1С:Покупка, 1С:Внедрение, 1С:Сопровождение

Прошли те благословенные времена, когда каждый прогрессивно мыслящий хозяин или главный бухгалтер считал своим долгом заказать индивидуальный проект автоматизации своей фирмы. Через полгода-год он получал с горем пополам работающий продукт, отражающий представление программиста о том, как фирма работала бы, если бы он был ее директором. Еще через некоторое время система использовалась для печати накладных и приходных ордеров, а весь учет велся традиционным образом.

1С:Покупка, 1С:Внедрение, 1С:Сопровождение

Краткое руководство пользователя.

Прошли те благословенные времена, когда каждый прогрессивно мыслящий хозяин или главный бухгалтер считал своим долгом заказать индивидуальный проект автоматизации своей фирмы. Через полгода-год он получал с горем пополам работающий продукт, отражающий представление программиста о том, как фирма работала бы, если бы он был ее директором. Еще через некоторое время система использовалась для печати накладных и приходных ордеров, а весь учет велся традиционным образом.

Существовали, впрочем, и тогда относительно грамотно написанные программы, которые продавались сотнями и тысячами экземпляров и даже были целые фирмы, которые эти программы писали и поддерживали. Но эти продукты имели очень ограниченные возможности настройки, а потому могли относительно успешно автоматизировать только жестко регламентированный бухгалтерский учет и то только белый, что тогда было не в моде. Аналитический учет, не говоря о прочем документообороте, велся с использованием более универсального программного комплекса под названием Microsoft Office.

Наконец начали появляться программы, поддерживающие в качестве средства настройки собственный универсальный язык, но тут появилась новая проблема - процесс настройки и сопровождения системы потребовал квалификации и специфических знаний, которыми не обладали не только бухгалтеры и особо продвинутые менеджеры, но и большинство внутрифирменных эникейщиков, поэтому встал вопрос о создании широкой и, главное, квалифицированной сети специалистов. К этому моменту наиболее широкой дилерской сетью располагала фирма 1С. Поэтому закономерно, что именно ее программные продукты сейчас стали фактическим стандартом для небольших и средних фирм во всех направлениях внутрифирменного учета.

Однако наличие квалифицированных специалистов по поддержке 1С еще не гарантирует успешную работу автоматизированного комплекса. В оставшейся части статьи я попытаюсь предложить схему действий фирмы-заказчика, позволяющую получить максимальный эффект от внедрения системы 1С.

Покупка системы, выбор продавца

Поскольку статья посвящена продуктам фирмы 1С, я буду предполагать, что Вы выбрали одну из ее программ. Впрочем, я еще не сталкивался со случаями, когда небольшой или средней фирме эти программы в принципе не подходили бы.

Подходящий Вам продукт из линейки 1С Вам подскажет любой дилер. Кстати, дилеров (франчайзи в терминологии 1С) только в Москве работает больше сотни плюс несчетное количество автономных экспертов (здесь и далее эксперт скорее должность, чем уровень квалификации). Выбор фирмы/эксперта существенен, если Вы изначально предполагаете необходимость сложной настройки системы под Ваши нужды.

Программы продаются либо в коробочном варианте - Вы приезжаете на фирму и забираете коробку с программой, либо с установкой - эксперт устанавливает систему и проводит начальный ликбез. По цене эти варианты могут несколько отличаться, однако я рекомендовал бы не экономить на приезде эксперта. Дело не в сложности самой установки - она совершенно элементарна, а в том, что грамотный эксперт может уже при первой встрече немного настроить программу, рассказать некоторые тонкости работы системы в привязке именно к Вашей фирме, определить план внедрения и т.д.

Внедрение

Изначально программы 1С сконфигурированы таким образом, что основная масса фирм может их эффективно использовать в готовом виде. Если Ваша фирма относится к этой абстрактной 'основной массе', то схема внедрения на наш взгляд может быть следующей:

- Сами или с помощью эксперта, установите систему.

- Поиграйтесь с ней некоторое время, используя прилагаемую демонстрационную версию. В этот момент иногда даже бывает полезно почитать документацию.

- Если система не вызывает явного отторжения (вот этого она не делает, вот это она делает не так), то начинайте вводить реальные данные - в дальнейшем они не пропадут. Если у вас уже была какая-то автоматизированная система, то обычно наиболее обЪемные справочники проще перенести в 1С программным путем.

- Через некоторое время у Вас должно сложиться понимание того, что эта система делает неправильно или неудобно. К сожалению, многие фирмы принимают недостатки системы как неизбежное зло и пытаются подстроить свой учет под возможности системы. Характерные черты такой подстройки - появляются тетрадки, где записывается дополнительная информация, отчеты передаются в Excel, исправляются и только потом печатаются. Грамотный эксперт за один - два визита может значительно повысить эффективность использования системы. Даже если в системе все вроде бы Вас устраивает, профилактический визит эксперта может быть полезен, ибо не все ошибки видны невооруженным (знаниями и опытом) взглядом. На данном этапе квалификация специалиста имеет принципиальное значение. Если эксперт, начинавший с Вами работать, вызывает у Вас сомнения, то лучше его поменять именно сейчас.

Теперь рассмотрим случай, когда учет в фирме имеет серьезные особенности, делающие типовую конфигурацию в готовом виде малопригодной. Это производственные фирмы, некоторые магазины, рестораны и кафе и некоторые другие. Существует два способа решения этой проблемы: оригинальная доработка типовой конфигурации или покупка типового решения.

Серьезная доработка конфигурации стоит недешево и требует от нескольких недель до нескольких месяцев работы, однако, часто это оптимальный вариант. Фактически, по срокам и стоимости это компромисс между оригинальной разработкой на 'серьезном' языке и готовым решением.

Фирмы франчайзи предлагают сейчас большое количество конфигураций, которые они позиционируют как готовые решения для фирм определенного типа. Обычно фирмы стремятся большую часть удачно внедренных решений представить в виде типовых. Стоят они от нескольких десятков наших условных единиц, которые в штатах по наивности считают основной валютой. Во многих случаях это значительно дешевле, чем оригинальная разработка, да и сроки внедрения ощутимо снижаются. В отличие от типовой конфигурации, уровень разработки которой подтвержден авторитетом 1С, решения фирм франчайзи сильно различаются по качеству, а мой собственный опыт показывает, что, к сожалению, средний их уровень весьма невысок (вероятно, мне не везло). Поэтому лучше предоставить выбор типового решения эксперту, как грамотной и, в данном случае, относительно незаинтересованной инстанции.

Остальные этапы внедрения совпадают с предыдущим случаем.

Сопровождение

Минимальный срок жизни системы автоматизации - несколько лет. За это время может измениться профиль работы фирмы, у нее могут родиться и вырасти филиалы со своими особенностями учета, в конце концов, в системе накопится много лишней информации. Поэтому совершенно нормально, что через некоторое время даже удачный проект требует модернизации. Симптомы, кстати, те же, что и у недоработанного проекта: параллельный бумажный учет, выдача отчетов в Excel или принципиальная невозможность получить какие-то цифры и т.п. Как правило, такие проблемы возникают постепенно и, к тому моменту как они начинают серьезно мешать работе, пользователи с ними настолько свыкаются, что не воспринимают их как проблемы. Поэтому сотрудники нашей фирмы стараются не забывать своих старых клиентов, сообщают им о выходе новых версий программы, прочих нововведениях, а, заодно, выясняют, как работает установленная программа. Даже если Ваш эксперт этого не делает, периодически устраивайте ревизию работы системы и старайтесь не накапливать проблемы.

Вот, собственно, мы и подошли к концу нашего руководства. Перечитав написанное выше, я понял, что большинство рекомендаций в нем где-то на уровне 'мойте руки перед едой'. Но разве мы всегда моем перед едой руки?

Вадим Николаев.
Руководитель отдела программирования.

Комментарии

2
  • Хранитель_врат
    Последняя фраза отражает смысл и аудиторию статьи, надоели уже эти книжки для "чайников" хороших то совсем мало!!!
  • Хранитель_врат
    Хорошая, грамотная статья. Без излишних (для руководителя предприятия) технических деталей, но чувствуется, что автор знает проблемы автоматизации непонаслышке.
Инвестиции

Известен день старта продаж акций Яндекса на Мосбирже

Ценные бумаги МКПАО «Яндекс» допустят к торгам с 8 июля, а 10 июля Мосбиржа проведет делистинг акций нидерландской компании Yandex N.V.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Экономика России

Путин: планы по экономическому развитию не изменятся даже в условиях СВО

Предприятия оборонно-промышленного комплекса (ОПК) должны быть готовы в любой момент выпускать продукцию гражданского назначения.

Новостной дайджест: поддержка стартапов, снижение налогов для ИП, новая программа субсидирования, изменения в патентной системе, электронное взаимодействие с ФНС

В рамках национального проекта по поддержке предпринимательства стартовала новая инициатива для стартапов.

Лучшие спикеры, новый каждый день

Проверяя декларацию по УСН, налоговики складывают банк и чеки от ОФД по безналу, а еще незаконно требуют КУДИР. 😤«Ночной бухгалтер» № 1682

Не так давно ИП закончили сдавать декларации по УСН (срок был до 25 апреля), а организации отчитались еще раньше. Теперь бухгалтеров засыпают требованиями пояснений, но у ФНС странный подход к камералке, например, они складывают и все поступления по выпискам со счетов, и суммы по чекам от ОФД на безналичный (картами) расчет.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Расчет акцизов

ФНС обновила форму декларации по акцизам на табак

Налоговая будет определять базу по акцизам на табачные изделия и жидкости для вейпов через систему маркировки.

УК РФ

Должники станут более защищены при исполнительном производстве

Минюст разработал законопроект, который предлагает наделить судебного пристава-исполнителя правом обращаться в суд с ходатайством об освобождении должника от дальнейшего отбывания обязательных работ.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Ипотека

Ставку по семейной ипотеке могут поднять до 12%

Для семей с детьми до 6 лет условия льготной ипотеки не изменятся: ставка сохранится на уровне 6% годовых. Однако для остальных Минфин планирует ужесточить условия.

Зачем IT- компаниям нужен юрист: три примера из моей практики

Я Павел Патрикеев — практикующий юрист, специализирующийся на поддержке малого и среднего ИТ-бизнеса, кратко расскажу о том, как даже одна юридическая консультация может существенно облегчить вашу жизнь, и разберу, на какие плюшки от государства могут рассчитывать IT-компании. Читайте до конца, чтобы узнать почему большинство из них не доходит до адресатов.

Как вести бухгалтерский учет в строительстве в 2024 году

Ведение учета в строительной отрасли имеет свою специфику, разбираемся в нюансах работы на стороне заказчика и подрядчика.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Кадры

Названы причины, почему работники рвутся на удаленку, особенно летом. И это выгодно работодателям

По данным опроса 80% россиян хотят перейти на удаленный режим работы летом.

Обзоры новостей

⚡️ Итоги дня: появился новый вирус FLiRT, готовить кофе можно ультразвуком, а в России будет свой музыкальный конкурс «ИнтерВидение»

Подготовили обзор главных событий дня — 15 мая 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Банки

Центробанк запустил новый сервис со статистикой

Уже сейчас пользователи сервиса могут ознакомиться с процентными ставками, денежно-кредитной политикой и статистикой по внешнему сектору экономики. Перечень доступной информации будет расширяться.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров
Трудовое право

💥 Депутаты готовят большой пакет поправок в Трудовой кодекс

В Госдуму внесен депутатский законопроект с изменениями в ТК по дополнительным гарантиям защиты прав работников.

Можно ли делать выплаты самозанятому на чужую карту

Иногда возникают ситуации, когда самозанятый просит перечислять выплаты не на свою банковскую карту, а на карту третьего лица — например, жены или друга. Разбираемся, законно ли это и как правильно переводить вознаграждение в таком случае.

Можно ли делать выплаты самозанятому на чужую карту
Охрана труда

Пять фактов, которые нужно знать про обучение по охране труда

Выбрали самые частые вопросы по теме обучения по охране труда и попросили экспертов «Клерка» дать развернутые ответы, которые пригодятся и работнику, и руководителю, и собственнику компании.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

МИД договорится с Малайзией о безвизовом режиме

Туристы смогут проводить в Малайзии без визы до 30 дней.

Снижение компенсации за нарушение исключительных прав

Компенсация за нарушение авторских прав — это санкция, которая носит не только восстановительный характер, но и как любая мера юридической ответственности — превентивный и карательный (штрафной) характер, а также является альтернативной санкцией и взыскивается вместо убытков.

Нужна ли оценка объекта интеллектуальной деятельности, при включении его в состав наследства?

Размер оценки имущества, включенного в состав наследства = госпошлина за выдачу свидетельства о наследстве = зарплата нотариуса.

НДФЛ

С 2026 года для вычетов НДФЛ не нужно будет собирать справки и документы-подтверждения

Для получения вычетов по НДФЛ больше не понадобится собирать справки и другие подтверждающие документы. Налоговая с 2026 года сама рассчитает размер вычета и автоматически переведет нужную сумму.

Интересные материалы

Бесплатно с Расчеты с работниками

Как безопасно заменить индексацию премиями: судебная практика

Нередко работодатели принимают решение не индексировать суммы, которые получают работники за труд, а выплачивать премии. Насколько такие действия правомерны, и если да, то как оформить, чтобы не было претензий?

Как безопасно заменить индексацию премиями: судебная практика