Управление персоналом

Корпоративная система подготовки руководителей как конкурентное преимущество

Еще в 1988 году автор статьи «Требуется менеджер», которая была опубликована в журнале «Смена», Владимир Соколов восклицал: «Не освоив культуры управления, как осилить с меньшими потерями переход от административных к экономическим методам управления? Нам нужны руководители новой выучки». Прошло более 20 лет, но и сегодня проблема подготовки руководителей не потеряла своей актуальности. До сих пор большинство российских компаний не располагает системой подготовки управленческих кадров.

Еще в 1988 году автор статьи «Требуется менеджер», которая была опубликована в журнале «Смена», Владимир Соколов восклицал: «Не освоив культуры управления, как осилить с меньшими потерями переход от административных к экономическим методам управления? Нам нужны руководители новой выучки». Прошло более 20 лет, но и сегодня проблема подготовки руководителей не потеряла своей актуальности. До сих пор большинство российских компаний не располагает системой подготовки управленческих кадров.

Российские компании сегодня стоят перед необходимостью перехода к работе в условиях инновационной экономики. Насущная необходимость в развитии корпоративного обучения в значительной мере обусловлена назревающим разрывом между уровнем знаний и навыков персонала российских компаний и требованиями инновационной экономики. Некоторые российские компании направляют своих сотрудников на обучение, после того как в результате процедуры ежегодной оценки у них был выявлен недостаточный уровень развития ключевых профессиональных компетенций. Хотя такая практика показывает озабоченность руководства квалификацией сотрудников, а на деле таким образом просто констатируется отставание менеджмента от реальной ситуации в компании. Сегодня большинство российских организаций оказались перед необходимостью преодоления отставания в сфере бизнес-образования собственных работников, без чего невозможна интеграция в инновационную экономику XXI века.

Система корпоративного обучения призвана обеспечить сокращение разрыва между требованиями внешней среды и способностью менеджмента поддерживать необходимый уровень конкурентоспособности компании. Обучение персонала выступает как важнейшая составляющая, поддерживающая на должном уровне обучаемость организации в целом. Джой-Меттьюз, Меггинсон и Сюрте в своей книге «Развитие человеческих ресурсов» привели простой пример, показывающий, почему способность обучаться быстрее конкурентов является важнейшим конкурентным преимуществом.

«Два человека идут по извилистому коридору. Один из них пьян, другой трезв. Пьяный постоянно натыкается на стены, затем пересекает коридор и меняет направление движения только после удара о противоположную стену. Трезвый человек видит повороты и тупики и не задевает стен. Он знает, когда следует притормозить, чтобы избежать возможных тупиков, а когда можно ускорить шаг. Если мешают прохожие, трезвый человек умело освобождает себе путь, обходя их.

Оба участника в конечном счете достигнут конца коридора, но пьяный при этом пройдет более длинный путь, получит больше повреждений и повредит имущество. Если на пути встретятся стеклянные стены или ямы, пьяный может и не дойти до конца».

Необучающаяся организация подобна пьяному пешеходу. Она переживает кризис за кризисом, резко меняя при этом направление движения, нерационально используя свой потенциал, все больше проигрывая конкурентам.

Успешные организации огромное внимание уделяют обучению своего персонала. Нет смысла перечислять названия всем известных компаний, преуспевших в создании эффективной системы обучения своего персонала. То значение, которое крупнейшие компании придают обучению персонала, подтверждается их готовностью ежегодно повышать свои расходы в этой области. Крупные компании на Западе тратят десятки и сотни миллионов долларов на обучение своего персонала, а для таких компаний, как General Electric, Intel, IBM, ежегодные затраты на обучение персонала либо превышают миллиард долларов или приближаются к этому уровню. При этом особенно большое значение придается обучению руководителей. Возрастание роли корпоративного обучения обусловлено целым рядом причин:

  1. Нарастание темпа изменений экономической ситуации в стране и в мире стимулирует изменения и внутри компаний.

  2. Настоятельная необходимость приведения в соответствие новым требованиям знаний, навыков, рабочих результатов и рабочего поведения ключевых категорий персонала.

  3. Неспособность организации поддерживать приемлемый уровень конкурентоспособности из-за стремительно устаревающих профессиональных знаний и навыков сотрудников.

Все начинается с создания системы обучения руководителей

Обучаемость организации, способность быстро реагировать на изменения экономической ситуации или предпочтений потребителей, на действия конкурентов решающим образом зависит от той управленческой модели, которой придерживаются ее руководители. Очевидно, что управленческие модели не меняются за пять минут, однако отказ от их совершенствования при сегодняшних темпах изменений, происходящих в мире, будет самоубийством. И первый шаг на пути совершенствования доминирующих в организации управленческих моделей — поддержание на высоком уровне управленческих знаний и навыков руководителей. Не менее важно укреплять у руководящего состава компании установки на развитие, на поиск улучшений в работе, установок на эффективность. Однако сегодня не так много российских организаций могут похвастаться тем, что у них создана внутрикорпоративная система обучения руководителей, способная обеспечить успешное решение всех этих задач. Но еще хуже то, что руководство многих компаний все еще не осознает опасности промедления в этой области.

Нежелание руководителей получать новые знания, повышать свою квалификацию — это тревожный звонок, который как минимум может говорить о двух проблемах:

а) в организации не созданы условия, стимулирующие руководителей к развитию, к непрерывному обучению;

б) при назначении на руководящие должности в данной организации не учитывается то, в какой мере у сотрудника присутствует установка на обучение и на профессиональное развитие.

Джон Коттер указывает на особенности руководителей, проявляющих склонность к непрерывному обучению.

Особенности личности, благоприятствующие непрерывному обучению

Склонность к риску

Готовность или согласие резко поменять уютную обстановку или привычный порядок дел

Скромность в самооценке

Способность беспристрастно оценивать свои успехи и неудачи

Живой интерес к мнению окружающих

Целенаправленный сбор информации и идей

Умение внимательно слушать

Склонность узнавать мнение других

Открытость для новых идей

Готовность воспринимать новые взгляды на жизненные проблемы

Руководители представляют собой особую категорию персонала, они призваны вносить решающий вклад в успех организации и нести ответственность как за результаты деятельности вверенных им структурных подразделений, так и всей организации в целом. Поэтому формирование корпоративной системы «выращивания» высококвалифицированных сотрудников, на наш взгляд, целесообразно начинать с подготовки именно управленческих кадров.

Полный текст читайте в печатной версии журнала Управление Персоналом

Начать дискуссию

Надо ли облагать налогами и взносами компенсацию при переезде сотрудника

Многие крупные компании практикуют периодическую «ротацию кадров» - перемещение сотрудников в разные офисы и представительства в других регионах. Проработав несколько месяцев или лет, работник уезжает в другой регион для развития или поддержания компании. Естественно, такой переезд должен быть компенсирован, к тому же, это прямое требование законодательства, в т.ч. ТК и НК РФ. Но надо ли облагать компенсацию налогами и взносами?

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Проверки

Новый глава Счетной палаты объявил о завершении моратория на проверку IT-компаний: что дальше

Борис Ковальчук считает, что пора проверить ценообразование в сфере цифровизации после отмены моратория на проверки компаний ИТ-сферы.

Можно ли в банкротстве оспорить отказ от наследства?

👉🏼 Иногда в банкротстве совершаются необычные сделки, которые в последующем пытаются оспорить кредиторы или арбитражный управляющий. Сегодня расскажу об одном таком примере.

Лучшие спикеры, новый каждый день
Общество

Кинотеатры снова показывают пиратские фильмы

В кино вернули показ зарубежных фильмов во время предсеансного обслуживания. Зрители могут посмотреть голливудские новинки, а после — короткометражку российских режиссеров.

Доставка товара курьером: как интернет-магазину принимать оплату

Возможность выбрать вариант расчетов повышает лояльность и привлекает покупателей, а современные технологии позволяют обеспечить этот выбор без дополнительных затрат. Разбираем все возможные способы приема оплаты интернет-магазином с курьерской доставкой.

Доставка товара курьером: как интернет-магазину принимать оплату

Арбитражные судьи будут изучать информацию из открытых источников

Верховный суд разрешит судьям самостоятельно искать и анализировать информацию из открытых источников, которая относится к арбитражным делам.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды
ОСАГО

Полис ОСАГО подешевел на 3%

В среднем застраховать автомобиль можно на 6 779 рублей. Дороже всего автогражданка обойдется в Ингушетии, в Новосибирской области и Кабардино-Балкарской республике.

Топ–5 подводных камней при ведении кадрового делопроизводства

Проблемы с кадровым делопроизводством и неправильным взаимодействием между отделами может привести к серьезным последствиям.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Переход с УСН на общий режим включает несколько этапов

Если компания или ИП понимает, что слетает с УСН, нужно предпринять поэтапно ряд действий, чтобы соблюсти требования НК и перейти на общую систему налогообложения (ОСНО).

Как заполнять новые реестры для экспортного НДС 0%

При реализации товаров на экспорт применяется ставка НДС 0 %. Для подтверждения права применения данной ставки необходимо использовать реестры. Ранее экспортеры представляли подтверждающие экспорт документы, как на бумаге, так и в виде реестров сведений в электронном виде.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру

Все, что нужно знать об акте выполняемых работ с внештатными исполнителями

Работая внештатными исполнителями, важно правильно оформлять отношения на всех этапах сотрудничества – особенно, когда речь идет об оплате услуг. Для проведения платежей недостаточно использовать только чек – важно также предоставить акт выполненных работ.

Все, что нужно знать об акте выполняемых работ с внештатными исполнителями

Как работодатели определяют лучшее время для поиска сотрудников

Компании стараются не нанимать новых работников в период отпусков и после новогодних праздников. Чаще всего вакансии открываются в октябре, в утренние часы понедельника.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

ЦБ дополнит нормы о цифровом рубле, так как с 2025 года будут правила об их взыскании

Банк России опубликовал проект изменений в свое положение от 03.08.2023 № 820-П «О платформе цифрового рубля».

Новый тренд прекращения уголовных дел по налоговым преступлениям

Стало известно, что Следственный комитет дал срочное поручение следователям прекращать налоговые уголовные дела, если сумма недоимки ниже недавно изменённых (повышенных) криминальных пределов. Мнение налогового адвоката А.А.Ханова.

❗ ФНС обновила показатели для самопроверки налоговых рисков

Опубликованы сведения о среднеотраслевых показателях налоговой нагрузки, рентабельности проданных товаров, продукции, работ, услуг и рентабельности активов организаций по видам деятельности за 2023 год.

Наши кейсы. Признаки, что вы на грани назначения ВНП, по вам ведется ППА

Сегодня отметим один наш кейс, который был в нашей практике в прошлом году.

Стало ясно, как правильно оплачивается переработка в командировке

Роструд в рамках Онлайнинспекции.рф разъяснил порядок оплаты сверхурочной работы в командировке.

HR

🔥 Интересуетесь HR-тематикой? Добро пожаловать на новый канал от «Клерка»!

Специалисты по кадрам не останутся без внимания! Специально для HR-менеджеров мы создали телеграм-канал с актуальными новостями, анонсами полезных событий и экспертными мнениями.

Как компании стать более эффективной, гибкой и конкурентоспособной?

Что такое общий центр обслуживания, и почему данная модель эффективна для крупных компаний.

Как компании стать более эффективной, гибкой и конкурентоспособной?

Интересные материалы

ФНС просит компании из новых регионов переходить на ККТ уже сейчас

Несмотря на то, что бизнесмены из новых регионов обязаны применять контрольно-кассовую технику с 1 февраля 2025 года, налоговая просит предпринимателей добровольно и заранее зарегистрировать ККТ.