Как защитить свои авторские права фотографу?

Авторские права на фото защищены независимо от того, кто их сделал, какая техника была использована. Даже любительский снимок считается произведением искусства, при создании которого автор получает имущественные и неимущественные права на объект. Однако в связи с развитием Интернета контент все чаще воруют.

Как защитить свои авторские права фотографу?

Автор имеет право делать с фотографией, что угодно: использовать для иллюстрации своей статьи или поста, отправлять знакомым, размещать на аватарке и т.д. Другим лицам разрешено совершать действия со снимками только при письменном разрешении создателя, например, заключив лицензионный договор. В противном случае автор может взыскать внушительную компенсацию за нарушение его прав: от 10 тысяч до 5 миллионов рублей. При этом неважно, указано ли при публикации его имя.

Сложность лишь в том, как доказать, что фото принадлежит автору. На этот и другие вопросы мы ответим в этой статье.

Как доказать свое авторство?

При возникновении спора суд будет учитывать доводы сторон. Поэтому важно заранее позаботиться о доказательствах своего авторства. Тем, кто опубликовал свои работы в СМИ, книгах, периодических альбомах и на выставках, довольно легко убедить суд в своем авторстве. Остальным придется выбирать подходящий вариант защиты.

Раньше доказательством служили негативы снимков, сейчас исходные файлы в формате RAW. Суду достаточно предъявить исходник и фотоаппарат, которым он сделан.

Необязательно использовать именно этот формат. Доказать принадлежность фотографии можно, имея любой исходник с указанием даты и времени создания кадра. Еще лучше если у вас есть чек на фотоаппарат, с помощью которого был сделан снимок. Так вы докажете принадлежность техники и соответственно фотографий. При публикации в сети можно немного обрезать края снимков, чтобы в случае спора представить исходный вариант.

Если вы публикуете фотографию в Интернете, то рекомендуется указывать свое имя. При использовании псевдонима доказать авторство будет сложнее.

Некоторые нарушители сами оформляют авторское право на себя, а затем судятся с реальными «создателями». Это делается с помощью депонирования. Чтобы опередить недобросовестных «охотников» за чужими фотографиями, необходимо сделать его раньше. Да, это не бесплатно, зато вы будете уверены, что в суде вам есть, что предоставить в качестве доказательства своего авторства.

Процедура депонирования представляет собой принятие на хранение копии произведения с фиксацией авторства и даты предоставления. На руки автору выдается свидетельство.

При размещении своих фотографий в Интернете следует соблюдать ряд рекомендаций:

●      Ставьте водяной знак в правом нижнем углу или знак ©. При этом запись должна выглядеть так: © Петров Петр Петрович, 2022.

●      Внимательно изучайте пользовательские соглашения на порталах, где планируется размещение снимков. Особенно обращайте внимание на положения, закрепляющие возможность использования контента третьими лицами.

Размещение фото на некоторых площадках означает, что правообладатель разрешает использование. Таким сервисом является «ВКонтакте». Однако есть оговорка, использование разрешено «в рамках функционала, предоставляемого соцсетью».

Кому принадлежат фото, сделанные на фотосессии?

Если вы провели фотосессию, авторские права на снимки в любом случае принадлежат вам. Чтобы размещать и использовать фотографии, права автора заказчику не нужны. Достаточно документально закрепить, что исключительные права переданы клиенту. Также фотограф может оставить права использования при себе.

Сторонам нужно обратить внимание на наличие в договоре пункта о передаче исключительных прав. Если его нет, права остаются у исполнителя. Устные договоренности ничего не значат для суда.

Вы вправе сохранить у себя исходники и не передавать их заказчику, если это не предусмотрено договором. На просьбы передать фото в RAW-формате можно ответить отказом.

Если вы хотите разместить фотографии своих клиентов в целях рекламы своих услуг в Интернете, необходимо, чтобы у вас были исключительные права на эти снимки. К тому же понадобится согласие клиентов на публикацию. В противном случае участник фотосессии может обратиться в суд.

Так как клиенты почти никогда не читают договор, убедитесь, что человек согласен на публикацию, еще раз устно переспросив. Ведь он может даже не подозревать о наличии этого пункта в соглашении.