KPI

Оцениваем эффективность сотрудников в 2022 году: KPI как навигатор и способ мотивации

Волнения рынка стимулируют предпринимателей взвешивать каждый шаг, сокращать расходы и оптимизировать бизнес-процессы, многие были вынуждены прибегнуть к сокращениям. В это время ключевыми становятся вопросы эффективности: что требовать от команды и как оценивать результат? Основной инструмент, который в этом поможет — старый добрый KPI.
Оцениваем эффективность сотрудников в 2022 году: KPI как навигатор и способ мотивации

Почему пора было внедрить KPI ещё вчера

Ставить цели и не привязывать их выполнение к конкретным показателям — то же самое, что двигаться по незнакомой дороге без карты. В туман. Куда-то придете, но не факт, что в нужное место, а если и достигнете пункта назначения, то ресурсов потратите больше.

С помощью KPI мы решаем следующие задачи:

  • повышаем результативность работы компании на всех уровнях;
  • рассчитываем планы, ориентируясь на реальные возможности, а не субъективные показатели;
  • разрабатываем корректные алгоритмы и регламенты работы;
  • формируем прозрачную систему оценки персонала.

Внедрив KPI, мы смогли оптимизировать затраты на ФОТ. Большую часть команды перевели на безокладную систему, привязав мотивацию к конкретным цифрам.

Например, маркетологи отвечают за трафик клиентов, их зарплаты могут зависеть от количества новых заявок, объема повторных покупок существующих клиентов. Менеджеры по продажам закрывают сделки, их ключевые показатели — количество сделок, сумма продаж за период, средний чек.

На окладе у нас остаются сотрудники, чья работа напрямую не влияет на финансовый результат. Но и у них есть переменная часть зарплаты. Измерять эффективность HR-специалистов можно по количеству откликов и скорости закрытия вакансий, качеству подготовки кадров, офис-менеджеров оценивать по скорости и качеству выполнения задач руководителя.

Как фиксировать результаты

Это лишь вопрос удобства и скорости обработки информации. Можно вести результаты даже в онлайн-таблице, куда вручную будут загружаться данные из вашего ПО. Это трудозатратно и менее эффективно, но на первых порах закрывает вопрос сбора информации.

Идеально, когда в компании есть CRM-система, которая автоматически собирает данные по всем подразделениям и проводит аналитику за период. Мы используем Zoho — это сервис, в котором можно вести всю операционную деятельность, при этом видеть прогресс каждого сотрудника: сколько исходящих заявок он сделал, сколько входящих запросов отработал, на какой стадии воронки находится его клиент.

По итогам месяца, мы видим, сколько денег принес в компанию каждый сотрудник, кто был самым эффективным, кто отстает и почему, можем ли мы продолжить работу с этим человеком, или это затормозит процессы компании.

Когда KPI мотивирует, а когда нет

Иногда эффект от внедрения KPI может оказаться негативным. Такое случается, когда показатели сильно завышены и не подкреплены реальностью.

Цель, которую невозможно достичь, не драйвит, а демотивирует. Чтобы система работала правильно, нужно обеспечить максимальную прозрачность.

Правильное целеполагание имеет решающее значение. Задачи должны быть конкретными и решаемыми. Прежде чем внедрить новый KPI, мы объясняем, какая в этом выгода для компании и для каждого в частности. Сотрудники должны понимать, за достижение каких показателей они отвечают и владеть необходимыми инструментами. Бывает, перспективному сотруднику просто не хватает навыков, чтобы делать результат. Тогда в интересах руководителя — научить.

На регулярных встречах 1:1 мы выясняем потребности наших людей. Знаем, у кого какие финансовые цели, кто копит на машину или выплачивает кредит. Для нас обычная практика спросить специалиста «сколько ты хочешь зарабатывать, и что тебе мешает к этому прийти?», чтобы помочь сотруднику заработать ту сумму, которая ему интересна. Помогаем разбить задачу на спринты и пошагово расписать план: чтобы заработать Х тысяч рублей, ты должен закрыть столько сделок, а для этого позвонить стольким людям.

Благодаря индивидуальному подходу, наши сотрудники лояльно относятся к нововведениям и понимают, что приложив чуть больше усилий на благо компании, они смогут удовлетворить свои личные запросы. Но по моему опыту, не все готовы прикладывать усилия.

Условно я разделяю сотрудников на три типа: ожидающие, деятельные, результативные.

Ожидающие

Эти люди практически никогда не проявляют инициативу. Свои обязанности «ждуны» выполняют неохотно и действуют, только когда поступают конкретные распоряжения.

Для компании такие сотрудники практически бесполезны, их деятельность никак не влияет на финансовый результат предприятия. В кризисное время работать с «ожидающими» означает вести компанию к провалу и, на мой взгляд, самое разумное решение — не тратить на них время.

Деятельные

В отличие от предыдущего типа, деятельные сотрудники всегда чем-то заняты и в целом, бывают неплохими работниками. В большинстве случаев, это прекрасные исполнители. Такие «рабочие лошадки» нужны в коллективе, они справляются с рутинными задачами и разгружают ключевых игроков.

Однако феерических результатов от них ожидать не стоит, они хороши на линейных позициях, но не на руководящих должностях. В случае с этими сотрудниками хорошо работает связка оклад % от выполнения плана. С одной стороны, это дает необходимое чувство безопасности и стабильности, с другой — вовлекает в достижение результата.

Результативные

С точки зрения бизнеса, именно эти люди являются драйверами компании, так как всегда нацелены на результат. Они разбираются в цифрах, измеряют собственную эффективность, предлагают конкретные решения, чтобы улучшить продукт.

Как руководитель, я стремлюсь работать именно с такими, особенно когда речь идет о приоритетных позициях. Эффективней всего для «результатника» работают за процент от результата.

Определить, к какому типу относится работник, можно с помощью простого вопроса: в чем твоя основная задача? Результативный сотрудник говорит о продукте на языке цифр и приводит в пример конкретные кейсы. Деятельный будет перечислять обязанности без привязки к конкретному результату.

Команда может состоять из обоих типов, но подход к ним нужен разный.

Комментарии

1
  • Natalikr

    ну так себе статья. Много воды и ни капли конкретики.... да и некоторые советы весьма спорные

Как в 2024 году будут идти проверки ККТ

В 2024 году в рамках проверок ККТ налоговики будут проводить профилактические и внеплановые контрольные мероприятия.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Предложено разрешить больше работать сверхурочно, чем сейчас разрешает ТК

В настоящее время Трудовой кодекс разрешает переработки по 4 часа в течение двух дней подряд, то есть работать по 12 часов в день.

⚡️ Итоги дня: в Питере открылся сезон фонтанов, в Америке поймали аллигатора голыми руками, а врач объяснил, кому нельзя есть шашлык

Подготовили обзор главных событий дня — 27 апреля 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Лучшие спикеры, новый каждый день
НДФЛ

2 мая заканчивается налоговая декларационная кампания

До этого момента физлицам, ИП, нотариусам, адвокатам и частнопрактикующим специалистам нужно подать в ФНС декларации о доходах по форме 3-НДФЛ за 2023 год.

Обзор сервиса «Клерк.Консультации»: как задать вопрос и на какие темы отвечают эксперты

Есть вопросы? Задайте их экспертам «Клерка»! Вы можете задать 1, 10 или 30 вопросов про налоги, учет, 1С, кадры, работу на маркетплейсах или праву, и уже через несколько часов получите развернутый ответ от наших специалистов. Мы поможем вам быстро решить проблему любой сложности.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру
ВЭД

Половина платежей из России в Китай проходит через посредников

Банки КНР опасаются работать с российскими предпринимателями из-за рисков попасть под вторичные санкции США. В итоге бизнес отправляет платежи через посредников, которые просят несколько тысяч долларов.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

👍 Увеличат размер декретных для уволенных женщин. Нынешнее пособие не отвечает его целям, говорит эксперт

Минтруд начал разработку проекта с поправками в закон о детских пособиях. Увеличат пособие по беременности и родам для женщин, уволенных при ликвидации компании или закрытии ИП.

Как ФНС находит компании с искусственным дроблением бизнеса

Узнайте больше о том, на каком основании налоговые инспекторы могут сделать вывод о дроблении бизнеса. Это поможет предпринимателям защитить себя и свое дело.

Кабмин на год продлил требования о продаже валютной выручки

Экспортерам увеличили срок зачисления валютной выручки на счета в российских банках до 120 дней.

Советы, законы и личный опыт: подборка телеграм-каналов для бизнеса

Для многих людей телеграм сейчас — не просто мессенджер, а еще и доступный источник информации. Здесь можно прочитать актуальные новости, получить советы от экспертов, узнать секреты успешных людей. Сделала подборку самых полезных и интересных бизнес-каналов для МСП.

Советы, законы и личный опыт: подборка телеграм-каналов для бизнеса

🔥 Акция 6+6! Год подписки «Клерк.Премиум» по цене полугода!

Пользуйтесь всеми сервисами «Клерка» год, а заплатите, как за полгода. Купите подписку «Клерк.Премиум» на 12 месяцев, получите доступ к закрытым материалам — разборам законов, онлайн-курсам, справочно-правовой системе, вебинарам со скидкой 40%, а также 2 экспертные консультации в подарок!

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

68% сотрудников планируют рабочие задачи в блокнотах

Большинство россиян ведет заметки в бумажном виде, тогда как электронными планировщиками пользуются 36% сотрудников.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Как подготовить бизнес к продаже. 6 шагов

Чтобы продать готовый бизнес, недостаточно опубликовать объявление: нужно подготовить отчеты, описать процессы, разобраться с товарными остатками.

Бесплатно с Ликвидация бизнеса

Как подать заявление на упрощенную ликвидацию МСП электронным способом

С 1 июля 2023 года действует норма об упрощенной ликвидации ООО по заявлению собственника. Разберем по шагам, как подать электронное заявление через сервис ФНС и что для этого нужно.

Как подать заявление на упрощенную ликвидацию МСП электронным способом

Вправе ли компания принять кандидата на бесплатную стажировку

Работу со студентами организуют многие большие компании. Для будущих молодых специалистов они предлагают практику — в период каникул или перед сессией. Но в обиходе есть еще один термин «стажировка». Зачастую работодатели предлагаю ее на небольшое время кандидатам — чтобы оценить деловые качества, соответствие поставленным задачам. Но вправе ли компания взять соискателя на временную бесплатную стажировку?

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру
Аренда

На майские праздники россияне забронировали 225 тысяч посуточных объектов: расценки

По сравнению с прошлым годом в сервисе «Авито Путешествия» стало на 30% больше объявлений о посуточной аренде жилья.

НДС

За баллы Озона селлеры должны платить НДС

Маркетплейс «Озон» начисляет селлерам баллы за скидки покупателям и затем списывает эти баллы для оплаты услуг площадки. Если баллов больше, чем стоимость услуг, разницу Озон компенсирует селлеру. Это доход, облагаемый НДС.

Иностранцам запретят покупать сим-карты через интернет

Иностранцам разрешат покупать сим-карты только по биометрии, а операторам запретят заключать договоры об оказании услуг связи с иностранцами через интернет. Их сим-карты будут привязаны к коду мобильного устройства.

Расчет страховых взносов для МСП в 2024 году

Малый и средний бизнес вправе применять льготные тарифы для исчисления страховых взносов. Как рассчитать размер страховых взносов в 2024 году для малого и среднего предпринимательства, тарифы, сроки уплаты — обо всем расскажем подробнее.

Расчет страховых взносов для МСП в 2024 году

Интересные материалы

В России для финансистов запустят аналог международного экзамена CFA

Специалисты по финансам не могут продлить международные сертификаты и сдать экзамен его получение. Чтобы этого избежать, российские ассоциации запустят пилотный проект с аналогом сертификации CFA.