Переход на ЭДО

Когда электронный документооборот «жмет»: как реинжиниринг СЭД повышает эффективность работы госорганов

В 2024 году электронный документооборот стал обязательным для всех государственных учреждений. От того, насколько профессионально выстроена работа с «цифровыми» документами в госорганах, зависит эффективность работы управленческого аппарата в целом.
Когда электронный документооборот «жмет»: как реинжиниринг СЭД повышает эффективность работы госорганов
Иллюстрация: pressfoto/freepik

Об особенностях и практике совершенствования процесса ЭДО в органах власти рассказывает Светлана Борматова, генеральный директор АО «Гринатом Простые Решения» (входит в контур Росатома).

Внедрение систем электронного документооборота и повышение эффективности управленческого аппарата — ключевая проблема, с которой сегодня сталкиваются государственные учреждения разного уровня.

Практика показала, что, с одной стороны, ни одно решение не проходит мимо подобных систем, а с другой — их внедрение не всегда проходит гладко. Даже наоборот, могут возникать дополнительные трудозатраты, ведь теперь нужно обучаться работе в новой программе, обслуживать ее, по-другому вносить данные. 

Однако при грамотной настройке СЭД помогает значительно оптимизировать операционные процессы в органах власти. В 2023 году АО «Гринатом Простые Решения» вместе с партнерами реализовали проект по комплексному улучшению и переустройству (реинжинирингу) процессов системы электронного документооборота в одном из крупных государственных учреждений. Расскажу о проблемах и решениях на основе этого опыта.

Зачем проводить реинжиниринг СЭД в госучреждениях

За последние два года российский рынок СЭД претерпел серьезные изменения. На смену привычным и понятным западным цифровым сервисам пришли новые российские решения.

Отечественные платформы начали активно развиваться в сторону перенастройки под изменения в законодательстве, так как электронный документооборот на государственном уровне опирается на целый ряд нормативно-правовых актов и методических рекомендаций.  При этом кадровые и технические вопросы учитываются в меньшей степени. А ведь они зачастую и тормозят полноценный переход на ЭДО.   

В процессе отказа от бумажных носителей и внедрения СЭД госучреждения обычно проходят шесть основных этапов:

  • формирование проектной команды,  

  • анализ процессов и описание схемы,

  • автоматизация процессов и описание особенностей,

  • подготовка автоматизированной системы,

  • тестирование системы,

  • внедрение в эксплуатацию.  

Но в момент перехода от блока анализа процессов к блоку автоматизации чаще всего возникает информационный провал. Одна из причин — в ожиданиях руководящего состава, что персонал сможет самостоятельно перестроиться на новую СЭД и скоро начнет выполнять свои обязанности на базе нового ПО.

В реальности происходит иначе — сотрудники не всегда быстро привыкают к новому функционалу, действия могут дублироваться, возникают ошибки. 

Анализ ситуации выявил и еще один недостаток. В ряде крупных госучреждений, где в процессе согласования задействовано множество исполнителей, сотрудники разного уровня столкнулись с тем, что стандартные IT-платформы не учитывают специфику их работы, включая требования к эргономике. В результате количество рутинных операций, повторяющихся задач и других тормозящих работу действий только возрастает.

Как перенастройка СЭД влияет на операционные процессы

Реинжиниринг подразумевает реализацию простых изменений в структуре СЭД для исключения лишних действий пользователей при работе с системой. В частности, из процесса ЭДО удаляются лишние этапы, исключаются лишние документы, блокируются ненужные участники. Такая тактика позволяет точечно оптимизировать работу и значительно сократить трудозатраты персонала. 

В реальности это выглядит так: в 2023 году в секретариате одного из государственных органов контролеры получали множество одинаковых отчетов об исполнении поручений от различных внешних исполнителей, например, из регионов. Это увеличивало объем повторяющихся операций, которые вынуждены были совершать работники секретариатов.

В результате перенастройки СЭД получаемые отчеты сгруппировали и сократили действия пользователей до нескольких кликов в системе. Таким образом, секретариат госоргана сократил трудоемкость контроля исполнения поручений на 30%. 

Еще пример: в процессе работы с документами сотрудникам одного из госучреждений приходилось вручную открывать карточку каждого следующего документа на подписание (согласование, ознакомление). Реинжиниринг исключил этот этап, и в масштабах всей организации, с учетом количества повторений таких операций, потери времени уменьшились более чем на 50 рабочих дней. 

Хочу отметить, что при работе над таким проектом важно выстроить слаженную работу экспертов по реинжинирингу и представителей госаппарата. 

Контролировать весь процесс должны профильные специалисты, но в проектную команду по поиску проблем важно включать сотрудников госучреждения, знакомых с особенностями работы в конкретной СЭД.

Только так могут быть выработаны подходящие рекомендации по реинжинирингу и автоматизации, эффективные для конкретного госучреждения.

Кому реинжиниринг СЭД необходим в первую очередь

Проект по улучшению СЭД может быть полезен органам исполнительной власти любого уровня, ведомственным организациям, а также компаниям с обширным документооборотом. Особенно актуальна его реализация для тех, кто находится в процессе перехода на ЭДО или в процессе смены СЭД, так как при переходе на любые цифровые системы важно выстроить их в единую цепочку и предотвратить потери времени и качества. 

Создание новой функциональности и устранение ошибок путем точечного изменения уже имеющегося в эксплуатации ПО оптимизирует операционные процессы и сокращает временные и трудовые издержки.

Кроме того, исполнительные органы власти всегда могут обратиться со своими проблемами и предложениями к оператору СЭД, получить обратную связь и увидеть результаты.

Начать дискуссию

Путин: через 6 лет смертность от ДТП должна снизиться в 1,5 раза

В рамках достижения национальной цели «Комфортная и безопасная среда для жизни» президент поставил задачу снизить смертность в результате дорожно-транспортных происшествий.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Неприятие потери, или почему ты не можешь продать Сегежу с Газпромом

Ситуация: ты покупаешь акции компании, которая внезапно становится токсичной и месяц за месяцем нащупывает новое дно. Классический пример — ВТБ. Но это было всегда, а вот более свежие примеры — Сегежа или народное достояние. Газовая компания вообще держится в топ-3 по популярности среди акций, а её ближайшие перспективы не менее туманны, чем Альбион.

Неприятие потери, или почему ты не можешь продать Сегежу с Газпромом

Изменился состав документов для получения налогового вычета за обучение

По расходам на образование с 1 января 2024 года в налоговую нужно принести справку об оплате услуг. Раньше для получения социального налогового вычета по НДФЛ были нужны платежные документы и договор.

Лучшие спикеры, новый каждый день

📕 💪 Акция «Не МАЙся — заниМАЙся»! Самые нужные курсы по 3 690 рублей!

Успейте купить топовые курсы «Клерка» за 3 690 рублей до 13 мая! Для акции мы выбрали нужные для бухгалтера онлайн-курсы: они помогут освоить востребованные навыки, актуализировать знания к лету, освоить новую нишу, чтобы вырасти в карьере и увеличить доход.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
1

🔥 Акция «Не МАЙся — заниМАЙся!»: топовые онлайн-курсы по 3 690 рублей

До 13 мая вы можете купить лучшие онлайн-курсы «Клерка» по учету на маркетплейсах, финансовому моделированию, ВЭД, зарплате и бухгалтерии с нуля за 3 690 рублей!

Уважаемые коллеги! Поздравляем вас с Днем Победы!

Коллектив «Клерка» поздравляет всех с Днем Великой Победы!

Уважаемые коллеги! Поздравляем вас с Днем Победы!
3
Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Губернаторам могут разрешить продлевать майские праздники

Госдума начинает рассматривать законопроект, который может разрешить региональным властям давать людям больше выходных в майские праздники. Но только если большинство жителей региона поддержит перенос выходных с новогодних праздников.

8% в валюте на удобрениях. Свежие облигации: Акрон CNY на размещении

Нет ничего постыдного в том, чтобы инвестировать в навоз, даже если этот навоз берёт долги в юанях под 8%. Сегодня у нас в гостях Акрон — очередной эмитент, который позволяет инвесторам заработать в валюте. Крайне интересный выпуск, достойный находиться в портфелях всех любителей валюты.

8% в валюте на удобрениях. Свежие облигации: Акрон CNY на размещении

Проблема навигации на «Клерке». 20 лет мы искали решение и вот

Теперь навигационное меню можно свернуть и оно запомнит свое состояние.

Проблема навигации на «Клерке». 20 лет мы искали решение и вот

Сравнение сервисов для подачи отчетности. Обзор для бухгалтера

Статья представляет сравнительный обзор трех сервисов для подачи отчетности: 1С-Отчетность, СБИС и Контур Экстерн. Описаны их ключевые функции и ценовые предложения.

1

Правильно подобрали переводчиков и локализовали сайт: как за 2 месяца мы помогли торговой компании открыть филиалы в ОАЭ, Турции и Казахстане

Когда открываешь филиал компании за рубежом нужно заранее разобраться с требованиями местного законодательства: почитать гражданское и корпоративное право страны, в которой регистрируешь бизнес, и собрать правильный пакет документов. Все сертификаты, лицензии, разрешения должны быть профессионально переведены и заверены.

Правильно подобрали переводчиков и локализовали сайт: как за 2 месяца мы помогли торговой компании открыть филиалы в ОАЭ, Турции и Казахстане

Грядет очередной эксперимент по маркировке

C 1 сентября 2024 по 31 августа 2025 года Минпромторг планирует проведение эксперимента по маркировке отдельных видов смазочных материалов и специальных автомобильных жидкостей.

1
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

К 2036 году у 99% населения России будет интернет

Президент в качестве национальной цели обозначил увеличение доли домохозяйств, которым обеспечена возможность качественного высокоскоростного широкополосного доступа к интернету.

Зачем обращаются в Росреестр чаще всего: официальные данные

Росреестр отчитался, с какими вопросами чаще всего обращались заявители в 2023 году.

Ведение бизнеса

Выручка малых технологических компаний должны вырасти в 7 раз

Для достижения национальной цели «Технологическое лидерство» президент поставил целевой показатель по росту выручки малых технологических компаний (МТК).

Названы приоритетные направления для развития новых технологий

Президент поставил задачу обеспечить технологическую независимость и формирование новых рынков по ряду направлений.

Все что вам нужно знать о штрафах за работу с самозанятыми. Реальный опыт юриста

Разберу на примере реальных  судебных дел, как предприниматели «попадают» на штрафы за работу с самозанятыми и теряют миллионы. Отвечу на 3 самых популярных вопроса и развею мифы.

1
Проверки ФАС

6 основных инструментов ФАС по борьбе с недобросовестной конкуренцией

Антимонопольная служба подвела итоги работы по противодействию недобросовестной конкуренции за 2023 год.

Бесплатно с Увольнение

Увольнение с отработкой: что такое, как правильно оформить, образец заявления

Увольнение с отработкой — это не нормативное, а обиходное выражение. Корректнее говорить об увольнении по собственному желанию или расторжении трудового договора по инициативе работника. Но важнее не термины, а правильное оформление.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Интересные материалы

Обзоры новостей

⚡️ Итоги дня: Microsoft создала нейросеть для спецслужб, Ozon сгенерирует фото одежды на моделях, а в Москве продают мангал за 350 тысяч

Подготовили обзор главных событий дня — 8 мая 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.