Как стать работодателем мечты: топ-6 признаков, на которые смотрят соискатели

Для любого соискателя важны зарплата, время в пути до места работы, стабильность и социальные гарантии. В долгосрочной перспективе — возможность обучиться чему-то новому и карьерный рост. Играет роль и формат работы: кому-то критична возможность работать удаленно, кому-то — ходить в офис.
Как стать работодателем мечты: топ-6 признаков, на которые смотрят соискатели
Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

О том, на что еще обращают внимание люди при поиске работы, как понять, что корпоративная культура и стиль руководства вам подходят, что и как влияет на имидж компании, рассказывает Светлана Борматова, генеральный директор АО «Гринатом Простые Решения».

1. Репутация компании 

По статистике, соискатели уделяют большое внимание репутации компании и отзывам бывших и действующих сотрудников в интернете. Для 45% имеют значение рекомендации друзей и знакомых, для 31% — проверенный профиль компании, для 29% — рейтинг работодателя на джоб-платформе, для 27% — сайт компании.

52% соискателей с опытом работы испытывают сложности из-за отсутствия обратной связи от работодателя и 34% — из-за несоответствия указанной в вакансии информации действительности. Это, в свою очередь, может отрицательно влиять на имидж фирмы

В ситуации, когда у кандидата уже есть несколько предложений, отзывы могут стать решающим фактором. HR-специалистам стоит работать с формированием имиджа, и обратная связь от сотрудников играет здесь большую роль.

Когда кандидат читает отзыв, он не всегда точно представляет себе зону ответственности, должность или подразделение, в котором работал сотрудник, рассказавший о компании. Например, айтишнику может попасться отзыв от бухгалтера, у которого накопился негатив на работодателя. Но, получается, для айтишника (кадровика, документоведа, …) неважно, кто высказал свое мнение о компании. Поэтому отзывы существенно влияют на принятие решения о выборе конкретного места работы.

Рекомендации от друзей и знакомых — тоже плюс к доверию. Бывает так, что, выйдя на работу, человек говорит: «Я читал отзывы и сомневался, но позитивный рабочий опыт друга или родственника меня убедил принять положительное решение». 

За высказываниями сотрудников на сайтах всегда стоит какая-то эмоциональная история. Иногда не совсем понятно, кто их написал. Это могли быть не только люди, работающие в компании, но и конкуренты, задача которых — разрушить имидж организации. А если у соискателя в компании работает знакомый или близкий человек, в котором он уверен, и тот рекомендует работодателя, то вероятность того, что человек согласится, выше.

Профилю на HeadHunter тоже, как правило, доверяют: этот ресурс хорошо зарекомендовал себя с точки зрения достоверности информации.

Задача работодателя — максимально раскрыть свой профиль и все направления деятельности, потому что большинству компаний приходится работать с разными кандидатами.

На HeadHunter один работодатель может создать несколько профилей на разные вакансии. Если нужен сотрудник в бухгалтерское ОЦО (общий центр обслуживания), он может использовать профиль ОЦО. А если компания ищет разработчика, то стоит создать отдельный профиль IT-компании и использовать его для подбора кандидатов.

Лучше иметь несколько профилей, чем один, где будет написано все и обо всем. Раскрыть все нюансы работы в коротком описании просто невозможно. Важнее подчеркнуть специфику, показать, какие есть преимущества, и на этой основе вести дальнейший диалог с кандидатом.

2. Присутствие в медиапространстве

Реакция на сайт компании, ее социальные сети и публикации в СМИ-блогах зависит от уровня должности кандидата и специфики его работы.

Если речь идет о рядовых сотрудниках HR-отделов и бухгалтерии (причем, не вчерашних выпускниках вуза, а людях с опытом), они чаще всего не обращают внимания на то, как работодатель позиционирует себя в публичном пространстве. 

Сайты и соцсети наиболее интересны молодежи, кандидатам на позиции топ-менеджеров, менеджерам по продажам и маркетологам.

Квалифицированные специалисты в сферах маркетинга и продаж планируют продвигать компанию на рынке, поэтому им важно сразу оценить, подойдет ли им специфика конкретной компании, ее продукты и услуги.

3. Стиль руководства

Не все люди способны сработаться друг с другом. Бывает так, что на должность претендуют прекрасные специалисты с нужными навыками и опытом, но они психологически несовместимы с потенциальным руководителем. 

Даже в госструктурах и крупном бизнесе постепенно отходят от авторитарного стиля руководства в сторону демократического. Но свои нюансы есть везде.

На собеседовании HR-сотрудник сначала смотрит на кандидата, оценивает его психотип и параллельно выявляет ситуации, которые могут у конкретного человека вызвать стресс на работе.

Если соискатель в целом подходит на эту вакансию, то лучше честно рассказать об особенностях работы, в том числе о каких-то негативных моментах. Конечно, фокусироваться на этом отдельно не стоит, но в некоторых местах возможна специфика, связанная с темпераментом кого-то из сотрудников, в том числе на руководящих постах. 

Если некий руководитель, например, слишком эмоционален по своей натуре, то HR-менеджеру нужно честно сказать об этом соискателю и спросить, готов ли он к такому. Бывает, что руководитель долго работает на своей должности, а среди подчиненных существует текучка: к такой ситуации тоже оказываются готовы не все. Если обсуждать эти моменты заранее, то человек вправе принять решение, будет ему комфортно или нет.

4. Корпоративная культура 

У рекрутеров и HR существуют свои технологии, по которым они могут оценить кандидата на соответствие ценностям компании. Обычно для этого используется подробное структурированное интервью — оно включает в себя определенные вопросы и кейсы.  

Для подбора руководящего состава используется глубокое интервью, когда менеджеры детально выявляют каждую ценность потенциального сотрудника.  Для линейных позиций существует короткий срез. Но, в любом случае, очень важно, чтобы сотрудник соответствовал ценностям конкретной организации.

Задача HR и руководства — не просто собрать сотрудников в одной компании и общем офисе, а сформировать команду. А она, в свою очередь, должна прийти к эффективному результату, высокой производительности. Этого можно достигнуть только через командное взаимодействие.

Если среди коллег будут постоянные конфликты, то коллектив будет разрушаться изнутри, и ничего хорошего из совместной работы не получится. Это понимает каждый, кто хоть раз работал с людьми. 

5. «Плюшки»

Большинству соискателей важно, чтобы зарплата была «белой». Это требование выходит на первый план во время кризисной ситуации в экономике. Впрочем, в крупных корпорациях на 100% официальная зарплата — норма.

В последнее время много кандидатов готовы рассматривать работу в госструктурах. Еще 2–3 года назад определенная часть профессионалов не рассматривала госкомпании — их смущала бюрократия.

Сейчас госструктуры становятся синонимом гарантий и стабильности, а та самая «бюрократия» за счет современных подходов к управлению и цифровых возможностей уходит в прошлое.

Еще один важный параметрэто ДМС (добровольное медицинское страхование). 10 лет назад ДМС за счет работодателя воспринималось как приятный бонус, сейчас же — как нечто само собой разумеющееся, что должно быть в крупной компании. Некоторым важно, чтобы полис включал в себя стоматологию, ведение беременности или скидки на психологическую помощь.

Оплата транспортных расходов в большинстве случаев не играет большой роли для соискателя. Но если речь идет о сотрудниках, которые часто ездят в командировки или презентуют что-то клиентам, то оплата бензина при поездках на личном транспорте, билетов на поезд или самолет необходима. В офисной работе важным бонусом может стать оплата парковочного места.

Очень многие кандидаты в самых разных сферах сейчас ориентированы на профессиональное развитие. Им важно, чтобы была возможность обучения на рабочем месте. Крупные фирмы чаще всего предоставляют такую возможность.

Работодателям необходимы как профессиональное развитие каких-то компетенций, в том числе «мягких навыков», так и возможность выстроить корпоративную культуру. Форматы обучения бывают разными: от внутренних учебных курсов до тренингов и бизнес-игр для сотрудников.

Многие опции служат приятными бонусами, позволяющими соискателю выбрать из равнозначных предложений. Например, абонементы в фитнес-клубы.

Когда кандидат приходит на собеседование, он в первую очередь обращает внимание на свои основные приоритеты — зарплату, стабильность, комфортный ему формат компаний (госструктуры, крупные корпорации или, наоборот, малый бизнес). А потом, когда начинает сравнивать несколько предложений, дополнительные бонусы выходят на первый план. И соискатель принимает во внимание не только ДМС или обучение, но и, например, оплату парковки или скидки в фитнес-клуб.

На этапе прохождения собеседований кандидат может даже не спросить про тимбилдинг и корпоративные мероприятия. Но когда сотрудник начинает работать в компании, для него это становится очень важным.

Людям необходимо, чтобы у них были какие-то активности с коллегами, чтобы ненадолго отвлечься от работы и вместе провести время не только за служебными задачами, но и в неформальной обстановке. Однако, решающим фактором при выборе рабочего места тимбилдинги, как правило, не становятся: ни одна компания не скажет, что у нее их нет совсем.

Современные организации предлагают сотрудникам воспользоваться услугами психологов — работодатели заинтересованы в психологическом благополучии сотрудников. Пандемия, политические и экономические потрясения касаются каждого, поэтому последствия длительного стресса, конечно, сказываются на психоэмоциональном состоянии коллектива. 

Все работающие люди в той или иной степени ощущают последствия стресса. Все чаще сотрудники говорят о том, что они выгорают, устают, и им хочется отдохнуть, поэтому компании начали задумываться, как сохранить благоприятный психологический климат. 

Не каждый человек пойдет к психологу самостоятельно и вообще признается, что ему нужно с кем-то поговорить. Но если работодатель беспокоится о своем коллективе, ему необходимо думать о том, как предотвратить эмоциональное выгорание сотрудников

Психологическую помощь можно включить в программу ДМС или выделить бюджет на психолога в штате компании. К примеру, в обычных государственных школах есть школьные психологи, которые общаются с родителями и детьми. Аналогичная ситуация в коммерческих структурах тоже не будет лишней.

Еще один вариант — серия встреч, посвященных эмоциональному выгоранию и борьбе со стрессом, где руководители могут делиться личным опытом с подчиненными.

6. Технологии

Работодателям стоит рассказывать аудитории о важных современных технологиях в работе компании. Например, как в разных подразделениях используют искусственный интеллект, различные IT-разработки или автоматизируют работу с целью повышения производительности. Сейчас это очень актуально, все соискатели интересуются этими темами, так как хотят быть причастными к развитию технологий.

Для многих кандидатов использование передовых инструментов — критерий развития бизнеса. Если компания двигается в ногу со временем, то она применяет разные IT-решения для улучшения работы, повышения эффективности и производительности. Обо всем этом стоит обязательно говорить потенциальным сотрудникам.

С развитием технологий связан и выбор формата работы. Если до пандемии многие не понимали, как можно работать дома, то впоследствии привыкли к этому, даже когда опасность заболеть отступила. 

За последние годы предложение кандидатов на рынке труда очень изменилось. Средний соискатель стал больше ценить личное время, которое можно провести с семьей, здоровье и комфорт. 

Эффективным для многих компаний стал гибридный режим работы, когда около 70% человек находится в офисе и 30% — на удаленке (если им нужно). Кто-то из сотрудников эффективнее работает в одном формате, кто-то в другом. Это зависит от индивидуальных особенностей, семейной ситуации и обстановки дома.

«Удаленка» позволяет нанимать лучших соискателей из других городов: некоторым ограничением служат лишь часовые пояса. Тем не менее, ряд сотрудников устает от работы из дома и хочет приходить в офис ради общения и погружения в рабочие процессы.

Когда соискатель проходит первые собеседования, он, чаще всего, не понимает всех преимуществ компании — у человека может оставаться недоверие к работодателю. После трудоустройства приоритеты сотрудника меняются, в том числе тогда, когда работа соответствует большинству ожиданий. И здесь уже у руководства начинаются совсем другие задачи — мотивировать, удерживать, развивать.

Начать дискуссию

Грядет очередной эксперимент по маркировке

C 1 сентября 2024 по 31 августа 2025 года Минпромторг планирует проведение эксперимента по маркировке отдельных видов смазочных материалов и специальных автомобильных жидкостей.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

К 2036 году у 99% населения России будет интернет

Президент в качестве национальной цели обозначил увеличение доли домохозяйств, которым обеспечена возможность качественного высокоскоростного широкополосного доступа к интернету.

Зачем обращаются в Росреестр чаще всего: официальные данные

Росреестр отчитался, с какими вопросами чаще всего обращались заявители в 2023 году.

Лучшие спикеры, новый каждый день

Выручка малых технологических компаний должны вырасти в 7 раз

Для достижения национальной цели «Технологическое лидерство» президент поставил целевой показатель по росту выручки малых технологических компаний (МТК).

Названы приоритетные направления для развития новых технологий

Президент поставил задачу обеспечить технологическую независимость и формирование новых рынков по ряду направлений.

Все что вам нужно знать о штрафах за работу с самозанятыми. Реальный опыт юриста

Разберу на примере реальных  судебных дел, как предприниматели «попадают» на штрафы за работу с самозанятыми и теряют миллионы. Отвечу на 3 самых популярных вопроса и развею мифы.

1
Опытом делятся эксперты-практики, без воды

6 основных инструментов ФАС по борьбе с недобросовестной конкуренцией

Антимонопольная служба подвела итоги работы по противодействию недобросовестной конкуренции за 2023 год.

Бесплатно с Увольнение

Увольнение с отработкой: что такое, как правильно оформить, образец заявления

Увольнение с отработкой — это не нормативное, а обиходное выражение. Корректнее говорить об увольнении по собственному желанию или расторжении трудового договора по инициативе работника. Но важнее не термины, а правильное оформление.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

⚡️ Итоги дня: Microsoft создала нейросеть для спецслужб, Ozon сгенерирует фото одежды на моделях, а в Москве продают мангал за 350 тысяч

Подготовили обзор главных событий дня — 8 мая 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

На Wildberries появился раздел с белорусскими товарами

Маркетплейс выделил целый раздел для сертифицированных белорусских товаров. Сейчас для заказа доступно 2,7 тысяч позиций.

Общество

Болгария не выдает россиянам шенгенские визы

С конца апреля визовые центры Болгарии начали принимать документы на оформление национальных виз по биометрии, но шенген все еще не выдают.

У «Клерка» новый телеграм-канал для HR-специалистов. О карьере без купюр

«Клерк» запустил telegram-канал с обсуждением трендов и тенденций в найме. Пригодится начинающим и опытным рекрутерам, а также всем, кто хочет работать в этой сфере. Подписывайтесь!

У «Клерка» новый телеграм-канал для HR-специалистов. О карьере без купюр
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Шохин: повышение налога на прибыль должно затронуть не всю прибыль

Александр Шохин назвал дифференциацию по налогу на прибыль организаций справедливой и важной для развития страны.

Стало известно, кого будут активно переводить на российское ПО

Перевод организаций на российское программное обеспечение предусмотрен в рамках выполнения национальной цели, поставленной президентом.

Единственных учредителей ООО не будут освобождать от взносов на ОПС

В Минфин поступило предложение освободить от страховых взносов на ОПС директоров-единственных учредителей микробизнеса, которые к тому же – пенсионеры. Но Минфин ответил отказом.

Что такое оборачиваемость активов и как ее рассчитать бухгалтеру

Чтобы бизнесу понимать, какую выручку приносит 1 рубль, вложенный в активы компании, нужно рассчитать коэффициент оборачиваемости активов.

Налоговики требуют переделать декларации по УСН: доходы должны расти. 📉 «Ночной бухгалтер» № 1679

Если в декларации по УСН строка 113 меньше, чем 112, у налоговиков – разрыв шаблонов. Кредиты будут давать с разрешения родственников. Зарплата будет выше, жилплощадь – больше. И другие новости дня.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
НДФЛ

Малоимущих могут освободить от НДФЛ

Профсоюзы будут добиваться освобождения от НДФЛ прожиточного минимума и МРОТ.

Нужно ли получать разрешение подкомиссии на ликвидацию российской организации с иностранным участником

Необходимо ли получать разрешение подкомиссии на ликвидацию российской организации (ООО или АО) с иностранным участником и какие трудности могут возникнуть у участников этой организации.

Интересные материалы

Через 6 лет 99% госуслуг будут предоставлять в электронной форме

Президент поставил задачу увеличить к 2030 году до 99% долю предоставления массовых социально значимых государственных и муниципальных услуг в электронной форме.