ЭДО

ЭДО для всех компаний станет обязательным

События 2020 года повлияли на цифровую трансформацию налоговых органов. Российский бизнес принял и оценил возможности технологий электронного документооборота (ЭДО).
ЭДО для всех компаний станет обязательным

События 2020 года повлияли на цифровую трансформацию налоговых органов.

Российский бизнес принял и оценил возможности технологий электронного документооборота (ЭДО). Главным инициатором введения инноваций выступила Федеральная налоговая служба. С 1 января 2021 года предоставление бухгалтерской отчётности в ФНС на бумажном носителе является основанием для отказа в приёме. Налоговый орган принимает и включает в информационный ресурс документы, поданные только в электронном виде. Для этого понадобится квалифицированная электронная подпись и сервис для организации электронного документооборота с контрагентами. Их можно приобрести только в удостоверяющих центрах аккредитованных ФСБ РФ.

Виртуальный способ передачи информации упрощает взаимодействие между контрагентами. Эффективность использования достигнута путём создания и применения новых решений:

  • технология блокчейн-платформы;
  • бесконтактное налоговое администрирование;
  • автоматизированные системы искусственного интеллекта;
  • интеграции с электронными площадками и сервисами, которыми пользуются налогоплательщики;
  • разработка персонализированных без заявительных услуг.

Для чего вводят ЭДО

По данным ФНС, документооборот между компаниями составляет 16 млрд. документов в год, с трудозатратами 5 млрд. человекочасов. При этом расходы на обработку бумажной информации составляют больше 3 трлн. рублей. При подаче документов в госорганы сотрудники компаний агрегируют большое количество операций. Сначала оформляют первичные документы, потом объединяют их в регистры, далее в декларации.

Налоговое администрирование начинается на стороне налогоплательщиков в момент совершения сделок и обменом документами между контрагентами. Задача ФНС — получить доступ к первичным сведениям, экономя энерго- и трудозатраты.

По оценкам экспертов, перевод бумажного документооборота в электронную форму позволит сократить временные затраты, связанные с работой с документами, на 80 процентов.

Плюсы введения системы:

  • документы хранятся в одном месте и являются юридически значимыми;
  • передача данных происходит в одно мгновение, расстояние между контрагентами не имеет значения;
  • сокращается количество ошибок, связанных с обработкой документов;
  • экономия места рабочего пространства и затраты на канцелярию;
  • прозрачность и хранение цепочек операций исключают мошенничество и применение «чёрных схем»;
  • автоматическое формирование архива и возможность отслеживания действий исполнителей/пользователей;
  • информация централизованно поступает в государственные органы, что позволяет оперативно выполнять те или иные действия, в том числе давая своевременно оперативную обратную связь налогоплательщикам.

Цифровизация документов и их оборот стимулирует возникновение новых цифровых сервисов для бизнеса и появление новых компаний в этой области, что позволяет прогнозировать ускоренное развитие цифровой экономики страны

Что ускорило процесс введения

Пандемия повлияла на реализацию проекта внедрения ЭДО. Локдауны и транспортные ограничения создавали трудности при работе с документами. Проверочные мероприятия были ограничены. Больше 75 % времени сотрудников ФНС уходило на поставление информации о состоянии экономики в правительство, ведомства и региональным областям.

Поддержка бизнеса и физлиц стала приоритетной задачей налоговой службы. Задачи, связанные с ковид, были в приоритете и выполнялись вне очереди. Актуальная информация подавалась ежедневно.

Что уже сделано, какие задачи выполняются

На данный момент применены многие технические решения. Организации и физлица уже оценили эффективность работы с электронными документами, используя сервисы ЭДО и электронную подпись.

Для физлиц актуализирована система ЗАГС — осуществлён перевод книг государственной регистрации актов гражданского состояния в электронную форму. Принят закон о едином реестре населения. В нём объединены функции администрирования страховых сборов, в том числе сведения о регистрации актов гражданского состояния и по администрированию платежей в пенсионный фонд, фонд социального страхования и фонд обязательного медицинского страхования.

Ужесточены требования к аккредитованным удостоверяющим центрам, что исключило попадание личных данных в руки к третьим лицам.

Для организаций упрощён порядок представления декларации по налогу на имущество.

Бухгалтерская отчётность осуществляется в электронном виде.

Реализована концепция налога на профессиональный доход — все регионы перешли на систему «Мой налог».

Внедрена система маркировки «Честный ЗНАК» — список товаров подлежащих маркировке продолжает пополняться. Осуществляется контроль онлайн-касс — сбор данных по стране со всех ККТ передаётся в налоговый орган с отставанием в 1,5 минуты.

Создана модель электронного документооборота между компаниями — все документы хранятся в электронном виде, хранение кучи бумажных документов не требуется.

Разработаны учётные системы информации — сокращают передачу сообщений, снижают уровень ошибок, ускоряют принятие решений. Данные в электронной среде актуальны.

Компании не сдают декларации по земельному и транспортному налогу — налог рассчитывает сама ФНС, непроизводственные издержки налогоплательщиков ФНС возлагает на себя. Внедрена регистрация производства и реализации древесины в «ЕГАИСЛес».

«Калуга Астрал» готова и уже начала подготовительные работы для реализации концепции ЭДО. В частности, это больше архитектурные доработки, которые позволят масштабировать имеющиеся сервисы, быстро внедрять новые, а также соответствовать букве закона».

Диана Лучкина

руководитель по развитию продукта

Что планируется

Проект ЭДО нацелен на упрощение взаимодействия бизнеса с государством. Утверждена Концепция развития ЭДО в хозяйственной деятельности, согласно которой в 2024 году 95 % счетов-фактур и 70% накладных в стране будут передаваться в электронном виде.

В перспективе — незаметное налоговое администрирование, где функция по расчёту возлагается на налоговый орган. Заявления на вычеты планируется подавать в упрощённом порядке — в личных кабинетах клиентов будут ждать предзаполненные формы, их нужно будет проверить и подписать.

Срок получения вычета за счёт информационного взаимодействия и предварительной проверки налоговым органом сократится более чем в два раза — до полутора месяцев вместо четырёх.

Задача — освободить граждан от обязанности декларировать их самостоятельно. Благодаря технологии поставки данных от кредитных организаций, вычеты предоставляются автоматически, без кипы бумаг.

Для организаций разработан план по дальнейшей цифровизации, где планируется:

  • бездекларационный порядок по аналогии с физическими лицами;
  • увеличение числа утверждённых форматов электронных документов;
  • переход на облачные электронные подписи для утверждения документов с любого устройства;
  • внедрение электронных доверенностей;
  • упрощение правил обмена электронными документами.

Переход российской деловой среды к 2024 году на электронный документооборот представляется следующим образом:

  1. Нормативный этап завершится в четвёртом квартале 2021 года — к этому моменту должны быть подготовлены и приняты недостающие нормативные правовые акты в сфере ЭДО.
  2. До второго квартала 2022 года планируется аккредитация операторов и доработки по новым форматам.
  3. До третьего квартала 2022 года пройдут работы по стимулированию передачи всех счетов-фактур в стране в электронной форме.
  4. До конца 2023 обеспечение возможности обмена всеми документами, закрывающими сделку между организациями.
  5. К осени 2024 года — реализация ЭДО отечественных компаний с иностранными.

«Я глубоко убеждён, что эффективность побеждает. И компании, и госорганы, которые будут адаптироваться к новым реалиям раньше, будут иметь больше шансов на выживание. Отсюда и большой вопрос — и его всё чаще будут задавать: что такое компания как структура? Соединение людей в виде организационной структуры для производства товаров и услуг, я уверен, подвергнется очень серьёзной реформации. В новой реальности не нужна будет бухгалтерия, иначе будет устроено управление кадрами, а может быть, даже и руководство компанией. Клиент и исполнитель услуги будут действовать в другой реальности — функция компании, я уверен, будет во многих областях серьёзно изменена».

Д.В. Егоров

руководитель ФНС России

Предложенную руководителем ФНС России стратегию поддержали представители налоговых органов других стран.

Онлайн-сервис для организации ЭДО

1 месяц БЕСПЛАТНО

Никаких ограничений по исходящим документам и функциям

Попробуйте прямо сейчас

Принимаю оферту и даю согласие по перс.данным

Комментарии

9
  • сова7202

    Реклама. Мне работа в ЭДО не понравилась - занимает наряду с обычной процедурой оформления документов еще добавочно много времени. И не все необходимые документы можно отправить в нужном формате.

    • Елена

      у меня 1С-ЭДО все вполне устраивает, отправка в один клик, получение также, радует что доки заходят сразу в базу не надо сидеть и колотить руками перечень номенклатуры на три листа, каждому свое видимо

    • Александр

      Двояко. Я клиентам, с которыми ЭДО выставляю счета и направляю всем скопом одним нажатием, они подписывают, я распечатываю их. Мне приходят счета и акты от подрядчиков - я их загружаю в 1С (не надо набивать номенклатуру), но процесс загрузки надо настраивать под себя, там много технических деталей. И это быстрее/дешевле, чем отправлять/получать почту. А так как примерно 70% любят всё на бумаге - из-за этого возникают лишние телодвижения. Если бы все были на ЭДО, то процесс формирования первички упростился. При этом растет нагрузка на программистов/админов.

    • Vита

      Вы не правы, ЭДО - это спасение для предприятий. Я не понимаю тех людей, кому что-то там неудобно, наверное тем людям, которые цепляются за прошлое. У нас в подразделениях нарадоваться не могут, сколько хлама и бумаги теперь не нужно хранить и таскать. 80% перешли на ЭДО, остались какие-то совсем "неповоротливые". Что не нравится так то, что налоговая снова лезет, хотя заслуга ЭДО - это частники

  • twain2

    все это прекрасно но ЭДО как и бумага - нужно смотреть глазами что прилетело . проверять

    та же номенклатура - у поставщика одна , у вас другая

    быстрее да , удобнее если все настроено и у вас все одинаково да

    во всех остальных случаях местами гемороя еще больше чем с бумагами

  • jimm88

    Кто эти люди что пишут про геморой? Я не понимаю, что у вас там не так с форматами? Есть же неформализованный обмен - просто сканируете бумажку и отправляете по ЭДО, вместо того, чтобы гонять курьеров, терять половину бумажек, держать для них шкафы и полки, искать по 3 часа подписан ли договор ХХХ или его уже 3 раза потеряли.

    Вместо всего этого вы заходите и делаете 3 клика мышкой. Всё!

НДФЛ

С 2026 года для вычетов НДФЛ не нужно будет собирать справки и документы-подтверждения

Для получения вычетов по НДФЛ больше не понадобится собирать справки и другие подтверждающие документы. Налоговая с 2026 года сама рассчитает размер вычета и автоматически переведет нужную сумму.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Бесплатно с Расчеты с работниками

Как безопасно заменить индексацию премиями: судебная практика

Нередко работодатели принимают решение не индексировать суммы, которые получают работники за труд, а выплачивать премии. Насколько такие действия правомерны, и если да, то как оформить, чтобы не было претензий?

Как безопасно заменить индексацию премиями: судебная практика
Пенсии

Приставы не смогут списывать пенсии за долги

Выплаты, назначенные для детей-инвалидов, ФССП может взыскать со счетов родителей, у которых есть долги. Это собираются изменить и запретить приставам трогать пенсии.

Лучшие спикеры, новый каждый день
УК РФ

Для многих преступлений принудительные работы станут основным наказанием вместо заключения

Министра юстиции России Константин Чуйченко сообщил, что минюст подготовил законопроект, который расширит в УК список преступлений с наказанием в виде принудительных работ.

Календарь вебинаров для бухгалтера в мае 2024. Выбирайте и смотрите!

Будьте в курсе последних изменений в законодательстве! Выбирайте из 7 вебинаров интересные именно вам и записывайтесь. Учитесь, не выходя из дома или офиса! Забирайте в закладки календарь вебинаров для бухгалтера, которые пройдут в мае 2024. Подписчикам «Клерк.Премиум» — бесплатный доступ.

Календарь вебинаров для бухгалтера в мае 2024. Выбирайте и смотрите!
13
Нотариат

Тарифы на услуги нотариусов будет устанавливать государство, а не сами нотариусы

Министр юстиции России Константин Чуйченко будучи и. о. принял участие в заседании Совета Федерации, где сделал ряд важных заявлений. В том числе Минюст планирует реформу нотариата.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды
НДФЛ

Там, где работодатель: правила уплаты НДФЛ налоговыми агентами останутся прежними

Министр финансов России Антон Силуанов заявил, что менять существующую систему уплаты НДФЛ у налогового агента нецелесообразно.

Как ИП на УСН платить налоги в 2024 году

Упрощенка облегчает жизнь ИП и уменьшает его налоговое бремя. Но налоги все же нужно платить. Что и когда — расскажем подробнее.

Как ИП на УСН платить налоги в 2024 году
Бесплатно с Больничные

Как оплачивается больничный по уходу за ребенком в 2024 году. Мини-курс

В коротком видео разберем, кто может оформить больничный по уходу за ребенком, кто его оплатит, в какие сроки и за сколько дней.

Как оплачивается больничный по уходу за ребенком в 2024 году. Мини-курс

📚 Судьи будут изучать информацию из открытых источников. Это упростит многочисленные процессуальные сложности, говорит адвокат

Верховный суд разрешит судьям самостоятельно искать и анализировать информацию из открытых источников, которая относится к арбитражным делам.

С 2025 года заработает новый регламент для всей страны по мерам поддержки

Правительство утвердило единые требования к назначению и предоставлению федеральных, региональных и муниципальных мер социальной поддержки.

Нанять и не пожалеть об этом: как выбрать идеального сотрудника

По статистике, 28% сотрудников увольняют за первые три месяца работы. Можно ли отсеять их заранее, и не нанимать непрофессионалов, скандалистов и любителей выпивать на работе — и что делать, если их все-таки наняли? Разбираемся в статье.

Нанять и не пожалеть об этом: как выбрать идеального сотрудника
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Записки ИТ-Ангелов: поразительные факты, связанные с обновлениями 1С

Что значит прекратилась поддержка? Так ли важны и нужны обновления 1С? Что необходимо бухгалтеру или программисту для обновления? Может ли бухгалтер или сисадмин самостоятельно обновить программу? Примеры возможных проблем с которыми столкнется пользователь.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Особенности облачных касс в 2024 году

Облачные кассы — это программное решение для учета и обработки финансовых операций, которые хранятся и обрабатываются в облачном хранилище данных. Они позволяют компаниям управлять финансовыми операциями, включая продажи, оплату и учет доходов, с любого устройства, подключенного к интернету.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру
1
МИР

Отмыванию денег через карты «Мир» и СБП поставят новый заслон

Чтобы быстрее получать информацию об операциях с картами «Мир» и в СБП, Росфинмониторинг подключит НСПК к работе с отмыванием денежных средств.

Банки

США пригрозили Райффайзенбанку ограничениями, поскольку он не сокращает бизнес в РФ

Минфин США пригрозил Raiffeisen Bank International ограничением доступа к своей финансовой системе.

Как приобрести юридический адрес для регистрации ООО

Для успешной регистрации компании в Федеральной налоговой службе учредителям ООО нужно получить юридический адрес для организации, например, купить его. Обратите внимание на то, что ФНС имеет право отказать ООО в регистрации, если адрес компании вызывает подозрение. Рассмотрим процесс приобретения адреса для юридического лица и способы избежать проблем.

Как приобрести юридический адрес для регистрации ООО

Минпромторг просит Верховный суд ввести обеспечительные меры при патентных спорах

Во время судебных разбирательств компании могут заключать контракты и поставлять продукцию. Ведомство предлагает пересмотреть это и наложить на участников патентных споров обеспечительные меры.

5 причин, почему вашему бухгалтеру нужна «СБИС Бухгалтерия»

От сдачи отчетов без штрафов до обмена документами с контрагентами по всему миру: разбираемся, почему «СБИС Бухгалтерия» — это эффективное и выгодное решение для вашей бухгалтерии.

5 причин, почему вашему бухгалтеру нужна «СБИС Бухгалтерия»

Интересные материалы

🏃 Дистанционного работника временно можно привлечь на работу в офис. Нужно закрепить дни, когда в офисе, когда вне, подсказывает кадровый специалист

По ТК работать дистанционно можно на постоянной основе, а временно не более 6 месяцев или периодически. Можно чередовать то дистанционную работу, то офисную.