Управление персоналом

Как создать и внедрить миссию организации в условиях бывшей социалистической ментальности

Мы сразу хотим сформулировать одну неприятную истину. Если верхнее руководство не "дозрело" до идеи стратегического планирования не начинайте разговоры о миссии организации. Вы просто угробите идею в зародыше. Человек, не осознавший необходимость конкретного ответа на вопрос "какой я хочу видеть свою организацию через год" просто не воспримет миссию организации как рабочий инструмент начальной стадии стратегического плана. Это верхушка пирамиды стратегического планирования, следующая принципу управления: сначала общая цель(миссия организации),затем набор стратегий для достижения цели. Поэтому если идея миссии организации генерируется снизу, дайте сначала возможность прорасти идее стратегического планирования.

Мы реально отдаем себе отчет кто будет читать нашу статью. Это:

  • руководители и специалисты среднего звена, осознавшие необходимость стратегического планирования и миссии организации, но не получившие поддержки высшего руководства и более консервативной части фирмы, которые считают, что все это суета и положение на бумагу очередных лозунгов;
  • руководители верхнего звена, осознавшие необходимость стратегического планирования и миссии организации, но еще не до конца понявшие как миссию внедрить в головы коллектива и сделать ее действительно рабочим документом;
  • читатели любой категории, только осваивающие стратегическое планирование.
  • профессорско-преподавательский состав и студенты(без комментариев).

Поэтому мы посвятили статью не сколько технике написания миссии организации, сколько организационным вопросам ее создания и внедрения. Мы также намеренно отказались от примеров миссий, хотелось бы, чтобы читатели ознакомившись с нашей статьей, не занимались плагиатом, разработали документ самостоятельно, добавив к нему программу внедрения миссии. Скопировать можно что угодно, только зачем?

Нам посчастливилось консультировать четыре российских фирмы при создании миссии организации, поэтому мы излагаем опыт внедрения что называется из первых рук и поэтому укажем на подводные камни процесса именно на территории стран СНГ. Хотим отметить, что по теме опубликовано много материалов. В основном они посвящены технике составления и обоснованию необходимости миссии организации в условиях западных компаний с уже сложившимся стратегическим управленческим мышлением. Опыт внедрения миссии в компаниях странах СНГ, практически не рассмотрен, а ведь условия достаточно специфичны.

И последнее, мы будем рады если кто ни будь поделится с нами своим опытом побед и поражений на данном поприще.

Три самых трудных этапа в разработке и внедрении миссии организации в компаниях стран СНГ:

  1. доведение руководства до состояния под названием "я хочу миссию организации".
  2. переход к желанию написать документ не в "стиле материалов 25 съезда КПСС", а реальный документ, отражающий видение фирмы на короткую(это специфика бизнес действительности СНГ) перспективу.
  3. внедрение миссии организации в головы персонала как документа, отражающего видение перспективы руководством и поэтому принимаемое к неукоснительному исполнению

Само написание миссии организации при наличии навыков словосложения и установленной структуры будущего документа не представляет трудностей.

Мы сразу хотим сформулировать одну неприятную истину. Если верхнее руководство не "дозрело" до идеи стратегического планирования не начинайте разговоры о миссии организации. Вы просто угробите идею в зародыше. Человек, не осознавший необходимость конкретного ответа на вопрос "какой я хочу видеть свою организацию через год" просто не воспримет миссию организации как рабочий инструмент начальной стадии стратегического плана. Это верхушка пирамиды стратегического планирования, следующая принципу управления: сначала общая цель(миссия организации),затем набор стратегий для достижения цели. Поэтому если идея миссии организации генерируется снизу, дайте сначала возможность прорасти идее стратегического планирования.

Если посмотреть на многочисленные западные публикации, посвященные теме миссии организации, то с помощью тех или иных формулировок авторы сходятся на том, что миссия описывает продукты, услуги, рынки действия фирмы и применяемые технологии, тем самым отражая ценности и приоритеты тех кто принимает стратегические решения. При всей правильности формулировки, реальность такова, что "чувство собственности" наемного персонала фирм СНГ еще находится в начальной стадии, и он не привык открыто обсуждать ценности и приоритеты своей фирмы, класть их на бумагу, и тем более отождествлять свои интересы и ценности с интересами фирмы. Поэтому мы рекомендуем при разработке миссии организации не базироваться на общефилософских принципах ведения бизнеса(их черед придет позднее, многих производственников),а отвечать на конкретные вопросы:

  1. какие продукты и услуги мы хотим производить и представлять,
  2. какова география нашего бизнеса,
  3. как мы будем заботиться о работниках,
  4. как мы будем взаимодействовать с регионом где мы ведем бизнес
  5. чем мы отличаемся от конкурентов и т.д.

Здесь мы поясним сразу, технику написания миссии. Кто пишет миссию организации? - группа стратегического планирования. Присутствие первого руководителя при написании миссии обязательно. Если первый руководитель поручает подготовить проект миссии какому-то конкретному лицу, например яйцеголовому начальнику отдела маркетинга(не обижайтесь -шутка),считайте все пропало, здесь нет сопричастности творчества. Пригласите на заседания группы стратегического планирования консультанта со стороны, но не для написания миссии, а для дирижирования процессом. Отберите только такого консультанта, который может показать Вам примеры миссий, написанных под его руководством и обязательно возьмите рекомендации у компаний где он ранее занимался данной работой(здесь не место дилетантам). Мы также рекомендуем обратиться к персоналу. Только не переборщите, если в фирме 1000 человек, не надо тревожить всех вплоть до работников охраны и уборщиц. Пусть группа стратегического планирования подготовит проект миссии, сопроводит его небольшим письмом-комментарием о цели документа, его структуре, и раздаст работникам фирмы с просьбой прокомментировать его и дать предложения по его корректировке. Затем окончательно отредактируйте миссию и доведите ее до сведения всех работников. Здесь несколько способов - от распространения миссии на различных печатных и сувенирных материалах(Dallas semiconductor закупил для своих работников простые кофейные стаканы, поставил свое лого и текст миссии организации, и раздает их всем, включая вновь поступающих работников),до регулярного обсуждения миссии в контексте результатов месячных и квартальных планов.

Ограничьте миссию организации 9-10 предложениями. Это значит, что на каждый раздел миссии придется по одному предложению или часть фразы. Поэтому на этапе обсуждения пишите ответы на задаваемые вопросы развернуто и только когда фантазии иссякнут, - суммируйте ответы в одной фразе, или части фразы, которая и войдет в миссию. Будьте осторожны в другой крайности. На определенном этапе у Вас появится "синдром красивых фраз". Не переусердствуйте. Помните, что Вы создаете документ, который надо будет выполнять, и по которому Ваши клиенты, акционеры и персонал будут Вас оценивать. Это Ваш реальный тест, ибо важно не только что компания декларирует, но и то как компания выполняет эти декларации. Если в миссии одно, а в реальности другое, - Вы окажетесь в положении "унтер-офицерской вдовы, которая сама себя высекла". Пишите простыми и понятными фразами. Спуститесь на землю: требуется создание документа, отражающее в рекламном плане Ваше лицо как фирмы, но в тоже время это документ, который Вы достанете в конце цикла стратегического планирования и зададите себе нелегкий вопрос, - направлены ли разработанные Вами стратегии на исполнение миссии организации? Кроме того, следующий цикл стратегического планирования должен начаться с трудного, но объективного анализа: как мы исполняли миссию организацию и претерпит ли она изменения? Причем этот анализ надо будет подкреплять конкретными количественными и качественными показателями.

В процессе написания миссии обязательно возникнет нелегкое обсуждение, - что первично, - акционеры или клиенты, т.е. кого удовлетворять в первую очередь. В философском плане первичны клиенты и в более широком смысле потребности общества, но если смотреть на прямолинейную реальность, мышление среднестатистического менеджера работает по принципу "сначала прибыль, потом удовлетворение потребностей клиента". Мы рекомендуем на время не трогать этот вопрос, а по первому разу сбалансировать тему, отразив обе конкурирующие стороны в миссии организации. Данный вопрос напрямую связан с ценностями организации, которые устанавливаются верхним руководством на основе их собственных убеждений. Здесь нет правильных и неправильных ответов, - главное зафиксируйте эти ценности честно и открыто в миссии организации.

В заключение о пяти этапах написания миссии организации:

  1. Решите кто будет писать эту миссию. Сделайте группу авторов управляемой по численности, соедините опыт и генераторов идей и помните, что хороший специалист- тактик, не всегда хороший стратег и тем более хороший редактор.
  2. Договоритесь о сроках написания миссии и времени ее написания. Не торопитесь, но и не затягивайте этот процесс.
  3. Определите для кого Вы пишите свою миссию. Читатель определяет структуру документа.
  4. Выработайте формат документа, как и в какой форме Вы будете его помещать на обозрение публики.
  5. Разработайте программу доведения и внедрения в головы персонала миссии организации.

Организации как и люди имеют много общего. Со временем они начинают иметь собственное лицо и убеждения, которые мотивируют их конкретные действия. Каждая компания как и человек должна иметь своеобразный информационный источник, показывающий направление движения. Это тем более важно для компании, которая как структура окружена акционерами, клиентами и персоналом, нуждающимся в информации о направлении движения. Компании как и люди нуждаются в объединении для построения своего будущего. Миссия организации решает все эти вопросы, если конечно она выстрадана ее составителями, разъяснена коллективу и написана не под влиянием моды, а в результате осознанной необходимости.

Начать дискуссию

Бан микроквартир в Москве, годовой хай индекса, крипта растёт. Дивиденды, новые облигации, IPO и другие новости. Воскресный инвестдайджест

На бирже намечается реальная движуха, и я не про IPO Светофора. Доллар вплотную приблизился к желающим купить его по 90, индекс Мосбиржи обновил годовой максимум, а бедным московским инвесторам придётся богатеть, чтобы инвестировать в бетон. Квартиры меньше 28 метров под запретом!

Бан микроквартир в Москве, годовой хай индекса, крипта растёт. Дивиденды, новые облигации, IPO и другие новости. Воскресный инвестдайджест

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Офис Клерка номинирован на премию Best Office Awards 2024

Объявлены проекты-номинанты премии Best Office Awards 2024. Награждение победителей премии состоится 31 мая в MTC Live Hall финале форума

Офис Клерка номинирован на премию Best Office Awards 2024
2

Алексей Иванов рассказал как блог на Клерке помог компании «Мое дело» выйти из кризиса. В костюме фирмы Adidas

Стратегии монетизации контента на платформе «Клерк» с использованием вебинаров, рассылок и лит-магнитов.

Лучшие спикеры, новый каждый день
Банки

Покупка жилья в кредит станет более быстрой

Чтобы застройщики быстрее получали финансирование, а участники долевого строительства тратили меньше времени на посещение банков, депутаты предложили разрешить при покупке жилья открывать эскроу-счета удаленно.

Инвестиции

Инвестиции в недвижимость: новый ЗПИФ Рентал ПРО от создателей ПНК-Рентал. IPO в конце мая – начале июня

«Можем повторить!» — сказали ребята из «А класс капитал» и решили, что пора выводить на биржу новый фонд. С названием долго не думали. Был ПНК-Рентал для всех, а будет Рентал ПРО для квалифицированных инвесторов. Был фонд с пассивным управлением, а будет фонд с активным управлением. Собрал известную информацию и свои мысли по новому фонду.

Инвестиции в недвижимость: новый ЗПИФ Рентал ПРО от создателей ПНК-Рентал. IPO в конце мая – начале июня
Мошенничество

В сервис заказа такси встроили азартные игры

Злоумышленники использовали агрегатор такси и проводили через него незаконные операции, связанные с выигрышами на ставках и в онлайн-казино.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Криптовалюта

Как и где купить криптовалюту пошаговая инструкция

Биткоин, Эфир, USDT и другие криптовалюты – отличный способ инвестировать в 2024 году. Сегодня ими пользуются не только крипотрейдеры, но и новички. Многие считают, что купить криптовалюту сложно и непонятно, поэтому отказываются от вложений. К счастью, это не так, и сегодня купить криптовалюту в России так же просто, как обменять рубли на доллары или евро!

Как и где купить криптовалюту пошаговая инструкция
Трудовое право

Роструд назвал основные правовые особенности сезонной работы

По Трудовому кодексу есть особенности регулирования труда работников, занятых на сезонных работах.

Банки

Исламский банкинг будет интересен 90 тысячам компаний

По оценкам Сбера, к 2030 году 30% населения будут составлять мусульмане. Услуги банка, которые не противоречат нормам шариата, заинтересуют 5 млн человек.

Вопросы официального трудоустройства иностранных специалистов. Общая методичка

В рамках указанной статьи вы сможете узнать об основных этапах и нюансах, связанных с официальным трудоустройством иностранных специалистов.

Кабмин направит на поддержку Запорожской и Херсонской областей 4,4 млрд рублей

Деньги пойдут на выплату зарплат сотрудников бюджетных учреждений.

Госзакупки

Самые интересные споры по госзакупкам за 1 квартал 2024 года

ФАС привела обзор судебной практики в сфере госзакупок за 1 квартал 2024 года.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

🔥 Акция «Жаркие скидки в любую погоду»! Самые горячие онлайн-курсы «Клерка» за 4 290 рублей до 20 мая

Мы предлагаем самые выгодные цены на онлайн-курсы по учету на маркетплейсах, УСН, ВЭД, финмоделированию, ФСБУ и бухгалтерии с нуля. Только до 20 мая их можно купить за 4 290 рублей!

Инвестиции

Святой рандом мая. PIKK — акции ПИК

Продолжаю третий сезон святого рандома с покупкой российских акций. Каждый месяц я выбираю одну рандомную акцию из индекса Мосбиржи. Ну как я, делает это святой рандом, он же генератор случайных чисел. Я её потом просто покупаю. Почему? Да потому что какой смысл ручками выбирать акции, если рынок ведет себя непредсказуемо ¯\_(ツ)_/¯

Святой рандом мая. PIKK — акции ПИК
Бесплатно с Трудовые отношения

Сверхурочные в 2024 году: как оплачивать по новым правилам

Порядок оплаты сверхурочных работ закреплен в обновленной ст. 152 ТК во исполнение поручения, которое дал законодателям КС в постановлении от 27.06.2023 № 35-П. Теперь при оплате сверхурочной работы необходим принимать во внимание все компенсационные и стимулирующие выплаты.

Сверхурочные в 2024 году: как оплачивать по новым правилам
Бесплатно с Налоговые проверки

Продажа авто учредителю по цене ниже рыночной: сколько доначислят налоговики

Если организация продает самортизированные активы по низкой цене взаимозависимым лицам, ей доначислят налоги. Разбираем судебную практику.

Продажа авто учредителю по цене ниже рыночной: сколько доначислят налоговики

Что будет с интернетом, мобильной связью, Почтой России, электронными услугами, ИТ: заявления Минцифры

Максут Шадаев перед утверждением на должность министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ назвал основные направления работы и какие вызовы стоят перед Минцифры.

Новое приложение «Ситидрайва» удалили из App Store

Уже установленные приложения будут работать на iOS. Пользователям рекомендуют отключить функцию «Сгружать неиспользуемые».

Платись, платись большая и маленькая: независимо от размера зарплату нужно платить два раза в месяц! 💰«Ночной бухгалтер» № 1684

Даже если ваш сотрудник на неполной ставке получает зарплату размером в несколько тысяч рублей, ее нельзя платить один раз. Даже сотрудник просит. Так Роструд сказал.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Интересные материалы

Расценки на техобслуживание газового оборудования, возможно, будет устанавливать государство

Регионы предлагают ввести государственное регулирование стоимости услуг по техобслуживанию газового оборудования.