Финконтроль в аутсорсинговой компании: что надо знать директору бухгалтерской фирмы

Как встроить финансовое планирование в управление проектами и какие инструменты для этого использовать? Как держать под контролем выручку и затраты по проектам?
Финконтроль в аутсорсинговой компании: что надо знать директору бухгалтерской фирмы
Иллюстрация: Yan Krukov/pexels

Рассказывает Александр Спиридонов, директор по консалтингу компании Timetta. Разберем все на примере практического кейса.

Компании из сферы профессиональных услуг (Professional Services) ведут проектную деятельность, и общий финансовый результат складывается из результатов по конкретным проектам. Основная статья расходов по проектам в этих компаниях – это себестоимость труда собственных сотрудников.

Обычно себестоимость считается на основе табелей учета рабочего времени. И очень удобно иметь инструменты, которые все эти расчеты делают в комплексе: начиная от планирования проекта и себестоимости, заканчивая сбором фактических сведений, их согласования, трансформации этих сведений о себестоимости труда, и их отображения в отчете о прибылях и убытках.

Кроме себестоимости труда, есть еще прямые затраты по проектам (командировочные, субподрядчики, представительские расходы), выручка – мы можем ее начислять по актам, методом освоенного объема, и тем самым контролировать план-факт по проектам.

А если финансовый директор следит за тем, чтобы проджект-менеджеры регулярно обновляли ресурсные планы по проектам, то он получает ещё и прогноз, и может вовремя выявлять те проекты, по которым рентабельность ниже KPI вашей компании. Так можно корректировать работу как финансового отдела, так и компании в целом.

Инструменты, которые оптимизируют работу финансового отдела

Что нужно, чтобы контролировать финансовое состояние по проекту?

Нужен план:

  • Сколько мы собираемся на этот проект потратить?
  • Сколько планируем на этом проекте заработать?

Чтобы понимать, сколько мы планируем потратить, нам важно рассчитывать себестоимость. Для этого необходимо иметь ресурсный план по проекту и своевременно собирать информацию о факте. В идеале, хочется также строить прогнозы на основе получаемых данных.

Например, делаем план по проекту: нужно запланировать выручку, затраты и себестоимость. Для этого можно использовать Эксель или специальные программы.

Для плана-факта, чтобы рассчитать фактическую себестоимость, нужно получать фактические сведения о реальных трудозатратах. Тут опять можно в Экселе собирать отчёты рабочего времени, прикидывать трудозатраты сотрудников. Можно условно аллоцировать (от «аллокация» – распределение) долю сотрудника на проекте, или грубо считать, что один сотрудник занят на одном проекте (но в компаниях, где проектов много, это, чаще всего, не так). Для более точного учета рабочего времени лучше использовать табели.

Чтобы получить прогноз, надо где-то первоначально фиксировать смету (базовый план), и по ходу проекта его пересматривать, чтобы получать план, отражающий текущий ход проекта.

Какие практики нужно выстраивать в организации, чтобы нормально работало финансовое планирование

  1. Делать базовый план проекта: в нем надо фиксировать базовые показатели проекта, на которые вы ориентируетесь. Например, сколько денег планируется получить с клиента, какие будут затраты, какие ресурсы планируем вложить и в каком объеме, какая себестоимость этих ресурсов, какая в итоге прибыль и какая рентабельность.
  2. Инструмент, при помощи которого вы будет собирать сведения о фактических трудозатратах проекта. То есть о фактическом вкладе ваших трудовых ресурсов в реализацию того или иного проекта. Это нужно, чтобы высчитывать фактическую себестоимость.
  3. Инструмент, который позволит вашим менеджерам регулярно пересматривать план проекта и его актуализировать, чтобы он максимально точно отражал ожидания от текущей реализации проекта. Это нужно, чтобы заранее спрогнозировать момент, когда по проекту что-то пойдёт не так, а также выявлять проекты, которые стали убыточными.

Как встроить финансовое планирование в управление проектами

По ходу выполнения проекта образуются разные типы документов: акты, таймшиты, которые являются основанием для признания себестоимости на проекте. Также во многих западных компаниях таймшиты используются для начисления заработной платы сотрудникам. Есть еще заявки на затраты (в разной степени формализации).

Обычно хорошая практика, когда финансовый директор (финансовый контролер) принимает участие в согласовании плана проекта. Его задачи: проверить, что та рентабельность, которая зафиксирована в плане, попадает в целевые значения, принятые в компании.

Тут важно иметь финансовую модель с подсчетом целевого уровня рентабельности в компании, и рассчитывать уровень рентабельности по каждому проекту. Контроль рентабельности каждого проекта как раз-таки и показывает «узкие места» в работе проектных команд, и помогает принимать управленческие решения.

Вторая точка контроля финансового директора: план-график и признание выручки – поступают ли деньги по проектам, когда было запланировано.

Третья точка контроля: следить за фактической себестоимостью проекта.

Также важно контролировать всевозможные изменения, отступления от плана: если по ходу проекта решили поменять условия, например, подписали дополнительное соглашение с клиентом.

Календарь финансовых операций

Важно сделать наглядное представление начисления выручки и затрат по проекту в виде календаря. Очень удобно по неделям, по месяцам, по кварталам следить за планом-фактом, прогнозами, выручкой.

Для удобства в календарь стоит ввести такие переменные, как «факт», «оценка», «прогноз».

Кейс по учету времени в области бухгалтерского аутсорсинга

В России работает множество профессионалов выделенного сервиса, как правило, большая часть занята в общих центрах обслуживания (их в России около 200, и они обслуживают крупнейшие промышленно-финансовые группы). Одним из таких центров является «Центр корпоративных решений», который обслуживает предприятия группы НЛМК. Среди оказываемых услуг – бухгалтерия на аутсорсе.

В ЦКР используют учет рабочего времени с помощью таймшитов для определения себестоимости каждого услуги в рамках работы на разных заказчиков.

У них есть наборы услуг, и они списывают на эти наборы услуг некие затраты, которые превращаются в себестоимость, благодаря учету рабочего времени с помощью таймшитов. И благодаря этому они могут в конце отчетного периода посмотреть, как они работали на того или иного клиента в разрезе различных услуг.

Например, для бухгалтерии это может быть отчет о затратах на начисление заработной платы, различных проводок, расчетов с контрагентами, работа с ФНС.

Возможности IТ-решения по учету рабочего времени для ЦКР на примере наглядной схемы:

При помощи внедрения системы учета рабочего времени удалось выявить прямой, вспомогательный и непрофильный функционал сотрудников.

С прямым понятно – это основные рабочие задачи; вспомогательный функционал – задачи, которые не являются ключевыми, но должны регулярно выполняться. А непрофильный – все, что выходит за рамки компетенций конкретного сотрудника; операции, которые он выполнять не должен.

Например, в случае сотрудника финансового отдела: когда просят проверить контрагента перед заключением договора или оформить командировку.

По итогам, для каждой группы сотрудников в рамках проекта были прописаны прямые и вспомогательные операции, а непрофильные задачи были с них сняты и перераспределены на других сотрудников компании (для кого эти задачи являются прямыми).

Основная задача наглядного финансового контроля: показать, как распределяется себестоимость между различными направлениями деятельности и разными клиентами. Это нужно для того, чтобы контролировать затраты на каждого клиента, чтобы они не превышали запланированные, и, соответственно, своевременно управлять рентабельностью как отдельных направлений, так и компании в целом.

Начать дискуссию

⚡️ Итоги дня: Вышла новая версия нейросети GPT-4o, депутаты подрались в парламенте Грузии, а Почта России быстрее отправляет посылки

Подготовили обзор главных событий дня — 14 мая 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Счетная палата: компании задолжали больше 30 млрд рублей по земельному налогу

Главной проблемой для аудиторов стали земельные участки, которые принадлежат фирмам, исключенным из ЕГРЮЛ.

Криптообменники в Москва Сити: где обменять криптовалюту на наличные рубли

Международный деловой центр «Москва-Сити», расположенный на Пресненской набережной, объединяет в себе зоны отдыха и деловой активности, и именно здесь расположено большинство офисов, в которых можно обменять крипту на наличные, и наоборот.

Криптообменники в Москва Сити: где обменять криптовалюту на наличные рубли
Лучшие спикеры, новый каждый день
Бесплатно с Трудовые отношения

Дополнительное соглашение к трудовому договору: как его правильно оформить — примеры

При приеме на работу все существенные условия, на которых человек будет трудиться, указывают в трудовом договоре. В процессе работы может возникнуть необходимость их изменить. Разберем, какие условия можно скорректировать, как корректно оформить дополнительное соглашение к трудовому договору.

Дополнительное соглашение к трудовому договору: как его правильно оформить — примеры

Госдума готовит закон о маркировке контента от нейросетей

Изображения, тексты, аудио и видео, созданные искусственным интеллектом, могут ввести пользователей в заблуждение. Поэтому депутаты предложили маркировать сгенерированный контент. А если он будет распространяться без маркировки, то материалы заблокируют.

Выпуск КЭП с использованием ЕБС: что это такое, как получить, и зачем нужно

Раньше выпустить квалифицированную электронную подпись удаленно могли только те, у кого был действующий сертификат ЭП. Теперь такая услуга стала доступна новым пользователям — подтвердить свою личность удаленно можно с помощью государственной Единой биометрической системы (ЕБС).

Выпуск КЭП с использованием ЕБС: что это такое, как получить, и зачем нужно
Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Зарплата

В 2025 году бюджетникам будут платить по-новому. Минтруд запустит пилотный проект

Чтобы фиксированные выплаты бюджетникам были не ниже МРОТ, Минтруд запустит пилотный проект с новой системой оплаты труда. В первую очередь изменения затронут работников из сферы образования и здравоохранения.

Как работодателю законно отказаться от обучения по охране труда

Абсолютно все работодатели обязаны организовать и провести обучение своих работников по охране труда. Это реализуется посредством внутреннего и внешнего обучения, инструктажей нескольких видов и стажировки на рабочем месте.

Как работодателю законно отказаться 
от обучения по охране труда

💡 Большинство компаний из электронной коммерции пользуются искусственным интеллектом. Но не все технологии приживутся, говорит эксперт

Представители сферы e-commerce инвестируют в новые технологии на базе искусственного интеллекта примерно 5% бюджета.

Цифра дня. Про мотивацию

Самым эффективным способом мотивации сотрудников работодатели считают регулярный пересмотр зарплаты.

Цифра дня. Про мотивацию

Над чем будет работать Минтруд ближайшие 6 лет: программа

Антон Котяков выступил перед депутатами Госдумы и представил программу работы Минтруда на ближайшие 6 лет, до 2030 года.

Код ОКВЭД при регистрации ООО и ИП

Коды ОКВЭД при регистрации ООО и ИП – это инструмент для определения направления коммерческой деятельности. Важно понимать роль и значение ОКВЭД кодов при регистрации, а также возможные последствия неправильного использования таких кодов.

Код ОКВЭД при регистрации ООО и ИП
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

По договорам ИСЖ стало больше шансов остаться в минусе

Финансовый уполномоченный Светлана Максимова сообщила о неприемлемых практиках по договорам инвестиционного страхования жизни (ИСЖ).

ЭДО. Сравнение: 1С-ЭДО, Контур Диадок, СБИС. Что лучше для бухгалтеров?

Сегодня мы обсудим, какие из трех систем электронного документооборота (ЭДО) — 1С-ЭДО, Контур Диадок или СБИС— могут быть более выгодными для бухгалтерии вашей компании, учитывая такие аспекты как цена, удобство работы и интеграция с маркетплейсами.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру

Россияне заняли первое место по числу посещений криптобиржи Bybit

За 2023 год жители страны вложили в криптовалюту почти 5 трлн рублей.

Выгорание: почему все выгорают и что с этим делать

Есть миф, что выгорают только представители «нервных» профессий, однако оно бывает даже в личной жизни и быту. Не все признают эмоциональное выгорание проблемой — и зря. Объясняем почему

Минэкономразвития будет обучать население работе с нейросетями

Государство оплатит 90% стоимости образовательных курсов по работе с искусственным интеллектом.

НДФЛ

❗❗❗ Менять правила уплаты НДФЛ налоговыми агентами не будут

Министр финансов России Антон Силуанов заявил, что менять существующую систему уплаты НДФЛ у налогового агента нецелесообразно.

Производители парфюмерии и косметики будут отчитываться о содержании спирта в продукции

Чтобы пресечь нелегальный оборот алкоголя, предпринимателей обяжут маркировать косметику, парфюмерию и бытовую химию с содержанием спирта свыше 10% от объема. Также им придется отчитываться о продажах и объемах производства.

Интересные материалы

Силуанов: налоговые лазейки будут ликвидированы

Глава Минфина Антон Силуанов вкратце рассказал, как готовятся налоговые предложения по изменениям в НК с учетом поручений президента.