Менеджмент

Семь ключевых навыков эффективного руководителя

Бизнес-среда постоянно меняется, и завтра она не будет такой же, как сегодня. Управлять бизнесом исходя только из прошлого опыта — это верный способ пустить бизнес под откос. Семь ключевых навыков, которые должен освоить каждый руководитель, представляют собой принципы поведения, которые необходимы для результативного выполнения задач. Эти семь навыков не являются обособленными: они тесно взаимосвязаны друг с другом. Применять их следует с учетом требований ситуации.
Семь ключевых навыков эффективного руководителя
Фото Василия Смирного, Кублог

Семь ключевых навыков, которые должен освоить каждый руководитель, представляют собой набор основополагающих принципов поведения, которые необходимы для результативного выполнения задач. Эти семь навыков не являются обособленными: они тесно взаимосвязаны друг с другом. Применять их следует с учетом требований ситуации.

1. Знать своих людей и свой бизнес

Мы постоянно подчеркиваем необходимость знать основательно свою область бизнеса, т. е. досконально понимать процессы, благодаря которым вы зарабатываете деньги, выходящие за пределы умения читать отчет о прибылях и убытках. Постигшие умом и сердцем все премудрости своего бизнеса хорошо представляют себе и заключенные в нем риски.

В современной сложной экономической ситуации знать своих людей столь же важно, как и знать свой бизнес. Для этого требуются скрупулезная оценка персонала и объективная обратная связь. Важно развивать в себе умение слушать, собирать мнения и идеи, пускай даже не такие убедительные и четкие, как вам бы хотелось.

Прислушивайтесь к своим сотрудникам, и вы поймете, кто из них реалистичен, кого не смущают препятствия, кто полон решимости провести в жизнь стратегические планы. Заодно это поможет вам более точно оценить, способна ли ваша организация к радикальным переменам в неблагоприятных условиях и выходу на лучшие позиции в перспективе, когда ситуация нормализуется.

Надо, чтобы и ваши люди знали вас не хуже. Когда бизнес подвергается испытанию на прочность, необходимо, чтобы вы как руководитель все время были на виду, чтобы вы излучали уверенность и решительность, чтобы к вам поступало как можно больше непредвзятой и неотфильтрованной информации. Помните, что сотрудники постоянно отслеживают сигналы, исходящие от руководства. Любой незначительный сигнал будет немедленно принят и истолкован, причем не всегда верно.

2. Настаивать на реализме

Бизнес-среда постоянно меняется, и завтра она не будет в точности такой же, как сегодня. Никто не знает, долго ли продлится спад или как будет происходить процесс восстановления. Реалист признает условия неопределенности. Непредвиденные события постоянно будут менять статус-кво, поэтому принимать все на веру или управлять бизнесом исходя только из прошлого опыта — это верный способ пустить бизнес под откос.

Живя в условиях неопределенности, не стоит пасовать перед ней. Стратегические планы все равно нужно выполнять, даже если под давлением обстоятельств они могут измениться. Недостаточно лишь получать и изучать отчеты, необходимо собирать информацию на местах и наблюдать за поведением потребителей непосредственно в местах продаж.

Кроме того, быть реалистом означает иметь четкие представления о ситуации во внешнем мире, за пределами вашего бизнеса, а также быть готовым адаптировать его к изменяющейся реальности. Необходимо оценивать, какие угрозы критичны для выживания вашего бизнеса, а также уметь отделять их от тех, бороться с которыми лишь себе дороже.

3. Четко определять цели и приоритеты

Нынешние изменения в мире заставляют нас постоянно держать экзамен на умение четко определять цели и приоритеты. В 2008 году, например, первостепенной задачей множества компаний было грамотное управление денежными средствами. Теперь требуется еще умело управлять рисками и определять приоритеты между долгосрочными и краткосрочными целями, что требует большой компетентности.

Выбор неверных целей может погубить компанию. Между тем руководители часто ошибаются в постановке целей только потому, что не могут реалистично оценить, способны ли его сотрудники достичь их. Правильно сформулировать цели — это только первый шаг. Ведь потом персонал компании должен выполнить намеченное, а значит должны быть четко определены приоритеты и контрольные точки.

4. Систематический контроль за исполнением

Это обязательный этап выполнения планов и задач гарантирует, что всем будет ясно, кто за что отвечает и каковы контрольные точки на пути к поставленной цели. Если этого не делать, у исполнителей не будет четкого представления о своей роли в общем деле.

Интервалы между контрольными точками нужно по возможности сократить, тогда останется меньше возможностей отстать от плана: информация должна поступать быстрее и в более детализированной форме, чтобы все были в курсе, как идет реализации стратегии. Чтобы контроль за исполнением был эффективным, за анализом ситуации должны непременно следовать действия. Что толку, что вы знаете об опасности, если у вас не хватает смелости громко заявить об этом?

5. Вознаграждать успешных сотрудников

Вознаграждения чрезвычайно важны для успешного выполнения планов. Однако здесь часто встречается перекос в сторону краткосрочных результатов, а подчас и вознаграждение за сомнительные достижения. Например, в погоне за большими бонусами банковские сотрудники могут заключать больше рискованных сделок.

Чтобы должным образом вознаграждать успешных сотрудников, надо для начала определиться, кого считать успешными. Успешный сотрудник — это тот, кто результативно выполняет поставленные перед ним цели и задачи. Часть целей по своей сути краткосрочны, и система вознаграждения должна это учитывать.

Существуют и долгосрочные цели, где в течение определенного времени нам неизвестно, достигли мы их или нет. Работающих над этими целями сотрудников следует вознаграждать по достижении результата, однако часть вознаграждения следует выплачивать раньше, по мере достижения промежуточных целей.

Если цели рассчитаны на отдаленную перспективу, компании следует выплачивать компенсацию только после того, как цель будет достигнута, поскольку лишь по достижении цели компания сможет в полной мере оценить вклад каждого исполнителя. Руководители компаний обязаны нести ответственность за установление адекватного вознаграждения результативным работникам.

6. Развитие способностей и навыков сотрудников

Даже в трудные времена найдутся способы инвестирования в будущее компании, одним из которых является дополнительное обучение и тренинг сотрудников. В неблагоприятных обстоятельствах у вас меньше возможностей продвигать перспективных сотрудников, но всегда можно найти способы развития их навыков и способностей, обогатить знаниями, а заодно и оценить, кто на что способен.

Больше всего вам понадобятся люди, способные держать удар и не падать духом: ведь от нытиков и скептиков толку не будет. Также проанализируйте, кого из ваших сотрудников новые обстоятельства и реализуемая вами стратегия могут вывести на передний план.

7. Познать самого себя

Как показывает жизнь, заняв высший пост в компании, руководитель либо работает над собой и совершенствуется, либо раздувается от важности и почивает на лаврах. Но даже если генеральный директор развивается как личность, его подстерегает синдром «начальник всегда прав», который душит столь необходимые в любом деле споры и дискуссии. Поэтому вам придется работать над собой, чтобы держать в узде собственное эго и не стесняться признать, что есть вещи, в которых вы не очень сведущи.

Не позволяйте заглушить свой навык слышать и слушать других. Вам это необходимо не только потому, что суждения специалистов помогут заполнить пробелы в ваших знаниях. Этот навык еще позволит вам поддерживать контакт с теми сотрудниками, кто готов и не боится донести до вас разные точки зрения и дурные вести.

Путь вперед

Руководители, которые находят правильные решения и в условиях меняющегося мира двигают свою организацию вперед, обязательно получат заслуженную награду. Лидеров, уверенно ведущих свои компании к успеху, будут отличать несколько важных качеств. Они будут знать все, что важно и нужно знать об окружающем мире. Они будут непрерывно учиться, пополняя свой багаж знаний. Им будут свойственны исключительная гибкость и умение быстро адаптироваться к новым условиям. Но что самое важное и самое ценное — это их позитивный стиль руководства, заряжающий энергией и вселяющий уверенность в тех, кто идет за ними и вместе с ними.

Начать дискуссию

Что такое оборачиваемость активов и как ее рассчитать бухгалтеру

Чтобы бизнесу понимать, какую выручку приносит 1 рубль, вложенный в активы компании, нужно рассчитать коэффициент оборачиваемости активов.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Налоговики требуют переделать декларации по УСН: доходы должны расти. 📉 «Ночной бухгалтер» № 1679

Если в декларации по УСН строка 113 меньше, чем 112, у налоговиков – разрыв шаблонов. Кредиты будут давать с разрешения родственников. Зарплата будет выше, жилплощадь – больше. И другие новости дня.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
НДФЛ

Малоимущих могут освободить от НДФЛ

Профсоюзы будут добиваться освобождения от НДФЛ прожиточного минимума и МРОТ.

Лучшие спикеры, новый каждый день

Нужно ли получать разрешение подкомиссии на ликвидацию российской организации с иностранным участником

Необходимо ли получать разрешение подкомиссии на ликвидацию российской организации (ООО или АО) с иностранным участником и какие трудности могут возникнуть у участников этой организации.

Через 6 лет 99% госуслуг будут предоставлять в электронной форме

Президент поставил задачу увеличить к 2030 году до 99% долю предоставления массовых социально значимых государственных и муниципальных услуг в электронной форме.

Налог на профдоход самозанятых можно платить в виде ЕНП

Плательщики налога на профессиональный доход могут выбрать способ уплаты: через ЕНП или приложение «Мой налог» (на КБК НПД).

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Как продвигаться юридической компании: алгоритм действий

О продвижении частнопрактикующих юристов и адвокатов сказано много. А как продвигаться юридическим компаниям, какие источники привлечения клиентов использовать и о чем еще важно помнить? Узнаете в статье.

ВЭД

Таможня рекомендует участникам ВЭД пополнить лицевой счет перед праздниками

Из-за праздников банки могут с задержками перечислять денежные средства. Чтобы избежать трудностей, лучше пополнить лицевой счет заранее.

Бесплатно с Воинский учет

Кто подлежит постановке на воинский учет. Мини-курс

В мини-курсе рассказываем, кто обязан вести воинский учет, на какие категории делятся подлежащие воинскому учету граждане и какие документы проверить, при приеме военнообязанного сотрудника на работу.

Кто подлежит постановке на воинский учет. Мини-курс

Лимит расчетов наличными в 2024 году: что нужно знать бизнесу

Предельный размер расчетов наличными денежными средствами установлен для компаний и индивидуальных предпринимателей. Чему он равен и какая ответственность предусмотрена за превышение лимита, расскажем в нашей статье.

Иллюстрация: evgeny-396051/pixabay

Что скрывают цифры. Несерьезный пост, о том, как мы по-разному видим мир

Приветствую вас дорогие читатели! На связи Ольга Ульянова аудитор. В преддверии выходных, решила разместить пост, абсолютно не связанный с профессиональными вопросами.

Что скрывают цифры. Несерьезный пост, о том, как мы по-разному видим мир
4

На Госуслугах открылась форма для аккредитации IT-компаний

Организациям перед проверкой нужно обновить информацию о своей работе на официальном сайте, проверить уровень зарплаты сотрудников, а также наличие согласия на раскрытие налоговой тайны.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Можно ли привлечь к «дисциплинарке» сотрудника, который поехал отдыхать во время больничного

Может ли работодатель привлечь сотрудника к дисциплинарной ответственности, если руководитель узнал, что сотрудник уехал отдыхать во время больничного?

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру

Использование криптообменников в Москве: простое руководство для каждого

Сегодня многие ищут выгодные и безопасные способы покупки крипты за наличные (фиатные) деньги: рубли, доллары и евро. Ни один российский банк напрямую не работает с крипто-системами, зато с ними работают специализированные сервисы. Речь идет о P2P-сервисах, криптобиржах, онлайн и офлайн-криптообменниках в Москве, большинство из которых работают в режиме 24/7. Ими сегодня может пользоваться каждый, у кого есть достаточный запас наличных средств и желание инвестировать их в электронные монеты/коины!

Использование криптообменников в Москве: простое руководство для каждого

Выдавать ли выписку из протокола о прохождении обучения по охране труда после увольнения

Требуется ли при увольнении руководителя подразделения по ОТ выдать ему на руки выписку из протокола о прохождении обучения?

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Банки

Негосударственный пенсионный фонд «Открытие» вошел в состав ВТБ

НПФ «Открытие» больше не будет работать, фонд объединили со структурами ВТБ. Теперь совокупные активы банка на рынке негосударственных пенсионных фондов превысили 1 трлн рублей.

Суд признал законными выводы ФАС о дорожном картеле

Шесть компаний по ремонту и строительству автомобильных дорог заключили картельное соглашение, чтобы получить тендер на 24 млрд рублей. Фирмы попытались обжаловать решение ФАС, но у них ничего не вышло.

РФ должна войти в число 10 ведущих стран мира по объему научных исследований и разработок

Путин установил показатели и задачи для достижения технологического лидерства как национальной цели, в том числе за счет НИОКР.

Вице-премьер Белоусов: ключевая ставка снизится до 6-7%

Снижение ключевой ставки Центробанка запланировано к 2027 году, а пока что экономика должна приспособиться к структурным изменениям.

Интересные материалы

Трудовые лагеря, оценка доходов и расходов, проблемы учета продавцов на маркетплейсах. Обзор для бухгалтера

Налоговые новости с Петром Захарченко. Все самое интересное из мира налогов в видео-обзоре.