Банки

Атака троллей: невидимая рука банка

Здравомыслящий человек, прежде чем выбрать банк, почитает отзывы клиентов о нем, поищет упоминания на Банки.ру и в социальных сетях. И банки умеют этим пользоваться. Компания «Крибрум» рассказала порталу Банки.ру о том, как банки управляют своей репутацией в соцсетях.

Здравомыслящий человек, прежде чем выбрать банк, почитает отзывы клиентов о нем, поищет упоминания на Банки.ру и в социальных сетях. И банки умеют этим пользоваться. Компания «Крибрум» рассказала порталу Банки.ру о том, как банки управляют своей репутацией в соцсетях.

Глаза и уши

Трагическая история о «плохом» банке, рассказанная на странице «ВКонтакте» или Facebook, может стать крайне эффективной атакой на репутацию банка. Страницы социальных сетей индексируются поисковиками, а «раскрутить» такое сообщение – дело техники. Заметно хуже, в силу особенностей человеческой психологии, работают истории о «хорошем» банке. Но это лишь значит, что испортить репутацию легче, чем ее исправить.

Рынок услуг управления репутацией в Интернете оформился несколько лет назад и растет быстрыми темпами – по некоторым данным, на 40% год. Учитывая, какое значение имеет репутация для банков, нет сомнений, что они активно пользуются такого рода услугами, хотя и предпочитают этого не афишировать. Зато компания «Крибрум», мажоритарными акционерами которых являются такие известные в Рунете фигуры, как Игорь Ашманов и Наталья Касперская, согласилась поделиться с порталом Банки.ру некоторыми профессиональными секретами.

Агентства, подобные «Крибруму», предлагают банкам пакеты услуг по мониторингу высказываний в социальных сетях и по управлению репутацией банка. С учетом масштабов Рунета, такого рода деятельность обязательно должна быть автоматизирована, иначе не получится реагировать достаточно быстро и проводить эффективные кампании. Нанимать школьников, «прочесывающих» Интернет в свободное время, можно было лет десять назад. Теперь работают информационные технологии.

Банк, ставший клиентом агентства, получает учетную запись в интеллектуальной системе мониторинга, таких систем на рынке несколько, но функции у всех примерно одни и те же. Система непрерывно ищет упоминания банка в Интернете, автоматически формирует отчетность, оповещает клиента о резонансных сообщениях в соцсетях и позволяет отвечать на эти сообщения прямо из панели управления. Важнейшими функциями является определение тональности сообщения (позитивное, негативное, нейтральное), географии, охвата, авторитетности автора. Все это хорошая система мониторинга выполняет автоматически и с большой точностью.

Мониторинг производится по популярным социальным сетям (Twitter, Facebook, «ВКонтакте», «Одноклассники», «Живой Журнал») и отраслевым площадкам, главной из которых является Banki.ru. Уделяется внимание и обсуждениям на тематических форумах небанковской направленности.

«Для банковской сферы характерно, что заметная часть содержательных обсуждений банковских услуг происходит на форумах для женщин («мамских» форумах), – рассказали в «Крибруме». – Молодые мамы, зачастую еще находящиеся в декрете или работающие из дома, обсуждают на своих любимых форумах все свои проблемы и задачи, в том числе выбор банковских услуг».

Тролли идут на штурм

Но это пассивная часть пакета услуг, есть еще и активная – то есть непосредственно управление репутацией. В управлении репутацией, как рассказали в «Крибруме», есть два основных направления: нейтрализация негативных отзывов и продвижение положительных. Впрочем, нет никаких сомнений, что некоторые компании берутся и за третье направление, генерируя негативные отзывы о конкурентах клиента, так называемые вбросы. Об этом свидетельствует, прежде всего, опыт модераторов Banki.ru, одной из главных арен схваток за репутацию между российскими банками.

Собранные системой мониторинга данные позволяют выявить проблемы, влияющие на репутацию банка в Интернете. С учетом поставленных заказчиками задач формируется план действий: определяются площадки, тематика, объем, тональность публикаций, политика ответов на сообщения.

В работе с репутацией активно используются так называемые адвокаты бренда, между ними зачастую и разворачиваются схватки на тематических ресурсах. «Адвокат бренда — это человек, который лоялен к бренду, охотно пишет позитивные посты о нем, готов поделиться положительным опытом общения с сотрудниками компании и при этом не имеет с брендом никаких видимых взаимных финансовых обязательств, – рассказали в «Крибруме». – Выявлять таких людей можно как при помощи средств мониторинга, имеющих автоматическую оценку тональности высказываний, так и в ручном режиме при просмотре собственных групп/страниц в социальных медиа. Основные признаки адвоката бренда: охотно делится вашими новостями и при этом дописывает к ним положительные комментарии от себя лично, упоминает бренд в положительном ключе в дискуссиях с другими пользователями социальных медиа и так далее».

Нейтрализация негативных отзывов о банке – дело очень непростое, и общего правила на все случаи жизни тут быть не может. Но есть ряд ключевых принципов, которыми руководствуются многие агентства по управлению репутацией. В «Крибруме» эти принципы видят так:

Не ставить бренд в положение оправдывающегося. Вместо этого — терпеливо и корректно разъяснять свою позицию, при этом сообщая интересную и полезную информацию. В идеале — обеспечивать опровержению вирусный эффект, что можно получить, привлекая к ответу на негатив топ-менеджеров клиента. Читающие должны увидеть бренд заинтересованным в диалоге и готовым совершенствоваться, но при этом необходимо показать и существующую высокую компетентность.

Изучать аккаунты людей, распространяющих негатив, и не вступать в пререкания с троллями. Задача тролля — инициировать бесконечный спор, в котором бренд как более слабый из противников занимает круговую оборону. Беззлобный полушутливый ответ может быстро разрешить сложившуюся ситуацию, выбив из-под нее конфликтную опору.

Стараться смещать фокус внимания. К примеру, если бренд клиента — не самый крупный среди себе подобных, можно аккуратно перенаправить негатив на более известный бренд и тем самым привлечь к дискуссии адвоката этого бренда, который своим участием оттянет общее внимание от вашего клиента.

По возможности превращать обсуждение в общение через службу поддержки по контролируемым вами каналам. Чем дольше диалог развивается в публичном пространстве, тем выше вероятность того, что к нему подключатся другие недовольные пользователи со своими жалобами.

Также добавим, что в этом деле крайне важна скорость реакции. Негативные отзывы, которые никто не опровергает, работают значительно лучше. И если волна таких сообщений беспрепятственно доползет до СМИ – эффект «черного пиара» будет практически невозможно подавить.

Работа с положительными отзывами о банке не менее важна и гораздо более трудна. В первую очередь агентство, совместно с клиентом, определяет формат и площадки, где будут размещаться сообщения.

Тексты положительных отзывов должны быть аккуратно сбалансированы. Как рассказали в «Крибруме», «современный пользователь Интернета достаточно искушен и справедливо заподозрит неладное, прочитав отзыв, переполненный радужными оценками. Поэтому внушающий доверие положительный отзыв должен быть посвящен достаточно объективным преимуществам продукта или услуги, но при этом содержать упоминание пары мелких недочетов».

Разумеется, все отзывы должны быть разными. В противном случае пользователь, выбирающий банк, неизбежно заметит «копипасту» в поисковой выдаче, и такие отзывы вызовут эффект, обратный желаемому.

Все ругали – и я ругал

В качестве примера работы против волны негативных отзывов в «Крибруме» рассказали случай с Альфа-Банком из своей практики.

На фоне нестабильного валютного курса в середине декабря 2014 года многие банки испытали серьезные трудности при обслуживании клиентов, снимающих денежные средства с карт. Это вполне естественно, так как службы инкассации не рассчитывали на такой вал желающих обналичить свои деньги. И кто-то, не будем строить предположений касательно того, кто бы это мог быть, увидел в сложившейся ситуации возможность для эффективных атак на репутацию банков. В числе целей был Альфа-Банк.

В социальных сетях появился ряд сообщений о проблемах в Альфа-Банке: «Дошутилась я. Рублей в банкомате Альфа-Банка нет», «Ага, у нас в офисе все банкоматы пустые. Причем не только Альфы», «Опять нехорошие слухи, что Альфа-Банку в 48 часов придет крышка. Впрочем, банк этот уже не в первый раз хоронят и ничего», «@alfa_bank Перестал выдавать деньги в банкоматах? Сегодня утром снять не смог» и т. д.

Отметим, что далеко не все сообщения такого рода являлись «вбросами». Где-то в ход шли специально созданные виртуальные личности (боты), что-то публиковали непосредственно организаторы и участники атак, но им было достаточно лишь запустить волну – дальше действовали настоящие, честные клиенты Альфа-Банка, у многих из которых в тот момент действительно возникли затруднения. Вероятно, многие из них без этой волны не стали бы сотрясать Сеть паническими сообщениями, а обратились бы непосредственно в банк за объяснениями.

Система мониторинга показала, что основная доля негативных упоминаний об Альфа-Банке касалась именно проблем с банкоматами (550 из 1 046 негативных сообщений с 16 по 18 декабря 2014 года).

Специалисты банка отреагировали на атаку и в течение нескольких дней поддерживали диалог в социальных сетях с пользователями, пока информационный повод себя не исчерпал: «Общих проблем нет, банкоматы и процессинг работают в обычном режиме. Во всех устройствах была такая ошибка?», «Выдача наличных осуществляется, стараемся оперативно «пополнять» банкоматы и отделения наличными», «Судя по всему, необходима инкассация. Спец-ты стараются по мере возможности оперативно проводить загрузку б-тов».

После 18 декабря количество негативных упоминаний Альфа-Банка упало почти вдвое и почти вернулось к нормальному уровню. Число положительных отзывов также возросло.

Жертвы репутационных войн

Конечно, ни одно агентство по управлению репутацией не признается в организации кампаний «черного пиара», да и занимаются этим, скорее всего, совсем другие люди. Портить проще, чем исправлять. Сложившаяся ситуация напоминает гонку вооружений между недружественными государствами: каждый рад бы остановиться тратить деньги на разработку и закупку оружия, но нельзя же остаться беззащитным перед соседями!

Так и получается, что одни тратят деньги на атаки, другие на меры противодействия, а в результате поднятая сражениями пыль лишает информационный фон ясности. Простому пользователю все труднее разобраться в том, где истинный отзыв, где ложный, а где честный клиент поддался манипуляции и льет воду на мельницу профессиональных «очернителей».

Впрочем, это не повод махнуть рукой на Интернет как на источник информации. Кто-то полагается исключительно на рекомендации личных знакомых, многие доверяют нашему «Народному рейтингу», работники которого проверяют каждый отзыв с оценкой. И не стоит забывать, что самый важный для эффективного использования Сети навык – критическое восприятие всего услышанного и написанного.

Начать дискуссию

Начисление налогов в 1С в 2024 году: что изменилось в условиях ЕНС

С 2024 года в конфигурации «1С:Бухгалтерия 8» действует новый принцип учета расчетов на ЕНС. Что касается самого порядка учета и исчисления налогов или взносов, то он остался прежним. Рассмотрим на конкретных примерах, как сейчас в «1С:Бухгалтерия 8» происходит начисление налогов.

Начисление налогов в 1С в 2024 году: что изменилось в условиях ЕНС

Курсы повышения
квалификации

22
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Обзор сервисов по работе с самозанятыми, физлицами и ИП 2024. Поиск исполнителей, документы, проверки, расчеты

В нашем обзоре мы собрали сервисы, которые помогают бизнесу и самозанятым решать все задачи – поиск исполнителей, расчеты, обмен документами, проверка партнеров и т. д. Кроме того, многие из таких площадок работают с обычными физиками и ИП. Так что можно закрыть вопросы сотрудничества с любыми исполнителями.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

👑 Госдума хочет повысить налоги на роскошь. Надежда на благоразумие региональных властей, говорит эксперт

Регионам планируют дать право участвовать в определении налоговой ставки на дорогостоящую недвижимость и люксовые автомобили.

Лучшие спикеры, новый каждый день

Глава ТПП: от совершенствования налоговой системы должен выиграть честный бизнес

Представители бизнес-сообщества сформулировали свои предложения и замечания по совершенствованию налоговой системы.

Работа есть! Аналитик 1С ― самая дорогая вакансия в мае

Самые дорогие вакансии для удаленных работников в мае — аналитик 1С. Его заработок доходит до 450 тысяч рублей в месяц. Зарплаты таких работников отличаются в зависимости от уровня компетенций конкретного специалиста, локации работодателя и других факторов. Расскажем про все подробней.

Работа есть! Аналитик 1С ― самая дорогая вакансия в мае

Минфин может снять ограничение по числу договоров долгосрочных сбережений

Участники программы долгосрочных сбережений пока что могут заключить только 3 договора.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Как дистанционно подписать документы с клиентом-физлицом: возможные варианты

Современному бизнесу расстояния — не помеха. Можно легко масштабироваться и выйти на совершенно другой уровень дохода, если не ограничивать себя одним регионом, одной аудиторией и расширять партнерские связи. 

Как дистанционно подписать документы с клиентом-физлицом: возможные варианты

Какими документами можно подтвердить продажи на маркетплейсах

Маркетплейсы самостоятельно формируют и отправляют селлерам документы, которые должны быть отражены в бухгалтерском учете продавца.

Как бизнесу сотрудничать с самозанятыми, ИП и физлицами

Работа с внештатниками — лучший выход в ситуации, когда нужны исполнители на разовые задания или на сезонные работы. Как с ними сотрудничать, не допуская ошибок, особенно если самозанятых стало критически много? Вам поможет платформа Qugo.

Как бизнесу сотрудничать с самозанятыми, ИП и физлицами

Амнистию по дроблению бизнеса могут провести в течение 2025 года

Налоговую амнистию получат не все компании и ИП. От наказания не уйдут те, кто намеренно применял искусственное дробление с целью уклонения от уплаты налогов.

Введут право на самозапрет сделок с недвижимостью

Для защиты владельцев жилья от мошенников на портале Госуслуг появится возможность установить самозапрет на сделки с недвижимостью.

3

10 программ господдержки для сферы туризма в 2024 году

В 2024 году владельцы отелей могут снизить ставку НДС до 0% для многих дополнительных услуг, получить грант или субсидию на строительство гостиницы, выкупить государственный участок земли без торгов и использовать другие льготы. Собрали все возможности в статье.

10 программ господдержки для сферы туризма в 2024 году
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Денежные лайфхаки: метод 4 конвертов

В финансах есть много лайфхаков и многие из них посвящены теме сбережений и накоплений. Ведь без накопления КАПИТАЛА ни о каком финансовом процветании и речи быть не может.

Денежные лайфхаки: метод 4 конвертов

Отказ от выкупа лизингового имущества суд признал продажей имущественных прав и доходом

Компания занизила налог на прибыль, поскольку не отразила продажу имущественных прав.

Банки

ЦБ указал банкам на невыполнение условий бесплатных переводов гражданами самим себе

Кредитные организации не могут устанавливать ограничения на размер и количество бесплатных переводов самому себе без комиссий.

❔❔ Власти предлагают бизнесу добровольно отказаться от дробления и вкладывать в инвестпроекты. Инициатива своевременна и полезна, но у юриста есть вопросы

Для малого и среднего бизнеса создадут стимулы становиться более крупным.

Размер долга для банкротства повысили почти в 7 раз

Совет Федерации одобрил изменения в федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» и АПК, направленные на совершенствование процедуры рассмотрения дел о несостоятельности и банкротстве.

Бесплатно с Расчеты с работниками

Как безопасно заменить индексацию премиями: судебная практика

Нередко работодатели принимают решение не индексировать суммы, которые получают работники за труд, а выплачивать премии. Насколько такие действия правомерны, и если да, то как оформить, чтобы не было претензий?

Как безопасно заменить индексацию премиями: судебная практика

Обман на маркетплейсах Wildberries и Озон: фейковые продавцы, рассылки, ночной шопинг

Почти все мы покупаем что-то на маркетплейсах: это быстро, удобно и зачастую дешевле, чем в обычном магазине. Однако там нас поджидают мошенники: аферисты создают фейковые аккаунты, притворяясь продавцами или специалистами по рекламе. Продать они ничего не могут, их цель — наши контактные данные: номера телефонов, пароли от личных кабинетов, реквизиты карт.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Интересные материалы

Нюансы расчета и уплаты «дивидендных» налогов: что нужно знать бухгалтеру

Закончился отчетный год, подведены итоги, подсчитаны финансовые результаты и руководство принимает решение распределить дивиденды. Расскажем, что предстоит сделать бухгалтеру, когда нужно заплатить дивидендные налоги.

Нюансы расчета и уплаты «дивидендных» налогов: что нужно знать бухгалтеру