Возмещение НДС, контроль дебиторов, успешный арбитраж или Зачем компании юридически значимый ЭДО и электронная подпись

Несмотря на еще существующие ограничения, любая организация может почти полностью перейти на безбумажный документооборот. Причем это не только выгодно с экономической точки зрения (меньше затрат на бумагу, пересылку), но и с юридической — ЭДО помогает оперативно передавать документы, проводить сверку, отправлять претензии, а судебные дела проще выигрывать — к пример, подделать ЭП практически невозможно, а чтобы оспорить подписанные ей документы нужны железобетонные доказательства.
Возмещение НДС, контроль дебиторов, успешный арбитраж или Зачем компании юридически значимый ЭДО и электронная подпись

Несмотря на еще существующие ограничения, любая организация может почти полностью перейти на безбумажный документооборот. Причем это не только выгодно с экономической точки зрения (меньше затрат на бумагу, пересылку), но и с юридической — ЭДО помогает оперативно передавать документы, проводить сверку, отправлять претензии, а судебные дела проще выигрывать — к пример, подделать ЭП практически невозможно, а чтобы оспорить подписанные ей документы нужны железобетонные доказательства.

Кратко об ЭЦП

Сразу обговорим — существует несколько видов электронных подписей и каждая имеет разные характеристики.

Простая подпись

Особенности: не требует сертификата и криптопро средств, требует идентификации пользователя, используется на сайтах госорганов, не гарантирует неизменности документа, может использоваться для обмена информацией между организациями, но требует для этого специального соглашения.

УНЭП — усиленная неквалифицированная электронная подпись

Особенности: те же, что и у простой подписи, но требует наличие криптографических средств и подтверждения неизменности документа.

УКЭП — усиленная квалифицированная электронная подпись

Особенности: аналогично УНЭП + создается с применением криптографических средств, сертифицированных по ГОСТ, требует сертификата от удостоверяющего центра (УЦ). Самое главное — такая подпись равнозначна собственноручной.

Самый частый вопрос об электронной подписи — почему у нее такой короткий срок действия, наверняка УЦ хотят заработать на их выпуске?

Но ежегодная замена связана в первую очередь с безопасностью — злоумышленники с помощью современных технических средств и компьютеров с высокими вычислительными мощностями могут путем перебора подобрать ключ. Это как с сейфом — каким бы защищенным он не был, но дайте взломщику достаточно времени и технологий и он придумает как его взломать.

При этом короткий срок действия не единственная сложность в использовании ЭП — одному сотруднику может понадобиться несколько подписей для разных целей. К примеру, для входа в онлайн-банк и на торговую площадку.

Ближайшие изменения

Законодательство не оперативно, но все же реагирует на изменения в бизнес-среде. Вот, например, статья 312.2 ТК РФ позволяет заключить трудовой договор с дистанционным сотрудником с применением ЭДО. В настоящий момент проводится эксперимент по переводу кадрового документооборота в электронный формат.

В ближайшее время нас ждут глобальные изменения в системе использования электронных подписей.

В частности придание легитимности облачной подписи, которая будет храниться у оператора, появление доверенной третьей стороны, которая обеспечит признание достоверности подписи при возникновении конфликтных ситуаций, выделение личного ключа физлица — сотруднику достаточно будет получить для себя ЭП и использовать ее для различных целей и даже в разных организациях.

Руководители организаций смогут получить ЭП только в ФНС или уполномоченных налоговой службой центрах, что должно резко снизить проблемы выдачи ЭП сторонним лицам (вспомните последние скандалы с декларациями по НДС).

Уже успешно работают такие внедрения как электронная трудовая книжка, электронный СНИЛС, можно заключать сделки о продаже купли-продажи недвижимости в электронном виде. В конце 2020 года ФНС приняла концепцию, касающуюся развития ЭДО в России.

Архивное дело тоже семимильными шагами идет в сторону электронного документооборота. Пока правда сохраняются несколько проблем, связанных с передачей документов в архив: документ должен быть юридически значимым при передаче в архив (иметь действующий сертификат ЭП) и сохранить эту значимость в процессе хранения (а как мы помним ЭП действует только 1 год).

Одна из приоритетных задач на 2021 год у Федерального архивного агентства согласно его же публичной декларации: нормативное и методическое обеспечение постоянного и долговременного хранения электронных архивных документов в рамках создания ГИС "Платформа ЦХЭД”.

Создайте собственный архив организации с Docsvision для бухгалтерских, кадровых, технических и любых других видов документов — настройка автоматического пополнения, интеграция с учетными системами и операторами ЭДО, обеспечение информационной безопасности и доступа с мобильных.

Юридически значимый электронный документооборот

Главные возражения против внедрения ЮЗДО, которые нам приходится слышать — это сложно, долго и очень дорого. На самом деле можно организовать и внедрить ЭДО без излишних затрат времени и сил.

Юридическая значимость — этот термин означает, что документ соответствует существующим требованиям законодательства и может применяться в качестве правового аргумента при доказательстве прав его обладателя, в том числе и в суде.

Что дает внедрение ЮЗДО:

  • Гарантирует юридическую силу документа — судя по уже имеющейся судебной практике, электронные документы активно применяются в качестве доказательств в суде. К тому же дополнительными аргументами становятся проколы передачи данных, квитанции об отправке и приеме документов через систему ЭДО. Документы предоставляются в суд на электронных носителях (см, например, Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.11.2019 N 14АП-8353/19) или в виде заверенных нотариусом документов. В арбитражный суд можно отправить апелляцию в электронном виде, с приложением документов.
  • Помогает выстроить безопасные взаимоотношения с контрагентами. Электронную подпись трудно оспорить и доказать, что документ был подписан иным лицом, не уполномоченным на заключение сделки. Документооборот упрощается, ускоряется и электронные документы трудно потерять. Внесение исправлений и согласование проходят намного быстрее;
  • Позволяет участвовать в госзакупках и тендерах. При проведении электронных процедур закупок участники также вправе применять электронный документооборот;
  • Создает основу для ускоренного и прозрачного обмена документами с налоговой службой. В ответ на требование можно в несколько минут сформировать подборку документов, заархивировать и отправить, подписав ЭП. Теперь для бухгалтера сбор документов для проверки перестает быть кошмаром. Да и доказать фактическую дату поступления документа в организацию намного проще. Например, если электронный УПД выписан поставщиком в одном налоговом периоде, к примеру, 30 марта, а покупателю поступил в другом — 5 апреля, то последний может без проблем принять его для получения вычета.
  • Существенно сокращает ручной ввод документов вследствие чего уменьшаются расходы на содержание персонала, ответственного за эти операции (для некоторых из них (например, сканирование) можно привлекать уже менее квалифицированных сотрудников. Пример экономии мы приведем чуть ниже.  

Как обеспечить документам юридическую значимость

Юридически значимым электронный документ становится, если содержит все необходимые реквизиты и атрибуты, юридическую силу ему придают операторы ЭДО, прошедшие аккредитацию, они заверяют подлинность ЭЦП и организуют обмен между контролирующими органами и налогоплательщиком, а также между контрагентами.

Наладить полноценное взаимодействие между всеми участниками — предприятием, его контрагентами, оператором помогают специальные интеграционные инструменты.

Компания Docsvision предоставляет модули, с помощью которых на предприятии можно организовать юридически значимый электронный документооборот. Например, такой модуль используется для ЮЗДО между пользователями системы «Диадок» от СКБ Контур и других операторов ЭДО.

Узнать больше можно посмотрев запись вебинара «Средства поддержки ЮЗДО в Docsvision» на странице мероприятия. Вебинар был полезен бухгалтерам и руководителям компании вместе с ИТ-специалистами.

Запись вебинара про ЮЗДО

В чем плюс интеграции:

  • вы сможете создавать и отправлять контрагентам документы, подписанные ЭЦП с помощью механизма, встроенного в решения Docsvision; 
  • обработку документации можно настроить в соответствии с внутренними регламентами и бизнес-процессами в организации;
  • кроме обмена формализованными документами (например, счет-фактурами) есть возможность отправлять и получать неформализованную корреспонденцию, в том числе внутри компании;
  • документы структурированы, их легко найти, настроив поисковый запрос, сгруппировав, например, по реквизитам или статусу.

Внедрение включает в себя не только техническую часть, компания Docsvision также проводит обучение сотрудников и сопровождение системы, адаптирует свои решения для конкретных нужд заказчика.

Бухгалтер наверняка понимает плюсы от внедрения в компании юридически значимого документооборота, особенно ценность не только обмена унифицированными формами, но и неформализованными документами. Но решение о внедрении в конечном итоге принимать руководителю, в том числе в зависимости от мнения IT службы — как осуществить внедрение, как это в конечном итоге будет работать, какие возможности даст организации.

Если вы бухгалтер и хотите усовершенствовать документооборот в вашей организации — отправьте запись вебинара представителю IT-отдела, системного администратора, другого сотрудника, который отвечает за внедрение новых сервисов. А также смотрите запись сами — там много полезной информации о ЮЗДО!

Комментарии

3
  • АнфисаП

    ЭЦП конечно облегчает жизнь, можно всё из дома отправлять, но что делать после таких взломов и отправкой нулевок

    • Виктор Любезный

      Это не взлом, а изготовление новых подписей по поддельным документам, либо отправка нулёвок по поддельным доверенностям. Т. е., обычный криминал.

  • Лидия С

    С какого числа можно получить подпись в ИФНС и сколько это будет стоить?

IT-компании

Для ИТ-компаний введут новое условие сохранения права на льготы

Качество обучения ИТ-специалистов в вузах будут повышать за счет привлечения профильных ИТ-компаний.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Стоит ли перечислять платежи на карту третьего лица: у бухгалтеров разошлись мнения. 💸«Ночной бухгалтер» № 1683

Если ваш исполнитель или сотрудник попросит переводить деньги не на свою карту, а например, жене или вообще постороннему лицу, как вы поступите? Закон не запрещает такие переводы, но практика говорит, что могут возникнуть непредвиденные проблемы. Если дойдет дело до суда, то Фемида может развернуться в любую сторону.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Бесплатно с Отчетность в СФР

Технический сбой в СФР: кто отвечает за несдачу ЕФС-1

Суды поставили точку в принципиальном деле: должен ли страхователь платить штраф за непредставление ЕФС-1, если СФР не уведомил об обновлении сертификатов шифрования.

Технический сбой в СФР: кто отвечает за несдачу ЕФС-1
Лучшие спикеры, новый каждый день

ФАС назвала свою приоритетную задачу

Контроль ценообразования на социально значимых рынках остается для Федеральной антимонопольной службы приоритетной задачей.

Роструд ответил на основные вопросы про сезонную работу

По Трудовому кодексу есть особенности регулирования труда работников, занятых на сезонных работах.

Банки

Тинькофф запустил банковскую карту по нормам шариата

Банковскую карту, которая соответствует нормам шариата, смогут заказать все мусульмане, которые живут в РФ, а не только в тех регионах, где проходит эксперимент по внедрению исламского банкинга.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Минцифры обозначило 10 задач, которые будет решать

Максут Шадаев перед утверждением на должность министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ назвал основные направления работы и какие вызовы стоят перед Минцифры.

На Авито продавцы смогут оставлять отзывы на покупателей

Пока функция отзывов продавцов на покупателей работала в тестовом режиме, но до конца мая такая возможность появится у всех пользователей в категории «Товары».

Розничная торговля в ЛНР за год выросла на 42%

В Луганской народной республике утвердили список социально значимых товаров, на которые установлены предельные розничные цены.

⚡️ Итоги дня: Apple защитит пользователей от укачивания, в Москве перестанут строить маленькие студии, а рак мозга будут лечить во сне

Подготовили обзор главных событий дня — 16 мая 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

3
Банки

Покупателям квартир разрешат открывать эскроу-счета дистанционно

Чтобы застройщики быстрее получали финансирование, а участники долевого строительства тратили меньше времени на посещение банков, депутаты предложили разрешить при покупке жилья открывать эскроу-счета удаленно.

Как ИП на УСН уменьшить налог на страховые взносы в 2024 году

Предприниматели на УСН «доходы» могут уменьшать налог и авансы по нему на страховые взносы. Расскажем, как это сделать в 2024 году.

Как ИП на УСН уменьшить налог на страховые взносы в 2024 году
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Где купить USDT за рубли: лучшие платформы для обмена usdt на наличные в Москве и СПБ

Сегодня многие ищут способы выгодно купить USDT за рубли, ведь Тезер – самый надежный и популярный стейблкоин в мире, и его курс напрямую привязан к курсу доллара (USD). В России эту монету можно приобрести несколькими способами: через биржи, с помощью P2P-сервисов и офлайн-обменников, которые находятся в крупных городах : Москва(МСК), Санкт-Петербург (СПБ).

Где купить USDT за рубли: лучшие платформы для обмена usdt на наличные в Москве и СПБ

Росфинмониторинг: в агрегатор такси встроили казино

Злоумышленники использовали агрегатор такси и проводили через него незаконные операции, связанные с выигрышами на ставках и в онлайн-казино.

Каждый третий сотрудник уверен, что у удаленной работы нет недостатков

Сейчас работодатели предлагают удаленную занятость только тем специалистам, которые успели себя зарекомендовать.

Оптимизация работы бухгалтерии с помощью базы знаний

Корпоративная база знаний ускорит адаптацию новичков в команде и упростит работу опытных сотрудников. Почему правильно организованная база — это гораздо больше, чем просто виртуальная библиотека, читайте далее.

Оптимизация работы бухгалтерии с помощью базы знаний
НДФЛ

С компенсаций за утечку нужно платить НДФЛ

Операторы персональных данных, которые допустили их утечку и компенсируют ущерб пострадавшим, обязаны исчислить, удержать и уплатить НДФЛ с таких выплат.

Об уточнении уведомления о контролируемых сделках в связи с изменением размера процентной ставки

Как заполнить Уведомление о контролируемых сделках в 2023 году, отражать начисление процентов по ставке 10% ежемесячно или единоразово в декабре? Нужно ли подавать уточненные Уведомления о контролируемых сделках за 2021 и 2022 годы?

Об уточнении уведомления о контролируемых сделках в связи с изменением размера процентной ставки
Новости ФНС

📊 Вероятность выездной проверки теперь можно сверить с показателями за 2023 г. Эксперт: их обоснованность и подход к применению вызывают сомнения

Опубликованы сведения о среднеотраслевых показателях налоговой нагрузки, рентабельности проданных товаров, продукции, работ, услуг и рентабельности активов организаций по видам деятельности за 2023 год.

2

Интересные материалы

Кадры

Среднее профессиональное образование в России предложили сделать бесплатным

Рабочую специальность в России должны получать бесплатно, считает Вячеслав Володин.