Маркетинг

Дядин бренд

Я не сторонник горячо пропагандируемой рекламистами идеи о том, что «бренд - это наше все».
Дядин бренд
Евгений Емельянов, президент консалтингового центра «ШАГ», член правления Ассоциации консалтинговых компаний (АСКОНКО). Фото предоставлено КЦ

Я не сторонник горячо пропагандируемой рекламистами идеи о том, что «бренд - это наше все». Но иногда случаются такие истории, в которых о бренде подумать стоит. 

Он пришел к нам знакомиться и с порога протянул визитку, на которой красовался бренд знаменитой европейской фирмы, поставляющей электрооборудование. Через какое-то время выяснилось, что лет десять тому назад он действительно «сел» на бренд этой фирмы, как на конька, и на поставках их техники в страну фактически поставил на ноги свой бизнес.     

Но лет через пять, расширяя свое дело, владелец компании к поставкам оборудования от «материнской» фирмы – контракт с которой, впрочем, был совершенно стандартным, без каких бы то ни было эксклюзивов или особых условий, - стал добавлять продукцию и от других поставщиков. Хотя далеко не всегда их бренды могли мирно соседствовать с изначальным. 

А за последние годы хозяин бизнеса и вовсе стал успешно разворачивать свое собственное производство, где производил оборудование с очень неплохими характеристиками. Вот только назвал одно изделие именем типа «Лютик», а другое типа «Ромашка» - первыми попавшимися словами, которые пришли в голову. Потом, конечно, он пару раз задумывался о том, что его производству не помешала бы своя собственная торговая марка. Но подобрать хорошее название все никак не мог - то не хватало времени, то сталкивались разные вкусы и мнения. И остановиться на чем-то не получалось. 

А тем временем с каждой новой раздаваемой визиткой, с каждой продажей, с каждым новым знакомством он фактически продолжал продвигать бренд «дяди» - той самой европейской фирмы, которой в общем-то это было и не особенно нужно. Потому что сама она даже и не планировала выход на российский рынок. И с каждым днем он упускал возможность еще хоть на грамм повысить стоимость созданного им дела.

И в этом – характерный пример того, что называется «горизонт планирования». Можно продать сегодня кучу «Лютиков», «Ромашек» и аппаратов европейского производителя. И заработать на этом много денег. Которые, разумеется, завтра также успешно будут истрачены. И повторить этот цикл еще и еще раз. Гоняясь за прибылью как собака гоняется за собственным хвостом.

Но если бы у этой продукции был свой бренд!

Который распространялся бы с каждой единицей проданного оборудования. Раздавался бы с каждой визиткой. Присутствовал бы на каждом печатном рекламном материале. Жил бы в интернете, и так далее, и так далее.

И каждым таким движением он создавал бы и наращивал то, что у финансистов называется «нематериальным активом» или «гудвиллом». Термином, за которым стоит готовность потенциального покупателя бизнеса – если наш друг когда-нибудь, с годами, все-таки решит продать свое дело, - доплатить за эту покупку еще какое-то количество средств сверх стоимости забитых складов, оборудования и земельных наделов. Причем, в некоторых случаях такая доплата может быть весьма и весьма значительна – больше стоимости всех тех «железок», на которых производится продукция. Просто потому, что этот бренд знают многие. Что клиенты отзываются об этой марке хорошо – то есть,  у бренда хорошая репутация. Что он широко распространен по стране и или даже по миру…

Но, чтобы об этот подумать, очень желательно быть уверенным, что кроме завтра может случиться и послезавтра, и десять лет вперед. И что мой бизнес – это надолго. А не так, что день прошел – и повезло…

А вот для сравнения - обратная история, которая показывает, что интересное предложение может случиться и не через десяток лет, а в любую минуту. И надо попросту быть к этому готовым…

Когда-то этот наш знакомый просто хотел заработать. И просто купил пару станков, которые штампуют пластиковые изделия, такие же как штампуют сотни  других предпринимателей с точно такими же станками. 

Но с самого начала, когда рынок был еще достаточно пустой и станки благополучно давали прибыль такую же, как и у других игроков этого рынка, нашему предпринимателю стало чего-то не хватать.

Возможно, он просто привык делать все красиво. И он захотел, чтобы то, что он делает, было красиво упаковано. Хотя это было совсем никому не нужно, и затраты на это были лишними, и никто так не делал, попросту перевязывая свою продукцию веревочками или, на худой конец, затягивая ее в полиэтилен. Но наш друг на досуге сам разработал красивую упаковку для своей продукции, сам нарисовал значок для этикетки с именем компании, и этикетку эту стал вкладывать в каждую упаковку.

И, вроде бы, ничего не изменилось. Вот только через два года, когда рынок уже слегка насытился, покупатели на рынках и в магазинах строительных товаров стали спрашивать, а у вас есть вот эти изделия от этой фирмы?  А еще через два года инвест-банки, которые искали, в кого бы вложить деньги, сами пришли с интересным предложением именно к нашему знакомому.

Отсюда мораль.

Бренд, конечно, иногда стоит денег. А уж рекламисты требуют за него таких денег, которхе он точно почти никогда не стоит.

Но если вы полагаете, что ваш бизнес может прожить больше, чем парочку лет, пока его не нужно будет прихлопнуть, то подумайте о том месте, где может начать концентрироваться стоимость вашей компании.

«Дядин бренд» может помочь вам подняться, но работать двадцать лет под его именем имеет смысл только тогда, когда вы - эксклюзивный и полномочный представитель этой компании в стране. В ином случае – просто не забудьте поймать тот момент, когда вместо работы на бренд дяди, пора начать работу на свое будущее. 

Начать дискуссию

Госдума придумала, что делать с авторскими гонорарами иноагентов

Власти планируют заблокировать доходы от монетизации авторов и исполнителей, которые были признаны иностранными агентами. Их деньги будут лежать на специальном счете до тех пор, пока они не вернутся в Россию.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Рабочая виза в Россию «монтажные работы» для иностранных работников. Что это и кому нужно

Для осуществления трудовой деятельности в России иностранным гражданам из «визовых» стран необходим полный комплект разрешительных документов. Кроме того, работодатели тоже обязаны в большинстве случаев оформлять различные разрешения для найма иностранцев на работу.

Рабочая виза в Россию «монтажные работы» для иностранных работников. Что это и кому нужно

Чтобы принять у доставки заказ, не обязательно знать его номер

Роспотребнадзор разъяснил, может ли принять заказанный и доставленный товар родственник или коллега, знакомый.

Лучшие спикеры, новый каждый день

Квартиры стали меньше, но дороже. Месяц крепкого рубля. Дивиденды, облигации, снижение биткоина и другие новости. Воскресный инвестдайджест

Ребят, срочно отодвигаем в сторону пивас и шашлык, берём рулетки и измеряем свои квартиры. Они уменьшились на 25%. Хорошо, что не наши, а в среднем в новостройках за 5 лет. Лукойл обвалился на 3%, выплатив 6% дивидендов. Рубль не стал обваливаться, новые облигации на паузе, а я продал Газпром и рассказал о самом интересном, что произошло за неделю.

Квартиры стали меньше, но дороже. Месяц крепкого рубля. Дивиденды, облигации, снижение биткоина и другие новости. Воскресный инвестдайджест

Нужно ли платить налоги при выходе из ООО

Налоговые последствия выхода участника из ООО: в каких случаях и какие налоги будет необходимо уплатить.

Приняли на работу нового сотрудника: как оформить ЕФС-1 в 2024 году, пример

По каждому принятому сотруднику нужно отчитаться в СФР — заполнить подраздел 1.1 формы ЕФС-1. Даём пошаговую инструкцию для отчётов 2024 года.

Приняли на работу нового сотрудника: как оформить ЕФС-1 в 2024 году, пример
Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Экономика России

Поставлена задача войти в число 25 ведущих стран мира по роботизации

Для достижения национальной цели «Устойчивая и динамичная экономика» президент поставил задачу по плотности роботизации.

📕 💪 Акция «Не МАЙся — заниМАЙся»! Самые нужные курсы по 3 690 рублей!

Успейте купить топовые курсы «Клерка» за 3 690 рублей до 13 мая! Для акции мы выбрали нужные для бухгалтера онлайн-курсы: они помогут освоить востребованные навыки, актуализировать знания к лету, освоить новую нишу, чтобы вырасти в карьере и увеличить доход.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
1

🔥 Акция «Не МАЙся — заниМАЙся!»: топовые онлайн-курсы по 3 690 рублей

До 13 мая вы можете купить лучшие онлайн-курсы «Клерка» по учету на маркетплейсах, финансовому моделированию, ВЭД, зарплате и бухгалтерии с нуля за 3 690 рублей!

КоАП РФ

Таможенная служба назвала самые распространенные предметы правонарушений

По линии административного производства таможенные органы ФТС России возбудили 40 625 дел. Из них почти половина приходится на юридических лиц — 17 923.

ИП на упрощенке переехал в новый регион: как платить налог и сдавать отчетность. Риски фиктивной миграции

Встать на учет в качестве индивидуального предпринимателя можно только в ИФНС по месту жительства гражданина. Рассказываем, что делать ИП на УСН при смене адреса проживания: как встать на учет, куда отчитываться и платить «упрощенный» налог, какие ставки применять, какие риски могут возникнуть.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Общество

Опубликован отчет о бесплатной юридической помощи за прошлый год

Минюст подготовил доклад о реализации государственной политики в области обеспечения граждан РФ бесплатной юридической помощью в 2023 году.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Как организовать прием оплаты по СБП в сфере услуг: фитнес-клубах, салонах красоты и автосервисах

Рассказываем, в чем особенность приема оплаты по СБП в сфере услуг — в фитнес-центрах, салонах, автосервисах и на автомойках — и как удобно его организовать.

Как организовать прием оплаты по СБП в сфере услуг: фитнес-клубах, салонах красоты и автосервисах
3
Новости ФНС

ФНС изменила сроки публикации о задолженностях в открытом доступе

Важная информация.

Инвестиции

Что такое оферта по облигациям, когда это хорошо, а когда плохо

Каждый, кто инвестирует в облигации, рано или рано сталкивается с таким понятием как оферта — законной возможностью для эмитента переобуться на лету. Придумали её явно не для того, чтобы инвестором жить было лучше, но веселее — уж точно. Смотрим, когда это гуд, какие бывают типы оферты, разбираемся в подводных камнях.

Что такое оферта по облигациям, когда это хорошо, а когда плохо

Mastercard заработала в Китае: историческое событие

Американская и международная платёжная система начала обработку внутренних платежей через совместное предприятие NetsUnion JV.

ЕНС (нюанс процедуры взыскания) — опасность кредитования бизнеса за счет несвоевременной уплаты налогов

Рассмотрим занятный, но не сильно "подсвеченный" момент, связанный с формированием решения о взыскании налогов и сборов в условиях действия ЕНС. Как следствие — приостановление операций по счетам.

Мишустин пошел на второй срок: какие задачи стоят перед правительством и кто останется в кресле

10 мая 2024 года депутаты Госдумы утвердили Михаила Мишустина в должности председателя Правительства России. Его кандидатуру внес президент.

Виды факторинга: что выбрать бизнесу в 2024 году

Любому бизнесу важно находить эффективные решения по управлению дебиторской и кредиторской задолженностью и поддержанию стабильного денежного потока. Один из наиболее действенных финансовых инструментов — факторинг. Рассмотрим основные виды факторинга и поможем определиться с выбором оптимального решения для вашего бизнеса.

Виды факторинга: что выбрать бизнесу в 2024 году

Интересные материалы

Инвестиции

Продал акции Газпрома. Какие акции покупать вместо них?

Рассказываю.

Продал акции Газпрома. Какие акции покупать вместо них?