Регламенты у нас есть, но никто их не соблюдает. Почему?

Наверняка на вашем предприятии существуют некие регламенты и правила. Они есть почти у всех, но проблема в том, что в жизни их редко кто соблюдает.
Регламенты у нас есть, но никто их не соблюдает. Почему?

Наверняка на вашем предприятии существуют некие регламенты и правила. Они есть почти у всех, но проблема в том, что в жизни их редко кто соблюдает. Этому может быть несколько причин: 

  • Регламент нежизнеспособен. Он устарел, он не полный, не предусматривает многих ситуаций или вообще – делался «для галочки» и не имеет ничего общего с реальностью 
  • Регламент непонятный или противоречивый. Т.е. – состоит из общих фраз и по сути ничего не регламентирует. Регламент описывает ответственность за что-то, но не понятно кто должен эту ответственность нести, назначается ответственный, но непонятно как нужно действовать, чтобы выполнить требования, недостаточно информации, полномочий и т.д. В общем – каша с дырками, а не документ. 
  • Регламент ясен и понятен, но совершенно не выгоден тому, кто должен его соблюдать. 

Последняя причина наиболее интересна. Сам документ вполне адекватен, актуален и понятен всем заинтересованным лицам, но при этом получается один интересный перекос: выполнять регламент (т.е. совершать некую работу) должна одна группа лиц, а все получаемые, в результате соблюдения регламента, пряники – получает другая группа лиц.

Зачастую, именно так и выходит. Кому-то нужно, чтобы что-то делалось определенным образом, т.к. его волнуют характеристики результата этого делания. Этот кто-то начинает требовать от тех, кто, собственно, делает, соблюдать какие-то дополнительные правила, потому что иначе у него будет не тот результат. 

В производстве с этим дела обстоят несколько лучше, т.к. там у людей изначально заложено в голове, что нужно соблюдать какие-то правила и технологии, иначе получиться брак. Большую часть остальной рабочей деятельности люди не рассматривают как процесс производства какого-то продукта, и отношение к правилам складывается несколько иное. 

Можно взять пример IT-службы на предприятии. Представим, что в офисе фирмы стоит полсотни компьютеров с развернутой на них учетной системой на базе 1С. Также существует IT-служба, в купе с программистами 1С, которая все это обслуживает и развивает.

IT-служба разработала регламент обращений пользователей и руководителей подразделений в отдел 1С с задачами по доработке и модификации функционала учетной системы. Вкратце это выглядит так: 

  • пользователи должны звонить на определенный номер или присылать заявку на определенный адрес электронной почты 
  • первая линия, получившая заявку, превращает ее в задание для программистов, выясняя и уточняя у инициатора все необходимые детали 
  • каждой задаче сопоставляется оценка времени, необходимого для ее выполнения 
  • выполняется «приоритизация» задач, чтобы понять в каком порядке их нужно делать 
  • задачи запускаются в работу в порядке выставленного приоритета 
  • после выполнения задача передается инициатору 

Пунктов, конечно, больше и они объемнее, но суть примерно такая. 

Что же начинает происходить в жизни? 

  • Пользователи начинают звонить напрямую программистам, минуя «первую линию» и капать им на мозг с целью ускорить выполнение своей задачи 
  • Процент «срочных» задач в их общей массе, начинает стремиться к 100 
  • Руководители подразделений начинают звонить руководителю IT-службы и всячески давить на него, упирая на срочность и важность выполнения именно их задачи 
  • Инициаторы пытаются привлечь в качестве аргумента высокого приоритета своей задачи (или задач своего подразделения) высшее руководство, которому идут жаловаться на «злостное игнорирование их срочнейших потребностей» 

Результат, думаю, вполне предсказуем. Тот, кто не соблюдает регламент, имеет неоспоримое преимущество перед тем, кто его соблюдает.

Законопослушный сотрудник автоматически, оказывается, в конце списка. Естественно, что очень скоро регламент не соблюдает никто. 

Это как раз и есть ситуация с разделением работы и «пряника», которую я описывал выше. Работу здесь выполняет IT-служба, а «пряники» в виде скорости выполнения заявки получают другие подразделения. Причем, очень важным является момент – для этих подразделений «пряник» получается совершенно бесплатным. Т.е. – выгода есть, а платить за нее ничем не нужно, ведь подразделения ничем не оплачивают «продвижение» своей задачи вперед по списку. Разве, что на пиво с чипсами для программиста, возможно, стоит потратиться.

Это все равно, что в типовом магазине СССР выкинуть на прилавок пачку палок сырокопченой колбасы, причем – совершенно бесплатно. Конечно, начнется драка, и будет куча недовольных тем, что им колбасы не досталось. 

Вариантов выхода здесь не так уж много… 

  1. Нужно сделать так, чтобы исполнение регламента было единственным вариантом получения желаемого, например, заявки принимаются только по электронной почте и выполняются в порядке поступления. Все остальные варианты поступления заявок – игнорируются, причем ответственность за невыполнение заявки полностью ложится на инициатора. 
  2. Нужно сделать так, чтобы у тех, кто соблюдает регламент, было ощутимое преимущество перед теми, кто его не соблюдает. Например, заявки, поступившие по стандартному каналу, обрабатываются первыми, не зависимо от «срочности» остальных заявок. Что-то вроде отдельной очереди для инвалидов и участников ВОВ 
  3. Ввести некую систему «оплаты». Например, у IT-службы имеется некий объем ресурса, который расходуется на выполнение задач (пусть это будет объем человеко-часов программиста 1С). Этот объем выражается в баллах и распределяется между «клиентами» (подразделениями). Все поступающие задачи оцениваются в этих баллах и их выполнение списывает соответствующее количество баллов со счета подразделения. У задач существуют «дополнительные характеристики» такие как: срочность, важность и т.д. и т.п. Характеристики имеют «коэффициент» к стоимости задачи. Получается: задача оценивается в 5 баллов и выполняется согласно графику, т.е. – через 2 недели. Если инициатор присваивает ей срочность (за 1 неделю, вместо 2-х), то стоимость задачи умножается на коэффициент 2 и получается 10 баллов. Если инициатор хочет, чтобы задача была выполнена завтра, то ее стоимость становится 20 баллов и т.д. Пусть инициатор сам решает получить 5 задач по графику или получить быстро 2 и на этом до конца месяца лимит будет исчерпан. 

Важно понять, что нельзя получать выгоду, заставляя платить за нее кого-то другого. 

Следствием описанного безобразия является еще одна ситуация, обусловленная особенностью человеческого мышления. Если у Вас нет еды, а есть очень хочется, то в ситуации, когда Вам удалось что-то раздобыть, Вы будете рады этому безо всяких условий.

Если в той же ситуации еду Вам предложит кто-то (т.е. — халява), то Вы будете оценивать какие-то характеристики полученного продукта (вкусно или нет, много или мало и т.д.). Так уж устроен человек. 

Переводя на язык нашего примера – если Вы можете решить сегодня 2 задачи, а Вам поступило 3 и все срочные, Вы все равно, сможете выполнить только 2. При этом, Вам придется решать, какую задачу Вы сегодня отбросите. Проблема в том, что если процесс и алгоритм этого решения четко не поставлен (причем, на самом высоком уровне), то потом никто не будет оценивать, как хорошо Вы выполнили 2 задачи, все внимание будет сосредоточено на том, что Вы НЕ ВЫПОЛНИЛИ третью задачу. А ведь она была важной и срочной. 

Формулировка и утверждение алгоритма выбора что выполнять, если выполнить все невозможно – задача очень важная.

Это единственный вариант снять с себя ответственность за то, что Вы выполнить не в состоянии. Кроме того, этот алгоритм должен быть публичным и известным всем. Только так можно избежать нескончаемых споров «а почему выбрали не меня?!». 

Комментарии

2
  • sonik24

    Вот у нас ровно такая же ситуация, как в приведенном примере и я звоню айтишникам и требую в первую очередь заняться, потому что время предлагаемое - это неприемлемо. Короче, вывод такой: отел просто не справлялся в разумное время, надо было увеличить штат. Если очередь есть, значит надо что-то делать, нельзя просто вставать в очередь.

Турецкий DenizBank ужесточил условия открытия счетов гражданам РФ

Без внушительного депозита и рабочего ВНЖ сделать это почти нереально по меньшей мере в двух банках: DenizBank и Emlak Katılım, — пишет РБК. С бизнес-платежами всё тоже непросто.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Пенсии

С лета на Госуслугах будут формы документов для распоряжения пенсионными накоплениями

Подать заявление о единовременном взносе по договору долгосрочных сбережений с 1 июля 2024 года можно будет на Госуслугах.

Что ест бухгалтер? Субботнее меню

Клерки, приятного аппетита!

Что ест бухгалтер? Субботнее меню
Лучшие спикеры, новый каждый день
Социальный вычет

110 тысяч руб. — это вычет на одного ребенка, но на обоих родителей

С 2024 года социальный налоговый вычет по НДФЛ на обучение детей составляет до 110 000 рублей.

Работодатели в панике: нет людей на работу!

В последние годы бизнес сталкивается с серьезным кадровым дефицитом, и это становится все более острым вопросом для всех отраслей — от ритейла до высоких технологий.

7

📕 💪 Новая акция «Не МАЙся — заниМАЙся»! Самые нужные курсы по 3 690 рублей!

До 6 мая включительно вы можете купить топовые курсы «Клерка» за 3 690 рублей. Это самые нужные для бухгалтера онлайн-курсы: они помогут освоить новые навыки, актуализировать знания к лету, освоить новую нишу, чтобы вырасти в карьере и увеличить доход.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
1
Опытом делятся эксперты-практики, без воды

🔥 Новая акция «Не МАЙся — заниМАЙся!». Самые нужные курсы по 3 690 рублей

До 6 мая включительно вы можете купить топовые курсы «Клерка» за 3 690 рублей! Научитесь вести учет на маркетплейсах, строить финансовые модели, проводить сделки по ВЭД, вести компании на УСН, получите базовые знания в бухгалтерии и сделаете шаг навстречу новой профессии. Начните лето с новыми силами, знаниями и совсем другим уровнем дохода.

Нотариат

Доверенности на открытие счета в банке теперь под особым прицелом: почему и какие именно

Мошенники просят подставных лиц через доверенности открывать счета в банке, чтобы через них выводить похищенные средства. Нотариусы передают информацию о сомнительных операциях в Росфинмониторинг.

Государство достаточно помогает малому бизнесу: считает 34% предпринимателей

Выручка малого и среднего бизнеса достигла рекорда за 5 лет и составила 25,8 трлн рублей. 53% предпринимателей довольны отдачей от своего бизнеса.

Инвестиции

Пенсионный криптофонд. Месяц 12

Вот и прошёл первый год моего криптопутешествия на криптоостров, в ходе которого я ежемесячно вношу небольшую сумму и создаю личный криптовалютный пенсионный фонд. Не знаю, сколько будет стоить биткоин через 50 лет, но знаю, что произошло в моём криптопортфеле за апрель. Целый год позади, погнали смотреть.

Пенсионный криптофонд. Месяц 12

Как инвестор может потерять акции купленные на бирже

Даю свое мнение по недавнему судебному спору, при котором акции российской компании были изъяты судом у частных инвесторов по иску прокуратуры.

Актуальные правовые подходы при оспаривании кредитных договоров, оформленных мошенническим путем

В рамках настоящей статьи предметно рассмотрим формирующуюся судебную практику по вопросам, связанным с оспариванием кредитных договоров, оформленных мошенническим путем.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

На Госуслугах будут тестировать новую платформу коммерческих согласий

Участники финансового рынка запустят новый сервис на Госуслугах, который позволит клиентам не вводить одни и те же личные данные при оформлении продукта, а просто дать согласие организации на использование той информации, которая уже есть в другой.

Инвестиции

Росбанк и УК «Лидер» вернули средства со счета Euroclear

Суд встал на сторону инвесторов в деле о блокировке иностранных активов.

Ведение бизнеса

Силовики пришли на пивзавод «Афанасий» в Твери

О причинах визита правоохранительных органов пока что неизвестно.

Бесплатно с Первичные документы

Какие документы заменяет УПД. Новый формат УПД с 2025 года. Мини-курс

Универсальный передаточный документ используется в качестве замены части первичных документов. Какие документы он заменяет и какой формат УПД использовать с 2025 года рассказываем в мини-курсе.

Какие документы заменяет УПД. Новый формат УПД с 2025 года. Мини-курс

🌞 Хотят увеличить МРОТ и декретные. В мае надо пораньше выплатить зарплату. Топ новостей за неделю

Мы собрали для вас самые важные бухгалтерские новости последней недели, которые вы могли пропустить.

Бесплатно с Отпускные

Можно ли взыскать деньги с работника, который взял отпуск авансом, а потом уволился

Не всегда разумно идти навстречу пожеланиям трудящихся – предоставлять им отпуска авансом вне графика за еще не отработанный период. Но если такая ситуация произошла, как быть работодателю, можно ли удержать переплату?

Можно ли взыскать деньги с работника, который взял отпуск авансом, а потом уволился

👷‍♂️👨‍💻🔧 Кто должен проходить обучение по охране труда на предприятии

Согласно ст. 225 ТК, получить базовые знания по охране труда должны все сотрудники, однако существуют и специальные программы для разных категорий работников. Разбираемся, кто и по каким программам обязан проходить обучение в компании.

👷‍♂️👨‍💻🔧 Кто должен проходить обучение по охране труда на предприятии

Интересные материалы

Как защитить бизнес от необоснованных нападок потребителей

Разберем, как потребители злоупотребляют своими правами и как честным предпринимателям защитить свой бизнес.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру