Работа с госзаказчиками. Опыт бухгалтера

Я уже давно работаю в организации, которая берет госконтракты, года два уже сама готовлю сметы. Так что опыт определенный есть. Если вас пугает работа с бюджетом, то... правильно, что боитесь. Есть заказчики, с которыми уже после первого раза не хочется работать больше никогда.
Работа с госзаказчиками. Опыт бухгалтера

Расскажу о том, как мы вообще взаимодействуем.

Госконтракты у нас двух видов — с ЭТП, когда выигрываем аукцион, и заключенные напрямую, обычно на небольшие суммы. Собственно работа с ЭТП — это отдельный адище, хотя сейчас я попривыкла и к странному интерфейсу РТС-тендер и к не всегда логичному Сбер-АСТ. Кстати, сейчас почему-то большую часть аукционов проходим на первой площадке, раньше было наоброт. Заказчики все те же.

Небольшие контракты забираем, если выиграло наше коммерческое предложение. Заказчик собирает несколько и если наша цена ниже — заключает с нами договор.

Есть и регулярные контракты, по обслуживанию, годовые.

Сначала о негативе. Сразу ныряем в бочку дегтя.

1.Бюджетники очень запуганный народ.

Задать вопрос вроде «а в какой форме вам лучше передать документы?» ты не всегда можешь. Помощь зала не разрешается, у вас контракт есть, там все написано, а то еще решат, что вы с нами в сговоре. С моей точки зрения — детский сад. Да и не все такие зашуганные. Но иногда это бесит — передаешь документы, а их по 100 раз правят «как надо», почему сразу не озвучить хотелки?

2. Нужно очень внимательно читать контракт и не относится к нему формально, чтобы вам не говорили.

Например, есть такой опыт у меня — заключили контракт. Смета к нему была, мы были единственными, кто вообще заявились на аукцион, т.е. суммы никак не менялись. Была и всякая техническая документация, планы, схемы, исходя из которых и составлялась смета. Т.е. мы в этом случае можем однозначно говорить о том, что рассчитываем — столько то материалов надо купить, столько то работ сделать, расходы будут такими-то. Исходя из этого цена контракта нам кажется адекватной.

Что происходит по факту ? Начинаем работу, например, прокладку кабеля. И оказывается, что там расстояние неверно указано в схемах. Допустим, не 30 метров, а 20. Значит кабеля мы используем на 10 метров меньше. Ок. Дальше закладываем заземление. Оказывается там нужно совсем другое, не то, что прописано, да и установленного контрактом уровня показателей не сможем достичь (физически невозможно без дополнительных работ). Согласуем — кладем такие то элементы, согласились.

В итоге происходит приемка и нам в буквальном смысле вымеряют все по метражу, смотрят на детали, и говорят — будьте добры урезать смету, по контракту мы принимаем все работы по факту, а заземление вообще не катит.

Ребят, ау, а что же вы ДО составления сметы тут все не замерили и не сопоставили? И зазмеление мы с вашим же инженером согласовывали (каемся без документов, наш косяк). В итоге у нас сумма по контракту урезалась где-то на треть. Т.е. если сначала рассчитывали на 300 000, то получили реально 200 000. Конечно где-то сэкономили на материалах, но где-то наоборот работ оказалось больше, например, с переделкой заземления.

Причем такая ситуация сложилась только с конкретным заказчиком. Другие до миллиметра ничего не замеряли. И это мы говорим не о миллионных контрактах, а о небольших работах. Когда мы выходим на аукцион всегда закладываем определенные затраты. Например, сметы часто бывают старыми, полугодовой давности, а с тех пор материалы явно подпрыгивают в цене. Поэтому ориентируемся в целом на предполагаемую прибыль. А тут нам урезают сумму процентов на 30%!

3.Документов с бюджетниками как правило приходится составлять больше.

Если с коммерсами можно обойтись без сметы, то бюджетники в 9 из 10 случаев ее требуют. А к ней идут КС-2, КС-3 как минимум. Плюс акты у них могут быть собственной формы. И даже еще веселее. Как-то выставляю акт по договору обслуживания, первый. Нумеровка конечно наша внутренняя — № 125, например. Отдаем. Звонок «Почему номер акта такой? Он же первый по контракту, должен быть № 1!». Теперь я завожу в 1С реализацию, как всегда, а им отдельно руками заполняю акт по их форме в экселе с их нумеровкой.

Кроме того, с вас могут попросить дополнительные документы. К примеру, мы предоставляли не только сертификаты на некоторое оборудование и материалы (на то же заземление), но и на монтажную пену! А еще обосновывали цену материалов в смете прайсами и счетами поставщиков (причем не только прямых, но и вообще собирали аналитку по рынку).

Один из последних интересных случаев. Попросили в офисном помещении муниципального учреждения поставить несколько розеток и повесить пару светильников. Контракт подписали, все ок. И вдруг нам говорят — дайте нам обоснование, зачем вы нам их поставили, присылайте дефектную ведомость. Я даже подзависла. Какая дефектовка? Как обосновать? Вы нас попросили, мы сделали, вот контракт.

В итоге составили ведомость, в которой (чувстововала себя по-дурацки, пока писала) указали, что розетки поставлены для подключения компьютеров, т.к. розеток для оборудования не хватает (неожиданно, да?). А светильники обосновали необходимостью лучшей освещенности. Кто бы мог подумать.

Потом эти же поцы требовали от нас чтобы МЫ дали ИМ акт передачи интернет-кабеля от ИХ айтишников для подключения компов к новым компьютерным розеткам. Тут уже встали в позу и сказали — вы передавали, вы и акт делайте. Отстали.

Ну и в бочке дегтя должна быть ложка мёда)

На самом деле с большинством бюджетных клиентов комфортно работать. Если общаться не с высоким руководством, а с обычными исполнителями — бухгалтерами, сметчиками, хозяйственниками. Они всегда идут на встречу, все готовы обсудить и помочь. И если думаете, что дело в пресловутых откатах — вообще нет. Бог миловал работать без них) Просто наверное везет на адекватных и хороших людей.

Сейчас действительно есть возможности получать госконтракты и работать с ними малому бизнесу. Главное — внимание к документации, хотя бы базовое понимание 44-ФЗ и мониторинг конкуренции.

У нас конкуренты есть и с некоторыми регулярно стакиваемся на торгах. Порой цена падает так низко, что удивляешься — ради чего? Ну да, есть разные схемы и приводят дружественные компании для участия в аукционах, но все равно, когда цена падает с 1 млн до 200 тысяч ...

А главное не раз сталкивались, что потом на нас выходят как на субподрядчиков «Ребята, возьмите работу?». Значит жадность сработала, а исполнителей не нашлось.

Всем удачных торгов и побед на площадках)

Комментарии

18
  • Светлана

    А вы работали с оплатой через казначейство? Хотят взять такой контракт, хотя сумма небольшая. А я, как бухгалтер, очень противлюсь этому

    • СанСанычТ

      Сложно. Очень сложно если все в вашей цепочке не работали с казначейством.

      • СанСанычТ

        Если просто продать что-нибудь заказчику, то не сильно сложно. Платежи обрабатываются в казначействе 2-3 дня. Но если выполнить работу да еще и рассчитанную на несколько месяцев или более, то сложно.

      • СанСанычТ

        У меня ГОЗ незавершенный уже 1,5 года. Мы соисполнители. В общем очень серьезный навык нужен.

        • Елена Балаклицкая

          с ГОЗ не работаем, это прям очень заморочено, бизнес небольшой, пока работы хватает)

  • Елена Балаклицкая

    Еще очень хочется какого-то экспертного обучения в области закупок. Для заказчиков много всего. Для поставщиков все время ерунда попадается, либо общее что-то, типа старта или просто предложение помощи в госзакупках. А если сама разбиаться хочу? Сейчас вроде Сбер https://univer.sberbank-ast.ru/mkc-sber/ что-то стал делать, но у меня пока времени нет заглянуть на вебинар какой-нибудь, хотя рассылка постоянно зазывает. Еще есть школа госзакупок от Актиона (это немного напрягает), у них вот тоже есть курсы именно для поставщиков и вроде неплохая программа, хотя и цены довольно высокие https://school.gzakypki.ru/ Главное - найти бы время на обучение))) обычно его не хватает даже больше чем денег

    • Светлана

      да, адекватного обучения очень не хватает, особенно по раздельному учету для бухгалтеров. Да и вообще по полному ведения, начиная от заключения контракта, открытия расчётного счета и до полной завершения. Потому что на каждой закупочной площадке "свои права игры" и это очень напрягает

      • Елена Балаклицкая

        Вот с площадками, да - приходится разбираться. На РТС тут какое-то время не заглядывала, потом захожу с заявкой на аукцион,а он мне свободный фал крепить не дает🤔 Некуда просто, а мне надо было подцепить. В итоге скрестя пальчики отправила заявку, но все хорошо, приняли, в закупке поучаствовали. Не хватает и удобства на сайте госзакупок. Поиск у меня только вручную (ну тут и заказчикам надо сказать спасибо, возможно о поиске сделаю даже отдельный пост в блоге).

  • African

    В статье описана какая-то суета снабженцев и других исполнителей.

    А работа для бухгалтера (или хотя бы экономиста) не составила проблем? Раздельный учёт по своим правилам, проставление на первичке реквизитов контрактов, проверка министерства обороны, нормирование прибыли, сложность выведения денежных средств со специальных счетов. Большая часть этих проблем относится конечно государственному оборонному заказу нежели чем государственным контракту но всё же.

    • Елена Балаклицкая

      На самом деле описана как раз моя суета. Т.е. на каждом этапе я как составитель смет и прочих документов (а я то как раз бухгалтер) участвую напрямую. Мне даже пришлось составлять и такие документы как журналы работ, т.к. компания небольшая и рабочим и руководству просто некогда это делать - они работу работают. Раздельного учета у нас тут нет, все обычно, как и по другим контрактам, добавляется только учет обеспечения. Все что вы описали действительно видимо специфика ГОЗ, поэтому именно меня не касалась.

В сельском хозяйстве очень низкий процент страховых выплат: причина

Торгово-промышленная плата предложила обратить внимание на недостатки в системе страхования в сельском хозяйстве и сельхозпроизводителей.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Календарь вебинаров для бухгалтера в мае 2024. Выбирайте и смотрите!

Будьте в курсе последних изменений в законодательстве! Выбирайте из 7 вебинаров интересные именно вам и записывайтесь. Учитесь, не выходя из дома или офиса! Забирайте в закладки календарь вебинаров для бухгалтера, которые пройдут в мае 2024. Подписчикам «Клерк.Премиум» — бесплатный доступ.

Календарь вебинаров для бухгалтера в мае 2024. Выбирайте и смотрите!
13

Бухгалтер vs финдир. Какие знания нужны главбуху, который перерос свою должность

Большинство финансовых директоров перешли на эту должность из позиции бухгалтера. Разберемся, в чем принципиальные отличия в задачах финдира и главбуха, а также выясним, что необходимо бухгалтеру для перехода на новую позицию.

Бухгалтер vs финдир. Какие знания нужны главбуху, который перерос свою должность
Лучшие спикеры, новый каждый день

В России впервые промаркировали пиво для собак (фото)

В ходе эксперимента промаркирована партия пива для собак методом этикирования, код нанесен на крышку на производстве «Апиценна».

Общество

Обучение детей станет более безопасным: утвержден первый ГОСТ на электронные учебные устройства

Росстандарт утвердил национальный стандарт ГОСТ Р 71345-2024 «Средства обучения. Устройства учебные электронные для детей общие требования».

Порядок заполнения электронного путевого листа

Путевые листы необходимы для учета и контроля работы водителя и транспортного средства. С 1 марта 2023 года их можно заполнять в электронном виде. Рассказываем о заполнении электронных путевых листов.

Порядок заполнения электронного путевого листа
Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Законопроекты

Госдума придумала, что делать с авторскими гонорарами иноагентов

Власти планируют заблокировать доходы от монетизации авторов и исполнителей, которые были признаны иностранными агентами. Их деньги будут лежать на специальном счете до тех пор, пока они не вернутся в Россию.

Рабочая виза в Россию «монтажные работы» для иностранных работников. Что это и кому нужно

Для осуществления трудовой деятельности в России иностранным гражданам из «визовых» стран необходим полный комплект разрешительных документов. Кроме того, работодатели тоже обязаны в большинстве случаев оформлять различные разрешения для найма иностранцев на работу.

Рабочая виза в Россию «монтажные работы» для иностранных работников. Что это и кому нужно

Чтобы принять у доставки заказ, не обязательно знать его номер

Роспотребнадзор разъяснил, может ли принять заказанный и доставленный товар родственник или коллега, знакомый.

Инвестиции

Квартиры стали меньше, но дороже. Месяц крепкого рубля. Дивиденды, облигации, снижение биткоина и другие новости. Воскресный инвестдайджест

Ребят, срочно отодвигаем в сторону пивас и шашлык, берём рулетки и измеряем свои квартиры. Они уменьшились на 25%. Хорошо, что не наши, а в среднем в новостройках за 5 лет. Лукойл обвалился на 3%, выплатив 6% дивидендов. Рубль не стал обваливаться, новые облигации на паузе, а я продал Газпром и рассказал о самом интересном, что произошло за неделю.

Квартиры стали меньше, но дороже. Месяц крепкого рубля. Дивиденды, облигации, снижение биткоина и другие новости. Воскресный инвестдайджест

Нужно ли платить налоги при выходе из ООО

Налоговые последствия выхода участника из ООО: в каких случаях и какие налоги будет необходимо уплатить.

Приняли на работу нового сотрудника: как оформить ЕФС-1 в 2024 году, пример

По каждому принятому сотруднику нужно отчитаться в СФР — заполнить подраздел 1.1 формы ЕФС-1. Даём пошаговую инструкцию для отчётов 2024 года.

Приняли на работу нового сотрудника: как оформить ЕФС-1 в 2024 году, пример
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров
Экономика России

Поставлена задача войти в число 25 ведущих стран мира по роботизации

Для достижения национальной цели «Устойчивая и динамичная экономика» президент поставил задачу по плотности роботизации.

📕 💪 Акция «Не МАЙся — заниМАЙся»! Самые нужные курсы по 3 690 рублей!

Успейте купить топовые курсы «Клерка» за 3 690 рублей до 13 мая! Для акции мы выбрали нужные для бухгалтера онлайн-курсы: они помогут освоить востребованные навыки, актуализировать знания к лету, освоить новую нишу, чтобы вырасти в карьере и увеличить доход.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
1

🔥 Акция «Не МАЙся — заниМАЙся!»: топовые онлайн-курсы по 3 690 рублей

До 13 мая вы можете купить лучшие онлайн-курсы «Клерка» по учету на маркетплейсах, финансовому моделированию, ВЭД, зарплате и бухгалтерии с нуля за 3 690 рублей!

КоАП РФ

Таможенная служба назвала самые распространенные предметы правонарушений

По линии административного производства таможенные органы ФТС России возбудили 40 625 дел. Из них почти половина приходится на юридических лиц — 17 923.

ИП на упрощенке переехал в новый регион: как платить налог и сдавать отчетность. Риски фиктивной миграции

Встать на учет в качестве индивидуального предпринимателя можно только в ИФНС по месту жительства гражданина. Рассказываем, что делать ИП на УСН при смене адреса проживания: как встать на учет, куда отчитываться и платить «упрощенный» налог, какие ставки применять, какие риски могут возникнуть.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Общество

Опубликован отчет о бесплатной юридической помощи за прошлый год

Минюст подготовил доклад о реализации государственной политики в области обеспечения граждан РФ бесплатной юридической помощью в 2023 году.

Как организовать прием оплаты по СБП в сфере услуг: фитнес-клубах, салонах красоты и автосервисах

Рассказываем, в чем особенность приема оплаты по СБП в сфере услуг — в фитнес-центрах, салонах, автосервисах и на автомойках — и как удобно его организовать.

Как организовать прием оплаты по СБП в сфере услуг: фитнес-клубах, салонах красоты и автосервисах
3

Интересные материалы

Новости ФНС

ФНС изменила сроки публикации о задолженностях в открытом доступе

Важная информация.