Ипотека для самозанятых (как оформить и что нужно знать?)

Число самозанятых в России растет, но спустя 4 года после запуска программы многие банки до сих пор не предоставляют самозанятым ипотеку. Как быть, когда вы самозанятый, а свою квартиру все-таки хочется?
Ипотека для самозанятых (как оформить и что нужно знать?)
Ипотека для самозанятых - легко

Самозанятые – это граждане РФ, зарегистрированные в налоговой, как лица, применяющие специальный налоговый режим «налог на профессиональный доход».

Особенностью такой занятости является то, что все взаимодействие с государственными органами происходит через интернет. Для дистанционного общения с налоговой службой разработано специальное приложение для смартфонов «Мой налог». С помощью него граждане без личного похода в налоговую могут пройти регистрацию в качестве самозанятого за несколько минут, нужно всего лишь указать ИНН и паспортные данные.

Кроме того, стать самозанятым можно через партнерские программы банков и портал Госуслуг.

Сейчас статистика, примерно следующая:

  • 70% стали самозанятыми через приложение «Мой налог»

  • 25% прошли регистрацию через банки

  • 5% оформили статус на портале Госуслуг

Данный налоговый режим ввели в РФ в 2019 году и с тех пор количество самозанятых постоянно растет. Если на начало 2021 года их число составляло 1,6 млн., то на начало 2022 года таких было уже около 3,8 млн. А в августе 2023 года число самозанятых в России превысило 8 млн!

При этом по состоянию на 1 июня 2023 года в России ориентировочно проживали 83,2 млн человек трудоспособного возраста. То есть, количество самозанятых близко к 10% трудоспособного населения!

Хотя самозанятых около 10% от трудоспособного населения и существует этот режим уже 4 года, но до сих пор не все банки выдают ипотеку самозанятым и у многих возникает вопрос как людям, получившим данный статус, купить квартиру в ипотеку?

На самом деле каких-то особых сложностей в этом нет:

  1. Все-таки есть банки, которые кредитуют самозанятых, и их много.

  2. Надо собрать правильный комплект документов, в частности, подтверждающие доход.

Какие документы нужны самозанятому для оформления ипотеки

  • Заполненную анкету на ипотечный кредит (бумажную или в электронном виде, это уже зависит от выбранного банка)

  • Скан-копия паспорта

  • Скан-копия СНИЛС (если нет зеленой карточки, то можно предоставить справку АДИ-РЕГ, которая содержит номер СНИЛС. Что это и как ее получить, можно прочитать в нашей статье)

Также потребуются документы, подтверждающие доход:

  • Справка о постановке на учет самозанятого

  • Выписку с расчетного счета за последний год или справку о финансовом состоянии

Оба документа можно сформировать в приложении "Мой налог"

Самозанятым важно учитывать следующее:

  • Большинство банков, которые работают с самозанятыми, требуют, чтобы стаж работы в данном статусе составлял не менее 6 месяцев

  • Будущий платеж по ипотеке не должен превышать 50-60% от среднемесячного дохода, который вы показываете банку. Иначе банк может урезать сумму кредита, а в худшем случае отказать

  • Также важно проработать и «вычеркнуть» возможные причины, почему могут быть отказы. Это важно не только для самозанятых, а вообще для всех, кто подает заявку на ипотеку. Самые популярные причины отказа можно увидеть в двух наших статьях: здесь и здесь.

Как быть самозанятым с низким официальным доходом

Очевидно, что могут возникать ситуации, когда официального дохода недостаточно, чтобы пройти в банке на желаемую сумму кредита, при этом общий доход может быть больше того, который отображается в документах.

В данном случае тоже можно найти варианты выхода из сложившейся ситуации и все-таки получить желаемое одобрение по ипотеке.

Ниже представлены несколько способов:

1. Найти созаемщика.

Это человек, который несет солидарную ответственность по кредиту вместе с основным заемщиком. Чаще всего это супруги, но многие банки позволяют добавлять в качестве созаемщиков третьих лиц. Подробнее про созаемщиков можно прочитать в нашей статье. В заявке на ипотеку учитывается совокупный доход всех заемщиков, поэтому созаемщик с официальным доходом может улучшить позиции заявки в глазах банка. Также стоит отметить, что самозанятые сами могут выступать созаемщиками у своих родственников или друзей и их доход будет учитываться при рассмотрении заявки.

2. Заявка «по двум документам»

В ряде банков есть программы, которые называются «ипотека по двум документам» или «ипотека по паспорту». Данные программы позволяют подать заявку в банк и при этом не предоставлять документы с работы, а по уровню дохода банк будет ориентироваться только на то, что указано в анкете. Подробнее про данный способ подачи заявки на ипотеку можно прочитать в нашей статье. Данная программа идеально подходит для тех, у кого не весь доход официальный и не со всей суммы платятся налоги.

3. Другие способы подтверждения

Есть на рынке банки, которые можно назвать «лояльными» к клиентам, и они позволяют, в частности, самозанятым подтверждать доход способами отличающимися от официального. Такие банки непросто найти, это не те банки, чью рекламу можно увидеть по телевизору. Но в свою очередь, чтобы клиенты обращались к ним они готовы делать более лояльные условия по сравнению с другими кредитными организациями. В качестве подтверждения дохода здесь может быть справка о доходах по форме банка, когда клиент на бланке банка указывает свой реальный доход и эта бумага идет на рассмотрение вместе с анкетой клиента. Есть варианты, когда доход можно подтвердить выпиской с личного счета, на которой показать, что есть ежемесячные поступления на карту. В редких случаях вклады в банках могут стать неплохим подспорьем. Также кредиторы могут запросить резюме в свободной форме с описанием того, чем зарабатывает самозанятый. А иногда проще обратиться в банк, в котором у самозанятого идут расчеты, так как кредитная организация видит все поступления вне зависимости от того, что указано в официальной справке о доходах.

4. Наличие дополнительного дохода

Если доход от самозанятости не единственный, то другой доход можно отобразить в качестве работы по совместительству. Банки будут рассматривать совокупный доход при принятии решения по заявке.

Агентство IDEA Estate помогает получить ипотеку в сложных ситуациях. Весь процесс работы происходит online.

🟢 Спасибо за внимание! Ваши лайки, комментарии, замечания очень важны! Заранее спасибо!

Начать дискуссию

УК РФ

За три года стало на 43% больше дел о подделке документов

Самым популярным фейковым документом стали водительские удостоверения, на втором месте — паспорта РФ, а на третьем справки для получения субсидий и грантов.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Бухгалтерия — это рабский труд? / БухТуб

Работу бухгалтеров сравнили с колонией строго режима. Налоговики считают, что ошибки в налогах уменьшились в разы, согласны? Начали действовать новые правила по сдаче квартир в аренду. ИП могут уменьшать налог на УСН в 2024 году на 1% взносов за этот же год — налоговая разрешила. И другие новости в горячем выпуске БухТуб.

1

Зачем иностранным сотрудникам продлевать рабочую визу после въезда в РФ? Разве ее не выдают сразу на год?

«Зачем иностранным сотрудникам продлевать рабочую визу после въезда в РФ? Разве ее не выдают сразу на год?» — это распространенный вопрос от наших клиентов. Отвечаем в этой статье.

Зачем иностранным сотрудникам продлевать рабочую визу после въезда в РФ? Разве ее не выдают сразу на год?
Лучшие спикеры, новый каждый день
Банки

Суд арестовал активы JP Morgan и российской «дочки» Commerzbank

Под арест попали 100% акций, недвижимость и банковские счета Commerzbank AG, J. P. Morgan SE и их российских «дочек».

Премии

Факт премирования должен зависеть от выполнения нормативов, наличия убытков у компании

Бывший генеральный директор электросети одного из районных центров Ивановской области обвиняется в хищении финансовых средств путем премирования самого себя.

Из Турции могут экстрадировать в РФ и за нарушения в сфере конкуренции

Из Турции на Ставрополье депортирована россиянка, находившаяся в международном розыске за активное участие в картельном сговоре.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Как сообщить клиенту о повышении стоимости бухгалтерского обслуживания

Продолжаем серию статей про то, как организовать работу по повышению стоимости бухгалтерских услуг.

Как сообщить клиенту о повышении стоимости бухгалтерского обслуживания

Продавцы снизили наценку на социально значимые продукты до 6,4%

Стоимость социально значимых продуктов питания упала с 16 до 6,4%. На это повлияли ценовые соглашения, которые заключили региональные власти.

Более 90% селлеров на маркетплейсах неправильно ведут бухгалтерский и налоговый учет

Индивидуальные предприниматели, которые зарегистрировались в 2021 году и раньше, столкнулись со штрафами и доначислениями от ФНС в 2024 году.

Продвижение вашей компании в спецпроекте на «Клерке» за 50%. Акция только до 30 мая

Хотите продвигаться на одном из самых популярных в Рунете сайтов для бухгалтеров и бизнеса? Получите участие в спецпроекте, где мы расскажем нашей многомилионной аудитории о вашем продукте. Сможете напрямую получать лиды и заявки + прокачаете репутацию в собственном блоге на «Клерке». Только пару недель отдаем такой пакет услуг в два раза дешевле.

Продвижение вашей компании в спецпроекте на «Клерке» за 50%. Акция только до 30 мая

Бывший руководитель банка в особо крупном размере нажился на своем же банке

Следователи УМВД по Ивановской области направили в суд материалы уголовного дела о мошенничестве с заведомо невозвратными кредитными договорами в отношении бывшего главы банка.

🧠Мозгонапрягатель на лайте. Пятничный пост

Семьдесят седьмой пост. Будем плясать вокруг семерок. Поехали!

🧠Мозгонапрягатель на лайте. Пятничный пост
11
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Оформление зарубежных карт онлайн удаленно: простые шаги для получения

Наличие зарубежной банковской карты открывает новые возможности для финансовых операций и путешествий. Теперь россияне могут оформить иностранную карту удаленно, не выходя из дома. Рассмотрим процесс получения зарубежной карты онлайн, преимущества и потенциальные трудности, а также дадим практические советы по выбору и использованию карты.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру

Как убедить руководство внедрить КЭДО

Для кадровых специалистов кадровый электронный документооборот (КЭДО) — эффективный инструмент, который помогает сократить рутинные операции и ускорить обмен документами. Внедрение системы КЭДО для кадровиков — возможность развить свои профессиональные компетенции. Но как объяснить ее пользу руководителю, который не спешит внедрять КЭДО?

Как убедить руководство внедрить КЭДО

Экосистема гибкого офиса: что это и почему за ней будущее

Офис любой компании, большой или маленькой, — это прежде всего собрание людей, необходимых для выполнения поставленных перед ними задач. По мере разрастания фирмы людей становится все больше, меняются их цели, задачи и приоритеты. Вместе с этим должны меняться и условия нахождения в офисе, и, конечно же, изменения должны проходить в лучшую сторону.

Экосистема гибкого офиса: что это и почему за ней будущее

Что делать бухгалтеру, если шеф просит составить финмодель бизнеса?

Сколько денег компания заработает в ближайшие два года? Захотят ли инвесторы вкладываться в ваш проект, а банки — выдавать кредиты? На эти вопросы ответит финансовая модель. А сможет ли бухгалтер ответить директору на эти вопросы?

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру
1

Для двойного вычета по НДФЛ матери-одиночке нужна справка формы №25

Единственному родителю стандартный налоговый вычет предоставляют в двойном размере: 1 400 х 2 = 2 800 руб. Вычет действует до месяца, когда доход достигнет 350 тыс. рублей.

УК РФ

Незаконная банковская деятельность на кредитах привлекла порядка 1 млрд рублей

В Волгограде полицейские задержали подозреваемых в незаконной банковской деятельности.

На Госуслугах будут тестировать новую платформу коммерческих согласий

Участники финансового рынка запустят новый сервис на Госуслугах, который позволит клиентам не вводить одни и те же личные данные при оформлении продукта, а просто дать согласие организации на использование той информации, которая уже есть в другой.

Интересные материалы

УСН

🙉 По уточненному ЕНП-уведомлению налоговики повторно начисляют налог

Чтобы исправить сумму в первоначальном уведомлении по ЕНП, надо сдать новое уведомление с правильной суммой. Но для корректировки УСН налоговики хотят отрицательное уведомление за 1 квартал.