Охрана труда

Проводим аттестацию рабочих мест

С 1 сентября 2008 года вступает в силу Приказ Минздравсоцразвития РФ от 31.08.2007 № 569, которым утвержден новый порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда.

С 1 сентября 2008 года вступает в силу Приказ Минздравсоцразвития РФ от 31.08.2007 № 569, которым утвержден новый порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда.

Согласно этому приказу все организации и индивидуальные предприниматели должны в обязательном порядке проводить аттестацию рабочих мест. Какими законодательными актами и нормативными документами регулируется проведение аттестации? Что представляет собой аттестация рабочих места? Каков порядок ее проведения? Для чего используются результаты проведения аттестации рабочих мест? Может ли повлиять результат ее проведения на расчет скидок и надбавок к страховому тарифу в системе обязательного страхования работников от несчастных случаев на производстве? Ответы на эти вопросы вы найдете в представленной статье.

Что такое аттестация рабочего места?

Трудовым кодексом аттестация рабочих мест по условиям труда определена как оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда ( ст. 209 ТК РФ ).

Согласно ст. 212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить безопасные условия и охрану труда работников. Для этой цели он, в частности, и проводит аттестацию рабочих мест.

За организацию работы по проведению аттестации отвечает руководитель организации или индивидуальный предприниматель. За невыполнение требований законодательства по охране труда в соответствии со ст. 5.27 КоАП РФ контролирующие органы могут наложить административный штраф на должностное лицо (руководителя или индивидуального предпринимателя) в размере от 500 до 5 000 руб., на юридическое лицо – от 30 000 до 50 000 руб.

Аттестация рабочих мест по условиям труда предполагает проведение оценки условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Она включает в себя:

–гигиеническую оценку условий труда;

–оценку травмобезопасности;

–обеспеченность работников средствами индивидуальной защиты (СИЗ).

Порядок проведения аттестации

Согласно ст. 6 ТК РФ аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда. В настоящее время действует Положение о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда[1] , утвержденное Постановлением Минтруда РФ от 14.03.1997 № 12 . 31 августа 2007 года Приказом Минздравсоцразвития РФ № 569 был утвержден новый Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда[2]
(далее – Порядок проведения аттестации ). Применять данный документ организации и индивидуальные предприниматели должны
с 1 сентября 2008 года.

Порядок проведения аттестации регулирует вопросы деятельности как работодателей – юридических лиц, так и работодателей – физических лиц, за исключением работодателей – физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, по проведению аттестаций рабочих мест по условиям труда, оформлению и использованию результатов аттестации, а также определяет методы исследований при проведении оценки условий труда.

Нормативной базой проведения аттестации рабочих мест являются:

Трудовой кодекс;

–нормативные правовые акты, содержащие государственные нормативные требования охраны труда, а также другие документы по охране труда;

–системы документов по охране труда, действующие в отдельных видах экономической деятельности.

Порядком проведения аттестации предусмотрено, что для ее проведения компания обязана издать приказ по созданию комиссии, в состав которой на паритетной основе войдут сотрудники как аттестуемой, так и специальной аттестующей организации, а также определить сроки и графики проведения необходимых работ. Привлечение аттестующих организаций (центров государственного санитарно-эпидемиологического надзора, лабораторий органов Государственной экспертизы условий труда РФ и других лабораторий, аккредитованных (аттестованных) на право проведения необходимых измерений) производится на договорной основе (Письмо ФСС РФ от 20.03.2003 № 02-18/07-1725 ).

Аттестации рабочих мест по условиям труда подлежат все имеющиеся в организации рабочие места. При этом каждое рабочее место должно быть аттестовано не реже одного раза в пять лет, а вновь организованное – после ввода в эксплуатацию.

При проведении аттестации заполняется Карта аттестации рабочего места по условиям труда, форма которой приведена в приложении 2
Порядка проведения аттестации.

Документы аттестации рабочих мест рекомендуется хранить в организации в течение 45 лет (п. 8 Порядка проведения аттестации).

Гигиеническая оценка условий труда

При аттестации рабочих мест по условиям труда оценке подлежат все имеющиеся на рабочем месте вредные и (или) опасные производственные факторы (физические, химические и биологические), тяжесть и (или) напряженность. Уровни вредных и (или) опасных производственных факторов определяются на основе инструментальных измерений (далее – измерения) при ведении производственных процессов в соответствии с технологической документацией при исправных и эффективно действующих средствах коллективной защиты. При этом используются методы контроля, предусмотренные действующими нормативными актами.

Оценка факторов производственной среды и трудового процесса основана на гигиенической классификации условий труда.

Измерения и оценка производственной среды и трудового процесса оформляются протоколами, которые должны содержать определенные данные согласно переченю, установленному п. 18 Порядка проведения аттестации.

Оценка травмобезопасности рабочих мест

Оценка травмобезопасности рабочих мест проводится на соответствие их требованиям безопасности труда, исключающим травмирование работников в условиях, установленных нормативными правовыми актами по охране труда.

Основными объектами оценки травмобезопасности рабочих мест являются производственное оборудование, приспособления и инструменты, обеспеченность средствами обучения и инструктажа. Указанные объекты оцениваются на соответствие требованиям нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда.

Перед оценкой травмобезопасности рабочих мест проверяется наличие, правильность ведения документации и соблюдение требований нормативных документов в части обеспечения безопасности труда согласно технологическому процессу. Также при ее проведении проверяется наличие, правильность ведения и соблюдение требований эксплуатационных документов на производственное оборудование (паспортов, инструкций по эксплуатации и т. п.) для обеспечения безопасности труда.

Оценка травмобезопасности рабочих мест проводится путем сопоставления фактического состояния объектов оценки (производственного оборудования, приспособлений и инструмента), а также обеспечения средствами обучения и инструктажа с требованиями нормативных правовых актов, эксплуатационных и технологических документов, предусматривающих обеспечение на рабочих местах безопасных условий труда, то есть условий труда, при которых воздействие на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленных нормативов.

При оценке травмобезопасности пробные пуски и остановки производственного оборудования проводятся лицами, ответственными за его эксплуатацию, с соблюдением требований безопасности.

Оценка травмобезопасности рабочих мест, имеющих объекты, контролируемые федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение государственного надзора и контроля в установленной сфере деятельности, проводится в соответствии с требованиями, установленными п. 2230 Порядка проведения аттестации. В протоколах ее оценки следует дополнительно указывать наличие необходимых разрешений на пуск производственного оборудования в эксплуатацию и (или) его отдельных составных частей, прохождение технических освидетельствований и т. п.

Оценка условий труда по фактору травмобезопасности проводится по трем уровням (классам):

1 – оптимальный (на рабочем месте не выявлено ни одного нарушения требований охраны труда, отобранных для оценки травмобезопасности в соответствии с разд. 4Порядка проведения аттестации, не производятся работы, связанные с ремонтом производственного оборудования, зданий и сооружений, работы повышенной опасности и другие работы, требующие специального обучения по охране труда);

2 – допустимый (на рабочем месте не выявлено ни одного нарушения требований охраны труда; производятся работы, связанные с ремонтом производственного оборудования, зданий и сооружений, работы повышенной опасности и другие работы, требующие специального обучения по охране труда; выявлена эксплуатация производственного оборудования с превышенным сроком службы (выработанным ресурсом), если это не запрещено специальными требованиями безопасности на это оборудование; выявлены повреждения и (или) неисправности средств защиты, не снижающие их защитных функций);

3 – опасный (на рабочем месте выявлено одно и более нарушение требований охраны труда).

Оценка травмобезопасности рабочего места оформляется протоколом, форма которого предусмотрена приложением 4 к Порядку проведения аттестации и в котором приводятся сведения о рабочем месте, дата проведения оценки, а также таблица с результатами оценки, в которой, в частности, необходимо указать мероприятия по обеспечению соответствия фактического состояния объектов оценки нормативным требованиям охраны труда.

По результатам оценки травмобезопасности рабочего места в протоколе приводятся краткие выводы, в которых либо констатируется полное соответствие рабочего места требованиям охраны труда, либо указывается, каким пунктам нормативных правовых актов по охране труда не соответствует оцениваемое рабочее место, устанавливается уровень условий труда по фактору травмобезопасности. Протокол подписывается специалистами, проводившими оценку, представителем организации, в которой проводилась данная оценка. В случае привлечения аттестующей организации протокол подписывается ответственным лицом этой организации и заверяется ее печатью.

Результаты оценки травмобезопасности рабочего места с указанием уровня (класса) условий труда по травмобезопасности также вносятся в карту рабочего места.

На рабочих местах, где отсутствуют объекты оценки, протокол не составляется.

Оценка обеспеченности работников СИЗ

Оценка обеспеченности работников СИЗ осуществляется посредством сопоставления фактически выданных средств с нормами бесплатной выдачи рабочим и служащим сертифицированной специальной одежды, специальной обуви, а также смывающих и обезвреживающих средств и правилами, утвержденными в установленном порядке, а также путем проверки соблюдения правил обеспечения СИЗ (наличие личной карточки учета, заполненной в установленном порядке).

При оценке обеспеченности работников СИЗ одновременно производится оценка соответствия выданных СИЗ фактическому состоянию условий труда на рабочем месте и проверка наличия сертификата соответствия при условии их включения в Номенклатуру продукции и услуг (работ), подлежащих обязательной сертификации, и Номенклатуру продукции, соответствие которой может быть подтверждено декларацией о соответствии[3]. Также ее следует проводить при наличии результатов гигиенической оценки условий труда и факторов травмобезопасности рабочего места. Оценка соответствия выданных СИЗ фактическому состоянию условий труда производится путем сравнения параметров условий труда с маркировкой СИЗ, предусмотренной требованиями их классификации по защитным свойствам.

Оценка обеспеченности работников СИЗ на рабочем месте оформляется протоколом, форма которого приведена в приложении 5 к Порядку проведения аттестации. Исключение составляют случаи, когда выдача средств индивидуальной защиты не предусмотрена нормами и не требуется по фактическому состоянию условий труда.

Оформление результатов аттестации рабочих мест по условиям труда

Результаты аттестации рабочих мест по условиям труда оформляются в виде пакета документов, содержащего:

–приказ о проведении аттестации рабочих мест по условиям труда и привлечении к этой работе аттестующей организации (при необходимости);

–перечень рабочих мест организации, подлежащих аттестации рабочих мест по условиям труда, с выделением аналогичных рабочих мест и указанием оцениваемых факторов условий труда согласно приложению 1 к Порядку проведения аттестации;

–копии документов на право проведения измерений и оценок условий труда аттестующей организацией (в случае ее привлечения);

–карты аттестации рабочих мест по условиям труда согласно приложению 2 к Порядку проведения аттестации с протоколами измерений и оценок условий труда;

–ведомости рабочих мест подразделений и результатов их аттестации, а также сводную ведомость рабочих мест организации и результатов их аттестации по условиям труда согласно приложениям 6 и 7;

–план мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда в организации согласно приложению 8;

–протокол заседания аттестационной комиссии по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда согласно приложению 9;

–приказ о завершении аттестации рабочих мест и утверждении ее результатов.

После проведения аттестации рабочих мест по условиям труда работодатель направляет в государственную инспекцию труда в субъекте РФ (территориальный орган Федеральной службы по труду и занятости по государственному надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права) следующие документы:

–перечень рабочих мест (приложение 1);

–ведомости рабочих мест подразделений организации и результатов их аттестации по условиям труда (приложение 6);

–сводную ведомость рабочих мест организации и результатов их аттестации по условиям труда (приложение 7), включая информацию согласно приложению 10 к Порядку проведения аттестации.

Проведение повторной аттестации рабочих мест

Пунктом 6 Порядка проведения аттестации предусмотрено, что обязательной повторной аттестации подлежат рабочие места:

–после замены производственного оборудования;

–после изменения технологического процесса, средств коллективной защиты и др.;

–при выявлении нарушений установленного порядка, по требованию должностных лиц федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а также органов исполнительной власти субъектов РФ, уполномоченных на проведение государственной экспертизы условий труда.

Результаты повторной аттестации (переаттестации) оформляются соответствующими протоколами, при этом заполняется новая Карта аттестации рабочего места по условиям труда или вносятся изменения в Карту аттестации рабочего места по условиям труда, оформленную ранее.

Применяем результаты аттестации

После проведения аттестации работодатель направляет документы с ее результатами в государственную инспекцию труда по субъекту РФ. Результаты аттестации используются, в частности, для включения в трудовой договор компенсаций работникам за работу в тяжелых, вредных и опасных условиях труда, расчета скидок и надбавок к страховому тарифу в системе обязательного соцстрахования работников от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний (п. 4 Порядка проведения аттестации). По итогам аттестации работодатель при необходимости должен улучшить санитарно-бытовое и профилактическое обеспечения сотрудников.

Учитываем расходы, связанные с аттестацией рабочих мест, в бухгалтерском и налоговом учетах

В бухгалтерском учете расходы, связанные с проведением аттестации сторонними организациями, будут признаваться на основании акта приемки-сдачи выполненных работ в составе расходов по обычным видам деятельности в период их осуществления (п. 5, 7, 16 ПБУ 10/99[4]). В соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций[5] данные расходы могут быть учтены по дебету счета 20 «Основное производство» или 44 «Расходы на продажу» в корреспонденции с кредитом счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

Согласно пп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ плательщики налога на прибыль вправе учесть в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, расходы на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности. При наличии производственных факторов, признаваемых вредными, проведение аттестации рабочих мест является обязательным, то есть данные расходы являются экономически оправданными (п. 1 ст. 252 НК РФ).

Финансирование аттестации за счет средств ФСС

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 19.11.2007 № 787 «О финансировании в 2008 году и в плановый период 2009 – 2010 годов предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами» Минздравсоцразвитием по согласованию с ФСС были утверждены Правила финансирования[6].

В частности, согласно п. 2 названных правил финансированию подлежат расходы на проведение аккредитованным органом (организацией) аттестации рабочих мест по условиям труда.

Финансирование предупредительных мер осуществляется страхователем соответственно суммам страховых взносов, подлежащих перечислению в установленном порядке в ФСС в текущем календарном году. Размер таких средств не может превышать 20% сумм страховых взносов, начисленных за предшествующий календарный год, за вычетом расходов на выплату обеспечения по указанному виду страхования, произведенных страхователем в предшествующем календарном году.

Страхователь направляет средства на финансирование предупредительных мер с учетом рекомендаций, содержащихся в акте о результатах проверки государственной инспекцией труда в субъекте РФ соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (в случае проведенной проверки страхователя государственной инспекцией труда в субъекте РФ).

С заявлением о финансировании предупредительных мер страхователи обращаются в исполнительный орган фонда по месту своей регистрации в срок до 1 августа текущего календарного года. К заявлению прилагаются:

–план финансирования в текущем календарном году предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний (далее – план финансирования) с указанием суммы финансирования по форме согласно приложению к Правилам финансирования;

–план мероприятий по улучшению условий и охраны труда, проводимых в соответствии с требованиями ТК РФ;

–копия акта о результатах проверки государственной инспекцией труда в субъекте РФ соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (в случае проведенной проверки страхователя государственной инспекцией труда в субъекте РФ).

Дополнительно к указанным документам страхователем представляются документы (копии документов, заверенные в установленном порядке), обосновывающие необходимость финансирования предупредительных мер, в том числе:

–заключительный акт медицинской комиссии по результатам периодических медицинских осмотров, списки застрахованных работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами и направляемых на санаторно-курортное лечение, с указанием рекомендаций, содержащихся в заключительном акте, а также копия лицензии организации, осуществляющей санаторно-курортное лечение на территории РФ (в случае включения в план финансирования мероприятий, предусмотренных в пп. «а» п. 2 Правил финансирования);

–перечень приобретаемых средств индивидуальной защиты с указанием профессий или должностей работников и норм выдачи со ссылкой на соответствующий пункт типовых норм бесплатной выдачи сертифицированной специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты (в случае включения в план финансирования мероприятий, предусмотренных в пп. «б» п. 2 Правил финансирования);

–копия договора с аккредитованным органом (организацией) на проведение работ по аттестации рабочих мест по условиям труда, калькуляция стоимости оказываемых услуг и копия аттестата аккредитации, выданного органу (организации) на проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с областью аккредитации (в случае включения в план финансирования мероприятий, предусмотренных в пп. «в» п. 2 Правил финансирования);

–копии документов, оформленных по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, копии документов, подтверждающих приобретение, оснащение организаций соответствующим оборудованием, проведение работ с целью приведения уровней запыленности и загазованности в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. При подтверждении расходов страхователь представляет документы о результатах повторных измерений запыленности и загазованности воздуха на рабочих местах, проведенных аккредитованным органом (организацией). В случае поэтапного проведения работ с целью приведения уровней запыленности и загазованности в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда результаты этих измерений представляются на заключительном этапе (в случае включения в план финансирования мероприятий, предусмотренных в пп. «г» п. 2 Правил финансирования).

Решение о финансировании предупредительных мер, размере финансирования или об отказе в финансировании принимается:

–исполнительным органом ФСС в 10-дневный срок со дня принятия полного комплекта документов, указанных в п. 4 Правил финансирования, – по страхователям, у которых сумма страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, начисленных за предшествующий год, составляет до 6 000 тыс. руб. включительно;

–исполнительным органом ФСС после согласования с ФСС – по страхователям, у которых сумма страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, начисленных за предшествующий год, составляет более 6 000 тыс. руб.

Исполнительный орган ФСС в трехдневный срок со дня принятия полного комплекта документов, указанных в п. 4 Правил финансирования, направляет их на согласование в ФСС. Согласование представленных документов осуществляется в 15-дневный срок со дня их поступления.

Решение исполнительного органа ФСС в трехдневный срок с даты его принятия или получения согласования из ФСС направляется страхователю (в случае принятия решения об отказе в финансировании или при отказе в согласовании с обоснованием их причин).

Исполнительный орган ФСС принимает решение об отказе в финансировании предупредительных мер, если у страхователя имеется недоимка по уплате страховых взносов, представлен неполный перечень документов или представленные им документы содержат недостоверную информацию. Данное решение может быть обжаловано страхователем в вышестоящий орган ФСС или в суд в порядке, определенном законодательством РФ.

Страхователь ведет в установленном порядке учет средств, направленных на финансирование предупредительных мер в счет уплаты страховых взносов, и ежеквартально представляет в исполнительный орган отчет об их использовании по форме и в порядке, которые утверждены ФСС.

После завершения запланированных мероприятий страхователь представляет в исполнительный орган ФСС соответствующие документы, подтверждающие произведенные расходы.

Расходы, произведенные страхователем с нарушением требований Правил финансирования, а также не подтвержденные документами о целевом использовании средств, не засчитываются в счет уплаты страховых взносов.

[1] Введено в действие с  01.07.1997.

[2] Зарегистрирован в Минюсте РФ 29.11.2007.

[3] Утверждено Постановлением Госстандарта РФ от  30.07.2002 № 64.

[4] Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утв. Приказом Минфина РФ от  06.05.1999 № 33н.

[5] Утверждена Приказом Минфина РФ от  31.10.2000 N 94н.

[6] Приказ Минздравсоцразвития РФ от  30.01.2008 № 43н «Об утверждении Правил финансирования в 2008 году и в плановый период 2009 – 2010 годов предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами». Зарегистрировано в Минюсте РФ 18.02.2008 № 11174.

Начать дискуссию

ОСАГО

Полис ОСАГО подешевел на 3%

В среднем застраховать автомобиль можно на 6 779 рублей. Дороже всего автогражданка обойдется в Ингушетии, в Новосибирской области и Кабардино-Балкарской республике.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Топ–5 подводных камней при ведении кадрового делопроизводства

Проблемы с кадровым делопроизводством и неправильным взаимодействием между отделами может привести к серьезным последствиям.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Переход с УСН на общий режим включает несколько этапов

Если компания или ИП понимает, что слетает с УСН, нужно предпринять поэтапно ряд действий, чтобы соблюсти требования НК и перейти на общую систему налогообложения (ОСНО).

Лучшие спикеры, новый каждый день

Как заполнять новые реестры для экспортного НДС 0%

При реализации товаров на экспорт применяется ставка НДС 0 %. Для подтверждения права применения данной ставки необходимо использовать реестры. Ранее экспортеры представляли подтверждающие экспорт документы, как на бумаге, так и в виде реестров сведений в электронном виде.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру

Все, что нужно знать об акте выполняемых работ с внештатными исполнителями

Работая внештатными исполнителями, важно правильно оформлять отношения на всех этапах сотрудничества – особенно, когда речь идет об оплате услуг. Для проведения платежей недостаточно использовать только чек – важно также предоставить акт выполненных работ.

Все, что нужно знать об акте выполняемых работ с внештатными исполнителями

Как работодатели определяют лучшее время для поиска сотрудников

Компании стараются не нанимать новых работников в период отпусков и после новогодних праздников. Чаще всего вакансии открываются в октябре, в утренние часы понедельника.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

ЦБ дополнит нормы о цифровом рубле, так как с 2025 года будут правила об их взыскании

Банк России опубликовал проект изменений в свое положение от 03.08.2023 № 820-П «О платформе цифрового рубля».

Новый тренд прекращения уголовных дел по налоговым преступлениям

Стало известно, что Следственный комитет дал срочное поручение следователям прекращать налоговые уголовные дела, если сумма недоимки ниже недавно изменённых (повышенных) криминальных пределов. Мнение налогового адвоката А.А.Ханова.

❗ ФНС обновила показатели для самопроверки налоговых рисков

Опубликованы сведения о среднеотраслевых показателях налоговой нагрузки, рентабельности проданных товаров, продукции, работ, услуг и рентабельности активов организаций по видам деятельности за 2023 год.

Наши кейсы. Признаки, что вы на грани назначения ВНП, по вам ведется ППА

Сегодня отметим один наш кейс, который был в нашей практике в прошлом году.

Стало ясно, как правильно оплачивается переработка в командировке

Роструд в рамках Онлайнинспекции.рф разъяснил порядок оплаты сверхурочной работы в командировке.

HR

🔥 Интересуетесь HR-тематикой? Добро пожаловать на новый канал от «Клерка»!

Специалисты по кадрам не останутся без внимания! Специально для HR-менеджеров мы создали телеграм-канал с актуальными новостями, анонсами полезных событий и экспертными мнениями.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Как компании стать более эффективной, гибкой и конкурентоспособной?

Что такое общий центр обслуживания, и почему данная модель эффективна для крупных компаний.

Как компании стать более эффективной, гибкой и конкурентоспособной?

ФНС просит компании из новых регионов переходить на ККТ уже сейчас

Несмотря на то, что бизнесмены из новых регионов обязаны применять контрольно-кассовую технику с 1 февраля 2025 года, налоговая просит предпринимателей добровольно и заранее зарегистрировать ККТ.

УСН

На УСН учет вознаграждения зависит от вида объекта по спецрежиму

ФНС разъяснила, как продавцу на УСН определять размер дохода при удержании маркетплейсом своего вознаграждения из выручки продавца.

Составлять финансовые модели полезно и совсем не страшно! Как это сделать, расскажем завтра на вебинаре

Вместе с экспертом бухгалтеры научатся развивать, а не обслуживать бизнес. Составляя финмодели, вы нарастите компетенции и собственную востребованность, а также станете лучше, чем просто главбух.

Закрывающие документы от самозанятого: какие обязательны и как правильно их оформлять

Любая сделка в компании должна быть подтверждена документально. Это правило действует и, когда речь идёт о сотрудничестве с самозанятыми. Рассказываем, какие закрывающие документы необходимо получить от плательщика НПД.

Закрывающие документы от самозанятого: какие обязательны и как правильно их оформлять

5 стереотипов о предпринимательстве. Рассказывает наставник по бизнесу

Зарубежный опыт далеко не во всем полезен отечественным бизнесменам. Разбираемся в существующих стереотипах о предпринимательстве.

5 стереотипов о предпринимательстве. Рассказывает наставник по бизнесу

Депутаты всех фракций хотят запретить продажу энергетиков несовершеннолетним

Госдума планирует запретить продажу энергетических напитков объемом больше 500 мл. Кроме того, по всей стране торговые сети не смогут продавать такие напитки несовершеннолетним.

Интересные материалы

Участник стройки — необязательно член СРО

Привлекаемые генподрядчиком организации могут не быть членами саморегулируемой организации (СРО).