Интервью

Обыск в компании, что делать? Интервью «Клерка» с адвокатом Александром Цыбырны

Что делать, если «незваные гости» уже на пороге? Будут ли они залезать в сумочку бухгалтера или заходить в женский туалет? На самые странные вопросы нашей редакции ответил адвокат, специалист по уголовно-правовой защите Александр Цыбырны. А заодно дал пошаговую инструкцию бухгалтеру и руководителю о том, как сохранить ясную голову и не допустить нарушения своих прав.
Обыск в компании, что делать? Интервью «Клерка» с адвокатом Александром Цыбырны

Что делать, если «незваные гости» уже на пороге? Будут ли они залезать в сумочку бухгалтера или заходить в женский туалет?

На самые странные вопросы нашей редакции ответил адвокат, специалист по уголовно-правовой защите Александр Цыбырны. А заодно дал пошаговую инструкцию бухгалтеру и руководителю о том, как сохранить ясную голову и не допустить нарушения своих прав.

Вебинар Александра Цыбырны об обысках на «Клерке» можно посмотреть в записи прямо сейчас.

  • Давайте представим, что в офис уже пришли с обыском. Что надо делать прежде всего, принимая таких гостей?

Сам по себе визит в организацию представителей правоохранительных органов — это уже довольно неприятное действие. Но в наше время нужно быть готовым ко всему.

Прежде всего, можно заранее установить систему безопасности на входе в помещение. И уполномочить сотрудников компании открывать только известным лицам, а если гость незнакомый, спрашивать — кто такие, зачем пришли. В сложных ситуациях это даст вам выиграть время — для приезда адвоката, например.

Как задержать при этом правоохранителей, не пустить их в помещение? Конечно, ложиться на амбразуру не надо. Можно прямо сказать, что вы ждете своего адвоката, и затем — милости просим.

  • А если незваные гости настаивают?

Если они все-таки вошли, прежде всего, попросите их представиться. По закону при этом они должны предъявить свои удостоверения, ознакомить вас с постановлением об обыске и только потом производить какие-то действия.

Напомню, что обыск в помещении производится на основании постановления, а обыск в жилище — на основании решения суда. Ваша задача — внимательно ознакомиться с этими документами. Закон не запрещает их даже переписать.

Я рекомендую переписать постановление от корки до корки вручную. Зачем? Во-первых, вы выиграете немного времени. Во-вторых, сориентируетесь в ситуации: обыск это, выемка, осмотр, следственное действие либо что-то еще. Все эти понятия разные, и при каждом из них у ваших «незваных гостей» будут разные полномочия.

О том, как налоговики сейчас проводят выемки документов — запись нашего вебинара. На нее как раз сейчас скидка 83%.

  • На какие моменты обратить внимание? Пункты, печати — то обязательно должно быть?

Во-первых, должна быть указана дата постановления или судебного решения. Затем — фамилия и инициалы должностного лица, которое вынесло постановление (либо судебное решение).

И обыск, и выемку могут производить только в рамках уголовного дела. Поэтому обратить внимание нужно на то, чтобы был указан номер этого уголовного дела. Есть другой вариант ситуации — осмотр помещения, это оперативно-розыскная деятельность, в этом случае нужно специальное распоряжение.

Далее, в документах должно быть краткое содержание основания производства обыска. По закону, там должно быть сказано, для чего пришли, что ищут, в рамках чего — уголовная это проверка либо уголовное дело.

И еще один важный (самый главный) момент: проверьте наименование и адрес организации. Если они не совпадают с вашими, настаивайте на том, чтобы запись об этом была внесена в протокол. В дальнейшем эта запись может стать основанием для оспаривания действий правоохранителей и результатов обыска либо выемки.

Еще больше о полицейских проверках бизнеса — в онлайн-курсе Центра обучения «Клерка» «Полицейские проверки бизнеса: инструменты защиты».

  • Многие думают, что наши «незваные гости» могут проникать в любые помещения компании. Относится к ним, например, женский туалет?

Если помещение находится в здании, где производят обыск то, конечно, да. Но для этого у проверяющих должно быть достаточно оснований. Иными словами, просто так они по туалетам бегать не будут.

Здесь важен момент, что в рамках производства обыска могут вскрываться любые помещения. Могут попросить открыть, и если вы откажетесь, могут и вскрыть. Поэтому, чтобы ваше имущество не пострадало, наверное, проще открыть. Иначе «гости» все равно войдут, а запись в протоколе сделают о том, что вы препятствовали действиям правоохранителей — что не есть хорошо.

  • Бывают, например, какие-то документы, которые проверяющим видеть не нужно. Куда их лучше спрятать?

Отвечу вопросом на вопрос. А зачем их прятать? Проще сделать так, чтобы наличие этих документов было законным и объяснимым.

Понятно, что если, например, бухгалтер работает в ООО «Ромашка» и у него на столе находятся документы ООО «Лютик», то это немного другая ситуация. Но и здесь — можно же иметь на руках копию договора о том, что что бухгалтер оказывает те или иные услуги самостоятельно кому-то, на законных основаниях.

  • То есть проще подготовить какое-то грамотное обоснование каждому документу, чем искать место, где спрятать?

Это намного проще и безопаснее. Когда приходят товарищи в погонах, у человека начинается паника.

Мы же все люди, это простая психология, когда начинаем что-то прятать в свои сумочки, либо куда-то там в нижнюю, верхнюю одежду. Но зачем вызывать огонь на себя?

  • Кстати, о панике. Как с такими стрессовыми ситуациями справляться? Как себя контролировать, свой страх?

Простой пример: если вы знаете, что в чем-то виноваты, то как бы вы себя не сдерживали, у вас этого не получится сделать. Я поэтому и говорю, что проще, чтобы все было объяснимо, потому что психологически этот неприятный момент длится обычно 15 — 20 минут, а после — уже нормальная рабочая обстановка: кто-то что-то ищет, кто-то на что-то отвечает, кто-то задает вопросы.

Как готовиться психологически, я, если честно, не знаю, может, тренинги по психологии пройти? Боюсь, что это все равно не поможет, потому что шок — он есть шок, никуда мы от него не денемся.

  • Как бухгалтеру или любому сотруднику компании понять, что правоохранители действуют незаконно?

Важно заранее ознакомиться со статьей 182 УПК, где четко регламентировано, что правоохранители имеют и что не имеют права делать.

Мои рекомендации следующие. Людям, которые находятся в офисе, в такой ситуации нужно разделиться и работать в команде: кто-то общается с сотрудниками правоохранительных органов, кто-то взял лист А4 и просто последовательно записывает их действия.

Пишите всё: как они пришли, представились/не представились, как ознакомили вас с постановлением, предложили ли добровольно все выдать (по закону обязаны), и так далее.

По всем этим мелочам юристу или адвокату будет проще в случае необходимости составить жалобу — и затем, если это не сработает, обратиться в суд.

  • Как происходит процесс обжалования?

Жалоба подается либо в прокуратуру, либо вышестоящему руководству следственного органа. Подается она в порядке 124 статьи УПК. Прокуратура или вышестоящее руководство в течение трех суток со дня получения такой жалобы должны принять меры и сообщить, какое решение было принято.

Если в течение трех суток ничего не произошло (срок жалобы может быть увеличен в силу определенных обстоятельств до 10 суток), то у вас есть право подать жалобу и обжаловать незаконные действия правоохранителей в суде — в порядке 125 статьи УПК.

  • То есть обыск проведут повторно?

Да, будет новое постановление, придут и будут ходить по-новой. По закону ограничений на «количество раз» нет, это не проверка. Здесь могут приходить неоднократно, искать долго и упорно, пока не найдут. Либо пока не удостоверятся, что ничего нет и смысла приходить в гости нет.

  • Как проходят обыски сейчас? Это классическое «маски-шоу», или действия проверяющих стали более интеллигентными?

В последние 3 — 4 года я не встречался с тем чтобы это было как-то нагло, «по беспределу». Обычно 15-20 первых минут — непонятный ажиотаж, потом, как я уже говорил, обычная рабочая обстановка. Конечно, если нет каких-то сопротивлений со стороны тех, кого проверяют.

Подведем итог. На какие самые важные моменты нужно обратить внимание бухгалтеру, директору:

1. Убедитесь, что к вам пришли действительно правоохранители. Попросите их удостоверения, перепишите номер, дату, должность. Сфотографировать вам не дадут, поэтому именно перепишите. То же самое касается постановления.

У одного из моих клиентов была ситуация, когда сфотографировать документы не дали и переписать тоже. Тогда он включил диктофон на телефоне и читал вслух — никаких вопросов к нему не было.

2. Потребуйте, чтобы обыск производился с участием вашего адвоката, а также в присутствии понятых.Их должно быть не меньше двух человек. Довольно часто правоохранители приводят «своих» понятых — стажеров или студентов, или вообще своих сотрудников из других отделов. Поэтом ходатайствуйте о присутствии еще нескольких понятых из ваших знакомых, которые будут смотреть и внимательно за всем этим делом следить. Это не запрещено законом.

Вам, конечно, могут отказать, но тогда запись об этом нужно обязательно сделать в протоколе обыска.

3. Проводите видеофиксацию: на основании статьи 129 Конституции РФ и федерального закона о полиции это разрешено. Если у вас отнимают телефон — внесите запись в замечания, в дальнейшем будем обжаловать и через суд добиваться своей правоты.

4. Фиксируйте все происходящее вокруг, требуйте занесения в протокол обыска. По завершении обыска ознакомьтесь с протоколом. Помните, что вы можете обжаловать действия проверяющих в порядке 124 статьи УПК.

Начать дискуссию

Вклады

Банки просят отменить страховые взносы по длинным вкладам

Чтобы повысить привлекательность долгосрочных вкладов для клиентов, банки просят ЦБ отказаться от страховых по безотзывным депозитам, а также предоставлять налоговые вычеты для таких сбережений.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

«Первички бывает много». Как безболезненно справиться с ней. Реальный опыт 1С:РПД

Вы когда-нибудь слышали про сервис С:РПД (распознаванию первичных документов)? Это инструмент, который за считанные секунды переводит бумажные первичные документы в документы базы 1С. В этой статье мы продолжим знакомить вас с мнением наших клиентов о вспомогательных сервисах фирмы 1С.

«Первички бывает много». Как безболезненно справиться с ней. Реальный опыт 1С:РПД

Как доказывается добросовестность при выборе подрядчика в стройке

Выездная. Период — 2017 — 2019 годы. Сняты вычеты по НДС, полученные от нескольких спорных поставщиков.

Лучшие спикеры, новый каждый день
Бесплатно с Налоговый учет при УСН

Какие расходы на УСН нельзя принять. Мини-курс

В мини-курсе приводим перечень расходов, которые нельзя учесть в составе налоговой базы по УСН и рассказываем, какие расходы принять на учет можно и при каких условиях.

Какие расходы на УСН нельзя принять. Мини-курс
Пенсии

Работать на пенсии планирует 29% россиян

Только на пенсию собираются жить 15% сотрудников, а остальные планируют работать или тратить социальные выплаты вместе с личными накоплениями.

🏢 В платежки ЖКХ хотят снова включить страховку жилья. Им мало платы за капремонт? — возмущаются наши подписчики в ВК

Средняя стоимость страхового продукта в отношении жилого помещения будет составлять около 50 рублей в месяц. Владельцы жилья смогут отказаться от страховки.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Можно ли оформить пособие по уходу за ребенком без отпуска?

Законодательство РФ дает молодым мамам большие гарантии. В их числе: отпуск по беременности и родам, отпуск по уходу за ребенком – с сохранением рабочего места и пособия. Более того, можно выйти из отпуска по уходу – на полный или неполный день – и сохранить право на пособие. Но нередко в процесс «вмешиваются» дополнительные факторы, которые надо учесть, чтобы правильно оформить и отпуск, и пособие.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
МИР

Оператора карт «Мир» привлекут к борьбе с отмыванием

Чтобы быстрее получать информацию об операциях с картами «Мир» и в СБП, Росфинмониторинг подключит НСПК к работе с отмыванием денежных средств.

ФСБУ

Подготовьтесь к применению нового ФСБУ 4/2023 вместе с экспертом!

Разберитесь в новом ФСБУ 4/2023 «Бухгалтерская (финансовая) отчетность» и подготовьтесь к применению новых форм бухгалтерской отчетности на вебинаре. Он состоится уже завтра.

НДС

👈👉 Минфин: восстанавливать НДС с аванса надо без оглядки на вычет у поставщика

Минфин неожиданно поменял свое мнение по поводу даты восстановления НДС с аванса, перечисленного продавцу.

ЦБ уточнит нормы о цифровом рубле

Банк России опубликовал проект изменений в свое положение от 03.08.2023 № 820-П «О платформе цифрового рубля».

Начал действовать регламент для комиссий по нелегальной занятости

12 мая 2024 года вступило в силу постановление правительства от 03.05.2024 № 571, которым утверждено Положение о создании и деятельности межведомственных комиссий субъектов РФ по противодействию нелегальной занятости.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Большинство компаний из сферы электронной коммерции пользуются искусственным интеллектом

Представители сферы e-commerce инвестируют в новые технологии на базе искусственного интеллекта примерно 5% бюджета.

Финансисты нового времени: когда важнее лидерство, а не учет

Основа профессии финансиста — учет и отчетность. Важно уметь анализировать, проверять данные на соответствие законодательству, планировать и оценивать эффективность бизнеса. Такие требования были вчера, есть сегодня и будут завтра, однако только этого уже недостаточно. Чего ждут от современного специалиста — разбираемся в статье.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
2

🔥 Бесплатно разместите вакансию или получите доступ к базе резюме на «Клерке»

Мы знаем, как тяжело сейчас найти хорошего специалиста, особенно в такой важной финансовой сфере. Поэтому «Клерк» будет бесплатно размещать ваши предложения о работе до конца мая.

Как бухгалтеру уйти в «аут». Как стартовать, где искать клиентов, на чем зарабатывать

Тема аутсорсинга стала популярной еще в пандемию, но и сейчас бухгалтерский аутсорс сохраняет свою актуальность, как у бухгалтеров, так и у предпринимателей. Расскажем, как не допустить ошибок при выходе из найма.

Как бухгалтеру уйти в «аут». Как стартовать, где искать клиентов, на чем зарабатывать

Субъектам МСП приготовиться. В РФ увеличат доходы сотрудников малого и среднего бизнеса

Правительство сделает все, чтобы повысить зарплату работников в сегменте МСП. Для этого есть план и меры поддержки.

Правительство готовит отдельный закон для маркетплейсов

ФАС считает, что маркетплейсы — не торговые организации, поэтому их деятельность должен регулировать собственный закон.

Тренды в управленческом учете: какие показатели помогают бизнесу развиваться

Тренды в управленческом учете играют ключевую роль в успешном развитии бизнеса. Современные технологии и методы анализа данных позволяют компаниям эффективно управлять своими финансами, ресурсами и производственными процессами. Рассмотрим, какие показатели в управленческом учете являются наиболее важными для бизнеса и помогают ему развиваться в текущих реалиях.

Иллюстрация: Создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру

Интересные материалы

ФНС не приняла электронный отчет: как разобраться в кодах ошибок и исправить их

ИФНС может не принять у компании или ИП электронную отчетность, если в ней содержатся ошибки. О нарушениях, обнаруженных при получении декларации или расчета, налоговики проинформируют налогоплательщика, направив ему уведомление с кодами ошибок. Разбираемся, как читать такие коды и исправлять допущенные недочеты.

ФНС не приняла электронный отчет: как разобраться в кодах ошибок и исправить их