Организация рабочего времени: нюансы и особенности

Организация рабочего времени: нюансы и особенности
Организация рабочего времени: нюансы и особенности

Успешность деятельности любой компании или предприятия во многом зависит от такого немаловажного аспекта, как эффективное планирование рабочего времени. В него входит целый комплекс действий, охватывающий все сферы функционирования предприятия от оперативного оформления и доставки необходимых документов до своевременного прибытия на важные переговоры, от которых зависит заключение важных контрактов, способствующих доходности.

В перечень факторов, определяющих организацию рабочего времени, входят:

  • планирование трудовых задач для сотрудников;

  • обеспечение активной персональной и коллективной вовлечённости;

  • приоритетность обеспечения своевременного выполнения поставленных задач;

  • создание оптимального режима труда и отдыха.

Для того чтобы обеспечить грамотное распределение времени труда работников и периодов отдыха, необходимо определиться с собственно понятием «режима работы» и его особенностями. И впоследствии, благодаря представленной ниже информации, планирование деятельности можно будет осуществлять намного эффективнее.

Что такое режим рабочего времени

Данная формулировка подразумевает официально утверждённый, прописанный в трудовом договоре либо должностных инструкциях рабочий график. Опираясь на регламент данной документации, работник имеет возможность планировать время рабочей занятости и отдыха.

Различают несколько типов режимов работы:

  • С нормированным графиком. Стандартная пятидневная рабочая неделя, рабочий день продолжительностью 8 часов с обязательным перерывом на обед. Такой режим оптимален для сотрудников, выполняющих работу с чётко регламентированными обязанностями, в строго определённый временной период.

  • С ненормированным рабочим расписанием. В таких условиях трудятся те работники, специфика деятельности которых связана с частыми переездами, командировками, работой в выходные дни, выполнением особых обязанностей.

  • С гибким графиком. Данный подход к выполнению рабочих обязанностей достаточно удобен, если сотрудник совмещает их с учёбой или трудовой занятостью в другой организации. Следует учесть, что заключение соглашения о данном режиме работы между работодателем и сотрудником вовсе не означает, что первый может вызывать второго на работу, когда ему заблагорассудится. В соответствующих разделах законодательства РФ для гибкого графика прописаны регулирующие условия по количеству отрабатываемых часов и о временных промежутках, в течение которых сотрудник может быть призван к выполнению трудовых обязанностей.

  • Со сменным графиком. В случае осуществлении работы по сменному графику составляется соответствующее расписание (график) смен, с которым сотрудники должны быть предварительно ознакомлены. В случае выхода на работу в ночные смены выплаты производятся в двойном размере.

Каким способом учитывается рабочее время

Каждая организация в зависимости от специфики деятельности выбирает для себя наиболее удобный формат учёта рабочего времени из примеров, представленных ниже:

  • Ежедневный учёт. Производится по фактически отработанным часам, на основании чего рассчитывается оплата труда. Посредством ежедневного учёта можно максимально результативно отследить степень вовлечённости и эффективности труда работника, выявить его слабые и сильные стороны, оценить зависимость качества выполнения работы от влияния различных факторов.

  • Еженедельный учёт. Производится по истечении рабочей недели. Если законодательно утверждённый норматив на 40 рабочих часов в ходе данного периода был превышен, вносятся данные о сверхурочно выполненной работе с последующим расчётом заработной платы.

  • Суммированный учёт. Период отчётности определяется выборочно, но он не должен превышать трёхмесячный срок. При суммированном учёте, как правило, применяется фиксированная ставка оплаты труда с назначением дополнительных выплат в случае выполнения сверхурочных работ.

В случае выбора любого принципа учёта рабочего времени необходима грамотная его организация, чтобы определить все нужные трудовые показатели.

Принципы управления рабочим временем

Чтобы руководители могли отслеживать этапы выполнения работ, объём их для каждого из сотрудников, скорость и эффективность реализации, необходим учёт рабочего времени. На сегодня существует несколько вариантов учёта. Рассмотрим их подробнее.

Google-документы и таблицы

Наиболее упрощённый вариант. Можно создать единый шаблон для различных задач. Вариант оптимален для отслеживания этапов реализации проекта, но малоэффективен при учёте времени, затраченного на реализацию конкретных вопросов. Влияние человеческого фактора при внесении данных может привести к ошибкам в подсчётах.

Фиксация входа на территорию предприятия (организации)

Достаточно «древний» метод. Учёт рабочего времени в данной ситуации производится не по решению конкретных задач, а по факту присутствия сотрудника на рабочем месте (карточки доступа в кабинет — тоже часть данной системы). Качество работы и её продуктивность таким путём проконтролировать не получится.

Трекер-программы

Подобный подход к отчётности даёт некоторое представление об эффективности персонала. Но в случае невключения программы сотрудником либо активизации её вне периода выполнения задач может создаться ложное впечатление об его эффективности как трудовой единицы.

Системы CRM

На сегодня считаются самым продуктивным решением по учёту рабочего времени. Посредством использования CRM-систем обеспечивается полный контроль как всего процесса работ, так и отдельных задач без дополнительных затрат и сложностей. Работы выполняются непосредственно внутри функциональности системы. Руководитель всегда может войти в систему и увидеть, на каком этапе находится решение задачи, время её осуществления и то, какой объём работы выполняет каждый работник. Также можно отследить и её качество благодаря подгруженным в систему файлам и документам.

Наиболее эффективным примером подобной системы можно считать Projecto, функциональные особенности которой позволяют объединять сразу несколько форматов учёта.

Лица, ответственные за организацию рабочего времени

Вне зависимости от того, какой способ ведения отчётности был выбран, ответственность за неё несет непосредственное руководство организации — директор. Он назначает компетентного сотрудника, который будет составлять итоговые отчёты на основании полученных данных.

Основные обязанности ответственного за учёт рабочего времени:

  • фиксация либо проверка корректности вносимых данных о прибытии сотрудников на рабочее место;

  • подтверждение наличия официальных документов, объясняющих уважительную причину отсутствия сотрудника на рабочем месте;

  • проверка отчётов сотрудников по выполненным задачам и времени их исполнения;

  • составление итоговых отчётов по эффективности труда работников и пропускам.

Учёт рабочего времени с Projecto

Важные события и задачи можно распределить по дням недели, недельным и месячным периодам в режиме просмотра календарной сетки. Личные, производственные, корпоративные задачи при этом можно выделять различными цветами.

Завершённым событиям присваивается статус состоявшихся. При необходимости, кликнув по значку «глаза», их можно скрыть.

Задачи можно распределить по часам и эффективно планировать их реализацию на неделю вперед. Возможна также синхронизация календарных сеток нескольких сотрудников для эффективной организации совместного рабочего времени по реализации проекта, планированию встреч и сроков выполнения.

В разделе «На весь день» отражены:

  • задачи и документация с дедлайном на этот день;

  • почта, требующая ответа либо напоминания о ней;

  • информация по отчётности, которую необходимо отправить в этот день.

Для вышеописанных событий доступно отслеживание времени, затраченного на их исполнение. Благодаря этому руководство может отслеживать степень эффективности реализации проекта и возникающие проблемные моменты (что позволит их избежать в будущем).

Использование системы Projecto позволяет как руководителям, так и сотрудникам чётко видеть поставленные цели и продуктивно разрабатывать и воплощать стратегию их реализации, планировать режим труда и отдыха, синхронизировать и оптимизировать производственные процессы, анализировать эффективность деятельности предприятия.

Начать дискуссию

На Госуслугах будут тестировать новую платформу коммерческих согласий

Участники финансового рынка запустят новый сервис на Госуслугах, который позволит клиентам не вводить одни и те же личные данные при оформлении продукта, а просто дать согласие организации на использование той информации, которая уже есть в другой.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Инвестиции

Росбанк и УК «Лидер» вернули средства со счета Euroclear

Суд встал на сторону инвесторов в деле о блокировке иностранных активов.

Ведение бизнеса

Силовики пришли на пивзавод «Афанасий» в Твери

О причинах визита правоохранительных органов пока что неизвестно. Не исключено, что проверка связана с «пивной» схемой уклонения от уплаты налогов.

Лучшие спикеры, новый каждый день
Бесплатно с Первичные документы

Какие документы заменяет УПД. Новый формат УПД с 2025 года. Мини-курс

Универсальный передаточный документ используется в качестве замены части первичных документов. Какие документы он заменяет и какой формат УПД использовать с 2025 года рассказываем в мини-курсе.

Какие документы заменяет УПД. Новый формат УПД с 2025 года. Мини-курс

🌞 Хотят увеличить МРОТ и декретные. В мае надо пораньше выплатить зарплату. Топ новостей за неделю

Мы собрали для вас самые важные бухгалтерские новости последней недели, которые вы могли пропустить.

Бесплатно с Отпускные

Можно ли взыскать деньги с работника, который взял отпуск авансом, а потом уволился

Не всегда разумно идти навстречу пожеланиям трудящихся – предоставлять им отпуска авансом вне графика за еще не отработанный период. Но если такая ситуация произошла, как быть работодателю, можно ли удержать переплату?

Можно ли взыскать деньги с работника, который взял отпуск авансом, а потом уволился
Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Охрана труда

👷‍♂️👨‍💻🔧 Кто должен проходить обучение по охране труда на предприятии

Согласно ст. 225 ТК, получить базовые знания по охране труда должны все сотрудники, однако существуют и специальные программы для разных категорий работников. Разбираемся, кто и по каким программам обязан проходить обучение в компании.

👷‍♂️👨‍💻🔧 Кто должен проходить обучение по охране труда на предприятии

Как защитить бизнес от необоснованных нападок потребителей

Разберем, как потребители злоупотребляют своими правами и как честным предпринимателям защитить свой бизнес.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру

Как уменьшать налог по УСН на взносы, НМА в 2024 году, важные разъяснения Минфина и ФНС. Дайджест разборов

Подготовили для вас новый дайджест разборов от «Клерка». Сегодня для вас самые читаемые разборы за апрель, а также два абсолютно новых разбора.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
ЭДО

В сервисе «Прозрачный бизнес» теперь можно узнать больше о контрагентах

ФНС в сервисе «Прозрачный бизнес» разместила информацию о подключении бизнеса к электронному документообороту (ЭДО).

Мошенничество

Развитие бизнеса с сайта знакомств, как правило, не начинается

Оперативники задержали подозреваемого в мошенничестве через сайт знакомств в отношении жительниц Краснодарского края и Москвы.

Ведение бизнеса

Что такое гарантийное письмо и в каких случаях оно необходимо

Гарантийное письмо подтверждает возникновение обязательств между сторонами и условия сделки. Такой документ можно предоставить арендодателю, клиенту или кредитору как гарантию исполнения своих обязательств. Если сторона свои обещания нарушила, с таким документом можно идти в суд.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров
Мошенничество

Договор на трудоустройство в модельное агентство актером массовых сцен может оказаться на кредит

На юго-востоке Москвы сотрудники полиции задержали подозреваемых в многоэпизодном мошенничестве под видом трудоустройства в модельное агентство актером массовых сцен.

Как заполнять новые реестры для экспортного НДС 0%

При реализации товаров на экспорт применяется ставка НДС 0 %. Для подтверждения права применения данной ставки необходимо использовать реестры. Ранее экспортеры представляли подтверждающие экспорт документы, как на бумаге, так и в виде реестров сведений в электронном виде.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру

Простым языком про счета за границей

Клиент задаёт нам вопрос: у меня открыты карты в иностранных банках для поступления средств и оплаты иностранных сервисов. Надо ли сдавать отчет о них и если да, то куда и когда?

Обзоры новостей

⚡️ Итоги дня: TikTok возвращается в Россию, CDEK доставляет автомобили, а IT-компании не договорились о создании российской операционки

Подготовили обзор главных событий дня — 3 мая 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Законопроекты

Депутат предлагает официально продавать красивые госномера для автомобилей

Если власти начнут продавать автомобильные номера, то за первый год федеральный бюджет пополнится на 35 млрд рублей.

IT-компании

IT-компаниям нужно до 1 июня подтвердить аккредитацию

С 8 мая до 1 июня 2024 года IT-компании должны подтвердить госаккредитацию, указать долю доходов от профильной деятельности, а также внести сведения о продаже программ, включенных в реестр отечественного ПО.

Кредитование

Что нужно проверить компании перед тем, как обратиться за кредитом

Чаще всего кредиторы не предоставляют финансирование должникам из реестра ФССП, банкротам и тем, у кого плохая кредитная история.

Интересные материалы

Бизнесу помогут оценить стоимость компании на рынке

Роспатент может создать универсальную методику оценки интеллектуальной собственности, в том числе НМА.