CRM

Три причины, почему сотрудники сопротивляются автоматизации. И способы решить проблему

Собственники постоянно ищут способы увеличения выручки. Для этого они оптимизируют бизнес-процессы. Однако нередко сотрудники сопротивляются нововведениям. В этом материале расскажем, как подойти к внедрению нового сервиса, что делать с недовольным персоналом и в каких ситуациях желание оптимизировать работу лишь всё усложнит.
Три причины, почему сотрудники сопротивляются автоматизации. И способы решить проблему

Перед внедрением новой системы собственнику нужно ответить на несколько вопросов.

  • Для чего нужен новый сервис?

  • К каким результатам приведёт нововведение?

  • Каких проблем позволит избежать новая система?

Зачем нужна новая система

В результате внедрения новой системы в компании должны произойти качественные или количественные изменения. Иначе за дело вовсе не стоит браться.

Качественные изменения. Например, после внедрения CRM-системы менеджер по продажам начал работать быстрее, а ежемесячные отчёты стало проще составлять.

Количественные изменения. К примеру, после внедрения сервиса «Финансист» компания Digital стала зарабатывать на 32% больше, повысила маржинальность товаров в два раза и улучшила рентабельность в 1,5 раза.

При выборе нового сервиса следует чётко сформулировать цель внедрения, определить инструмент, который бы решил конкретные задачи, а также выбрать грамотного исполнителя для внедрения. Однако интегрировать новую систему в компанию не нужно, если:

  • внедрение сервиса не приведёт ни к качественным, ни к количественным изменениям;

  • компания молодая, а бизнес-процессы ещё не налажены, нет системности в поступающих данных;

  • затраты на внедрение и поддержание сервиса со временем значительно вырастут, а дополнительная выручка их не покроет;

  • система усложнит бизнес-процессы и снизит эффективность сотрудников.

Однако даже когда новая система упрощает работу и повышает эффективность, сотрудники могут оказаться против. Для этого могут быть разные причины. Расскажем о трёх самых популярных и разберём, что с ними делать.

Причина № 1. Сотрудники не видят ценности в нововведении

Главная цель собственника бизнеса — увеличить прибыль. Однако у наёмных сотрудников другие цели. Кто-то хочет набраться опыта и открыть своё дело, кому-то важны новые навыки, для кого-то работа в найме — просто способ заработать денег.

Первые две группы обычно открыты новому. Им нужен опыт и знания, а значит, их мотивация пересекается с целями собственника. Но такого персонала, как правило, немного.

Поэтому перед внедрением систем нужно определить мотивацию сотрудников — в этом случае «продать» идею нововведения станет легче. Если интересы собственника и сотрудников совпадут, сопротивления будет меньше.

Что делать?

  1. Определите мотивацию сотрудника.

  2. Покажите личную выгоду работника от внедрения.

Как работает на практике

Собственник компании «Ромашка» захотел внедрить систему автоматизации управленческой отчётности «Финансист». Но штатный финансист три года сводил отчёты в Excel и ничего менять не хотел.

Руководитель переговорил с работником и попробовал замотивировать его повышением рентабельности и ростом прибыли компании. Однако это не сработало. Тогда собственник обратил внимание на преимущества сервиса. Он объяснил финансисту, что ему больше не придётся перепроверять документы из-за ошибок, а на сведении отчётов получится сэкономить целые рабочие дни. Такие преимущества убедили сотрудника в необходимости новой системы.

Причина № 2. Персонал боится нововведений

Внедрение информационной системы влечёт за собой оптимизацию бизнес-процессов. Из-за этого сотрудники опасаются, что привычную и понятную рутину придётся заменить на что-то неизвестное и сложное. Кроме того, персонал боится, что их попросту заменят. Справиться с такими тревогами уже после внедрения системы сложно.

Что делать?

Когда у вас появилась идея внедрить новый сервис, поделитесь этим с коллективом. Тогда можно будет заранее обработать возражение и рассказать о новых порядках.

Выслушайте предложения от персонала, узнайте, что занимает больше всего времени и что вызывает трудности. Сотрудники с большей охотой примут новый сервис, если их идеи услышат.

Как работает на практике

Собственник «Ромашки» услышал на форуме, как его коллеге удалось удвоить продажи благодаря CRM-системе «Холодный дозвон». Вернувшись в офис, он рассказал о сервисе своей команде, но никто из менеджеров по продажам не увидел ценности в новой системе.

Тогда фаундер пригласил на встречу отдел продаж и спросил, что сотрудникам мешает работать. Оказалось, что в нынешней CRM-системе невозможно отследить историю общения с клиентами, а нужная информация по продажам содержится в разных таблицах. Когда персонал узнал, что в новом сервисе можно будет компилировать все данные и завести удобный рабочий стол, они стали относиться к нововведению позитивно.

Причина № 3. Работники не хотят учиться

Одна из причин сопротивления новациям — нежелание учиться. Бороться с этим можно, начав с аргументов про ценности. Если это не сработало, стоит попробовать мотивировать сотрудников повышением зарплаты. В этом случае нужно сопоставить рост эффективности работника с размером бонуса.

Однако материальная мотивация работает не всегда. Если кандидат пассивен и не заинтересован в собственном росте, вряд ли он сможет подстроиться под рост компании.

Кроме того, коллективу нужно дать время научиться пользоваться новой системой, перестроить привычные процессы и привыкнуть к новым порядкам. Сделать это несложно — обычно создатели информационных систем сами организуют обучающие тренинги и курсы.

Что делать?

  1. Поговорить с командой про ценности.

  2. Выяснить, хочет ли сотрудник получать новые навыки.

  3. Попробовать мотивировать сотрудника бонусами.

  4. Организовать процесс обучения.

Как работает на практике

Руководитель компании Influence решил внедрять MRM-систему для отдела маркетинга, однако из-за загрузки команда не была готова тратить дополнительное время на освоение нового сервиса. Тогда собственник предложил команде пройти обучение за дополнительную плату в нерабочие часы.

В итоге сотрудников собрали на корпоративное обучение, где представители сервиса ответили на все вопросы и предложили выполнить тестовые задания. Маркетологи быстро освоили новый продукт и ещё на этапе обучения поняли, насколько удобно в нём работать.

Как сообщить сотрудникам о новом сервисе?

  1. Встретиться с сотрудниками и выяснить, что затрудняет их работу.

  2. Собрать ключевые требования к сервису от конечных пользователей.

  3. Узнать о ценностях сотрудников и показать, что система отвечает их личным интересам.

  4. Провести персональные встречи и разобраться в конкретных ситуациях, если кто-то в команде против нововведений.

  5. Собрать команду на обучающий тренинг и дать возможность задать вопросы и разобраться в сервисе.

  6. Заложить достаточно времени для адаптации и перестройки процессов.

Есть мысли и дополнения по поводу темы? Делитесь в комментариях.

Подписывайтесь на Telegram-каналы «Финансиста», чтобы узнать больше о финансовом менеджменте и автоматизации.

Начать дискуссию

Инвестиции

Известен день старта продаж акций Яндекса на Мосбирже

Ценные бумаги МКПАО «Яндекс» допустят к торгам с 8 июля, а 10 июля Мосбиржа проведет делистинг акций нидерландской компании Yandex N.V.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Экономика России

Путин: планы по экономическому развитию не изменятся даже в условиях СВО

Предприятия оборонно-промышленного комплекса (ОПК) должны быть готовы в любой момент выпускать продукцию гражданского назначения.

Новостной дайджест: поддержка стартапов, снижение налогов для ИП, новая программа субсидирования, изменения в патентной системе, электронное взаимодействие с ФНС

В рамках национального проекта по поддержке предпринимательства стартовала новая инициатива для стартапов.

Лучшие спикеры, новый каждый день

Проверяя декларацию по УСН, налоговики складывают банк и чеки от ОФД по безналу, а еще незаконно требуют КУДИР. 😤«Ночной бухгалтер» № 1682

Не так давно ИП закончили сдавать декларации по УСН (срок был до 25 апреля), а организации отчитались еще раньше. Теперь бухгалтеров засыпают требованиями пояснений, но у ФНС странный подход к камералке, например, они складывают и все поступления по выпискам со счетов, и суммы по чекам от ОФД на безналичный (картами) расчет.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Расчет акцизов

ФНС обновила форму декларации по акцизам на табак

Налоговая будет определять базу по акцизам на табачные изделия и жидкости для вейпов через систему маркировки.

УК РФ

Должники станут более защищены при исполнительном производстве

Минюст разработал законопроект, который предлагает наделить судебного пристава-исполнителя правом обращаться в суд с ходатайством об освобождении должника от дальнейшего отбывания обязательных работ.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Ипотека

Ставку по семейной ипотеке могут поднять до 12%

Для семей с детьми до 6 лет условия льготной ипотеки не изменятся: ставка сохранится на уровне 6% годовых. Однако для остальных Минфин планирует ужесточить условия.

Зачем IT- компаниям нужен юрист: три примера из моей практики

Я Павел Патрикеев — практикующий юрист, специализирующийся на поддержке малого и среднего ИТ-бизнеса, кратко расскажу о том, как даже одна юридическая консультация может существенно облегчить вашу жизнь, и разберу, на какие плюшки от государства могут рассчитывать IT-компании. Читайте до конца, чтобы узнать почему большинство из них не доходит до адресатов.

Как вести бухгалтерский учет в строительстве в 2024 году

Ведение учета в строительной отрасли имеет свою специфику, разбираемся в нюансах работы на стороне заказчика и подрядчика.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Кадры

Названы причины, почему работники рвутся на удаленку, особенно летом. И это выгодно работодателям

По данным опроса 80% россиян хотят перейти на удаленный режим работы летом.

Обзоры новостей

⚡️ Итоги дня: появился новый вирус FLiRT, готовить кофе можно ультразвуком, а в России будет свой музыкальный конкурс «ИнтерВидение»

Подготовили обзор главных событий дня — 15 мая 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Банки

Центробанк запустил новый сервис со статистикой

Уже сейчас пользователи сервиса могут ознакомиться с процентными ставками, денежно-кредитной политикой и статистикой по внешнему сектору экономики. Перечень доступной информации будет расширяться.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров
Трудовое право

💥 Депутаты готовят большой пакет поправок в Трудовой кодекс

В Госдуму внесен депутатский законопроект с изменениями в ТК по дополнительным гарантиям защиты прав работников.

Можно ли делать выплаты самозанятому на чужую карту

Иногда возникают ситуации, когда самозанятый просит перечислять выплаты не на свою банковскую карту, а на карту третьего лица — например, жены или друга. Разбираемся, законно ли это и как правильно переводить вознаграждение в таком случае.

Можно ли делать выплаты самозанятому на чужую карту
Охрана труда

Пять фактов, которые нужно знать про обучение по охране труда

Выбрали самые частые вопросы по теме обучения по охране труда и попросили экспертов «Клерка» дать развернутые ответы, которые пригодятся и работнику, и руководителю, и собственнику компании.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

МИД договорится с Малайзией о безвизовом режиме

Туристы смогут проводить в Малайзии без визы до 30 дней.

Снижение компенсации за нарушение исключительных прав

Компенсация за нарушение авторских прав — это санкция, которая носит не только восстановительный характер, но и как любая мера юридической ответственности — превентивный и карательный (штрафной) характер, а также является альтернативной санкцией и взыскивается вместо убытков.

Нужна ли оценка объекта интеллектуальной деятельности, при включении его в состав наследства?

Размер оценки имущества, включенного в состав наследства = госпошлина за выдачу свидетельства о наследстве = зарплата нотариуса.

НДФЛ

С 2026 года для вычетов НДФЛ не нужно будет собирать справки и документы-подтверждения

Для получения вычетов по НДФЛ больше не понадобится собирать справки и другие подтверждающие документы. Налоговая с 2026 года сама рассчитает размер вычета и автоматически переведет нужную сумму.

Интересные материалы

Бесплатно с Расчеты с работниками

Как безопасно заменить индексацию премиями: судебная практика

Нередко работодатели принимают решение не индексировать суммы, которые получают работники за труд, а выплачивать премии. Насколько такие действия правомерны, и если да, то как оформить, чтобы не было претензий?

Как безопасно заменить индексацию премиями: судебная практика