Первичные документы

Главное в услугах – документы

Претензии проверяющих к документальному оформлению консультационных услуг далеко не редкость. Ведь в рамках подобных договоров многие фирмы искусственно завышают свои затраты. Спорам по этому вопросу посвящена значительная часть арбитражной практики. Поговорим о том, как правильно документально подтвердить консультационные услуги, чтобы не вызвать недовольства со стороны инспекторов.

Светенко И.П., налоговый консультант

Претензии проверяющих к документальному оформлению консультационных услуг далеко не редкость. Ведь в рамках подобных договоров многие фирмы искусственно завышают свои затраты. Спорам по этому вопросу посвящена значительная часть арбитражной практики. Поговорим о том, как правильно документально подтвердить консультационные услуги, чтобы не вызвать недовольства со стороны инспекторов.

Информации много не бывает

Чаще всего непригодными для подтверждения консультационных услуг становятся так называемые «обезличенные» документы. То есть бумаги, в которых не уточняется, к примеру, какая именно услуга была оказана и зачем она необходима фирме. Налоговые инспекторы нередко придираются именно к содержанию «первички», а судьи в свою очередь их поддерживают. Рассмотрим, какую информацию желательно раскрывать в документах на услуги.

Итак, договор. В нем необходимо четко сформулировать характер услуги. Ограничиваться фразой «консультационная услуга» ни в коем случае нельзя. Название должно раскрывать сущность услуги. Например, «консультационные услуги по вопросам защиты интересов заказчика в суде». Или: «абонементное консультационное обслуживание по вопросам налогового учета».

Также в контракте уточняют обязанности консультанта. Допустим, «участие исполнителя в переговорах о досудебном урегулировании спорных вопросов», «устное консультирование заказчика по его месту нахождения» и т. д.

Особое внимание в договоре должно быть уделено расчету стоимости оказанной услуги. Здесь рекомендуется указать способ исчисления стоимости консультации со ссылкой на прейскурант или тарифную ставку консультанта.

Одним из главных первичных документов, подтверждающим факт оказания услуги, является акт приемки-передачи. Унифицированной формы такого документа нет, поэтому ее разрабатывают самостоятельно. Естественно, что в «неунифицированном» акте должны быть указаны все обязательные реквизиты, прописанные в пункте 2 статьи 9 Закона о бухгалтерском учете*. Как правило, в акте приемки-передачи предмет договора указывается обобщенно, без его подробной расшифровки. Поэтому лучше всего такой акт дополнить письменным отчетом о проделанной работе, подписанным обеими сторонами.

В акте или отчете обязательно должна быть указала конкретная информация о проведенных консультациях, предоставленных рекомендациях и выполненных работах, а также приведен расчет стоимости оказанных услуг. При отсутствии таких данных в акте (отчете) убедить судей в необходимости и самом факте оказания консультационных услуг вряд ли удастся (см., например, постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 31.05.2006 № А19-39593/05-51-Ф02-2541/06-С1, Северо-Кавказского округа от 25.12.2006 № Ф08-6727/2006-2482А).

Также в акте рекомендуется указывать объем оказанных услуг (например, в часах) и тарифную ставку. Это избавит фирму от лишних вопросов со стороны инспекторов. Причем стоит сказать, что суд в данном случае показатель объема трудозатрат исполнителя обязательным реквизитом не считает. Такое решение содержится в постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 20.04.2006 № Ф04-2117/2006(21664-А27-3).

Когда «первички» недостаточно

Нередко для того, чтобы включить в затраты консультационные услуги, иметь только договоры, акты приема-передачи и счета-фактуры недостаточно. Компания должна подтвердить такие услуги еще и дополнительными документами. Например, приказами, распоряжениями, аналитическими отчетами, служебными записками. Эти бумаги доказывают получение компанией дополнительных экономических выгод от оказанных услуг. Такой вывод следует из постановлений ФАС Центрального округа от 19.05.2005 № А23-2111/04А-5-168, Северо-Западного округа от 22.09.2005 № А13-16254/2004-15.

Правда, дополнительные документы проверяющие требуют далеко не всегда. Часто можно обойтись и без них. Например, если оказание консультационных услуг подтверждено актом приема-передачи и отчетом о проделанной работе, которые свидетельствуют о производственной направленности этих затрат. В таком случае суд скорее всего признает расходы на консультационные услуги обоснованными (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 17.05.2005 № А19-29167/05-15-Ф02-2104/05-С1).


* Закон от 21.11.96 № 129-ФЗ.

Начать дискуссию

Каждый третий сотрудник уверен, что у удаленной работы нет недостатков

Сейчас работодатели предлагают удаленную занятость только тем специалистам, которые успели себя зарекомендовать.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Оптимизация работы бухгалтерии с помощью базы знаний

Корпоративная база знаний ускорит адаптацию новичков в команде и упростит работу опытных сотрудников. Почему правильно организованная база — это гораздо больше, чем просто виртуальная библиотека, читайте далее.

Оптимизация работы бухгалтерии с помощью базы знаний
НДФЛ

С компенсаций за утечку нужно платить НДФЛ

Операторы персональных данных, которые допустили их утечку и компенсируют ущерб пострадавшим, обязаны исчислить, удержать и уплатить НДФЛ с таких выплат.

Лучшие спикеры, новый каждый день

Об уточнении уведомления о контролируемых сделках в связи с изменением размера процентной ставки

Как заполнить Уведомление о контролируемых сделках в 2023 году, отражать начисление процентов по ставке 10% ежемесячно или единоразово в декабре? Нужно ли подавать уточненные Уведомления о контролируемых сделках за 2021 и 2022 годы?

Об уточнении уведомления о контролируемых сделках в связи с изменением размера процентной ставки

📊 Вероятность выездной проверки теперь можно сверить с показателями за 2023 г. Эксперт: их обоснованность и подход к применению вызывают сомнения

Опубликованы сведения о среднеотраслевых показателях налоговой нагрузки, рентабельности проданных товаров, продукции, работ, услуг и рентабельности активов организаций по видам деятельности за 2023 год.

2
Кадры

Среднее профессиональное образование в России предложили сделать бесплатным

Рабочую специальность в России должны получать бесплатно, считает Вячеслав Володин.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Магический ингредиент для бухгалтера, по увеличению финансов и их кратного роста

Что за магия??? Этого не бывает… Но, мы так или иначе прибегаем к магии.

Магический ингредиент для бухгалтера, по увеличению финансов и их кратного роста

Депутаты хотят запретить арест отцов-одиночек

При назначении административного ареста одиноким родителям суды должны учитывать тот факт, что ребенок останется без присмотра. В таком случае стоит подумать об альтернативном наказании.

Общество

40 тысяч россиян бесплатно добрались до места лечения

Социальный фонд предоставляет право бесплатного проезда до места лечения. Электронные проездные получили уже 41,1 тысяч человек.

Как защитить «cекрет фирмы» с помощью NDA

О том как правильно оформить соглашение NDA , что бы оно действительно защищало компанию и при нарушении взыскать убытки

Бесплатно с Отчетность в СФР

Технический сбой в СФР: кто отвечает за несдачу ЕФС-1

Суды поставили точку в принципиальном деле: должен ли страхователь платить 500 руб. за непредставление ЕФС-1, если СФР не уведомил об обновлении сертификатов шифрования.

Технический сбой в СФР: кто отвечает за несдачу ЕФС-1

Как проходит ввод режима коммерческой тайны на предприятии

1 этап — определяем — что именно будем защищать. 2 этап — устанавливаем режим коммерческой тайны (КТ).

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Станет больше трудовых гарантий для тех, кто предоставлен частными кадровыми агентствами

Для частных кадровых агентств занятости в ТК установят ряд запретов, а персоналу на аутстаффинге дадут права и гарантии, как у штатных работников.

РПД, Fasta и Кнап — что лучше для бухгалтера? Обзор программ

В наше время, бухгалтеры стали ключевыми участниками в управлении финансами компании, а выбор правильного программного обеспечения стал неотъемлемым фактором эффективности их работы. Рассмотрим популярные на рынке программы РПД, Fasta и Knap и попробуем определить, что лучше для бухгалтера.

Общество

Володин заверил, что цифрового рабства не будет

Председатель Госдумы Вячеслав Володин прокомментировал, какую роль должны играть цифровые технологии и цифровизация в современном мире.

Цифра дня. Про бухгалтеров

С начала года спрос на специалистов в сфере бухгалтерии и финансов вырос в 1,5 раза.

Цифра дня. Про бухгалтеров

С 1 июля начнется новый эксперимент по маркировке алкоголя. Он распространится на коктейли

Производители алкогольной продукции крепостью до 9% будут наносить маркировку на акцизную марку напитков.

Бесплатно с Больничные

Сколько дней оплачивается по больничному листу на заболевшего ребенка в 2024. Мини-курс

В мини-курсе разберем, кто может оформить больничный по уходу за ребенком, кто его оплатит, в какие сроки и за сколько дней.

Сколько дней оплачивается по больничному листу на заболевшего ребенка в 2024. Мини-курс

Зачем нужен логотип для бизнеса и как он помогает в продвижении?

О таких вещах лучше спрашивать у заядлых спецов, поэтому мы взяли интервью у Арины Созиной. Она специализируется на графическом дизайне, дизайне в соцсетях и ранее уже работала с разработкой логотипов.

Интересные материалы

Банки

Росфинмониторинг разрешил открывать счета без визита в банк

Если клиент уже открывал счет и лично присутствовал в банке, то он сможет дистанционно завести счет в другой кредитной организации.