когда это хорошо, а когда плохо

Mastercard заработала в Китае: историческое событие

Американская и международная платёжная система начала обработку внутренних платежей через совместное предприятие NetsUnion JV.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

ЕНС (нюанс процедуры взыскания) — опасность кредитования бизнеса за счет несвоевременной уплаты налогов

Рассмотрим занятный, но не сильно "подсвеченный" момент, связанный с формированием решения о взыскании налогов и сборов в условиях действия ЕНС. Как следствие — приостановление операций по счетам.

Мишустин пошел на второй срок: какие задачи стоят перед правительством и кто останется в кресле

10 мая 2024 года депутаты Госдумы утвердили Михаила Мишустина в должности председателя Правительства России. Его кандидатуру внес президент.

Виды факторинга: что выбрать бизнесу в 2024 году

Любому бизнесу важно находить эффективные решения по управлению дебиторской и кредиторской задолженностью и поддержанию стабильного денежного потока. Один из наиболее действенных финансовых инструментов — факторинг. Рассмотрим основные виды факторинга и поможем определиться с выбором оптимального решения для вашего бизнеса.

Виды факторинга: что выбрать бизнесу в 2024 году
Инвестиции

Продал акции Газпрома. Какие акции покупать вместо них?

Рассказываю.

Продал акции Газпрома. Какие акции покупать вместо них?

Как мы помогли нашему клиенту выиграть процесс в Лондонском международном арбитражном суде

Как мы помогли нашему клиенту выиграть процесс в Лондонском международном арбитражном суде
Общество

Куда идут в аспирантуру: самые востребованные направления

Росстат назвал самые распространенные направления подготовки среди выпускников в аспирантуре по итогам 2023 года.

УК РФ

На юрлиц стали чаще возбуждать уголовные дела за таможенные нарушения

Таможенные органы отчитались, что возбудили 641 уголовное дело в 1 квартале 2024 года.

Интересные материалы

Стартовал эксперимент с электронными студенческими билетами и зачетками: что дает

Электронные студенческие билеты и зачетные книжки появятся на Госуслугах. Их можно использовать наравне с бумажными.