Автоматизация управления проектами: как реализовать, что можно получить, о чем стоит помнить

Автоматизация управления проектом — обширная тема, требующая тщательного внимания и изучения.
Автоматизация управления проектами: как реализовать, что можно получить, о чем стоит помнить
Автоматизация управления проектами: как реализовать, что можно получить, о чем стоит помнить

Для реализации этой цели существует множество полезных инструментов, способных обеспечить исполнение отдельных процессов или же комплексную автоматизацию сбора, обработки данных, предоставления статистики и прочей информации, полезной для организации управленческих процессов.

Подходя подробнее к разбору этой темы, стоит рассказать об инструментах, используемых в данной сфере, результатах их применения и, конечно же, вызовах, о которых нужно помнить. Все это рассмотрим ниже.

Актуальные изменения рынка автоматизации в 2023 году

Рынок услуг по автоматизации управления проектами включает в себя множество продуктов из сферы IT. В последние годы этот рынок переживает бурный и активный рост, появляются и совершенствуются разнообразные решения, направленные на крупный, средний и малый бизнес. Казалось бы, развитие в данной сфере невозможно остановить, и оно будет распространяться повсеместно, несмотря на границы, политическую обстановку и прочие особенности.

На практике все оказалось далеко не так, и многие компании готовы жертвовать собственной прибылью и значительной частью рынка в пользу политической конъюнктуры. 2023 год доказал это, продемонстрировав уход крупных и средних разработчиков с российского рынка. Причем речь во многих случаях идет как о закрытии только начинавшихся проектов, так и уже укоренившихся, используемых на крупных предприятиях и в бизнес-сфере, поддержка попросту была прекращена. Стоит отметить, что рынок РФ покинули не только западные гиганты, но и многие известные IT-компании из стран СНГ.

Какой же оказалась реакция на подобный поворот событий? Рынок попросту открылся для новых игроков, которыми, как правило, становятся небольшие и развивающиеся отечественные IT-компании. Но резко стартовать с места по силам далеко не всем, и сейчас мы наблюдаем только становление рынка, начало разработок и их внедрение в дело, реальные проекты.

Большинство компаний сразу постарались перейти к сотрудничеству с государственным сектором как с наиболее крупным заказчиком. В связи с этим наблюдается определенный дефицит решений для малого и среднего бизнеса. Однако время все расставляет на свои места, прогресс очевиден, но говорить о каких-либо сроках восстановления рынка и стабилизации обстановки пока рано, остается только следить за ситуацией.

Какие системы (инструменты) применяются для автоматизации управления проектами

Общее управление, подразумевающее постановку задач, обязательных для исполнения, прописывание этапов и сроков реализации предполагает использование достаточно простого, но эффективного инструментария. В него входят:

  • BPM-системы.

  • Онлайн-календари с интерактивной функцией внесения пометок.

  • Онлайн-доски задач, где можно прописывать цели, разбирать пути решения и прочее.

  • Task-трекеры.

  • Общие рабочие места.

  • Корпоративные мессенджеры для обмена сообщениями, видеовызовами, письмами и прочей информацией.

Если говорить о проектах, развиваемых в IT-индустрии, то здесь также предусмотрен собственный набор более специфических, но от того и полезных инструментов:

  • Софт, разрабатываемый для работы со спринтами.

  • Баг-трекеры, определяющие ошибки в автоматическом режиме.

  • Аналитические сервисы, интегрированные в рабочую среду для сбора данных и формирования отчетов о допущенных ошибках.

  • Автоматические и ручные конструкторы визуальной части, макетов, дизайн-проектов.

  • Файловые сервисы облачного типа.

  • Инструменты контейнеризации цифровых инфраструктурных решений клиентов сервиса.

При развитии проекта на первый план могут выходить потребности в решении задач рутинного типа, отнимающих основную часть времени и требующих оперативного решения. Для них могут применяться и разрабатываться следующие инструменты:

  • Системы, ориентированные на организацию документооборота, хранение данных компании.

  • Онлайн-инструменты, обеспечивающие редактирование документов, презентаций, таблиц разного формата.

  • Корпоративные порталы, формат которых предполагает создание множества разделов для разных задач.

  • Программные решения для HR-отдела, упрощающие подбор сотрудников, работу с действующим персоналом.

  • Сервисы почтовой рассылки, распространения уведомлений и прочих данных, относящихся к проекту.

  • Мессенджеры, средства для организации видеоконференций и прочих форматов коммуникаций, а также многое другое.

Стоит учитывать, что инструменты автоматизации могут быть заточены под конкретные виды деятельности в организации. Так, для маркетингового отдела могут потребоваться:

  • CRM-системы, применяемые для учета коммуникаций, контактов и многих других видов данных.

  • SERM-инструменты, а также средства, позволяющие работать с репутацией компании в сети, применяя различные методики.

  • Средства для коммуникаций с целевой аудиторией, проведения опросов, сбора мнений.

  • Инструменты, при помощи которых можно организовать массовое распространение постов в социальных сетях.

  • Чат-боты, работающие на первичном этапе обращения клиента, покупателя или иного пользователя услуг.

  • Системы, позволяющие эффективнее проводить холодный обзвон при работе с новой клиентской аудиторией.

Это далеко не полный перечень решений, которые также могут разрабатываться и под нужды других отделов, с учетом целевой направленности проводимых работ. Но куда более сложными являются решения комплексного типа, объединяющие все существующие решения и позволяющие обобщить их для лучшего понимания.

Какие особенности имеет автоматизация в малом бизнесе

Автоматизация — важный и обязательный шаг для любого бизнеса. Однако небольшие проекты и компании, сильно ограниченные в средствах, не всегда могут позволить себе использовать комплексные и профессиональные решения, обеспечивающие полный комплекс услуг автоматизации. Находясь в такой ситуации, стоит начинать с малого, чем может стать стандартный набор ПО административных и системных решений, включающий в себя следующее:

  • BRM-система;

  • CRM-система;

  • облачное хранилище данных;

  • корпоративный мессенджер.

Располагая этой базой, уже можно говорить об автоматизации многих задач, включающих в себя планирование, хранение данных и информации, налаживание коммуникаций и прочее.

Оптимальным же решением является интеграция комплексных систем, способных выполнять сразу ряд задач, к примеру, хранение данных, функции мессенджера, органайзера и сбора статистики. Однако позволить себе такие профессиональные решения могут далеко не все заказчики. Поэтому в задачи IT-команд входит внедрение профильных и узконаправленных средств автоматизации, ограниченных по функционалу, но с отличным качеством исполнения задач.

Многие молодые компании пренебрегают даже минимальным набором профессиональных решений. Вместо них используются общедоступные средства, зачастую являющиеся бесплатными или требующими минимального объема затрат для покупки лицензии и прав использования. К примеру, вместо корпоративного мессенджера можно использовать обычные сервисы типа Telegram и аналогов. Да, такие решения способны отчасти обеспечить необходимый функционал, но заточены они под совершенно другие действия, а если точнее, то не заточены под бизнес-цели и задачи.

Понимание проблемы приходит к руководству только в критических ситуациях, когда таких стандартных и бесплатных средств начинает не хватать из-за возрастающей нагрузки или конкуренции. Пытаться поменять что-то в последний момент можно, но удается далеко не всем. Поэтому стоит сразу обращаться к профессиональным решениям.

Преимущества внедрения средств автоматизации для управления проектами

Итак, если говорить о непосредственных преимуществах применения автоматизации, то отнести к ним можно следующее:

  • Более простое управление данными по всем основным процессам, централизованное хранение и доступ.

  • Более простое распространение информации, пересылка данных, ограничение или открытие доступа к ним.

  • Исключение человеческого фактора во многих сферах деятельности. Средства автоматизации, основанные на работе ПО, не допускают ошибок, свойственных человеку.

  • Рутинные задачи решаются в полностью или частично автоматизированном режиме, персонал освобождается для выполнения других, более важных и индивидуальных задач.

  • Происходит стандартизация процессов и задач, что положительно влияет на многие факторы ведения дел, от контроля качества до экономии времени, оптимизацию работы сотрудников и т. д.

  • В долгосрочной перспективе автоматизация процессов неминуемо приводит и к оптимизации бюджета, сокращению затрат. Это становится возможным благодаря повышению эффективности работы сотрудников, увеличению производственного темпа, сокращению ошибок.

  • Деловые процессы становятся более эффективными за счет снижения временных затрат и более эффективной технологической организации производственных и иных циклов.

Таким образом, внедрение средств автоматизации имеет множество плюсов. Недостатки в свою очередь практически отсутствуют, за исключением того, что данная процедура потребует вложений на начальном и последующих этапах, однако они окупятся в среднесрочной перспективе.

Какую систему автоматизации управления проектами выбрать?

В ситуации, когда иностранные игроки покинули российский рынок, необходимо обращать внимание на продукты отечественных разработчиков, которые не зависят от санкционной политики и могут стабильно использоваться в дальнейшем. Нужно учитывать, что продукты от молодых компаний могут быть сырыми и не всегда готовыми к эффективному применению. Компании, присутствующие на рынке в течение многих лет, часто предлагают решения, основанные на конкретных технологиях, имеющих тенденцию к устареванию.

Начать дискуссию

Не знаете плана счетов? Вы не бухгалтер!

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Бухгалтеры

💪 Ударные скидки на «Клерке»! Курсы по учету на маркетплейсах, ВЭД, зарплате, финмоделированию, УСН и бухгалтерии с нуля за 3 690 рублей!

Проведите выходные с пользой! За череду праздников вы сможете пройти весь месячный курс «Клерка» и стать специалистом на еще одном участке, повысить квалификацию в своей сфере или освоить профессию бухгалтера с нуля! До 2 мая популярные онлайн-курсы за 3 690 рублей!

🔨 Ударные скидки на «Клерке»! Курсы по учету на маркетплейсах, ВЭД, зарплате, финмоделированию, УСН и бухгалтерии с нуля за 3 690 рублей!

На горизонте сразу 4 праздничных дня, потом пара рабочих и снова 2 свободных! Используйте это время с умом — за череду праздников вы сможете пройти весь месячный курс «Клерка» и стать специалистом на еще одном участке, повысить квалификацию в своей сфере или освоить профессию бухгалтера с нуля! До 2 мая популярные онлайн-курсы за 3 690 рублей!

🔨 Ударные скидки на «Клерке»! Курсы по учету на маркетплейсах, ВЭД, зарплате, финмоделированию, УСН и бухгалтерии с нуля за 3 690 рублей!
5
Лучшие спикеры, новый каждый день

Как трудоустроить иностранного ВКС из визовой страны: инструкция для работодателей

В отличие от трудоустройства иностранного сотрудника по обыкновенному разрешению на работу (РНР), оформление иностранца в статусе ВКС является более быстрым процессом и имеет ряд преимуществ. Работодателю не нужно получать квоту, оформлять разрешение на привлечение иностранцев, а документы для ВКС выдаются сразу на 3 года.

Как трудоустроить иностранного ВКС из визовой страны: инструкция для работодателей

Резиденты ТОР получат госимущество в упрощенном порядке

Предприниматели из специальных экономических территорий смогут быстрее получать недвижимое и движимое имущества без торгов и на льготных условиях.

Автоматизируем аутсорсинг бухгалтерских услуг: как не потеряться в потоке задач и клиентов

Автоматизация позволяет владельцу бизнеса выйти из рутины и операционки. При этом процессы останутся управляемыми. Разберемся, с какими трудностями автоматизация помогает справиться бухгалтерской аутсорсинговой фирме и какие возможности дает.

Автоматизируем аутсорсинг бухгалтерских услуг: как не потеряться в потоке задач и клиентов
Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Коллекторы

Должников по ЖКХ защитят от коллекторов

Коллекторов и других третьих лиц запретят привлекать для выбивания долгов за жилищно-коммунальные услуги.

В ЕГРН больше не будет информации о режимных объектах

Вступает в силу закон о неразглашении назначения, положения и видов режимных объектов.

Акцизы

Изменятся акцизы на российские вина

Игристые вина и российское шампанское будет облагаться акцизом в размере 119 рублей. В первоначальной версии законопроекта депутаты планировали увеличить этот налог до 141 рубля.

Блокировка на маркетплейсах 2024: за что накажут, как снизить риски

У каждой онлайн-площадки своя стратегия взаимодействия с продавцами. Но условия работы у них схожи и политика блокировок одна и та же. Разберем, за что блокируют продавцов, на какой срок и что сделать, чтобы снизить такие риски.

Блокировка на маркетплейсах 2024: за что накажут, как снизить риски
Инвестиции

Пополнил брокерский счёт на 200 000 в апреле. Что купил? Часть 2

Заканчивается апрель, а вместе с ним и бюджет, который был выделен на инвестиции в этом месяце. В первой половине месяца я покупал в основном облигации, когда размещений был целый вагон и маленькая тележка, во второй половине удалось восстановить баланс. Дополнительных пополнений не было, но к 200 000 добавились купоны и дивиденды.

Пополнил брокерский счёт на 200 000 в апреле. Что купил? Часть 2

Как пережить эти выходные бухгалтеру, который не может ходить

Друзья, мало того, что я не смогла поехать в запланированную поездку, так у меня новая напасть - не могу наступать на ногу. Совсем. Давайте мне все вместе придумаем развлечения:сериалы, игры и тд.

36
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Когда за дробление бизнеса уголовку получит главбух. История одной подставы

Из статьи вы узнаете историю главбуха из Санкт-Петербурга Анны Филимоновой, которая из-за схем собственницы бизнеса получила уголовную судимость и миллионные долги.

Когда за дробление бизнеса уголовку получит главбух. История одной подставы
8

Расчет страховых взносов для МСП в 2024 году

Малый и средний бизнес вправе применять льготные тарифы для исчисления страховых взносов. Как рассчитать размер страховых взносов в 2024 году для малого и среднего предпринимательства, тарифы, сроки уплаты — обо всем расскажем подробнее.

Расчет страховых взносов для МСП в 2024 году

💥Обзор новостей: разработали вакцину от рака, «Мир» заработает в Египте, мужчины получают больше женщин на 27%

Добавим в ленту самых свежих новостей. Рассказываем обо всем, что писали и обсуждали в мире.

Календарь вебинаров для бухгалтера в мае 2024. Выбирайте и смотрите!

Будьте в курсе последних изменений в законодательстве! Выбирайте из 7 вебинаров интересные именно вам и записывайтесь. Учитесь, не выходя из дома или офиса! Забирайте в закладки календарь вебинаров для бухгалтера, которые пройдут в мае 2024. Подписчикам «Клерк.Премиум» — бесплатный доступ.

Календарь вебинаров для бухгалтера в мае 2024. Выбирайте и смотрите!
13

Производители начнут маркировать икру с 1 мая

Икра осетровых и лососевых рыб будет подлежать обязательной маркировке. Покупатели смогут проверить происхождение продукта в системе «Честный ЗНАК».

Правильный онбординг новых сотрудников

Рассказываем, как правильно адаптировать новых сотрудников, как нормальный онбординг влияет на текучку и какие лайфхаки помогут сэкономить ресурсы компании на этом процессе.

1

Как бухгалтерской фирме эффективно перейти на гибридную удаленку. Кейс СБК «Профит»

Разбираем, как гибридный формат работы влияет на функционирование компании.

Как бухгалтерской фирме эффективно перейти на гибридную удаленку. Кейс СБК «Профит»
3

Интересные материалы

Пенсии

Юбилярам выплатят повышенную пенсию

Пенсионеры, которым исполнилось 80 лет, а также инвалиды первой группы получат доплату в размере 100% фиксированной части пенсии.