Управление персоналом

Как грамотно «встроить» в коллектив нового сотрудника

Какими бы сложными ни были поиск и наем нового сотрудника для вашей компании - это только начало. Новый человек может решить ваши проблемы, но может и создать массу новых. Мало того, что вы на самом деле никогда не знаете, кто скрывается под маской «исполнительного, пунктуального, стрессоустойчивого и обучаемого» соискателя, вы никогда и не угадаете - подойдет ли он для этой конкретной работы, впишется ли он в ваш коллектив, в стиль вашей компании.

АЛЕКСАНДР ОСТРОГОРСКИЙ

Какими бы сложными ни были поиск и наем нового сотрудника для вашей компании - это только начало. Новый человек может решить ваши проблемы, но может и создать массу новых. Мало того, что вы на самом деле никогда не знаете, кто скрывается под маской «исполнительного, пунктуального, стрессоустойчивого и обучаемого» соискателя, вы никогда и не угадаете - подойдет ли он для этой конкретной работы, впишется ли он в ваш коллектив, в стиль вашей компании.

Есть ли способ совершенно разрешить эту почти безвыходную ситуацию? Если бы он был, такое ноу-хау обошлось бы вам в кругленькую сумму. А пока, в ожидании этой панацеи, приходится биться над отдельными этапами в процессе рекрутмента.

Боитесь неприятностей - адаптируйте!

Одним из таких этапов является адаптация - период жизни сотрудника, наступающий сразу после приема на работу (или после перемещения на новую должность). Строго говоря, под адаптацией понимается процесс встраивания человека в новые для него обстоятельства - новый коллектив, новые обязанности. Адаптация может быть удачной - человек легко находит общий язык с новыми коллегами и начальством, хорошо понимает новую работу, ответственно относится к своим профессиональным перспективам на новом месте работы. Но может быть и проблемной - конфликты с коллегами, недоверие к руководству, действия вразрез с принятыми на новом месте работы процедурами и правилами. Скорее всего, спустя некоторое время неадаптированного сотрудника придется уволить и снова искать человека. Ольга Ворошилова, руководитель сектора «Фармацевтика», «Недвижимость» компании Penny Lane Consulting Inc , замечает: «В проведении адаптации заинтересована прежде всего компания. Это не просто вопрос комфорта новичка, но и подготовка эффективного и лояльного сотрудника. В период испытательного срока у сотрудника складывается устойчивое мнение о компании, он составляет первое впечатление, которое в дальнейшем не так просто будет изменить. К сожалению, не все компании уделяют должное внимание адаптации сотрудников, отдавая ее на откуп руководителю подразделения, в которое пришел новый человек. У руководителя же не всегда оказывается достаточно времени, желания и терпения для полноценной адаптации: не только на уровне бизнес-процессов, но и на уровне корпоративной культуры, взаимоотношений с коллегами».

Чтобы этого не случилось, руководство компании должно взять на себя труд позаботиться о правильном прохождении новыми сотрудниками адаптационного периода - что не сделает ничью жизнь легче. Однако на карту поставлены качественная работа, лояльность новых сотрудников, текучесть кадров и многое другое, так что потрудиться стоит.

Три источника и три составные части

Адаптация проходит по трем векторам - социальному, рабочему и профессиональному. Цель социальной адаптации - нормальные взаимоотношения с коллегами по работе и начальниками. Новичок не должен испытывать внутреннего дискомфорта в общении с теми, кто дольше него работает в компании, не говоря уже о том, чтобы ориентироваться в рабочем пространстве (знать внутренние телефоны, знать, к кому, как и когда следует обращаться, где и чем обедать, как вести себя в свой день рождения и т. д.). Ольга Ворошилова говорит, что «во многих западных компаниях существуют документы, прописывающие процессы адаптации, для каждого нового сотрудника назначается куратор и проводится анализ уровня адаптации по истечении испытательного срока. Но многие организации совершают ошибку, перегружая новичков большим количеством информации, должностных инструкций, корпоративных правил. Безусловно, все эти документы важны, но не стоит пренебрегать неформальным общением, которое поможет избежать страха, неуверенности и непонимания».

Одновременно со своей социальной адаптацией новый сотрудник начинает проникать в суть новых рабочих обстоятельств. Даже знакомая по предыдущему опыту деятельность на новом месте устроена по-другому. Формы отчетности, политики и стандарты в общении с поставщиками, клиентами и коллегами - эти и подобные им существенные отличия от предыдущего опыта должны быть не просто знакомы сотруднику, но и расцениваться им как неотъемлемая часть его новой работы, а не дополнительная нагрузка.

Наконец, профессиональная адаптация - понимание своей профессии в свете новой работы. Некоторые профессиональные ресурсы могут оказаться здесь невостребованными, в то время как другие, напротив, потребуют дальнейшего развития и совершенствования. Кроме того, необходимо, чтобы новый сотрудник хорошо понимал свои профессиональные перспективы на новой работе: обучение, карьерный рост, новые масштабы задач, другой уровень сложности…

Дорожная карта

В так называемой программе адаптации должно быть указано, кто несет ответственность за подготовку нового рабочего места, разъяснение правил внутреннего распорядка, обсуждение с новым сотрудником компенсационного пакета и его новых обязанностей и т. д. Впрочем, сейчас программы адаптации развиты далеко не во всех даже крупных и западных компаниях, замечает Юлия Иванова, руководитель группы по работе с FMCG -рынком компании THI Selection : «Бывают отдельные процедуры, например так называемые induction -тренинги для новичков: всех новых сотрудников собирают на два-три дня и проводят с ними некоторую работу. Но это не адаптация» .

Дело, конечно же, не в программе - даже самые красивые и выверенные документы не могут ни провести по офису, ни дать человеку понять, что он - свой игрок в команде. Успех адаптации во многом зависит именно от чисто человеческого отношения к новому сотруднику и от его отношения к новой работе. Именно поэтому важно начинать работу по адаптации еще во время собеседований: «Основным принципом общения работодателя с кандидатом должна стать достоверная, правдивая информация» ,- считает руководитель отдела персонала PricewaterhouseCoopers Ольга Новикова. «Именно такой обмен информацией между работодателем и кандидатом предотвращает возможность последующего разочарования от неоправдавшихся надежд, уменьшает степень стресса в период адаптации» . Юлия Иванова говорит: «Функция адаптации должна в большей части ложиться на hr -службу и на линейных менеджеров. Это очень тяжелый этап в жизни нового сотрудника, и если не уделить этому внимания: спрашивать, что нравится, что не нравится в новой работе, с какими проблемами он сталкивается, что тяжело дается,- он может даже уйти. В этом процессе есть своя роль и у кадровой компании. Ее сотрудники должны какое-то время, скажем, первые три месяца, звонить, спрашивать, как дела, с какими трудностями сталкивается новый сотрудник» .

Обычно сотрудники кадровых агентств по договоренности с hr -службой контактируют с новичком через некоторые промежутки времени (третий день, седьмой день и т. д.). С ними новичок чувствует себя более свободно, чем со своими новыми коллегами и руководством.

В конечном счете успех адаптации зависит от продуманных и последовательных действий всех связанных в процессе адаптации людей, от их искреннего интереса друг к другу, к командной работе, к качественным результатам деятельности.

Сделай сам

Как же подойти к разработке программы адаптации в отдельно взятой компании? Например, ее можно заказать консалтинговой фирме. Однако Юлия Иванова считает, что «программу адаптации нужно разрабатывать собственными силами: консультанты могут разработать только шаблон, однако все люди разные, не во всяком случае такая программа будет работать». Рассчитать затраты компании при этом, например в часах работы hr -менеджера, почти невозможно, так как нельзя заранее узнать, какого внимания потребует тот или иной новичок.

Зато понятно, что потребуется от hr -службы и руководства: готовность уделять внимание и отвечать на вопросы. Все, что касается внутреннего распорядка, компенсационных пакетов, корпоративной культуры, должно быть продумано и по возможности зафиксировано. Руководство должно быть готово к тому, чтобы не требовать трудовых успехов от нового сотрудника по крайней мере в первый месяц его работы, а о его полной адаптации в компании можно говорить спустя только три месяца, а то и полгода. Ольга Новикова замечает, что «профессиональная адаптация предусматривает плотное взаимодействие нового сотрудника со своим непосредственным руководителем. Идеальным является вариант, если к новому сотруднику „прикрепляется” профессиональный коуч, который дает рекомендации, руководит первыми профессиональными шагами». В других случаях - энтузиазм новичка подхлестывается аттестационными мероприятиями в конце срока адаптации. Если же по истечении срока адаптации сотрудник не радует вас своими успехами, то не стоит ставить на нем крест - возможно, это вы и ваша компания не смогли помочь ему стать тем, кем вы его видели во время собеседований.

Начать дискуссию

НДФЛ

👼 Выплаты работодателей на рождение детей предложили полностью освободить от НДФЛ. Мнение: могут быть налоговые злоупотребления

Корпоративные выплаты, связанные с рождением детей, необходимо освободить от НДФЛ, чтобы эти средства в полном объеме доходили до молодых родителей, считает Сергей Шишкарев, основатель группы компаний «Дело».

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Календарь вебинаров для бухгалтера в мае 2024: новый ФСБУ, дробление, ВЭД и налоговые требования. Не пропустите!

Собрали для вас анонсы вебинаров на май 2024 года.

Иллюстрация: rawpixel-com/freepik

50%-е ограничение на учет убытков по налогу на прибыль хотят продлить еще на 4 года. Это забота о региональных бюджетах

Раньше налог на прибыль был 2% в федеральный бюджет и 18% в региональный, но теперь по 2030 год действуют ставки 3% + 17%. То есть, региональные бюджеты недополучают 1%. Чтобы они меньше страдали, ввели ограничение на учет убытков.

Лучшие спикеры, новый каждый день

Как СБИС помогла магазину продавать на 15% больше

Раньше Екатерина — хозяйка салона одежды, часами «пикала» пальто на складе и вручную забивала в компьютер 100 шапок из накладной. За пару дней она смогла избавиться от неразберихи на складе, сэкономить на поставках, получить больше клиентов и теперь всё делает за пару минут в СБИС.

Как СБИС помогла магазину продавать на 15% больше
3-НДФЛ

Пошли проблемы со сдачей 3-НДФЛ через личный кабинет

Чтобы сдать 3-НДФЛ электронно через личный кабинет налогоплательщика, надо сгенерировать там неквалифицированную электронную подпись. Обычно это процесс быстрый, но сейчас с этим проблемы.

В мае 2024 года будет создан механизм налоговой амнистии за дробление бизнеса

Мнения налогового адвоката о налоговой амнистии.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

🎉 ФНС: ошибки бизнеса в платежках снизились в 24 раза. Похоже, исправились, считает эксперт

В 2,3 раза уменьшилось количество «технических» налоговых должников — когда у компании одновременно был долг по одному налогу и переплата по другим. В 6 раз стало меньше приостановок операций по счетам. Все благодаря ЕНС.

НДФЛ

Если сотрудник несколько раз в год отдыхает в санатории за счет работодателя, придется платить НДФЛ

Отдых в санатории по путевке, которую оплатил работодатель, не облагается НДФЛ. Но только 1 раз в год.

Должники в России изменили модель поведения перед кредиторами

Переход к сберегательной модели поведения улучшил платежную дисциплину должников. Они отказываются от необязательных расходов и быстрее рассчитываются с долгами.

Как устроен бухгалтерский счет 28 «Брак в производстве»

Сегодня в бухгалтерском ликбезе рассказываю, зачем нужен счет 28 Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и как им пользоваться.

Как устроен бухгалтерский счет 28 «Брак в производстве»
1
УСН

До 2 мая ИП на УСН должны заплатить и годовой, и квартальный налог

Очередной срок уплаты налога, 28 число, в этот раз переносится на более позднюю дату, потому что совпадает не только с выходным днем, но и государственным праздником 1 Мая.

Им придется заплатить: кого ждет повышенный транспортный налог в 2024 году

Министерство промышленности и торговли РФ 30 марта 2024 года представило список авто, стоимость которых превышает 10 миллионов рублей. Собственникам данных транспортных средств придется выплатить повышенный транспортный налог.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Должен ли работодатель платить зарплату беременной, если она отказывается от работы

Беременную сотрудницу по медицинским показаниям надо перевести на легкий труд. Но если новая должность ее не устроит, она может от нее отказаться.

Я руководитель, который никогда не уйдет от микроменеджмента, плохо это или хорошо. Интервью с Мариной Снеговской

Издатель «Клерка» Марина Снеговская рассказала о работе редакции, о том, чем не может пожертвовать «Клерк» и причем тут вечная гонка.

Я руководитель, который никогда не уйдет от микроменеджмента, плохо это или хорошо. Интервью с Мариной Снеговской
9

🔨 Ударные скидки на «Клерке»! Курсы по учету на маркетплейсах, ВЭД, зарплате, финмоделированию, УСН и бухгалтерии с нуля за 3 690 рублей!

На горизонте сразу 4 праздничных дня, потом пара рабочих и снова 2 свободных! Используйте это время с умом — за череду праздников вы сможете пройти весь месячный курс «Клерка» и стать специалистом на еще одном участке, повысить квалификацию в своей сфере или освоить профессию бухгалтера с нуля! До 2 мая популярные онлайн-курсы за 3 690 рублей!

🔨 Ударные скидки на «Клерке»! Курсы по учету на маркетплейсах, ВЭД, зарплате, финмоделированию, УСН и бухгалтерии с нуля за 3 690 рублей!
5

Как повторно использовать старый контент, если не хватает времени на создание нового

Для продвижения в соцсетях юристу постоянно нужно создавать контент, желательно — уникальный. Однако нехватка времени на ведение социальных сетей не всегда позволяет писать новые экспертные посты. Выход есть: «переупаковать» имеющийся контент.

Wildberries планирует выйти на рынок трех дальних стран

Компания может запустить сервис в Дубае и в других регионах Ближнего Востока, а также в Северной Африке.

Сроки запуска разрешительного режима. Когда начнут проверят код маркировки

С 1 мая 2024 года вступит в силу новый разрешительный режим для молочной продукции и упакованной воды при продаже через кассовые системы.

3-НДФЛ

👍 Не будет штрафа, если просрочили сдачу 3-НДФЛ из-за технических ограничений

Инспекторы разъяснили, что делать, если неквалифицированная электронная подпись (НЭП) для подачи декларации 3-НДФЛ не сгенерировалась.

2

Интересные материалы

Блиновская использовала два десятка ООО и три ИП, чтобы сэкономить 918 миллионов, и потеряла все! Не будь как Елена

Сегодня поговорим о том, как за счет дробления бизнеса Елена Блиновская вывела почти миллиард рублей. И что с этой информацией делать предпринимателям.

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру