Маркетинг

Три важных стереотипа современного российского потребителя

Постарайтесь понять степень изменчивости потребительской лояльности на вашем рынке. Если она высока, попытайтесь ею управлять. Это сложно, но лучше, чем просто сидеть и смотреть, как потребители переходят к конкурентам. Здесь собраны наблюдения за наиболее характерными и значимыми тенденциями, которые существуют сейчас у современных российских потребителей и которые требуют развернутого пояснения.

Постарайтесь понять степень изменчивости потребительской лояльности на вашем рынке. Если она высока, попытайтесь ею управлять. Это сложно, но лучше, чем просто сидеть и смотреть, как потребители переходят к конкурентам. Здесь собраны наблюдения за наиболее характерными и значимыми тенденциями, которые существуют сейчас у современных российских потребителей и которые требуют развернутого пояснения.

1. Дорогой — значит хороший

Экономический рост и связанное с ним увеличение зарплат вызвало потребительский бум. Люди не готовы копить годами, а если и готовы, то в течение коротких промежутков времени, преследуя четкие цели.

Общее потребительское поведение напоминает детское ощущение праздника: мама дала кучу конфет, надо наесться, а то скоро опять отберет.

Рост зарплат у большинства людей не происходит скачкообразно. Скорее это плавные прибавки, которые вызывают у них ощущение, что кардинально уровень их дохода не изменился, но в мелочах себя можно побаловать. Поэтому стремительно растут продажи недорогих в абсолютном измерении, но премиальных (по меркам категории) товаров. Производители соревнуются в выпуске все более дорогих позиций, все более премиальных и премиальных брендов, а остальным эта ситуация позволяет повышать цены на бренды среднего и низкого ценовых сегментов.

Не имея возможности (или желания) копить годами, чтобы радикально улучшить условия своей жизни (расширить жилплощадь, сделать качественный ремонт, построить загородный дом), люди с радостью покупают дорогие марки из категорий недорогих товаров.

Это вызывает у них ощущение маленькой радости жизни, дает им возможность побаловать себя, (как они часто говорят во время проведения исследований). В результате мы можем видеть на фотографиях, которые делают во время интервью с покупателями в домашних условиях, как в давно не ремонтированной ванной стоят товары дорогой бытовой химии или косметики.

Еще одним фактором роста потребительского спроса в целом и его смещения в область более дорогих товаров стали кредиты. Если ваш товар относится к категории длительного пользования, вы не можете игнорировать этот аспект продаж. Попробуйте предложить потребителям специальные программы «от производителя» — это даст дополнительный сбыт и добавочную прибыль.

Одновременно с тенденцией «покупать дороже» существует антитренд, суть которого метко сформулирована в рекламном ролике порошка Dosia: «Если все они одинаковые, зачем платить больше?» Суть тенденции в том, что чем выше доходы населения, тем больше у потребителей возможностей реально потреблять те или иные бренды и товары, а не только мечтать о них. Чем чаще человек потребляет лично, тем больше у него шансов самостоятельно оценить оправданность критерия «цена/качество». В ряде случаев он приходит в выводу, что недорогой бренд ничуть не хуже более дорогого, а излишние траты напрасны.

Особенно сильно эта тенденция бьет по маркам среднего сегмента, которые не имеют такого аргумента, как имидж дорогих марок, но дороже дешевых. Им приходится очень четко доказывать, что их цена, которая выше, чем у дешевого конкурента, оправданна.

Если описанная выше тенденция потребительского кризиса действительно будет иметь место, то именно дешевые марки станут доминирующими на рынке.

Выводы:

  • Потребителями дорогих марок могут быть далеко не только те, у кого действительно высокий доход. Типичная картина: студент в метро в простенькой одежде, но с «навороченной» бизнес-моделью телефона или коммуникатором.
  • Кредиты очень сильно запутывают представления об истинных размерах свободных средств потребителей. Если вы хотите точно описать своих покупателей, ориентируйтесь на потребляемые ими марки в вашей товарной категории и смежных категориях, а не на цифры личных или семейных доходов.
  • Экспериментируйте в дорогом сегменте, предлагайте потребителю «маленькую радость жизни».
  • Делайте простое и качественное предложение в нижнем сегменте.
  • Внимательно отнеситесь к среднему сегменту: следите за динамикой, его потребителями. Есть ли у бренда аргументы против дешевых аналогов. Может, стоит репозиционироваться?

2. Люди не любят людей

Как правило, наибольший антагонизм у современного российского потребителя вызывают люди, а особенно их лица, изображенные на рекламных материалах и упаковках.

Проблема, скорее всего, состоит из нескольких аспектов. Один из них заключается в том, что общество не выработало представления об универсальных общих героях, типичных лицах и т. п. Оно находится в состоянии самоопределения и не может сказать, как хочет развиваться, каким должно быть и как должен выглядеть идеальный россиянин. У нас нет по-настоящему народных любимцев, общенациональных героев, а тех, кого почитает одна прослойка населения, другая терпеть не может.

Косвенное подтверждение этой тенденции — гонорары российских звезд за рекламные контракты. Как ни считай: в абсолютных значениях или в процентах от дохода за основной вид деятельности, эти показатели смехотворны. Их используют скорее по привычке («на Западе ведь работает..») и для того, чтобы указать на уровень и стиль бренда, проиллюстрировав его известным человеком.

В России реклама со знаменитостями идет «на ура» с точки зрения ее запоминаемости. Однако всему, что говорят звезды в рекламе, российский зритель, по-видимому, верить не склонен. Данные исследований показывают, что убедительность такой рекламы у нас поразительно низка (кстати, как и той рекламы, которая озвучивается звездами).

Другой аспект проблемы: засилье американизированных типажей. Огромные базы креативных изображений, на основе которых делаются плакаты и прочие материалы, готовые западные ролики и другие коммуникативные материалы для транснациональных компаний содержали и часто еще содержат множество нерусских лиц. Эти различия пеленгуются безошибочно, хотя описать их сложно. Может быть, что-то иное во взгляде, в улыбке. В любом случае «чужая сказка» мила далеко не всем.

Данное правило распространяется не на всех. Например, не вызывают отторжения образы всевозможных экспертов и докторов. Во-первых, они редко размещаются в формате портретов: скорее используется изображение человека в полный рост, чтобы хорошо была видна его профессиональная одежда (допустим, халат). Во-вторых, эти люди воспринимаются скорее как обобщенный символ наукообразности и безопасности, а не как конкретные личности; последние подбираются под образ «типичного доктора» или «типичного эксперта».

Похожая ситуация и в рекламе косметики: лица — это скорее полотно, а не человек, который иллюстрирует эффективность работы бренда.

Спорным моментом является и использование в рекламе лиц владельцев компаний и их сотрудников как гарантов качества. С одной стороны, это игра, построенная на эмоциях личного доверия и личного знакомства («хотя бы понятно, кто делает», «если себя изобразил, значит, гадость выпускать не будет»), с другой — насколько это вызывает доверие у потребителя товаров вашей категории? Верит ли он в реальность этого человека?

Помните пиво «Солодов»? Когда потребители узнали, что такой личности нет в природе, это резко подкосило объемы продаж. Но даже если такой человек есть, верят ли они в возможность предъявить ему претензии, прорвавшись сквозь кордоны охраны, бдительных секретарш и сложные юридические схемы собственности? Зачастую такая реклама больше говорит о тщеславии владельца, нежели о том, что это рассчитанный ход.

Вывод:

  • На практике максимально осторожно используйте лица в коммуникациях, особенно макропланы, когда портрет модели задумывается как способ передачи эмоций и/или свойств бренда. Наш опыт показывает, что при наличии альтернатив потребитель предпочитает другой способ передачи подобной информации. Фокусируйтесь на общих позах, действиях людей. Именно лица воспринимаются потребителями негативно. Как бы дороги они ни были кому-то лично в вашей компании, будьте осторожны, используя их в рекламе.

3. Отсутствие лояльности

Наш потребитель — ребенок, и не только потому, что он покупает «всего и много», но и потому, что каждый раз ему хочется «новую игрушку».

Он находится в поиске. Ему нравится менять марки, пробовать и сравнивать. Перед ним сначала открылся, а потом стал ему доступен удивительный и разнообразный мир товаров: красивых и разных. Если товарная категория потребителю малоинтересна, то, скорее всего, у него сформируется некоторая лояльность к той или иной марке: не слишком дорогой для него, но и не самой плохой. Другой вопрос, что он не сможет объяснить эту лояльность: сначала затруднится с ответом, а затем, если вы будете настойчивы, начнет оперировать стандартными понятиями — качество, цена и т. п.

Любая лояльность — это хорошо, но такая ситуация потенциально рискованная. Какой-либо фактор может «разбудить» потребителя, и он переключится на другой бренд: это может быть и яркая реклама, предложенная конкурентом, и провал в качестве текущего бренда или его неудачный рестайлинг.

Если потребитель проявляет заинтересованность в определенных категориях товаров, то он стремится их пробовать и сравнивать. Это не означает, что лояльность вообще отсутствует. Скорее она очень кратковременна. Человек может купить что-то «на пробу», если понравилось — совершать покупки в течение квартала или полугода, а затем переключиться на более новую, интересную или необычную марку.

В этой ситуации существует еще один интересный аспект — так называемый нулевой выбор. Это резервный вариант, «запасной аэродром», т.е. товар той марки, который потребитель может купить, если не найдет своего текущего фаворита или, находясь в поиске «чего-то нового», не сочтет достойным ни один из предлагаемых рынком вариантов. Устав выбирать, покупатель предпочтет проверенный вариант. Позиция нулевого выбора очень соблазнительна, но крайне сложна для достижения. Как правило, это марки с некоторой историей.

Их примером, на наш взгляд, в разных сегментах могут служить водка «Русский стандарт» (это универсальный выбор из всех дорогих марок водки) или пиво «Балтика» среди недорогих марок пива.

Частным случаем отсутствия лояльности служит хроническое недоверие к качеству и производителю. Неправильно говорить, что это исключительно результат менталитета потребителей. В 1990-е гг. продукция многих производителей действительно отличалась нестабильным качеством, а подпольные цеха творчески «дорабатывали» и «подменяли» известные бренды.

Сказывается и то, что исторически главным критерием успешности работы технологов в СССР были объем и бесперебойность выпуска продукции. Качество занимало подчиненную позицию. Несмотря на наличие энтузиастов своего дела, подобный подход довольно часто культивируется и сейчас. Тем более что объем производства напрямую влияет на текущую выручку, а качество — лишь на перспективу.

Все это накрепко засело в головах у потребителей, и теперь для смены марки у них всегда есть рациональный и точный аргумент: «Что-то качество стало не то».

Вывод:

  • постарайтесь понять степень изменчивости потребительской лояльности на вашем рынке. Если она высока, попытайтесь ею управлять: предлагайте потребителю новые вкусы вашего бренда, суббренды, даже новые бренды. Это сложно, но лучше, чем просто сидеть и смотреть, как потребители переходят к конкурентам.

Комментарии

1
  • Ынйы
    Продажи увеличатся гарантированно в любой отрасли, если РФ ратифицирует конвенцию МОТ №131 от 1970 г. о минимальной заработной плате, минимум 3$/час работы.
    Сейчас МРОТ 5554 руб./месяц, это менее 1$/час работы. Муниципальные, государственные учреждения используют этот показатель при расчете заработных плат работников.
    При сохранении прежнего уровня МРОТ продолжится деградация трудовых ресурсов и экономики в целом.

📉 Малый бизнес стал реже получать господдержку. «В хорошей деловой среде поддержка не нужна», считает бизнес-практик

467 тысяч представителей МСП получили государственную поддержку для развития бизнеса на сумму 620 млрд рублей. По сравнению с 2022 годом число получателей сократилось, но объем средств вырос.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Бесплатно с Обзоры для бухгалтера

Самые важные для бухгалтера письма Минфина и ФНС в апреле 2024 года

Подготовили для вас обзор разъяснений апреля по налоговой теме. Все кратко, четко, по делу.

Самые важные для бухгалтера письма Минфина и ФНС в апреле 2024 года

Заказчик удерживает НДФЛ с выплат исполнителям по договорам ГПХ и предоставляет им стандартный вычет

Вознаграждение, которое компания выплачивает физлицу, с которым оформлен договор ГПХ на работы или услуги, облагается НДФЛ. И возмещение расходов исполнителя – тоже.

Лучшие спикеры, новый каждый день

Срочная информация для HR: найти бухгалтера бесплатно, доступ к базе резюме бесплатно

Работодатели могут бесплатно размещать вакансии и выбирать кандидатов из обширной базы резюме на Клерке.

Срочная информация для HR: найти бухгалтера бесплатно, доступ к базе резюме бесплатно
5

Роструд: для записи в трудовую книжку о совместительстве после увольнения с основной работы есть особенности

Запись о приеме на работу по совместительству делает основной работодатель. Но зачастую так бывает, что запись о совместительстве не делали, а сотрудник уже уволен и на второй работе стал основным.

1

О предоставлении сведений о транспорте в военкомат

Внимание всем владельцам бизнеса, имеющим на балансе транспортные средства! С момента объявления мобилизации в России начала действовать ст. 13 закона от 26.02.1997 № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в РФ», устанавливающая военно-транспортную обязанность.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Как в 2024 году налоговики вычисляют зарплаты в конвертах

Налоговики работают над тем, чтобы выявить недоплаченные в бюджет суммы и доначислить их. Полагать, что фискальные органы пройдут мимо убедительных сигналов того, что работодатель на самом деле платит больше, чем отражает в документах, наивно. Рассказываем, как налоговая вычисляет зарплаты в конвертах, какие доказательства использует.

Как в 2024 году налоговики вычисляют зарплаты в конвертах
УСН

Суд: компенсация водителям за разъездную работу уменьшает налог по УСН

Арбитражный суд подтвердил, что компенсацию водителям за разъездной характер работы можно включить в расходы при применении УСН.

ВЭД

Как вести ВЭД без таможенных штрафов и валютных рисков? Узнайте на вебинаре уже завтра!

Во внешнеэкономической деятельности правила игры очень быстро меняются, и необходимо учесть в работе все изменения.

Почему предпринимателю важно заниматься своим финансовым мышлением?

Предпринимательство — это не просто идея, это образ жизни. Успех в бизнесе во многом зависит от финансового мышления предпринимателя. В этой статье рассмотрим ключевые аспекты финансового мышления и его роль в развитии и процветании бизнеса.

Готовим пояснения для налоговой инспекции по отчётной кампании

После отчётной компании проверяющие могут потребовать дать пояснение. У них могут появиться любые вопросы, и, возможно, на них придётся отвечать. А от ответов будет зависеть исход отчётного периода. Разбираемся на практике и примерах, как составлять пояснения.

Готовим пояснения для налоговой инспекции по отчётной кампании

☀️ Новая акция — «Жаркие скидки в любую погоду»! Самые горячие онлайн-курсы «Клерка» за 4 290 рублей

До 17 мая включительно вы можете купить онлайн-курсы по учету на маркетплейсах, УСН, ВЭД, финмоделированию, управленческому учету и бухгалтерии с нуля за 4 290 рублей. Получите знания для работы на новом участке, станьте более уверенным и высокооплачиваемым специалистом!

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
1
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

🔥 Новая акция — «Жаркие скидки в любую погоду»! Самые горячие онлайн-курсы «Клерка» за 4 290 рублей

До 17 мая включительно вы можете купить онлайн-курсы по учету на маркетплейсах, УСН, ВЭД, финмоделированию, управленческому учету и бухгалтерии с нуля за 4 290 рублей. Получите знания для работы на новом участке, станьте более уверенным и высокооплачиваемым специалистом!

НДС для общепита в 2024 году

В этой статье мы разберёмся, при каких условиях возможно получение льготы по НДС для общепита в 2024 году и какие факторы определяют целесообразность её использования.

НДС для общепита в 2024 году
Банки

Кошельки Ozon начали использовать в нелегальных операциях

После закрытия QIWI-банка злоумышленники начали искать новые способы выводить нелегально полученный доход. В даркнете стало в 3 раза больше объявлений о купле-продаже электронных кошельков Ozon Банка.

На что способен архив первичных документов, когда работает в связке с искусственным интеллектом

Работа с первичкой — то еще приключение, которое отнимает много времени. Сначала бухгалтеру нужно обработать документы и занести их в систему, при этом важно ничего не упустить и не потерять. А после отправить на хранение, да так, чтобы не отхватить штраф и вовремя предоставить весь пакет документов по требованию ФНС. Почему электронный архив в связке с искусственным интеллектом станет вашим помощником не только в обработке документов, но и в подготовке к проверкам ФНС? Давайте разбираться.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру

Основная задача системы ценообразования бухгалтерских услуг

Разработка собственной модели ценообразования бухгалтерских услуг, которая была бы простой, универсальной (точной для различных видов деятельности и масштаба бизнеса клиента), справедливой и в то же время позволила бы заработать достойную прибыль собственнику бухгалтерской компании — важный и весьма сложный вопрос для большинства бухгалтерских компаний.

Основная задача системы ценообразования бухгалтерских услуг

Сохранят упрощенные условия для переезда в «русские офшоры»

До 2025 года иностранные компании смогут не прилагать документы, которые невозможно предоставить из-за ограничений. Всего в САР переехало 390 организаций.

💥Обзор новостей: история не станет обязательным ЕГЭ, интернет делает людей счастливее, мошенники воруют Telegram-аккаунты

Рассказываем о самых главных событиях, о которых писали и обсуждали в мире.

Интересные материалы

Какие новые рынки будут сформированы в ближайшие годы: список

Президент поставил задачу обеспечить технологическую независимость и формирование новых рынков по ряду направлений.