Блокировка счетов по 115-ФЗ

Топ-5 принципов, которые помогут бухгалтерской фирме соблюсти 115-ФЗ

«Антиотмывочное» законодательство постоянно меняется, и уследить за всеми нововведениями непросто. Что учесть бухгалтерской фирме и бухгалтеру — индивидуальному предпринимателю в работе с клиентами?
Топ-5 принципов, которые помогут бухгалтерской фирме соблюсти 115-ФЗ
Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Рассказывает Александр Голубев, руководитель направления «Веб-сервисы для бизнеса» в Контуре.

Принцип № 1. Назначить специальное должностное лицо

За соблюдение требований по противодействию отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма (ПОД/ФТ) отвечает специальное должностное лицо (СДЛ). Если бухгалтер — индивидуальный предприниматель работает без сотрудников, он может сам выполнять функции СДЛ или нанять отдельного специалиста в штат.

Интересно, что специальное должностное лицо — это не должность, а функция.

Будущий СДЛ должен пройти обучение — целевой инструктаж. Только после этого сотрудник может приступить к выполнению своих обязанностей.

Перед началом курсов проверьте аккредитацию учебного центра. Если ее нет, заведение не сможет выдать сертификат нужного образца. В этом случае подтвердить обучение перед регулятором в случае проверки не получится.

Законодательство регулярно обновляется, поэтому и обучение должно быть непрерывным. Повышать уровень знаний нужно каждые три года (п. 12 приказа Росфинмониторинга от 03.08.2010 № 203).

Принцип № 2. Разработать правила внутреннего контроля

Правила внутреннего контроля (ПВК) — ключевой документ в области ПОД/ФТ. В правилах детально прописывают, как в компании исполняют требования закона в части изучения клиентов, оценки их риска, обучения сотрудников и хранения информации.

Разработать ПВК нужно до начала ведения деятельности, которая подпадает под действие Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» от 07.08.2001 № 115-ФЗ. Это значит, что обслуживающей бухгалтерии и предпринимателю необходимо утвердить этот документ, пока не заключен договор с первым клиентом.

Составить правила можно в электронном виде или на бумаге, а документ представить на подпись генеральному директору.

Для каждой группы организаций — субъектов 115-ФЗ разработаны свои требования к составлению ПВК. Бухгалтерские фирмы и ИП обращаются к постановлению Правительства от 14.07.2021 № 1188. ПВК включают в себя девять обязательных программ — это определенные тематические блоки с подробностями о том, как в фирме соблюдают ПОД/ФТ.

Составить ПВК один раз и просто хранить не получится. По закону нужно поддерживать актуальность правил, то есть обновлять их каждый раз, когда меняется законодательство  (абз. 3 п. 3 постановления Правительства от 14.07.2021 № 1188).

Обновите и утвердите новую редакцию ПВК в течение месяца со дня вступления в силу изменений. Приказ о введении правил или лист с изменениями разместите в личном кабинете, зарегистрированном на сайте Росфинмониторинга.

Например, 1 июля 2022 года вступил в силу приказ Росфинмониторинга от 20.05.2022 года № 100. Произошли изменения в части идентификации: скорректировали пул данных, которые необходимо запрашивать у клиентов, и сроки обновления информации. В связи с нововведениями бухгалтерским фирмам необходимо было до 1 августа 2022 успеть обновить ПВК и утвердить их новую редакцию.

Принцип № 3. Проводить идентификацию клиентов до приема на обслуживание

«Антиотмывочный» закон обязывает проводить идентификацию клиента перед приемом на обслуживание. Нередко термины «проверка» и «идентификация» употребляются как синонимы, но в законе фигурирует только последний (ст. 3 115-ФЗ).

Бухгалтерские фирмы и ИП должны проводить идентификацию тех предпринимателей и организаций, которых обслуживают по договору. На контрагентов это требование не распространяется.

Идентификация — совокупность мероприятий по установлению сведений о клиенте и подтверждение их достоверности.

Процедура идентификации не ограничивается установлением информации о клиенте. Она включает в себя еще три обязательных этапа:

  1. Присвоение уровня риска (низкого, среднего или высокого) на основании данных, полученных в ходе проведения идентификации.
  2. Сверка с перечнями, которые ведет Росфинмониторинг. Это списки террористов и экстремистов; лиц, причастных к распространению оружия массового уничтожения; Межведомственной комиссии по ПОД/ФТ/ФРОМУ.
  3. Подготовка и хранение анкеты клиента.

В небольших бухгалтерских фирмах нагрузка по соблюдению требований в сфере ПОД/ФТ ложится на плечи бухгалтеров, так как в штате нет отдельного комплаенс-департамента или специалиста по финмониторингу.

Однако пренебрегать требованиями 115-ФЗ не стоит. Ответственность за его невыполнение серьезная: компанию могут оштрафовать по ст. 15.27 КоАП.

В Контур.Призме, в сервисе для соблюдения 115-ФЗ, есть все необходимые инструменты для идентификации клиентов. Доверьте рутинную нагрузку удобному сервису.

Принцип № 4. Регулярно проверять клиентскую базу по перечням

Важно не просто получить данные при первичной идентификации, но и регулярно обновлять их. В первую очередь речь идет о постоянной сверке всей клиентской базы с тремя перечнями:

  • террористов и экстремистов;
  • лиц, причастных к распространению оружия массового уничтожения;
  • Межведомственной комиссии по ПОД/ФТ/ФРОМУ.

Исключений нет: проверять нужно даже те компании, которые находятся на обслуживании длительное время и в благонадежности которых не приходится сомневаться. Дело в том, что списки террористов и экстремистов могут обновляться несколько раз в неделю. Поэтому рекомендуем проводить сверку каждый раз, когда выходит новая редакция перечня.

Если обнаружите действующего клиента в одном из списков, приостановите его обслуживание и отправьте сообщение в Росфинмониторинг в формате ФЭС (подп. 6. п. 1 ст. 7 115-ФЗ). Не проводите операции от имени клиента, если работаете со счетом организации или предпринимателя.

Фактически дальнейшее сотрудничество с клиентом, который попал в один из перечней, становится невозможным до тех пор, пока его не исключат из списка.

Настройте автоматическую сверку клиентов по специальным перечням в Контур.Призме.

Принцип № 5. Обновлять анкеты клиентов и хранить их

В завершение идентификации необходимо создать анкету клиента и сохранить ее. Анкета — это формализованный документ, составить который в произвольной форме нельзя. Требования к анкете зафиксированы в приложениях к Приказу Росфинмониторинга от 20.05.2022 № 100.

Закон обязывает компании обновлять данные о клиенте в ходе сотрудничества. В этом году нагрузка на субъектов 115-ФЗ в этой части уменьшилась. Актуализировать информацию можно реже. Так, обновлять анкеты клиентов с низким уровнем риска теперь необходимо раз в три года, а не каждый год, как это было раньше. По клиентам высокого уровня риска — раз в год, а не каждые полгода.

Отслеживайте изменения. Если у клиента изменились идентификационные данные, обновите его анкету. Даже несмотря на то, что сроки еще не подошли.

Всё для бухгалтера в экосистеме Контур. Сервисы для проверки контрагентов, соблюдения 115-ФЗ и многое другое.

Анкету нужно хранить и после прекращения сотрудничества с клиентом — минимум пять лет (п. 42 приказа Росфинмониторинга от 20.05.2022 № 100). Если регулятор придет с проверкой, сохраненные анкеты будут подтверждением, что вы проводили идентификацию.

Сноска: АО "ПФ "СКБ Контур" (16+), kontur.ru

Комментарии

4
  • Александр Пономарев

    Я уже неоднократно встречал такие статьи, обсуждения, но не пойму одного. В ст.7.1 115-ФЗ сказано, что бухгалтерским фирмам надо вставать на учет, "если они готовят или осуществляют от имени или по поручению своего клиента следующие операции с денежными средствами или иным имуществом":

    управление денежными средствами, ценными бумагами или иным имуществом клиента;

    управление банковскими счетами или счетами ценных бумаг.

    Я, как ИП, не управляю денежными средствами и банковскими счетами клиента. У меня в договорах такого никогда не было.

    Готовлю платежки на налоги, зарплату, разношу выписки. Все остальное клиент "сам". Так по договору, по крайней мере.

    Неужели другие бухгалтерские фирмы имеют такой неограниченный доступ к финансам? На бумаге?

    • t220

      Наше законодательство - это не свод жестких, понятных правил, а некое размытое облако, непонятное никому, в т.ч. его создателям. Термин "готовят ... управление денежными средствами" можно трактовать как "готовят платежные документы" (т.к. операция с платежным документом это и есть операция "управления ден.средствами"). А можно и не трактовать. Через лет 10 судебная практика сложится. А пока - гадайте сами, риски неопределенности - это наше все..

      • ФД Екатерина

        чем мутнее водичка - тем жирнее рыбка

    • nata-gr.85

      Кроме этого, есть и другие условия, которые обязывают бухгалтерские организации и ИП выполнять требования 115-ФЗ:

      - привлечение денежных средств для создания организаций, обеспечения их деятельности или управления ими;

      - создание юридических лиц и иностранных структур без образования юридического лица, обеспечение их деятельности или управления ими, а также куплю-продажу юридических лиц и иностранных структур без образования юридического лица.

      т.е. бухгалтерская организация, ИП или самозанятый бухгалтер своими услугами (ведение учета, подготовка отчетности, и т.д.) обеспечивают деятельность организаций, и обязаны следить за соблюдением ими 115-ФЗ.

Инвестиции

Известен день старта продаж акций Яндекса на Мосбирже

Ценные бумаги МКПАО «Яндекс» допустят к торгам с 8 июля, а 10 июля Мосбиржа проведет делистинг акций нидерландской компании Yandex N.V.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Экономика России

Путин: планы по экономическому развитию не изменятся даже в условиях СВО

Предприятия оборонно-промышленного комплекса (ОПК) должны быть готовы в любой момент выпускать продукцию гражданского назначения.

Новостной дайджест: поддержка стартапов, снижение налогов для ИП, новая программа субсидирования, изменения в патентной системе, электронное взаимодействие с ФНС

В рамках национального проекта по поддержке предпринимательства стартовала новая инициатива для стартапов.

Лучшие спикеры, новый каждый день

Проверяя декларацию по УСН, налоговики складывают банк и чеки от ОФД по безналу, а еще незаконно требуют КУДИР. 😤«Ночной бухгалтер» № 1682

Не так давно ИП закончили сдавать декларации по УСН (срок был до 25 апреля), а организации отчитались еще раньше. Теперь бухгалтеров засыпают требованиями пояснений, но у ФНС странный подход к камералке, например, они складывают и все поступления по выпискам со счетов, и суммы по чекам от ОФД на безналичный (картами) расчет.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Расчет акцизов

ФНС обновила форму декларации по акцизам на табак

Налоговая будет определять базу по акцизам на табачные изделия и жидкости для вейпов через систему маркировки.

УК РФ

Должники станут более защищены при исполнительном производстве

Минюст разработал законопроект, который предлагает наделить судебного пристава-исполнителя правом обращаться в суд с ходатайством об освобождении должника от дальнейшего отбывания обязательных работ.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Ипотека

Ставку по семейной ипотеке могут поднять до 12%

Для семей с детьми до 6 лет условия льготной ипотеки не изменятся: ставка сохранится на уровне 6% годовых. Однако для остальных Минфин планирует ужесточить условия.

Зачем IT- компаниям нужен юрист: три примера из моей практики

Я Павел Патрикеев — практикующий юрист, специализирующийся на поддержке малого и среднего ИТ-бизнеса, кратко расскажу о том, как даже одна юридическая консультация может существенно облегчить вашу жизнь, и разберу, на какие плюшки от государства могут рассчитывать IT-компании. Читайте до конца, чтобы узнать почему большинство из них не доходит до адресатов.

Как вести бухгалтерский учет в строительстве в 2024 году

Ведение учета в строительной отрасли имеет свою специфику, разбираемся в нюансах работы на стороне заказчика и подрядчика.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Кадры

Названы причины, почему работники рвутся на удаленку, особенно летом. И это выгодно работодателям

По данным опроса 80% россиян хотят перейти на удаленный режим работы летом.

Обзоры новостей

⚡️ Итоги дня: появился новый вирус FLiRT, готовить кофе можно ультразвуком, а в России будет свой музыкальный конкурс «ИнтерВидение»

Подготовили обзор главных событий дня — 15 мая 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Банки

Центробанк запустил новый сервис со статистикой

Уже сейчас пользователи сервиса могут ознакомиться с процентными ставками, денежно-кредитной политикой и статистикой по внешнему сектору экономики. Перечень доступной информации будет расширяться.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров
Трудовое право

💥 Депутаты готовят большой пакет поправок в Трудовой кодекс

В Госдуму внесен депутатский законопроект с изменениями в ТК по дополнительным гарантиям защиты прав работников.

Можно ли делать выплаты самозанятому на чужую карту

Иногда возникают ситуации, когда самозанятый просит перечислять выплаты не на свою банковскую карту, а на карту третьего лица — например, жены или друга. Разбираемся, законно ли это и как правильно переводить вознаграждение в таком случае.

Можно ли делать выплаты самозанятому на чужую карту
Охрана труда

Пять фактов, которые нужно знать про обучение по охране труда

Выбрали самые частые вопросы по теме обучения по охране труда и попросили экспертов «Клерка» дать развернутые ответы, которые пригодятся и работнику, и руководителю, и собственнику компании.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

МИД договорится с Малайзией о безвизовом режиме

Туристы смогут проводить в Малайзии без визы до 30 дней.

Снижение компенсации за нарушение исключительных прав

Компенсация за нарушение авторских прав — это санкция, которая носит не только восстановительный характер, но и как любая мера юридической ответственности — превентивный и карательный (штрафной) характер, а также является альтернативной санкцией и взыскивается вместо убытков.

Нужна ли оценка объекта интеллектуальной деятельности, при включении его в состав наследства?

Размер оценки имущества, включенного в состав наследства = госпошлина за выдачу свидетельства о наследстве = зарплата нотариуса.

НДФЛ

С 2026 года для вычетов НДФЛ не нужно будет собирать справки и документы-подтверждения

Для получения вычетов по НДФЛ больше не понадобится собирать справки и другие подтверждающие документы. Налоговая с 2026 года сама рассчитает размер вычета и автоматически переведет нужную сумму.

Интересные материалы

Бесплатно с Расчеты с работниками

Как безопасно заменить индексацию премиями: судебная практика

Нередко работодатели принимают решение не индексировать суммы, которые получают работники за труд, а выплачивать премии. Насколько такие действия правомерны, и если да, то как оформить, чтобы не было претензий?

Как безопасно заменить индексацию премиями: судебная практика