Охрана труда

Улучшение условий и охраны труда: составляем план

План по улучшению условий и охраны труда — это специальный план мероприятий, утверждаемый локальным нормативным актом организации сроком на один год. Такой план обязан составлять каждый работодатель, в особенности тот, у которого присутствуют опасные условия труда.
Улучшение условий и охраны труда: составляем план

План по улучшению условий и охраны труда — это специальный план мероприятий, утверждаемый локальным нормативным актом организации сроком на один год. Такой план обязан составлять каждый работодатель, в особенности тот, у которого присутствуют опасные условия труда.

Зачем нужен этот план?

Каждый работодатель обязан улучшать условия труда, создавать оптимальную и безопасную трудовую среду, согласно ст. 163 ТК. План мероприятий по улучшению условий и охраны труда обязателен, если на охрану труда затрачиваются значительные средства, и работодатель собирается за счет этих затрат уменьшить взносы в ФСС на травматизм. Вернуть можно до 20% взносов, уплаченных за прошлый год.

Для этого до 1 августа подается заявление в ФСС в произвольной форме. Программа по улучшению условий труда на текущий год будет основным документом для возврата взносов на травматизм за прошлый год.

Нормативная база для разработки плана

Разрабатывать план по улучшению условий и охраны труда нужно в соответствии со следующими нормативно-правовыми актами:

  • ст. 212, 226 ТК. Ст. 226 Трудового кодекса РФ. Предписывают производственному предприятию тратить не менее 0,2 % производственных расходов на улучшение условий и охрану труда. Собственно, план мероприятий и определяет, куда будут потрачены выделяемые средства.
  • Типовой перечень ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению профессиональных рисков, утвержденный Приказом Минздравсоцразвития от 01.03.2012 № 181н. Этот документ содержит перечень мероприятий, которые могут быть включены в план по улучшению условий работы.
  • ГОСТ 12.0.230.1-2015. Этот госстандарт описывает систему управления охраной труда, планирование и профилактику.

Хорошие и безопасные условия труда должны быть обеспечены:

  • рациональным распределением нагрузки между работником и оборудованием;
  • использованием разумных норм работы и отдыха;
  • улучшением технологических процессов и оборудования;
  • подбором профессиональных кадров.

Какие мероприятия по улучшению условий труда можно включить в план

Перечень всех возможных мероприятий есть в указанном выше приказе Минздравасоцразвития № 181н. Приведенный здесь список не исчерпывающий:

  • специальная оценка условий труда (СОУТ);
  • модернизация или закупка более современного оборудования;
  • монтаж защиты оборудования от внешних факторов;
  • совершенствование систем сигнализации и оповещения;
  • обеспечение работников спецодеждой и средствами защиты (особенно актуально в нынешних «коронавирусных» реалиях);
  • освещение рабочих мест в соответствии с нормативами;
  • оснащение производства пунктами первой медицинской помощи, или улучшение имеющихся;
  • устройство комфортных зон для отдыха;
  • отдельная столовая (или иное помещение для приема пищи), что тоже актуально в период пандемии;
  • установка кулеров с питьевой водой;
  • проведение обязательных профилактических медосмотров.

Список можно еще продолжать, каждый пишет по актуальности и необходимости. Особенно, как уже указывалось, необходимо обратить внимание на разъяснения Роспотребнадзора по противодействию распространения заболеваний. Сообразно рекомендациям можно внести изменения существующий план. Кстати, делать это в течение года допустимо, тем более, если это пойдет на пользу сотрудникам.

Полный перечень мероприятий есть в Приказе. Он носит рекомендательный характер и предлагает классификацию по группам:

  • организационные;
  • санитарные;
  • технические;
  • общие;
  • частные;
  • индивидуальные.

Организация может расширить перечень.

Как составить план по улучшению условий труда

Чтобы составить данный план, не получится просто сесть и написать его на бумажке. Весь процесс придется разбить на несколько этапов:

  • Руководитель организации издает приказ о назначении ответственной рабочей группы, и лица, регламентирующего направление ее работы.
  • Создается сама группа из сотрудников предприятия.
  • Группа разрабатывает проект плана мероприятий, проект проходит согласование с руководством.
  • Разрабатывается смета, согласно утвержденному плану.

Для разработки плана группа проводит анализ подобных мероприятий за прошлые годы. Если план составляется впервые можно воспользоваться наработками коллег и поискать формы в интернете. Но лучше конечно обращаться к профессионалам, которые учтут особенности именно вашего предприятия.

Компания Аттек на технологическом рынке уже более 20 лет. Мы не только подготовим для вас план мероприятий, соответствующий действующему законодательству, но и обучим ваш персонал. Да, составной частью обеспечения безопасной работы является регулярная проверка знаний по безопасности и обучение собственных специалистов. В нашем учебном центре вы сможете обучить все категории ваших работников в одном месте, в том числе с применением дистанционных технологий.

При составлении сметы по плану необходимо учитывать ряд важных факторов:

  1. Необходимость СОУТ.
  2. Необходимость модернизации оборудования.
  3. Виды деятельности организации.
  4. Наличие или отсутствие предписаний контролирующих организаций (к примеру, ГИТ).

Кто входит в рабочую группу по разработке плана

В рабочую группу входит руководство предприятия всех звеньев. Выделяют три уровня управления системой:

  • высшее звено — руководитель и его заместители, главный инженер, главные специалисты;
  • среднее — руководители структурных подразделений, механики и технологи;
  • младшее — прорабы, мастера, бригадиры.

Из числа руководителей каждого из звеньев выделяются люди для формирования рабочей группы. Состав рабочей группы утверждает руководитель своим приказом.

Где взять образец плана

Типовая форма указанного плана по улучшению условий и охраны труда предлагается в указанном приказе Минздравасоцразвития № 181н. Самое главное, что там должно быть — сведения о финансировании запланированных мероприятий.

Также в плане должна быть информация о лицах, ответственных за его реализацию на предприятии. Как правило, это руководители подразделений и специалисты, назначенные ответственными в положении об охране труда.

Обязательно должны быть обозначены сроки исполнения плана, как в целом, так и отдельных мероприятий.

Утверждение плана

Подготовленный и надлежащим образом проработанный проект плана по улучшению условий и охраны труда проходит согласование во всех подразделениях. Опционально оформляется акт при участии профсоюза (это необязательно, но используется в крупных компаниях).

При утверждении плана возможны его корректировки «на местах». После этого план мероприятий может быть оформлен как раздел коллективного соглашения или договора. В него вносятся все ответственные за его исполнение. План оформляется в итоговый документ, подписывается руководителем. Затем идет утверждение приказом по предприятию.

После того, как он прошел все стадии согласования, в крупных компаниях или по требованию профсоюза может потребоваться его публикация на сайте компании. Для этого, а также для внесения текущих изменений, рекомендуется назначить отдельное ответственной лицо (им может быть и руководитель).

Комментарии

2
  • ot.mihailov

    У бюджетной организации нет денег для выполнения мероприятий по ОТ на 2023 год!

    • Zyklon B

      не менее 0,2 % !

НДФЛ

С 2026 года для вычетов НДФЛ не нужно будет собирать справки и документы-подтверждения

Для получения вычетов по НДФЛ больше не понадобится собирать справки и другие подтверждающие документы. Налоговая с 2026 года сама рассчитает размер вычета и автоматически переведет нужную сумму.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Бесплатно с Расчеты с работниками

Как безопасно заменить индексацию премиями: судебная практика

Нередко работодатели принимают решение не индексировать суммы, которые получают работники за труд, а выплачивать премии. Насколько такие действия правомерны, и если да, то как оформить, чтобы не было претензий?

Как безопасно заменить индексацию премиями: судебная практика
Пенсии

Приставы не смогут списывать пенсии за долги

Выплаты, назначенные для детей-инвалидов, ФССП может взыскать со счетов родителей, у которых есть долги. Это собираются изменить и запретить приставам трогать пенсии.

Лучшие спикеры, новый каждый день
УК РФ

Для многих преступлений принудительные работы станут основным наказанием вместо заключения

Министра юстиции России Константин Чуйченко сообщил, что минюст подготовил законопроект, который расширит в УК список преступлений с наказанием в виде принудительных работ.

Календарь вебинаров для бухгалтера в мае 2024. Выбирайте и смотрите!

Будьте в курсе последних изменений в законодательстве! Выбирайте из 7 вебинаров интересные именно вам и записывайтесь. Учитесь, не выходя из дома или офиса! Забирайте в закладки календарь вебинаров для бухгалтера, которые пройдут в мае 2024. Подписчикам «Клерк.Премиум» — бесплатный доступ.

Календарь вебинаров для бухгалтера в мае 2024. Выбирайте и смотрите!
13
Нотариат

Тарифы на услуги нотариусов будет устанавливать государство, а не сами нотариусы

Министр юстиции России Константин Чуйченко будучи и. о. принял участие в заседании Совета Федерации, где сделал ряд важных заявлений. В том числе Минюст планирует реформу нотариата.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды
НДФЛ

Там, где работодатель: правила уплаты НДФЛ налоговыми агентами останутся прежними

Министр финансов России Антон Силуанов заявил, что менять существующую систему уплаты НДФЛ у налогового агента нецелесообразно.

Как ИП на УСН платить налоги в 2024 году

Упрощенка облегчает жизнь ИП и уменьшает его налоговое бремя. Но налоги все же нужно платить. Что и когда — расскажем подробнее.

Как ИП на УСН платить налоги в 2024 году
Бесплатно с Больничные

Как оплачивается больничный по уходу за ребенком в 2024 году. Мини-курс

В коротком видео разберем, кто может оформить больничный по уходу за ребенком, кто его оплатит, в какие сроки и за сколько дней.

Как оплачивается больничный по уходу за ребенком в 2024 году. Мини-курс

📚 Судьи будут изучать информацию из открытых источников. Это упростит многочисленные процессуальные сложности, говорит адвокат

Верховный суд разрешит судьям самостоятельно искать и анализировать информацию из открытых источников, которая относится к арбитражным делам.

С 2025 года заработает новый регламент для всей страны по мерам поддержки

Правительство утвердило единые требования к назначению и предоставлению федеральных, региональных и муниципальных мер социальной поддержки.

Нанять и не пожалеть об этом: как выбрать идеального сотрудника

По статистике, 28% сотрудников увольняют за первые три месяца работы. Можно ли отсеять их заранее, и не нанимать непрофессионалов, скандалистов и любителей выпивать на работе — и что делать, если их все-таки наняли? Разбираемся в статье.

Нанять и не пожалеть об этом: как выбрать идеального сотрудника
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Записки ИТ-Ангелов: поразительные факты, связанные с обновлениями 1С

Что значит прекратилась поддержка? Так ли важны и нужны обновления 1С? Что необходимо бухгалтеру или программисту для обновления? Может ли бухгалтер или сисадмин самостоятельно обновить программу? Примеры возможных проблем с которыми столкнется пользователь.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Особенности облачных касс в 2024 году

Облачные кассы — это программное решение для учета и обработки финансовых операций, которые хранятся и обрабатываются в облачном хранилище данных. Они позволяют компаниям управлять финансовыми операциями, включая продажи, оплату и учет доходов, с любого устройства, подключенного к интернету.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру
1
МИР

Отмыванию денег через карты «Мир» и СБП поставят новый заслон

Чтобы быстрее получать информацию об операциях с картами «Мир» и в СБП, Росфинмониторинг подключит НСПК к работе с отмыванием денежных средств.

Банки

США пригрозили Райффайзенбанку ограничениями, поскольку он не сокращает бизнес в РФ

Минфин США пригрозил Raiffeisen Bank International ограничением доступа к своей финансовой системе.

Как приобрести юридический адрес для регистрации ООО

Для успешной регистрации компании в Федеральной налоговой службе учредителям ООО нужно получить юридический адрес для организации, например, купить его. Обратите внимание на то, что ФНС имеет право отказать ООО в регистрации, если адрес компании вызывает подозрение. Рассмотрим процесс приобретения адреса для юридического лица и способы избежать проблем.

Как приобрести юридический адрес для регистрации ООО

Минпромторг просит Верховный суд ввести обеспечительные меры при патентных спорах

Во время судебных разбирательств компании могут заключать контракты и поставлять продукцию. Ведомство предлагает пересмотреть это и наложить на участников патентных споров обеспечительные меры.

5 причин, почему вашему бухгалтеру нужна «СБИС Бухгалтерия»

От сдачи отчетов без штрафов до обмена документами с контрагентами по всему миру: разбираемся, почему «СБИС Бухгалтерия» — это эффективное и выгодное решение для вашей бухгалтерии.

5 причин, почему вашему бухгалтеру нужна «СБИС Бухгалтерия»

Интересные материалы

🏃 Дистанционного работника временно можно привлечь на работу в офис. Нужно закрепить дни, когда в офисе, когда вне, подсказывает кадровый специалист

По ТК работать дистанционно можно на постоянной основе, а временно не более 6 месяцев или периодически. Можно чередовать то дистанционную работу, то офисную.