Управление персоналом

Принимаем на работу программиста. Три стадии на пути к успеху.

В жизни каждого предприятия рано или поздно наступает момент, когда необходимо принять на работу программиста. Поскольку специфика данной отрасли знакома немногим, то для руководителя предприятия а также сотрудников кадровой службы (роль которых часто выполняют работники бухгалтерии) перечень задаваемых кандидату вопросов зачастую ограничивается лишь сведениями о прежних местах работы, личных достижениях, и планах на будущее. Бывает, что проводятся психологические тесты. Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что в большинстве случаев основанием для приема на работу программиста является чисто внешнее впечатление от кандидата. Но, к большому сожалению, уверенный тон, и хороший костюм ни в коей мере не являются показателем его профессионализма.

В жизни каждого предприятия рано или поздно наступает момент, когда необходимо принять на работу программиста. Поскольку специфика данной отрасли знакома немногим, то для руководителя предприятия а также сотрудников кадровой службы (роль которых часто выполняют работники бухгалтерии) перечень задаваемых кандидату вопросов зачастую ограничивается лишь сведениями о прежних местах работы, личных достижениях, и планах на будущее. Бывает, что проводятся психологические тесты. Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что в большинстве случаев основанием для приема на работу программиста является чисто внешнее впечатление от кандидата. Но, к большому сожалению, уверенный тон, и хороший костюм ни в коей мере не являются показателем его профессионализма.

Последствия же приема на работу специалиста, уровень знаний и опыта которого недостаточен могут быть самыми разными. Если такой сотрудник принят на работу для сопровождения и доработки уже существующей информационной системы (первый вариант), то для предприятия это чревато порчей данных и невозможности работать в программе в принципе. Причем "путь к краху" может составлять многие месяцы, по истечении которых руководство встает перед фактом невозможности работы в программе или недостоверности данных, содержащихся в ней. Второй вариант ничуть не лучше первого-это прием человека для разработки нового программного обеспечения, например автоматизации конкретных отделов предприятия. В этом случае дополнительными затратами в сравнении с первым вариантом станут время и деньги, потраченные на создание заведомо плохой конфигурации.

В данной ситуации гарантом безопасности для предприятия являются кадровые агентства. Но процентов на 80 их гарантия заключается в бесплатном подборе новых кандидатов, если найденный ранее чем то не устроил. Т.е. от ситуаций, описанных выше предприятие не застраховано. Помните, что у кадровых агентств далеко не всегда есть возможности проверить квалификацию кандидата именно как "программиста". Что же делать предприятию? В этом отношении я могу дать следующие рекомендации, разбив их по группам (рассмотрим прием на постоянную работу программиста 1С):

Стадия размещения вакансии.

1. Опыт работы программиста должен быть не менее 2 лет. Причем обучение работе с 1С в этот срок входить не должно. Таким образом, общий опыт работы, который бы я рекомендовал указать в вакансии -это 2-2,5 года.

2. Уровень заработной платы. Это наиболее щекотливый вопрос. В данный момент средний уровень зарплаты опытного программиста 1С в крупных городах составляет 1000 USD. В небольших городах этот уровень может быть гораздо ниже, но средний заработок тем не менее составляет 400-700 USD. Это абсолютно реальные данные. Таким образом, если Вы располагаясь в Москве, платите программисту 15000 рублей, то это прямое доказательство того, что человек просто учится на Вашей компании. Соответственно, приобретя опыт работы, он или потребует повышения заработной платы, или просто уйдет. Поэтому я настоятельно рекомендую устанавливать уровень заработной платы в соответствии с требованиями рынка, а не исходя из желания сэкономить средства. В конечном итоге такая экономия обернется неизмеримо более высокими затратами.

3. Продолжительность испытательного срока. Думаю одного месяца более чем достаточно, чтобы определить подходит Вам человек или нет. Уровень зарплаты на время испытательного срока я бы установил в 80% от указанного в вакансии.

4. Знание компонент. Это уже специфический вопрос. Как правило, задачи, стоящие перед предприятием, решаются с помощью компонент "Оперативный учет" и "Бухгалтерский учет". Поэтому в вакансии нужно разместить эту информацию.

5. Наличие сертификатов. Я уже буквально слышу крики некоторых кандидатов "Сертификаты ничего не значат, все это субъективно, фирма 1С выдумала это чтобы тянуть с людей деньги" и так далее. Позволю себе не согласиться. Сертификат является свидетельством обладания кандидатом как минимум базовых навыков работы с компонентами плюс положительным фактором является возможная его работа в фирме-франчайзи.

6. Общие рекомендации. Обязательно указывайте в объявлении всю информацию, описанную в предыдущих пунктах. Каждый опытный кандидат неизбежно задаст эти вопросы, поэтому имеет смысл разместить их в объявлении сразу. Также укажите график работы (это требуется для отсева тех, кто ведет работы только по совместительству), расположение офиса.

Собеседование.

1. Проверьте соответствие кандидата заявленному Вами в объявлении опыту работы. Будьте готовы к тому, что у всех кандидатов будет минимум по 2-3 года опыта. Для того, чтобы себя обезопасить выясняйте подробно обо всех предыдущих местах работы. Всех записей в трудовой книжке может и не быть, такова специфика этой работы-ведь многие предприятия предпочитают не вводить в штат 1С программиста, хотя бы потому, что у них нет лицензионного программного обеспечения, или из-за нежелания платить налоги, но я бы все же рекомендовал обратить на это внимание, поскольку если трудовой книжки нет вообще, то это плохо.

2. Постарайтесь выяснить как можно больше о задачах, над которыми работал кандидат. Здесь приветствуется опыт автоматизации бизнес-процессов, схожих с теми, что протекают на Вашем предприятии. Если работа связана с экспортом/импортом данных между различными базами, то необходимо, чтобы кандидат имел опыт подобных работ. То же самое касается и опыта работы с территориально удаленными филиалами предприятия. В дополнение к этому нужно выяснить наличие у кандидата опыта постановки задач в целом. Если Вы не хотите сами каждый раз "разжевывать" все детали, то лучше, чтоб человек умел делать это сам.

3. Нужно постараться узнать о причинах смены места работы, в каждом случае. Являлось ли это следствием невыполнения кандидатом поставленных перед ним задач.

4. Хорошим признаком является наличие хотя бы базовых знаний бухгалтерского учета, экономики. В этом случае процессы постановки задач и взаимодействие с сотрудниками предприятия станут гораздо более эффективными.

5. Теперь главное: Поставьте перед кандидатом тестовую задачу, чтобы он выполнил ее прямо в рамках собеседования. Например в созданной "с нуля" базе организовать поступление и расход материалов по методу FIFO. Отведите на эту задачу 1,5 часа. Теперь необходимо оценить результат. Причем, не только визуально (аккуратность и правильность исполнения), но и методологически. Для второго нужна помощь специалистов. Если у Вас некому это доверить, то просто разместите просьбу об этом в каком-либо форуме, например на http://www.1c.hippo.ru и высылайте всем по запросу файл 1cv7.md базы, созданной Вашим кандидатом.

Работа в течение испытательного срока.

1. Поздравляю, Вы выбрали достойнейшего из кандидатов. Но проверка на этом еще не закончена. Постоянно сравнивайте заявленные кандидатом сроки исполнения задач с фактическими. Это один из важнейших показателей для оценки квалификации. Не стесняйтесь спрашивать о способах реализации поставленных Вами задач. В дебри лезть не следует, но сравнить озвученные программистом достоинства и недостатки увиденных им вариантов решений Вы можете.

Думаю я перечислил основные моменты, на которые имеет смысл обратить внимание при приеме на работу программиста 1С. Дополнительно хотелось бы дать несколько рекомендаций по вопросам организации работ:

1. Перечень лиц, которые могут "озадачить" Вашего программиста не должен насчитывать более 2 человек.

2. Крупные проекты разбивайте на составляющие этапы. Старайтесь придать этим этапам законченность. Это позволит оценить ход работы и исполнение по срокам по проекту в целом, а также заблаговременно выявить какие-либо несоответствия.

С уважением, Колясников Сергей
Внедренческая компания "Урал-Софт"

Начать дискуссию

Юристы СПБ Банка разместили шаблон и инструкцию для самостоятельного обращения в OFAC

По информации на сайте, это исчерпывающий перечень документов для обращения на текущем этапе, хотя OFAC может запросить дополнительную информацию.

Курсы повышения
квалификации

21
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Бесплатно с Трудовые отношения

Трудовые споры: обязан ли работодатель выдавать работнику характеристику

Характеристика может понадобиться не только для трудоустройства у нового работодателя, но и для суда, военкомата и для расследования происшествий внутри фирмы. Обязан ли работодатель давать характеристику? И если да, то что в ней должно быть?

Трудовые споры: обязан ли работодатель выдавать работнику характеристику
Ведение бизнеса

Основы предпринимательской экспертизы: как стать успешным предпринимателем

Каждая профессия предполагает наличие у человека определенных качеств. Одни считают, что их можно развить, другие называют это талантом и врожденным даром.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Лучшие спикеры, новый каждый день
Кредитование

Как получить кредит на открытие бизнеса с нуля

Для открытия бизнеса нужен стартовый капитал, сумма которого может составлять до нескольких миллионов рублей. Если у начинающего предпринимателя нет своих накоплений, можно взять кредит. Рассказываем, как его получить и какие есть особенности у целевого кредита на бизнес. 

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру
1
Самозанятые

Резко выросло число самозанятых IT-специалистов: почему

Согласно прогнозам, к 2030 году число IT-специалистов вырастет на 56%. Работодатели предпочитают сотрудничать с самозанятыми, чтобы сохранить ставку НДФЛ 13% с работниками из других стран.

Отчетность

ИП с сотрудниками: налоги и отчетность

Если у предпринимателя есть сотрудники, он уплачивает те же налоги, что ИП без работников. Кроме того, он платит за работников страховые взносы, удерживает с их зарплат НДФЛ и перечисляет его в бюджет. Все нюансы изложены в нашей статье.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Проверки ФАС

Бесплатное обслуживание банком счетов оказалось не таким уж и бесплатным

ПАО Банк Синара исполнил предупреждение ФАС с требованием разместить достоверную информацию о брокерских услугах на своем сайте.

Банки

Центробанк рекомендует усилить контроль за платежными агентами

Дабы исключить высокорисковые операции, регулятор просит следить, чтобы агенты не использовали персональные данные клиентов без их ведома.

Цифровизация в школах чрезмерна, показал опрос председателя Госдумы

Вячеслав Володин у себя в телеграм-канале провел анонимный опрос о чрезмерности цифровизации в школе.

Новости ФНС

Информация о компаниях будет храниться в открытом доступе 1 месяц

ФНС сократила срок хранения открытой информации об организациях с года до одного месяца.

Самозанятых и начинающий бизнес в новых регионах поддержат дополнительно

Правительство приняло решение дополнительно выделить из федерального бюджетам ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областям 3,75 млрд рублей.

Логика вышла из чата: за несданную декларацию по НДС ИП на патенте и самозанятым грозят блокировкой счета.✍«Ночной бухгалтер» № 1685

Бухгалтеры возмущены: их клиентам и работодателям летят требования сдать декларации по ОСНО, такие уведомления получают даже самозанятые. ФНС рекомендует не отвечать на сообщения, если они не касаются компании или ИП, но бухгалтеры опасаются блокировок.

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Создадут единую платформу по борьбе с киберпреступлениями

Замглавы Минцифры Александр Шойтов рассказал о планах в сфере информационной безопасности.

Обзоры новостей

⚡️ Итоги дня: садоводам предложили выдавать бесплатные семена, в Москве подорожал проезд в метро, а стоимость золота обновила рекорд

Подготовили обзор главных событий дня — 20 мая 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Криптовалюта

Где безопасно обменять наличные на крипту

За 15 лет существования криптовалюты* не только не утратили своей актуальности, но наоборот — по популярности приблизились к фиатным деньгам и ценным металлам. Так, капитализация того же Биткоина сегодня превышает 1,4 триллиона долларов, что уже выше, чем у серебра! Неудивительно, что обмен крипты на наличные сегодня так востребован.

Где безопасно обменять наличные на крипту

Как загрузить отчеты о продажах с WB и OZON в 1С:Бухгалтерия

Начиная с релиза 1С:БП 3.0.114.23, в программе появился функционал, который позволяет загружать отчеты из маркетплейсов Ozon и Wildberries. Для WB загрузка данных доступна из табличного документа Excel, а также с помощью интеграции с личным кабинетом. Для площадки Ozon интеграцию с личным кабинетом добавили, начиная с релиза 3.0.126.

Как загрузить отчеты о продажах с WB и OZON в 1С:Бухгалтерия

Начался эксперимент по маркировке силовых кабелей

7 из 16 образцов кабелей и проводов не соответствуют требованиям ГОСТ по качеству и безопасности, поэтому власти проводят эксперимент по маркировке этой продукции.

Обязательная регистрация работодателя в системе ЕИСОТ

С принятием нового порядка обучения у работодателей появилась новая обязанность: помимо проведения внутреннего обучения еще и занесение сведений об обученных в реестр Минтруда.

Обязательная регистрация работодателя в системе ЕИСОТ

Свежая вакансия: «Союзмультфильм» ищет бухгалтера по производству

Компании нужен специалист, который знает основные положения бухгалтерского и налогового учета нематериальных активов.

Интересные материалы

Бухгалтеры

Дарим топовый онлайн-курс «Бухгалтер маркетплейсов-2024» с подпиской «Клерк.Премиум»

При покупке подписки «Клерк.Премиум» от полугода вы получаете наш флагманский курс «Бухгалтер маркетплейсов-2024: учет, налоги, 1С» бесплатно!