3 популярных стратегии, как устанавливать цены на свой продукт, чтобы всё-таки выйти в плюс. Какую ценовую стратегию выбрать?

Компании со стратегией ценообразования имеют чистую прибыль выше на 15−23%, чем у конкурентов. Об этом говорится в исследовании Pricing Effectiveness Benchmark Study. Рассказываем, почему цена — самый недооцененный параметр из тех, что влияет на прибыль, а также какие есть ценовые стратегии и какие факторы учитывать при их выборе.
3 популярных стратегии, как устанавливать цены на свой продукт, чтобы всё-таки выйти в плюс. Какую ценовую стратегию выбрать?

Автор: Айгуль Хайруллина, ex.CFO промышленного холдинга с миллиардными оборотами и десятком заводов.

Почему цена сильнее всего влияет на прибыль?

Разберём, почему так происходит, на примере.

Ситуация

У нас есть 4 одинаковых компании по производству блокнотов. Каждая фирма выпускает миллион блокнотов, каждый из которых стоит 100 рублей. Получаем выручку 100 млн рублей.

Переменные расходы на производство одного блокнота составляют 60 рублей, а на всю партию — 60 млн рублей.

По итогу маржинальность каждой компании — 40 млн рублей, из которых ещё 30 млн уходят на постоянные расходы. Таким образом, прибыль каждой фирмы составляет 10 млн рублей.

В один день руководители всех компаний решили изменить по одному ключевому параметру на 5%. Первый предприниматель решил повысить цену, второй — объём продаж, третий и четвертый соответственно начали сокращать переменные и постоянные расходы.

Как изменение параметров внутри компании влияет на прибыль

И что это значит?

Во всех четырёх примерах компании остались в плюсе. Однако цена влияет на прибыль сильнее других показателей — фирма, поднявшая стоимость, получила рост на 50%, что значительно выше показателей конкурентов. В другой ситуации и при иных условиях показатели могут отличаться. Однако в 99% случаев правильное ценообразование даст лучшие результаты. Кроме того, варьировать стоимость проще, чем другие параметры.

Мы можем увеличить объем продаж, но для этого нужно дополнительно вложиться в маркетинг и мотивационную систему для отдела продаж. Проблемой могут стать и ограничения производственных мощностей или ёмкости рынка.

Что касается сокращения расходов, то здесь ситуация потребует ещё больших усилий, например, чтобы получить серьёзную скидку от поставщиков. Это не значит, что про эту категорию можно забыть — правильное управление переменными расходами в синергии с правильным ценообразованием даст отличный результат.

Какие факторы важны при выборе цены?

  • Изучите ваш рынок — конкурентный он или нет, развивается или затухает.

  • Оцените актуальность и востребованность продукта у аудитории.

  • Подумайте о целях компании — хотите ли вы вытеснять конкурентов с рынка или готовы демпинговать для привлечения аудитории.

  • Определитесь с ценовым позиционированием продукта — лакшери или низкий ценовой сегмент.

  • Пропишите ценности компании. Например, это может быть высокое качество продукции.

  • Оцените ресурсы компании. Возможно, у компании есть доступ к дешёвым деньгам, широким административным возможностям или выход на большую аудиторию в социальных сетях основателя компании.

  • Отслеживайте ситуацию у игроков на рынке — узнайте, какие у вас конкуренты и какие цены выставляют они.

  • Изучите свою аудиторию и логику их покупок.

  • Учитывайте правовые и административные риски, с которыми компания может столкнуться на каждом этапе работы.

Не забывайте, что ценообразование — результат работы не только одного финансового директора. Не нужно взваливать на себя всю работу — необходимо слаженное взаимодействие команды продажников и маркетологов, понимающих продукт и аудиторию.

Какую ценовую стратегию выбрать?

Российские компании, которые понимают, что цена влияет на прибыль, чаще всего используют три стратегии: «Расходы — плюс», «Рыночная цена» и «Ценность выше цены».

Стратегия «Расходы — плюс»

Что нужно знать?

Вероятно, самая популярная стратегия в стране. Подход интуитивно понятен, а потому компаниям удобно начинать с него.

Как устанавливается цена?

  1. Рассчитайте производственную себестоимость — все расходы, необходимые для создания единицы продукции. Например, в случае производства в эту категорию попадут стоимость сырья, материалов, электроэнергии, зарплата сотрудников и амортизация оборудования.

  2. Определите размер наценки и прибавьте его к первому показателю.

Недостатки стратегии

  1. Себестоимость переменна — например, цены на сырье или материалы могут регулярно меняться. Постоянно пересчитывать цену затратно по времени.

  2. Стратегия не учитывает условия рынка и изменение спроса при обновлении стоимости. Новая цена может оказаться сильно выше рыночных показателей, и продукт компании станет не интересен клиентам.

Стратегия «Рыночная цена»

Что нужно знать?
Для работы со стратегией необходимо проводить маркетинговые исследования.

Как устанавливается цена?

  1. Исследуйте рынок и цены конкурентов.

  2. Посчитайте среднюю цену на идентичные с вашими продукты.

  3. Примите полученный показатель как данность — оптимизируйте под него вашу себестоимость.

Недостатки стратегии
Компании работают в разных условиях — например, имеют разный административный ресурс или инфраструктуру. Себестоимость продуктов конкурентов может быть ниже вашей, а потому они могут занижать и рыночную цену. В этом случае, ориентируясь на их стоимость, вы окажетесь без прибыли.

Стратегия «Ценность выше цены»

Что нужно знать?
Стратегия позволяет продавать высокомаржинальные товары. Из-за кризиса подход с упором на ценность может показаться неактуальным. Однако именно сейчас рынок будет заинтересован в качественном продукте.

Если ваш продукт действительно качественный, вы сможете донести его ценность до клиента и объяснить, почему за него стоит платить больше. Если раскрыть клиенту из чего состоит цена, она не будет казаться высокой.

Как устанавливается цена?

  1. Определите рыночную цену.

  2. Определите ценность своего продукта — уникальное преимущество, выделяющее вас на фоне конкурентов.

  3. Помогите клиенту понять ценность. Например, если вы продаете дорогие футболки, объясните аудитории, что наценка связана с заказом дорогой ткани из Италии и сложной логистикой.

  4. Удерживайте ценность после продажи. Клиент должен убедиться, что ваш продукт отличается заявленным качеством. Кроме того, в компании должен быть высококлассный сервис, куда покупатели смогут обращаться в случае проблем с товаром.

  5. После создания и закрепления ценности определите доплату, которую готов заплатить клиент.

Недостатки стратегии

  1. Большая работа над выстраиванием ценности в глазах клиента.

  2. Продукт и сервис действительно должны быть качественными. Это не должен быть фальшивый маркетинговый ход.

  3. Компании необходим сильный отдел маркетинга.

Что ещё важно знать о цене?

Вне зависимости от того, какую стратегию вы используете, важно уметь менять восприятие цены. Если вы поднимаете цены, делайте это плавно — заранее оповещайте клиентов. Это покажет, что вы уважаете свою аудиторию и даёте подготовиться к изменениям.

Для работы с клиентами вы также можете использовать бонусы — пробные образцы, гибкие условия оплаты, специальные гарантии или дополнительное сервисное обслуживание. Это поможет расположить к себе клиентов, не понижая цену продукта.

Есть мысли и дополнения по поводу темы? Делитесь в комментариях.

Подписывайтесь на Telegram-каналы «Финансиста», чтобы узнать больше о финансовом менеджменте и автоматизации.

Начать дискуссию

Использование криптообменников в Москве: простое руководство для каждого

Сегодня многие ищут выгодные и безопасные способы покупки крипты за наличные (фиатные) деньги: рубли, доллары и евро. Ни один российский банк напрямую не работает с крипто-системами, зато с ними работают специализированные сервисы. Речь идет о P2P-сервисах, криптобиржах, онлайн и офлайн-криптообменниках в Москве, большинство из которых работают в режиме 24/7. Ими сегодня может пользоваться каждый, у кого есть достаточный запас наличных средств и желание инвестировать их в электронные монеты/коины!

Использование криптообменников в Москве: простое руководство для каждого

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Банки

Негосударственный пенсионный фонд «Открытие» вошел в состав ВТБ

НПФ «Открытие» больше не будет работать, фонд объединили со структурами ВТБ. Теперь совокупные активы банка на рынке негосударственных пенсионных фондов превысили 1 трлн рублей.

Суд признал законными выводы ФАС о дорожном картеле

Шесть компаний по ремонту и строительству автомобильных дорог заключили картельное соглашение, чтобы получить тендер на 24 млрд рублей. Фирмы попытались обжаловать решение ФАС, но у них ничего не вышло.

Лучшие спикеры, новый каждый день

РФ должна войти в число 10 ведущих стран мира по объему научных исследований и разработок

Путин установил показатели и задачи для достижения технологического лидерства как национальной цели, в том числе за счет НИОКР.

Вице-премьер Белоусов: ключевая ставка снизится до 6-7%

Снижение ключевой ставки Центробанка запланировано к 2027 году, а пока что экономика должна приспособиться к структурным изменениям.

Трудовые лагеря, оценка доходов и расходов, проблемы учета продавцов на маркетплейсах. Обзор для бухгалтера

Налоговые новости с Петром Захарченко. Все самое интересное из мира налогов в видео-обзоре.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Какие операции следует отражать в уведомлении о контролируемых сделках

Участник ООО с долей участия 90% физическое лицо — резидент иностранного государства. В 2023 году между ООО и ФЛ были совершены следующие операции: ФЛ передало в аренду недвижимое имущество, ФЛ вышел из состава участников ООО. Какие из указанных операций подлежат отражению в Уведомлении о контролируемых сделках за 2023 год?

Вклады

Средний размер вкладов вырос до 343 000 рублей

Агентство по страхованию вкладов защищает сбережения 97,6% клиентов.

Путин обозначил, как должны расти доходы работников малого и среднего бизнеса

Президент поручил обеспечить устойчивый рост доходов населения и уровня пенсионного обеспечения не ниже инфляции.

Как ускорить оборачиваемость активов и помочь бизнесу получать больше прибыли

Пересмотр активов поможет компании больше зарабатывать. Для этого нужно оптимизировать товарно-материальные ценности, уменьшать дебиторскую задолженность и внедрять новые технологии.

Президент: долю импорта снизить, а экспорт обычных товаров увеличить на 2/3 минимум

После инаугурации Путин обозначил целевые показатели и задачи для достижения национальной цели «Устойчивая и динамичная экономика», в ьлм числе в части экспорта и импорта.

Власти обсудят с бизнесом изменения в налоговой системе

На следующей неделе Минфин предложит предпринимателям и парламенту идеи по «донастройке» налогов.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров
Общество

Почти 10 тысяч ветеранов получили выплаты ко Дню Победы

Размер праздничных выплат составил 10 000 рублей. Их получили ветераны Великой Отечественной войны из России и Прибалтики.

Выпущен новый МСФО (IFRS 18) «Представление и раскрытие в финансовых отчетах»

Совет по МСФО выпустил новый стандарт IFRS 18 «Представление и раскрытие в финансовых отчетах». Этот стандарт заменит IAS 1 «Представление финансовой отчетности», который действует с 1997 года. Внутри поясняю при чем здесь девушки и кровати.

Выпущен новый МСФО (IFRS 18) «Представление и раскрытие в финансовых отчетах»
4

Какие цели и задачи Путин поставил до 2030 года по инвестициям

В рамках достижения национальной цели «Устойчивая и динамичная экономика» президент установил целевые показатели и задачи в том числе относительно инвестиций.

Договор ГПХ: на какой срок можно заключить

Компании и предприниматели сотрудничают с внештатниками на основании договора ГПХ. Рассказываем, на какой срок можно составить договор гражданско-правового характера, и какие последствия могут быть, если указать срок неверно.

Договор ГПХ: на какой срок можно заключить

Налоговая просит документы. Как ответить на требование

Нет такой компании, которая бы никогда не получала требований о представлении документов от налоговиков. Узнайте, что вправе запросить ИФНС и каким образом нужно представлять документы.

Что делать, если магазин или маркетплейс отказывается продавать товар по указанной цене

Разбираемся, какое мнение у Роспотребнадзора и судов, когда магазин или маркетплейс отказываются продавать товар по указанному ценнику.

Иллюстрация: Pavel Danilyuk/pexels

Президент: к 2030 году нужно сортировать 100% отходов

Путин установил целевые показатели и задачи для достижения национальной цели «Экологическое благополучие».

Интересные материалы

Фрилансеры как резервные силы: их роль во время сезонных пиков и неожиданных изменений 

Фрилансеры играют важную роль в сглаживании сезонных колебаний и компенсации неожиданных изменений. Эти свободные агенты труда выступают в качестве надежного резервного ресурса, способного быстро реагировать на потребности рынка и обеспечивать стабильность в периоды напряженной активности.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру