Саморазвитие

Ужасы образования

Слегка обученный дилетант, думающий что он профессионал, намного страшнее и опаснее полного профана, который знает, что он профан.
Ужасы образования

Я занимаюсь «Бизнес-процессами» уже очень давно. Больше 15 лет профессионально и еще больше, как исследователь данной темы. Видел много чего. Странного, глупого, умного, ленивого, безответственного, бардачного и еще много всяких вариантов. Последние два, пожалуй самые распространенные.

Так сложилось, что на поприще такого консалтинга, мне в основном приходится иметь дело с кризисными ситуациями. Обычно, ко мне обращаются через знакомых или их знакомых, когда уже погрузились настолько глубоко во всем известное темное место, что даже от себя скрывать данный факт становится невозможно. Но в этом посте я хотел поговорить немного о другом. Вступление лишь для того, чтобы немного обозначить контекст и помочь лучше понять почему я говорю, то что говорю.

По опыту общения с клиентами я уже очень давно разделил людей на три категории:

  • Первая – люди, которые совсем не разбираются в теме «бизнес-процессов», оптимизации, автоматизации и других страшных, но красивых словах. Т.е. – слышать то они их слышали, но весьма смутно представляют что именно за ними стоит и как это нужно делать правильно. Прелестью данной категории является то, что при этом люди прекрасно понимают, что они ничего не понимают и по этой причине не особенно с Вами спорят, т.е. – как с врачом. Раз доктор сказал, что надо пить именно эти препараты, именно в этом количестве и порядке – значит так и надо делать. Это совсем не плохой вариант для работы с клиентом.
  • Вторая – люди, которые разбираются в теме достаточно хорошо и не только теоретически. Этот вариант самый лучший. В этом случае, можно объяснить почему лекарства и правила их применения должны быть именно такими и тебя поймут. При этом возможны разногласия, но они преодолимы, така Вы будете разговаривать на одном языке и сможете друг-друга понять и прийти, если не к истине, то к компромиссу разделив ответственность за результат. Но, к сожалению – это почти фантастический вариант. В реальности, я с таким сталкивался всего дважды за свою практику.
  • Третья – люди, которые разбираются в теме «слегка». И вот этот вариант, что называется «туши свет, кидай гранату». Притом, что на практике он является довольно распространенным. Проблема этого варианта в том, что такие люди видят границы своих познаний, но им кажется, что это границы темы! Т.е. – они вполне искренне полагают, что знаю тему полностью, так как видят где она заканчивается. И если в общении с Вами они вдруг слышат то, чего не понимают (а ведь они знаю и понимают все!), то у такого человека возникает стойкое ощущение, что Вы его просто разводите и несете какую-то чушь. И вот это – тупик. Убедить такого человека попросту невозможно, так как он ни за что не признает своей невежественности в вопросе и будет воспринимать любые Ваши попытки объяснить чтобы то ни было, как наезд и попытку унизить лично его.

Обычно встречается смесь всего перечисленного. Причем, представители любой из описанных категорий могут быть как в стане клиента, так и «по одну сторону баррикад» с Вами. Т.е. – в моем случае это могут быть либо консультанты, работающие параллельно, либо побывавшие здесь до меня и оставившие свой след в виде рекомендаций, обещаний, рецептов и образов светлого будущего.

Я назвал пост «Ужасы образования», как раз из-за того, что количество представителей третьей категории за последние года 3-4 выросло многократно. Это явилось результатом именно «образования», как это не печально. Множество консультантов, изучив преподаваемый им материал начинают считают себя «знающими все» и на все случаи жизни. Они владеют единственно верной, универсальной методологией, гарантирующей результат уже самим фактом своего применения. Я за свою, достаточно долгую практику, твердо убедился лишь в том, что 100%-ный результат не гарантирует вообще ничто и никогда. Никакой прошлый шаблон и чужой опыт не может быть применен на 100% с тем же результатом.

Когда я начинаю объяснять клиенту, что для того, чтобы систематизировать работу своего предприятия не достаточно «описать бизнес-процессы». Нарисовать их в виде схем и описать текстом в таблицах. Собственно, именно «бизнес-процессы» – это половина от 1/3 полноценного проекта. Причем последняя! Это самый конец! Бизнес-процессы, это прежде всего – процессы! Они отвечают на вопрос «Как делать»? При этом, они никак не зависят от того, «Что именно вы делаете?» (т.е. – какой собственно должен получиться результат) и «Кому и зачем надо то, что Вы делаете?» (т.е. – как именно применяется производимый результат и кто конкретно его применяет). Т.е. – все это похоже на попытку описать решение задачи без конкретных условий и без понимания что именно должно получиться в результате. Формулировка ответов на эти два вопроса и составляет первый и второй этап реального полноценного проекта. А половина от третьего – потому, что чаще всего недоделанные «консультанты» описывают так называемую «прямую дорогу», т.е. – шаги, необходимые для получения результата, ЕСЛИ ВСЕ НОРМАЛЬНО! Последнее – ключевой момент. В таком варианте никогда не будет описано что нужно делать, если не все нормально. Могут быть лишь крохотные исключения, касающиеся остановок и или препятствий непосредственно в самих шага процесса.

Т.е. – если задача – построить здание, то будет описан именно процесс постройки здания. В этом процессе просто физически не может появиться описание например, устройства пожарной сигнализации. Такой мысли даже родиться не может, так как пожарная сигнализация никак не влияет на характеристики собственно здания. (Ну, в данном случае – есть требования стандартов и сигнализация будет, но я просто хотел проиллюстрировать пример ситуации). Задачи сигнализации из области рисков, имеющей мало общего с процессами, как таковыми, но она сильно на них повлияет в реальности. В нормальном проекте, такие вещи называются «призраками». В отличии от уже упомянутой «прямой дороги», призраки призваны проявить вещи, которых быть не должно, но которые могут случиться. Выявление и описание призраков и является половиной третьего этапа полноценного проекта.

Так что, классические бизнес-процессы, описание которых абсолютное большинство людей и воспринимает как систематизацию работы их предприятия, составляют лишь небольшую часть реального проекта.

Соотношение объема работы в разных этапах проекта всегда разное в каждом конкретном случае. Ситуация всегда отличается от других.

Ужас же заключается в том, что когда все это рассказываешь, то все чаше наталкиваешься на людей третьей категории или последствия их деятельности в прошлом и это сильно осложняет и ухудшает ситуацию.

Ведь все нет так уже сложно! Чтобы помочь, надо всего-лишь четко и желательно быстро описать процессы и заставить всех им следовать. И все! И наступит конец так замучившему всех бардаку! И настанет счастье!

Хочется иногда или головой об стенку побиться, или постучать об нее головой кого-то другого....

Начать дискуссию

Путин: власти не будут пересматривать приватизацию

У властей не должно быть претензий к собственникам активов после приватизации. Изымать бизнесу будут только «в случае недобросовестных действий собственников».

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Разбираем запросы от ФНС о сотрудничестве с самозанятыми: как реагировать и что отвечать

Пришло требование с возмутительными подозрениями: вы, оказывается, маскируете трудовые отношения — заключаете договоры с плательщиками НПД. Времени на возмущение нет, но есть пять рабочих дней на то, чтобы составить ответ в ИФНС. Расскажем, как это сделать, чтобы у налоговой больше не возникало вопросов.

Разбираем запросы от ФНС о сотрудничестве с самозанятыми: как реагировать и что отвечать

Обман на маркетплейсах Wildberries и Озон: фейковые продавцы, рассылки, ночной шопинг

Почти все мы покупаем что-то на маркетплейсах: это быстро, удобно и зачастую дешевле, чем в обычном магазине. Однако там нас поджидают мошенники: аферисты создают фейковые аккаунты, притворяясь продавцами или специалистами по рекламе. Продать они ничего не могут, их цель — наши контактные данные: номера телефонов, пароли от личных кабинетов, реквизиты карт.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Лучшие спикеры, новый каждый день

А что, если бизнес можно развивать за счет государства

И да, это как раз из серии — чтобы у тебя все было и тебе за это ничего не было. 

А что, если бизнес можно развивать за счет государства

Минцифры запретит массовые спам-звонки

Абоненты стараются не отвечать на входящие звонки, чтобы не сталкиваться с рекламными обзвонами и спамом. Власти будут с этим бороться и запретят массовые звонки, инициированные роботами.

Как зайти в реферальную программу «Клерка». Делюсь личным опытом

Если вы задумываетесь о том, как получить дополнительный доход, то этот пост для вас. Расскажу о реферальной программе «Клерка»: что это, как работает и почему такое сотрудничество приносит пользу. А еще на собственном примере покажу и расскажу, как зарабатывать на рекомендациях. Забирайте пошаговый алгоритм в закладки!

Как зайти в реферальную программу «Клерка». Делюсь личным опытом
2
Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Кадры

На рынке труда пенсионеры и студенты стали ценными кадрами

На фоне дефицита кадров компании заинтересовались в найме студентов и пенсионеров. Теперь им предлагают работу в 2 раза чаще.

7 типичных ошибок, которые допускают в стритфуд

Стритфуд — динамично развивающийся сегмент рынка общепита, популярный как у начинающих предпринимателей, так и у опытных рестораторов. Однако и здесь есть свои подводные камни. Разберем 7 главных ошибок, которые допускают владельцы стритфуда, и расскажем, какие из них можно избежать с помощью системы автоматизации кафе Fusion POS.

7 типичных ошибок, которые допускают в стритфуд

Модульбанк повысил лимит переводов на карты физлиц для селлеров до 30 млн рублей

С 1 мая все физлица могут бесплатно переводить между своими счетами до 30 миллионов рублей в месяц через СБП. В Модульбанке повышенный лимит переводов для селлеров доступен уже сейчас с Маркет Картой.

Незавершенное строительство позволяет претендовать на выкуп земли много ниже кадастровой стоимости

В Адыгее сотрудники полиции пресекли попытку приобретения земельных участков мошенническим путем путем незавершенного строительства.

КУБ дня. Про штрафы за статотчетность

До текущего года Росстат штрафами только пугал, а теперь наказывает. Как отбиться от штрафа, есть ли шанс?

КУБ дня. Про штрафы за статотчетность

Как принимать оплату через СБП и работать по 54-ФЗ с наименьшими затратами

Согласно закону 54-ФЗ, в большинстве случаев при приеме платежей от физических лиц бизнесу — будь то предприниматель или юридическое лицо — нужна онлайн-касса. По-другому, каждый платеж нужно фискализировать. Расскажем, как сделать это с наименьшими затратами.

Как принимать оплату через СБП и работать по 54-ФЗ с наименьшими затратами
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров
Бесплатно с НДФЛ

Поправки в НК–2024: что изменится в НДФЛ

Изменят расчет НДФЛ по процентам от вкладов. Минимальный срок владения для продажи квартир будут считать по-новому для перепланировки и покупки за маткапитал.

Поправки в НК–2024: что изменится в НДФЛ

На одну госпошлину стало меньше

С 23 апреля транспортные средства, переданные фронту, освободили от уплаты госпошлины при постановке на учет.

ЕСХН

Когда применяющих ЕСХН освободят от уплаты налога на имущество

Налог на имущество организаций можно не платить только в отношении объектов, которые участвуют в производстве, переработке и продаже сельскохозяйственной продукции.

Реклама

ФАС обвиняет Сбер в нарушении рекламного законодательства

Потребители из рекламного сообщения не смогли получить полную информацию о кредитном продукте Сбербанка, их ввели в заблуждение привлекательные ставки, выделенные жирным шрифтом.

Глава Минфина: в России нужна «донастройка» налогов

Антон Силуанов готов предложить бизнесу идеи по модернизации фискальной системы.

Брокерские компании восстановились после убытка в 2022 году

Известно, что брокеры получили 33,7 млрд рублей чистой прибыли за 2023 год и стали больше зарабатывать на услугах по размещению ценных бумаг.

Берешь и запускаешь: как Telega.in меняет правила игры в размещении рекламы в Телеграм для бизнеса

Телеграм уже давно не просто мессенджер — это полноценная арена для маркетологов, которые каждый день соревнуются за внимание аудитории. Платформа активно развивается, предлагая все новые и новые рекламные инструменты. Но с ростом возможностей возникает и потребность в автоматизации. Здесь на сцену выходит Telega.in, превращая сложные процессы в дело пяти минут.

Берешь и запускаешь: как Telega.in меняет правила игры в размещении рекламы в Телеграм для бизнеса

Интересные материалы

Бухгалтеры не знают элементарных вещей!

20 лет я главный бухгалтер. Большую часть из них работала в Хабаровском крае. С проблемой ниже, конечно, сталкивалась, но не сплошь, а вопрос с контрагентом решался быстро и безболезненно.

Бухгалтеры не знают элементарных вещей!