Новости ФНС

ФНС хочет диалога, но будет выпускать еще больше ДСП. Налоговая уговаривает поверить ей про ЕНС, чтобы не было больно

Какие еще грани современного взаимодействия с ФНС высветили налоговые дебаты? Позволяет ли налоговая оговорка облегчить ведение бизнеса или усложняет его? Выгоден ли предпроверочный анализ или это всего лишь средство пополнить бюджет? И станет ли ЕНС лучше?
1,5 тыс. 214
ФНС хочет диалога, но будет выпускать еще больше ДСП. Налоговая уговаривает поверить ей про ЕНС, чтобы не было больно

17 февраля 2023 года состоялись налоговые дебаты о ЕНС, налоговой оговорке и предпроверочном анализе. Эксперты перебрасывались аргументами «за» и «против» этих налоговых механизмов.

Тема первых дебатов – «Налоговая оговорка – это инструмент, гарантирующий возмещение налоговых потерь, или иллюзия, порождающая у налогоплательщика ложное ощущение защищенности?».

Для начала проясним понятия. Налоговая оговорка – это особый механизм, который дает возможность переложить на недобросовестного контрагента обязанность по возмещению налоговых потерь.

Если смотреть на оговорку шире – это заявление об обстоятельствах, когда контрагент говорит, что у него есть ресурсы, люди и средства, чтобы исполнять обязательства по гражданско-правовому договору. То есть одна сторона может взыскивать все налоговые потери, которые возникают в связи с ненадлежащим исполнением хозяйственных операций и наличием кассовых разрывов у другой стороны.

С точки зрения Верховного суда, налоговая оговорка – это легитимный инструмент, которым нужно пользоваться, чтобы минимизировать обман со стороны контрагентов. Такого мнения придерживались эксперты, поддерживающие налоговую оговорку: Александр Шелкунов, старший эксперт правового блока, «Газпромнефть»; Василий Ваюкин, управляющий партнер, Tax & Legal Management, а также Наталья Вавилова, руководитель направления отдела методологии ТЦО и контроля сделок «Сбербанка».

Участники налоговых дебатов

Сам бизнес предложил ввести налоговую оговорку, основанную на добровольном обмене информацией. Анализ практики показал, что с 2017 года, если истец подает иск с налоговой оговоркой, то суд 100% на его стороне.

Для добросовестного налогоплательщика оговорка дает возможность выстроить бизнес на новом уровне среди добросовестных налогоплательщиков и честной конкуренции. Не принимать оговорку выгодно тем, кому есть что скрывать.

Оппоненты же считают, что приложение к договору в виде налоговой оговорки – всего лишь иллюзия, которая создает чувство некой защищенности. Наличие этой бумажки однозначно не снимет претензии налоговиков и не гарантирует, что гражданский суд взыщет потери с контрагента.

Верховный суд также сказал, что взыскивать убытки с поставщика можно и без оговорки: чтобы взыскивать те же налоговые убытки, достаточно статьи гражданского кодекса.

Фактически, налоговая оговорка – это механизм, который перекладывает обязанности инспекции по взысканию налога с сомнительного контрагента на добросовестного, который может заплатить все доначисления. ФНС пополняет бюджет, устраняет разрывы в системе и отправляет стороны разбираться между собой.

Это не решает проблемы, считают эксперты: Сергей Лысенко, руководитель налогового подразделения, автомобильный завод Урал; Юлия Кармалина, руководитель блока налоговых правоотношений ЕВРАЗ и Вадим Зарипов, руководитель аналитической службы «Пепеляев Групп».

Дебаты на тему налоговой оговорки

Чем же может быть полезна налоговая оговорка

Например, она поможет подходить к выбору поставщиков тщательнее. Налоговая оговорка – это видение регулятора, как должна проявляться должная осмотрительность. Открытость и доступность данных о контрагенте, в том числе своевременное информирование о разрывах в цепочках НДС, позволяют увидеть у подрядчика «красные флаги», которые обычно становятся известны заказчику только спустя время.

В чем проблемы налоговой оговорки

Поставщик может попасть в кабальные условия, когда заказчик запросит слишком много внутренней информации о компании. Это усложнит деловое сотрудничество и создаст напряженность. Кроме того, налоговая оговорка подается как инструмент защиты налогоплательщика-покупателя. На самом же деле, подписывая оговорку, он принимает огонь на себя. Налоговый орган может заявить, что, получив всю запрашиваемую в оговорке информацию о контрагенте, заказчик мог точно знать, что его подрядчик «серый».

Возникает коллизия – налоговый орган вместо того, чтобы работать с поставщиком, который не заплатил свои налоги на добавленную стоимость и прибыль, приходит к честному заказчику.

«Нужно работать с налоговым правом, а не с оберегами. Вопрос должен стоять так, чтобы за разрывы отвечали те, кто имеет к ним отношение, за подставные фирмы должны отвечать те, кто их создает и контролирует, извлекает налоговую выгоду. Нужно идти по правовому пути», – заключил Вадим Зарипов.

Предпроверочный анализ – это метод Золотой Орды или возможность уйти от ВНП

После небольшого перерыва начался новый этап дебатов на тему «Предпроверочный анализ с побуждением налогоплательщика к корректировке налоговых обязательств – это инструмент ликвидации конкретного нарушения без привлечения плательщика к ответственности или же инструмент для сбора дополнительных налогов по любому основанию?».

Главный аргумент «за» предпроверочный анализ – это возможность не «заходить» в выездную налоговую проверку. Бизнесу не надо тратить много времени, чтобы подобрать документы, проанализировать все требования налоговой и получить акт на внушительную сумму.

Предпроверочный анализ происходит быстрее и проще: инспекторы четко обозначают, какие аспекты их интересуют и вместе с налогоплательщиком обсуждают, как эти вопросы можно решить.

Такой позиции придерживаются: Александр Бражник, директор направления налогового администрирования «Ростелеком»; Юлиана Стукачева, руководитель направления корпоративного налогообложения Avito; Ольга Гайворонская, руководитель по налогообложению, «Ашан» и Валентина Семенова, старший менеджер департамента налогового и юридического консультирования Kept.

К обоснованию своей позиции эта сторона подошла достаточно креативно. Спикеры вспомнили и времена католической инквизиции, и эпоху Золотой Орды.

В институте предпроверочного анализа нет ничего необычного – это закономерный этап развития культуры урегулирования общественного конфликта. Например, в период Золотой Орды, представители которой могли уничтожить целые поселения, отказавшиеся от переписи и обложения данью. Потом взаимодействие развивалось, и от силовых методов общество перешло к гибким формам взаимодействия – к ведению переговоров. Таким эволюционным развитием в административном поле стал предпроверочный анализ.

Это гибкая и не до конца формализованная процедура, когда налоговый орган и налогоплательщик могут путем личного контакта достичь взаимовыгодного соглашения.

Юлиана Стукачева сравнила предпроверочный анализ с индульгенцией нашего времени. Индульгенция – полное или частичное освобождения от наказания за грехи или налоговые правонарушения, в которых грешник, в нашем случае – налогоплательщик, уже покаялся. И вина за это проговорена в таинстве исповеди – то есть состоялся акт подачи уточненной налоговой декларации.

Предпроверочный анализ освобождает от наказания, ВНП и штрафов.

Дебаты о предпроверочном анализе

Чем же отвечали оппоненты? Предпроверочный анализ – хорошая вещь, но нет законодательной платформы, которая бы регулировала правила игры. Нет никакой гарантии того, что индульгенция сработает.

Такой позиции придерживались Алексей Станчин, старший налоговый консультант Tax Compliance; Наталья Якушева, руководитель управления налогового планирования и методологии группа «Русагро»; Юлия Вершинина, начальник управления правового обеспечения финансовой деятельности ГАЗ и Алексей Кафтанников, директор дирекции налогового планирования «ТМК».

Сторона «против» сообщила, что экономия времени на предпроверочном анализе – это иллюзия. Требования инспекции не единичные, они не ограничены ни числом документов, ни горизонтом запроса. Предпроверочный анализ по объему может быть больше, чем ВНП.

Также непонятно, в какой момент предпроверочный анализ остановился и остановился ли он вообще. В диалоге с бизнесом инспекторы не раскрывают всей полноты аргументов, предпринимателю сложно понять, действительно ли он виноват или анализ – только способ сподвигнуть его на пополнение бюджета.

Предпроверочный анализ заключается в оценке сумм: сколько предприятие заплатит налоговой и сколько потратит, чтобы оспорить решение инспекции. 90% налогоплательщиков соглашаются с позицией ФНС не потому, что они раскаялись, а потому что это дешевле.

Налоговая не горит желанием найти виновного, бенифициаров недопустимой налоговой оптимизации. Она обращает прислальное внимание на того контрагента в цепочке, у которого все хорошо, у которого есть имущество и деньги. Если доначисления некритичны, то налогоплательщик может согласиться с требованиями. Тогда налоговый орган должен дать честное слово, что он не придет с проверкой, а компания добровольно подаст все уточненки.

Результат договоренности – протокол, подписанный руководителей налоговой инспекции, где прописаны права и обязанности сторон. Но такой документ не фигурирует в налоговом кодексе. Может быть ситуация, когда фирма проходит предпроверочный анализ, договаривается, сдает уточненку, налоговая пообещала не начинать выездную проверку. Но начала. Почему? У инспекции поменялось руководство и взгляд на ситуацию.

Отсутствие нормативной базы гарантирует добровольное участие в предпроверочном анализе. Но на практике отказаться от этой процедуры сложно.

Спикеры предложили, как можно доработать этот инструмент? Если ФНС хочет диалога с налогоплательщиком, то пусть раскроет свои ДСП-документы, алгоритмы расчета, чтобы показать, как все работает. Любые регламенты и процессы, которые видны одной стороне, но недоступны другой ведут к тому, что сторона с большим количеством информации ей злоупотребляет.

Чтобы ЕНС заработал, нужно довериться налоговой

Напоследок организаторы оставили самую горячо обсуждаемую тему с начала 2023 года: «ЕНС – это революция в сфере налоговых правоотношений, призванная вывести на новый бесконфликтный уровень взаимоотношений налогоплательщиков и налоговый орган или, напротив, является источником новых, возможно, пока неочевидных проблем?».

Интересно, что Денис Полехин, заместитель начальника департамента налоговой политики и методологии налогового учета «РЖД» – компании, которая участвовала в «пилоте» ЕНС, оказался на стороне «против» нововведения. Основной его аргумент – расхождение принципа ЕНС основной обязанностью граждан по уплате налогов, которая есть в ст. 45 Налогового кодекса.

С введением ЕНС у налогоплательщика в принципе больше нет обязанности по уплате конкретного налога. ЕНС – это про некую совокупную обязанность, которая обезличена.

Также не определена природа самого единого налогового счета в казначействе: что это? Деньги бюджета? Счет-эскроу? Депонирование?

В том, что торопиться с введением ЕНС не стоило, Дениса Полехина поддержали Ирина Загорулько, руководитель налогового бюро, «Палата налоговых консультантов» и Вероника Шурмухина, заместитель финансового директора компании АС РУС Медиа.

Они согласились, что ФНС взяла слишком много ответственности: за определение платежа, за достоверность и актуальность данных на самом едином счете, за работоспособность информационных ресурсов. Сейчас все работает плохо, нет доступа к личному кабинету, сальдо не видно, а платежи не сходятся. Все это рождает недоверие к новой системе.

Ирина Загорулько отметила, что в аббревиатуре ЕНС те же буквы, что и в ЕСН. Спикер вспомнила времена, когда страховые взносы сначала собирали налоговые органы, а потом пенсионный фонд. Многие до сих пор вспоминают эти перестановки с ужасом. Даже терминология идентична: тогда было понятие «передача сальдо», сейчас – «формирование сальдо».

Механизм ЕНС смешивает разные статусы физического лица и индивидуального предпринимателя. Налоговой сложнее взыскать средства с «физика», тогда как процедура действий с ИП отработана и проста. Сейчас у ФНС появилась возможность самостоятельно распределять денежные средства с единого счета. А это значит, что если у физлица есть ИП, то прорехи по личным налогам будут закрываться из средств его бизнеса.

Еще один очевидный минус ЕНС заключается в том, что налоговая изначально не верит налогоплательщику. На ЕНС уточненные декларации по уменьшению будут отражаться только после камеральной проверки. А это уже источник очевидных проблем, уменьшение налоговой нагрузки отодвигается по времени.

В итоге ЕНС не снижает административную нагрузку на бизнес, как это изначально декларировали власти. Да, меньше платежных поручений, но параллельно возлагается обязанность подавать уведомления об исчисленных налогах и сборах по тем видам налогов, по которым срок уплаты наступает раньше срока подачи деклараций. Непредоставление таких уведомлений может приводить к пеням и штрафам.

Понятное дело, что закон о ЕНС уже приняли, подписали и запустили, поэтому спорить о нем уже поздно. Надо учиться работать с тем, что есть. И искать плюсы.

Дебаты на тему ЕНС

О хорошем напомнили спикеры, которые «за» ЕНС: Алексей Дыков, директор департамента программ развития и налогообложения, группа «Эталон»; Екатерина Беляева, директор департамента налогового планирования, «КомплексПром» и Светлана Павленко, руководитель по направлению мониторинга налогового законодательства и управления регуляторными налоговыми рисками, «Норникель».

Основной тезис в поддержку ЕНС – это упрощение работы. Налогоплательщиков больше не будут волновать проблемы бюджета: с них сняли проблему КБК, вопросы об ошибках при исполнении платежных документов, а возврат переплат больше не будет ограничен по времени.

Конечно, ЕНС вывел все деловое сообщество из зоны комфорта в область умеренного стресса.

Как заявила Светлана Павленко, «трудности – временны, а упрощение налогового администрирования – навсегда».

Компания «Норникель», которая участвовала в «пилотном» проекте, первое время сталкивалась с такими же проблемами, которые есть сейчас у бизнеса. Поначалу тоже все «посыпалось».

Однако к концу полугодия все кристаллизовалось: платежи разносились четко, сальдо стало отражаться корректно, а возврат средств, как и обещали, осуществлялся в течение пяти дней.

Теперь ФНС будет самостоятельно за всех все считать налоги, а это значит, что с плательщиков будут все взятки гладки, снизится и уровень ответственности, что в конечном итоге положительный элемент. ЕНС – еще один шаг к тому, чтобы налоговая забрала на себя всю «головную боль» бизнеса по переводу исчислений и налоговому учету. Этого не нужно бояться.

«Нужно довериться самой прогрессивной службе в стране, и переход на ЕНС будет безболезненным и прекрасным», – подытожила Светлана Павленко.

Вот такие разные и многогранные подходы к современным налоговым инструментам были представлены во время дебатов. А вы уже определились, на чьей стороне? Как вы относитесь к налоговой оговорке, к предпроверочному анализу и к ЕНС? Напишите в комментариях свою позицию, очень интересно узнать!

Комментарии

6
  • MM25

    "с них сняли проблему КБК" - каким образом? мне все равно нужно отправлять уведомления с КБК.

    "Нужно довериться самой прогрессивной службе в стране, и переход на ЕНС будет безболезненным и прекрасным" - звучит как расслабьтесь и получайте удовольствие😂

    вообще обожаю рассуждения директоров и руководителей👍хотелось бы услышать мнения подчиненных этих людей об ЕНС👀

  • Александр Иванов

    "Нужно довериться самой прогрессивной службе в стране" .... если это самая прогрессивная служба, то что говорить о других ....

  • klerk

    "Компания «Норникель», которая участвовала в «пилотном» проекте, первое время сталкивалась с такими же проблемами... Поначалу тоже все «посыпалось».

    Однако к концу полугодия все кристаллизовалось"

    так почему у других то посыпалось уже после кристаллизации, если к концу полугодия всё кристаллизовалось то?

    слово то какое подобрала 😀

    на анализе ошибок с Норникелем что, ничего в системе нельзя было доработать?

    Теперь будете разбираться персонально с каждой организацией? Раз срок отодвинут на апрель, то видимо так, ручная цифровизация 😀

Российским банкам теперь доступен выбор канала биометрического обслуживания

Задача внедрения биометрии станет проще и дешевле для 200+ банков. Ниже порог — выше выполнимость задачи.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

⚡️Новые санкции США: 11 российских банков и НСПК

США объявляют санкции против 11 российских банков, включая известные Модульбанк и Авангард, а также Национальную систему платежных карт (НСПК). В список попали и значимые финансовые структуры, среди которых БСФ Капитал и Эльбрус Капитал, что говорит о расширении масштабов ограничительных мер.

65

🪡 Бизнес на иголках. Колючая история Рязанского предпринимательства

Без чего невозможно представить всю текстильную промышленность? Без мелочи. Без иголки. Давайте ненадолго переместимся в те времена, когда одно предприятие Рязанской губернии обеспечивало игольными изделиями не только всю Россию, но и было известно далеко за ее пределами. Переяславль-Рязанский, 1700 год.

🪡 Бизнес на иголках. Колючая история Рязанского предпринимательства
Лучшие спикеры, новый каждый день
Бесплатно с Кадровый учет

Трудовой договор с дистанционным работником в 2024 году: образец

Дистанционная работа (ст. 312.1 ТК) выполняется вне места нахождения работодателя, вне стационарного рабочего места, территории или объекта, прямо или косвенно находящихся под контролем работодателя. Как правило, для выполнения трудовой функции и взаимодействия используются информационно-телекоммуникационные сети общего пользования, в том числе интернет.

Трудовой договор с дистанционным работником в 2024 году: образец

Должен ли бухгалтер компенсировать ущерб из-за своей ошибки?

Ошибки бухгалтера. Коллеги, добрый день. Поделитесь. Если из-за ошибки бухгалтера организация несёт расход. В моём случае, больничный лист переплата, около 10 тыс руб. Первый раз такое за 17 лет. Должен ли бухгалтер возместить эти суммы работодателю? Малый бизнес, главбух в единственном лице 🤦‍♀

27

С Днём защитника Отечества!

Дорогие коллеги! От имени всего коллектива поздравляем вас с Днём защитника Отечества!

Опытом делятся эксперты-практики, без воды
IT-компании

Иностранные IT-компании не смогут получать льготы в РФ

Из реестра аккредитованных IT-компаний уберут иностранный бизнес. Предприятия не смогут получать налоговые преференции и отсрочку от армии для своих сотрудников.

Утвердят бланк, чтобы останавливать упрощенную ликвидацию компании

С 1 июля 2023 года действует процедура упрощенной ликвидации компаний малого бизнеса. Но если учредители передумали и решили продолжить бизнес, надо подать заявление об остановки процесса ликвидации. Формы такого заявления сейчас нет. Но оно будет.

Новости ФНС

ФНС будет получать данные о загранпаспортах

МВД будет сообщать налоговикам сведения о выдаче россиянам загранпаспортов. Форму таких сведений утвердят.

264

Празднование 23 февраля. Самый лучший подарок мужу

Я сломала раковину в кухне. И это самое лучшее поздравление сильному мужчине ❤️

Празднование 23 февраля. Самый лучший подарок мужу

🙎 Бухгалтеры не понимают, как считать НДФЛ 15% и зачем ФНС сравнивает 6-НДФЛ с уведомлениями. Топ новостей за неделю

Мы собрали для вас самые важные бухгалтерские новости прошлой недели, которые вы могли пропустить.

Вклады

Банки начнут открывать вклады по биометрии

Взять кредит или открыть вклад будет можно без личного визита в офис банка, идентификацию клиентов будут проводить по биометрии.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров
Маркетинг

Цветы к 8 Марта подорожают на 15-20%

Из-за проблем с логистикой и высокого спроса средняя стоимость праздничного букета вырастет до 3,4 тысяч рублей.

125

Как реагировать на критику клиентов и конкурентов? 5 моментов

Критика в бизнесе — не только неприятный момент столкновения с обратной связью покупателей и конкурентов, но и шанс на улучшения. Предприниматели должны уметь трезво оценить её и использовать для роста компании. Чтобы это сделать, можно воспользоваться следующим алгоритмом.

Как реагировать на критику клиентов и конкурентов? 5 моментов

Отчётность по РСБУ и МСФО: в чём отличия и что важно знать инвесторам

Если компания становится публичной и присутствует на бирже, она обязана раскрывать свою финансовую информацию. У нас чаще всего используются отчётности по РСБУ (российским стандартам бухгалтерского учета) и МСФО (международным стандартам финансовой отчетности).

Отчётность по РСБУ и МСФО: в чём отличия и что важно знать инвесторам
194
Новости ФНС

Как восстановить пароль от своего личного кабинета налогоплательщика

Иногда налогоплательщик не может войти в личный кабинет на сайте ФНС по причине утери пароля доступа. Пароль можно восстановить.

Сколько зарабатывает аналитик 1С без опыта

Обошли весь сайт hh.ru и нашли вакансии для начинающих аналитиков 1С. Оказалось, что в среднем выпускники курсов без опыта могут получать до 75 тыс. рублей, а стажеры около 40-50 тыс. рублей.

За год Роструд восстановил права 300 тысяч сотрудников

Работодатели погасили долги по зарплате на 12 млрд рублей, число жалоб от сотрудников на нарушение их трудовых прав сократилось на треть.

Законопроекты

Кабмин против того, чтобы производители крупно писали объем и вес продуктов

Правительство не согласилось с тем, чтобы информация о весе и объеме продуктов питания занимала не меньше 15% от площади упаковки или этикетки.

Банки

Банк «Точка»: все сервисы и услуги работают бесперебойно

В Трибуне «Клерка» пользователь написал пост, в котором постарался разобраться, что же произошло в результате отзыва лицензии у Банка КИВИ и как это повлияло на клиентов другого банка — «Точки». Пост получился жестким и набрал много комментариев, в которые заглянули и представители банка.