ЭДО

Особенности электронного документооборота в процессах управления персоналом

Давайте по порядку рассмотрим, какими документами сопровождается трудовая деятельность сотрудников, начиная с момента их поиска и заканчивая увольнением.
Особенности электронного документооборота в процессах управления персоналом
Фото Евгения Смирнова, ИА «Клерк.Ру»

Основными особенностями электронного документооборота в процессах управления персоналом безусловно являются следующие:

  • все кадровые документы содержат персональную информацию, что накладывает свои ограничения ввиду ужесточившегося законодательства;
  • на сегодняшний день в процессах управления персоналом невозможно полностью отказаться от бумажных документов. Однако, некоторые из процессов развития персонала можно максимально переориентировать на электронный документооборот.

Давайте по порядку рассмотрим, какими документами сопровождается трудовая деятельность сотрудников, начиная с момента их поиска и заканчивая увольнением.

Первая информация и документы по сотруднику появляются еще на этапе его поиска -  резюме, комментарии по кандидату, результаты собеседований и тестов, рекомендации бывших работодателей и многое другое. Даже если кандидат не будет принят в компанию, для специалистов по подбору персонала крайне важно хранить эту информацию, то есть вести электронную базу данных кандидатов. На сегодняшний день на рынке представлены разнообразные решения для автоматизации процесса подбора персонала, однако одним из факторов успеха внедрения подобного решения является возможность интеграции его с другими процессами управления персоналом.

Следующим этапом формирования комплекта документов по сотруднику является этап его приема на работу и начало ведения кадрового делопроизводства. На данном этапе формируется личное дело сотрудника, куда входят копии его персональных документов, таких как паспорт, документы об образовании, военный билет, документы о семейном положении и многое другое. Также в рамках кадрового делопроизводства формируется трудовой договор, множество приказов, анкеты и другие документы, требуемые законодательством. В соответствии с трудовым законодательством РФ, ряд документов кадрового делопроизводства должны быть оформлены исключительно в бумажном виде - это документы, которые требуют личной подписи работника. К подобным документам можно отнести трудовую книжку, форма, порядок ведения и хранения которой устанавливается Постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 N 225 (ред. от 25.03.2013) «О трудовых книжках» (вместе с «Правилами ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей»). Также в соответствии со статьей 68 ТК РФ, при приеме на работу (до подписания трудового договора) работодатель обязан ознакомить работника под роспись с правилами внутреннего трудового распорядка, иными локальными нормативными актами, непосредственно связанными с трудовой деятельностью работника, коллективным договором. И это только малая часть примеров.

Отдельные формы первичных учетных документов, например, трудовые договоры и соглашения к ним, не запрещено создавать и подписывать в электронном виде в соответствии с Федеральным законом «Об электронной подписи». Однако, отсутствие прозрачного законодательного порядка создания и подписания таких документов не позволяет работодателю с полной уверенностью отказаться от бумажных документов. Также работодателям необходимо понимать правила архивного хранения электронных документов в течении длительного срока, до 75 лет, ведь такой практики нет, особенно что касается срока действия электронной подписи. Необходимо также определить порядок представления электронных документов в качестве доказательств в контрольно-надзорные органы и суд при решении разногласий между работником и работодателем.

В связи со множеством типов документов, которые ведутся и формируются в рамках кадрового делопроизводства, важно соблюдать следующие аспекты:

  • хранение документов по сотруднику должно обеспечивать безопасность и нераспространение персональной информации (как в бумажном, так и в электронном виде);
  • кадровые специалисты должны понимать комплектность личного дела сотрудника и поддерживать его актуальность;
  • поиск документов по сотруднику должен быть максимально упрощен и занимать минимум времени;
  • ведение архива кадровой документации (и в бумажном и в электронном виде) должно быть приведено в строгое соответствие с требованиями действующего законодательства.

Еще одной особенностью работы кадровых служб является обработка огромного количества запросов от сотрудников на подготовку копий документов, формирование справок, расчетных листов, информации по остаткам отпусков. В этом вопросе компаниям могут помочь «личные кабинеты для сотрудников и руководителей», так называемые «сервисы самообслуживания», которые обеспечивают доступ сотрудников к интересующей их информации и максимально освобождают специалистов кадровых служб от рутинных операций. «Личные кабинеты для сотрудников и руководителей» сейчас очень актуальны и распространены, их можно реализовывать на базе ERP-систем, а также на базе различных портальных решений. «Личные кабинеты для сотрудников и руководителей» также помогут в процессах развития персонала и позволят во многом отказаться от бумажного документооборота, в том числе за счет автоматизации, перевода документов в электронные формуляры, а также путем организации процессов согласования в системе.

В процессах развития персонала безусловно меньше законодательных требований к документообороту, однако и здесь до сих пор остаются свои подводные камни. Среди процессов развития персонала основными являются адаптация, обучение, оценка, формирование кадрового резерва. И они также сопровождаются большим количеством документов и этапов согласования.

Например, сейчас мы в основном привыкли к термину «оценка персонала», но ведь никто не отменял понятия «аттестация персонала», которое до сих пор используется на многих промышленных предприятиях, и которое регламентируется на законодательном уровне.

Результаты аттестации в обязательном порядке заносятся в аттестационный лист. Аттестационный лист подписывается всеми участниками аттестационной комиссии, присутствующими на заседании и принимавшими участие в голосовании. Аттестованный сотрудник также должен быть ознакомлен с аттестационным листом под роспись. Аттестационные листы сотрудников, прошедших аттестацию, и отзывы на них хранятся в личных делах сотрудников.

Стоит отметить что, проводя аттестацию, сотрудники кадровых служб должны быть уверены в наличии и актуальности должностных инструкций, а сотрудники должны быть с ними ознакомлены. В противном случае, при разрешении судебного разбирательства, суд может признать результаты аттестации недействительными, а последующее увольнение работника - незаконным.

А вот процесс оценки персонала во многих современных предприятиях уже автоматизирован и не требует бумажного документооборота. Все этапы оценки и информация ведутся непосредственно в информационной системе, да и многие процедуры оценки, такие как профессиональные и психологические тесты, оценка 360 градусов, оценка по компетенциям и оценка результатов деятельности проводятся в электронном формате.

Что касается обучения персонала, то здесь основной особенностью является обучение в области охраны труда. В соответствии со статьей 225 ТК РФ все работники, в том числе руководители любых форм организаций, обязаны проходить обучение и проверку знаний по охране труда.

Проведение всех видов инструктажей по охране труда регистрируется в соответствующих журналах с указанием личной подписи инструктируемого и личной подписи инструктирующего, а также даты проведения.

Подводя итог, хочется отметить, что актуальность перехода компании к электронному кадровому документообороту будет определяться масштабом компании, численностью персонала, наличием большого числа структурных подразделений и географической распределенностью. В переходе на электронный кадровой документооборот есть безусловные плюсы, но также присутствуют и риски, и здесь каждой компании следует сопоставить все возможные плюсы и экономическую эффективность с законодательными рисками и возможными убытками компании.

Безусловными плюсами перехода к электронному кадровому документообороту являются оптимизация работы кадровых служб, обеспечение доступности и быстрого поиска документов по сотрудникам, сокращение количества обращений сотрудников в кадровую службу, возможность усиления контроля правильности оформления и хранения документов, обеспечение сохранности персональных данных.

Компания TerraLink имеет ряд референтных проектов по построению баз электронных кадровых документов, в том числе формирования архива на базе решения SAP Employe File Management by Open Text (SAP EFM). Это решение в большей степени подходит крупным компаниям, в которых уже внедрен SAP, и позволяет управлять архивами персональных документов (с соблюдением требований по защите персональных данных), осуществлять глубокую интеграцию с SAP HCM, ESS/MSS, SuccessFactors, настраивать готовые сценарии согласования, отчетность, удобную визуализацию. Отличительной чертой SAP EFM by Open Text является наличие контента по сотруднику в рамках всех процессов управления персоналом, который пополняется в течении всей трудовой деятельности сотрудника в компании. С помощью SAP EFM by Open Text наши Заказчики решили задачи по формированию архива электронных кадровых документов, а также тесной его связи с бумажным архивом, по предоставлению сотрудникам и внешним контролирующим органам информации в онлайн доступе, оценки комплектности документации по сотруднику, осуществлению оперативного поиска документов и информации по сотруднику (в том числе с мобильных устройств).

Для небольших и средних компаний подойдут решения на базе Microsoft. Решения поддерживают и автоматизируют процессы подбора и найма персонала, от создания вакансии до подтверждения прохождения кандидатом испытательного срока. Решения на базе Microsoft позволяют автоматизировать HR-процессы, создавать базы знаний и экспертизы, организовывать документооборот и формировать электронные архивы кадровых документов. Компания TerraLink предлагает, как собственные разработанные готовые решения, так и индивидуальные проекты на базе Microsoft.

Источник: компания TerraLink.

Начать дискуссию

Как главному бухгалтеру избежать субсидиарной ответственности

Когда приходит пора искать виноватых, чтобы заставить их платить по долгам организации-банкрота, круг «подозреваемых» существенно расширяется — и первым туда попадает именно главбух. Рассказываем о превентивных мерах и о том, на что ссылаться, чтобы отбиться от обвинений.

Как главному бухгалтеру избежать субсидиарной ответственности

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

🧠Напряжем мозги? Пятничный пост

Кто-то одной ногой в отпуске, а кому-то напрягать мозги. Баланс?

🧠Напряжем мозги? Пятничный пост
2

Расскажите о своей работе с документами

Мы писали для вас 3 месяца и подустали. Теперь вы напишите нам (пжл). Какими сервисами пользуетесь? Что вам нравится, а что — нет? 1С — краш или…?

Расскажите о своей работе с документами
Лучшие спикеры, новый каждый день
НДФЛ

👼 Выплаты работодателей на рождение детей предложили полностью освободить от НДФЛ. Мнение: могут быть налоговые злоупотребления

Корпоративные выплаты, связанные с рождением детей, необходимо освободить от НДФЛ, чтобы эти средства в полном объеме доходили до молодых родителей, считает Сергей Шишкарев, основатель группы компаний «Дело».

Календарь вебинаров для бухгалтера в мае 2024: новый ФСБУ, дробление, ВЭД и налоговые требования. Не пропустите!

Собрали для вас анонсы вебинаров на май 2024 года.

Иллюстрация: rawpixel-com/freepik

50%-е ограничение на учет убытков по налогу на прибыль хотят продлить еще на 4 года. Это забота о региональных бюджетах

Раньше налог на прибыль шел 2% в федеральный бюджет и 18% в региональный, но теперь по 2030 год действуют ставки 3% и 17%. То есть региональные бюджеты недополучают 1%. Чтобы они меньше страдали, ввели ограничение на учет убытков.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Как СБИС помогла магазину продавать на 15% больше

Раньше Екатерина — хозяйка салона одежды, часами «пикала» пальто на складе и вручную забивала в компьютер 100 шапок из накладной. За пару дней она смогла избавиться от неразберихи на складе, сэкономить на поставках, получить больше клиентов и теперь всё делает за пару минут в СБИС.

Как СБИС помогла магазину продавать на 15% больше
3-НДФЛ

Пошли проблемы со сдачей 3-НДФЛ через личный кабинет

Чтобы сдать 3-НДФЛ электронно через личный кабинет налогоплательщика, надо сгенерировать там неквалифицированную электронную подпись. Обычно это процесс быстрый, но сейчас с этим проблемы.

В мае 2024 года будет создан механизм налоговой амнистии за дробление бизнеса

Мнения налогового адвоката о налоговой амнистии.

🎉 ФНС: ошибки бизнеса в платежках снизились в 24 раза. Похоже, исправились, считает эксперт

В 2,3 раза уменьшилось количество «технических» налоговых должников — когда у компании одновременно был долг по одному налогу и переплата по другим. В 6 раз стало меньше приостановок операций по счетам. Все благодаря ЕНС.

НДФЛ

Если сотрудник несколько раз в год отдыхает в санатории за счет работодателя, придется платить НДФЛ

Отдых в санатории по путевке, которую оплатил работодатель, не облагается НДФЛ. Но только 1 раз в год.

Должники в России изменили модель поведения перед кредиторами

Переход к сберегательной модели поведения улучшил платежную дисциплину должников. Они отказываются от необязательных расходов и быстрее рассчитываются с долгами.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Как устроен бухгалтерский счет 28 «Брак в производстве»

Сегодня в бухгалтерском ликбезе рассказываю, зачем нужен счет 28 Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и как им пользоваться.

Как устроен бухгалтерский счет 28 «Брак в производстве»
2
УСН

До 2 мая ИП на УСН должны заплатить и годовой, и квартальный налог

Очередной срок уплаты налога, 28 число, в этот раз переносится на более позднюю дату, потому что совпадает не только с выходным днем, но и государственным праздником 1 Мая.

Им придется заплатить: кого ждет повышенный транспортный налог в 2024 году

Министерство промышленности и торговли РФ 30 марта 2024 года представило список авто, стоимость которых превышает 10 миллионов рублей. Собственникам данных транспортных средств придется выплатить повышенный транспортный налог.

Должен ли работодатель платить зарплату беременной, если она отказывается от работы

Беременную сотрудницу по медицинским показаниям надо перевести на легкий труд. Но если новая должность ее не устроит, она может от нее отказаться.

Я руководитель, который никогда не уйдет от микроменеджмента, плохо это или хорошо. Интервью с Мариной Снеговской

Издатель «Клерка» Марина Снеговская рассказала о работе редакции, о том, чем не может пожертвовать «Клерк» и причем тут вечная гонка.

Я руководитель, который никогда не уйдет от микроменеджмента, плохо это или хорошо. Интервью с Мариной Снеговской
12

🔨 Ударные скидки на «Клерке»! Курсы по учету на маркетплейсах, ВЭД, зарплате, финмоделированию, УСН и бухгалтерии с нуля за 3 690 рублей!

На горизонте сразу 4 праздничных дня, потом пара рабочих и снова 2 свободных! Используйте это время с умом — за череду праздников вы сможете пройти весь месячный курс «Клерка» и стать специалистом на еще одном участке, повысить квалификацию в своей сфере или освоить профессию бухгалтера с нуля! До 2 мая популярные онлайн-курсы за 3 690 рублей!

🔨 Ударные скидки на «Клерке»! Курсы по учету на маркетплейсах, ВЭД, зарплате, финмоделированию, УСН и бухгалтерии с нуля за 3 690 рублей!
5

Как повторно использовать старый контент, если не хватает времени на создание нового

Для продвижения в соцсетях юристу постоянно нужно создавать контент, желательно — уникальный. Однако нехватка времени на ведение социальных сетей не всегда позволяет писать новые экспертные посты. Выход есть: «переупаковать» имеющийся контент.

Интересные материалы

Wildberries планирует выйти на рынок трех дальних стран

Компания может запустить сервис в Дубае и в других регионах Ближнего Востока, а также в Северной Африке.