Банки

В расчете!

В банковском деле есть свои защищенные от кризиса тихие гавани. Открытие и ведение счетов и расчетно-кассовое обслуживание — одна из них. Пока существует бизнес, у него есть счета и движение средств по ним, а у банков — возможность зарабатывать. В условиях нынешнего кредитного сжатия, возникшего после резкого повышения ключевой процентной ставки ЦБ РФ в конце прошлого года, российские банкиры возлагают большие надежды именно на РКО.

В банковском деле есть свои защищенные от кризиса тихие гавани. Открытие и ведение счетов и расчетно-кассовое обслуживание — одна из них. Пока существует бизнес, у него есть счета и движение средств по ним, а у банков — возможность зарабатывать. В условиях нынешнего кредитного сжатия, возникшего после резкого повышения ключевой процентной ставки ЦБ РФ в конце прошлого года, российские банкиры возлагают большие надежды именно на РКО. Возрастающая конкуренция в этой сфере сулит определенные «бонусы» и клиентам: новые сервисы, удобные ИТ-решения, а возможно — и снижение тарифов на обслуживание.

Кредитование, долгое время служившее основным драйвером роста доходов российского банковского сектора, резко сократилось в объеме, и это непременно приведет к изменению структуры прибыли банков по итогам года: доля процентных доходов уменьшится, комиссионных — возрастет. А львиную долю комиссионных доходов банкам приносит как раз расчетно-кассовое обслуживание (РКО).

Комиссионные доходы российских банков показывают устойчивый рост на протяжении последних пяти лет. Даже в не очень благополучном прошлом году они выросли как минимум на 10% (предварительные оценки; точные данные ЦБ РФ обнародует ближе к маю). В первом полугодии 2014‑го объем чистых комиссионных доходов банков, по данным «Эксперт РА», достиг 340,6 млрд рублей, из которых 70% пришлось на РКО. Так что живейший интерес к нему банкиров легко объясним.

Комиссия по доходам

«Операции РКО — действительно безрисковый источник формирования доходов любого банка, — подтверждает Андрей Возмилов, вице-президент, директор департамента координации корпоративного бизнеса Банка Москвы. — В нынешних экономических условиях увеличение доли комиссионного дохода в общем доходе банка — актуальная задача для всех». Спрос на заемные средства на рынке заметно упал (что не удивительно при таких кредитных ставках), качество самих заемщиков снизилось, риски невозврата средств возросли. В таких условиях кредитование превращается для банков в рискованное занятие. Другое дело — РКО, говорит эксперт: оно не требует большого количества капитала и не создает дополнительных кредитных рисков, что позволяет банку диверсифицировать доходы и повысить устойчивость.

― Банки сегодня сталкиваются со многими угрозами в своей деятельности, — говорит Наталия Блинова, директор департамента корпоративного бизнеса Росгосстрах Банка. — Международная экономическая и политическая ситуация оставляют желать лучшего, стоимость фондирования растет, регуляторы ужесточают правила игры, в том числе требования к капиталу и контролю над рисками. В такой ситуации рост бизнеса и рентабельность все больше зависят от умения банков зарабатывать деньги с приемлемым уровнем риска.

Сейчас лучше себя чувствуют диверсифицированные банки. Ставшая некоторое время назад популярной на рынке модель монолайнера (кредитного учреждения, специализирующегося на одном виде услуг — ипотечном кредитовании, кредитных картах, автокредитовании и т. д.) в кризис себя не оправдывает. «Диверсифицируя свой бизнес и доходы, — поясняет Наталия Блинова, — банки обращают все больше внимания не только на процентные, но и на комиссионные прибыли, стараясь зарабатывать в том числе и на классическом транз­акционном банкинге, кросс-продажах и прочем».

На процентные доходы влияют такие факторы, как объем и качество кредитного портфеля, на спекулятивные — конъюнктура рынка. В свою очередь, комиссионные доходы менее подвержены колебаниям. При этом их объем и структура зависят от бизнес‑модели банка, а также от объема и деловой активности имеющейся клиентской базы. На российском финансовом рынке есть даже примеры построения бизнес‑моделей, основанных исключительно на комиссионных услугах.

― Наш банк всегда считал РКО базовым продуктом, востребованным всегда и всеми клиентами, а кредитование рассматривал исключительно как рискованный и дополнительный сервис, — говорит Сергей Мокрышев, вице-президент Банка Авангард. — Поэтому мы уделяли повышенное внимание тарифам и совершенствованию технологий. В некоторые периоды доходы банка от РКО полностью покрывали все операционные расходы, и банк фактически мог окупаться без кредитных сделок. Это своего рода идеальная модель, к которой мы стремимся, так как ситуация на кредитном рынке бывает негативной.

В нынешних условиях, чтобы обеспечить себе стабильность, все участники рынка будут стремиться к наращиванию доли доходов от РКО. (По мнению эксперта, эти доходы должны составлять не менее 50% от операционных расходов банка, а в идеале — приближаться к 100%.) Но делать это будут по-разному: кто-то за счет роста клиентской базы, а кто-то путем повышения тарифов. Наиболее перспективно внедрение новых платных сервисов, востребованных в кризис и способных повысить доходность.

Объемы заработанной комиссии по РКО становятся предметом гордости некоторых банков. Так, у Банка Москвы чистый комиссионный доход от РКО только в сегменте малого и среднего бизнеса в 2014 году составил 2 млрд рублей. Как отмечает Андрей Возмилов, по сравнению с предыдущим годом он увеличился на 25%.

Однако, по словам Сергея Мокрышева, приносить немалый доход и во многом окупать операционные расходы банка РКО может даже при невысоких тарифах. Только от введения платы за обслуживание счетов в размере 500 рублей в месяц и повышения стоимости платежек до среднерыночной Банк Авангард получил в прошлом году дополнительный доход более чем в 500 млн рублей.

Счет в пользу банка

Стандартный набор услуг по РКО обычно включает открытие и ведение счета в рублях или валюте, прием и выдачу наличных, проведение операций по переводу денежных средств, предоставление справок по оборотам и остаткам на счетах, оформление чековой книжки по счету клиента, удаленный доступ и т. д. Сформировать уникальное предложение по РКО банкам довольно сложно: перечень услуг и продуктов конечен, стандарты в той или иной степени унифицированы, да и тарифы примерно равны. Тогда за счет каких параметров идет сейчас в основном конкуренция в сфере РКО?

― При выборе расчетного банка есть три ключевых фактора: цена, сервис и надежность, — говорит Сергей Мокрышев. — В зависимости от масштаба бизнеса эти факторы имеют различный вес: для малого бизнеса важнее цена, для среднего — сервис, для крупного — надежность.

Фактор надежности, впрочем, в последнее время приобретает все большее значение: после отзыва лицензий у целого ряда банков предприниматели вне зависимости от размеров бизнеса стали очень трепетно относиться к выбору банка для открытия счета. Более или менее защищенными себя чувствуют лишь индивидуальные предприниматели — после того как в начале 2014 года система страхования вкладов распространилась и на их счета. Показателен еще один тренд: в последнее время многие компании заводят «резервные» счета в других банках — на всякий случай, чтобы иметь возможность продолжать операционную деятельность даже при банкротстве своего опорного банка.

Что касается ценовой составляющей, то тарифы на РКО по большому счету практически у всех банков одинаковы. Периодически тот или иной банк устраивает акцию и корректирует свою ценовую политику — снижает тарифы, отменяет комиссии на отдельные операции или повышает процентные ставки, начисляемые на остатки средств на счете. Бывают и случаи удорожания услуг. Банкам, не собравшим клиентскую базу, достаточную для вывода РКО как бизнес-направления на окупаемость, порой ничего не остается, кроме как пытаться компенсировать затраты на рекламу и автоматизацию лишь за счет повышения тарифов. Однако в целом, по мнению большинства банкиров, опрошенных «Бизнес-журналом», ценовой фактор при выборе расчетного банка все же является для клиентов второстепенным.

Так что создание конкурентных преимуществ у банкиров больше идет по линии совершенствования сервиса. Тем более что клиенты стали ценить внимание, скорость решения своих вопросов и индивидуальный подход. По словам Наталии Блиновой (Росгосстрах Банк), среди основных потребностей корпоративных клиентов, которым стараются соответствовать сегодня игроки рынка, можно отметить минимизацию операционных рисков, круглосуточность и оперативность осуществления платежей, возможности выбора средства платежа, автоматизацию расчетов и внедрение безбумажных форм, наличие у банка разветвленной сети, скорость информирования клиента о зачислении денежных средств, продолжительность операционного дня.

«Мы, например, — говорит Андрей Возмилов из Банка Москвы, — стали одним из первых банков в стране, которые проводят круглосуточные внутрибанковские платежи корпоративных клиентов, позволяющие вести расчеты со своими контрагентами мгновенно и, что немаловажно, совершенно бесплатно». Помимо этого, в банке действует уникальная для рынка сервисная модель, в рамках которой реализовано персонифицированное обслуживание: у каждого корпоративного клиента есть свой менеджер счета (операционист), осуществляющий и сопровождающий все его расчетно-кассовые операции, а кроме того, отвечающий за качество обслуживания, за активность клиента и объем предоставляемых ему услуг.

Довольно новым для рынка форматом РКО являются комплексные договоры. Заключив такой с банком один раз, клиент получает доступ к целому набору банковских услуг без необходимости подписания контрактов по каждой из них отдельно. Часто такой комплексный договор предполагает также значительную скидку. Именно в эту схему обслуживания — «в комплексе», «в пакете» — и встраивают сейчас модель транзакционного бизнеса большинство банков. Например, юридическое лицо получает кредит на развитие бизнеса и одновременно пользуется услугами инкассации, оформляет зарплатный проект и т. д.

Как отмечает Светлана Сырцова, начальник управления расчетных продуктов и услуг департамента обслуживания клиентов малого бизнеса ВТБ24, подобные пакетные предложения хорошо воспринимаются клиентами, так как позволяют им значительно экономить на стоимости банковского обслуживания — ведь полный спектр требующихся им услуг и продуктов в этом случае предоставляется по «оптовой» цене. Естественно, чем больше услуг клиент получает в одном банке, тем больше на этом может зарабатывать и сам банк.

По словам Наталии Блиновой, для повышения конкурентных преимуществ и лояльности клиента в стандартные услуги РКО сейчас встраиваются дополнительные сервисы, порой даже не совсем типичные для кредитной организации, но пользующиеся спросом у клиентов. Такие, например, как бесплатные юридическая консультация, экспресс-аудит компании, налоговая консультация, а также прием документов на регистрацию ООО или ИП.

В погоне за клиентом банки даже принимают специальные тарифные планы, как говорится, «на злобу дня». Например, в арсенале Росгосстрах Банка есть тарифный план «Надежный партнер», предусматривающий трехмесячное бесплатное обслуживание юридических лиц и ИП по основным услугам РКО при условии, что такой клиент имел или имеет расчетные или иные счета в банках, у которых недавно отозвана лицензия или в отношении которых проводятся меры по предупреждению банкротства (санация).

Держать дистанцию

Высокий уровень конкуренции заставляет банки развивать и технологии. Все больше внедряются электронные формы РКО, не только позволяющие клиенту оперативно управлять своим счетом на расстоянии, но и предоставляющие возможность сократить затраты на стоимости платежных поручений. По результатам исследования, проведенного компанией AnalyticResearchGroup, количество счетов с дистанционным доступом уже составило в прошлом году около 40% от общего числа открытых юрлицами в банках. И доля их из года в год только растет.

«Бумажный документооборот остается в прошлом, — говорит Светлана Сырцова. — Использование дистанционных сервисов стало объективной реальностью. При внедрении услуги РКО любой банк старается обеспечить клиентам возможность управлять счетом дистанционно». Дистанционное банковское обслуживание (ДБО) — не только сервис для клиента, но и прямая экономия для банка: удаленное взаимодействие значительно снижает расходы.

— Казалось бы, традиционные способы взаимодействия «клиент — банк» были заменены интернет-банкингом совсем недавно, — говорит Сергей Мокрышев. — Между тем юрлица уже получили возможность дистанционно управлять таким обширным перечнем услуг, что могут годами не появляться в банке. Мы, например, недавно первыми предложили сервис онлайн-покупки и продажи валюты по биржевому курсу, транслируя данные о курсе в систему «Авангард Интернет-банк». А сейчас такой сервис стал доступен и клиентам ряда других банков.

Банку Авангард удалось недавно внедрить и онлайн-сервис по привязке паспортов сделок, валютных платежей и таможенных документов, анализу объемов и сроков исполнения контрактов, а также предупреждению нарушения законодательно установленных сроков во избежание штрафов. И речь идет уже не просто о возможности дистанционно открыть паспорт сделки, предоставив отсканированные копии требуемых документов, но и о контроле исполнения контрактов, так как банки теперь имеют возможность получать информацию о прохождении грузов непосредственно из таможни.

О своей новинке в области дистанционного РКО рассказала и Наталия Блинова. Недавно в Росгосстрах Банке была введена круглосуточная услуга онлайн-резервирования расчетного счета. Новая услуга позволяет подать через сайт заявку на резервирование номера расчетного счета с реквизитами банка без предъявления необходимых документов и посещения офиса. Зарезервированный номер счета клиент сможет передавать контрагентам и указывать в документах, например, для участия в тендере. Счет бесплатно резервируется на 30 календарных дней.

Долгое время банки использовали РКО в жесткой привязке к кредитованию: берешь в банке кредит — изволь открыть свой расчетный счет здесь же. Это давало банку возможность оценить реальное финансовое состояние клиента: банковские аналитики отслеживали движение по счету, обороты, оценивали платежеспособность потенциального заемщика — и только после этого принимали решение об открытии кредитной линии.

Практика постепенно сошла на нет: в гонке за качественными заемщиками банкиры постепенно смягчили свои требования, и кредитование и РКО стали самодостаточными и не связанными друг с другом продуктами. Для многих клиентов открытие счета (а это требование законодательства) становится первым опытом взаимодействия с банком. В Банке Москвы, к примеру, клиентов, не имеющих кредитной нагрузки, но активно работающих с этой кредитной организацией по РКО, — более 80% от общего числа.

У нынешнего экономического кризиса наверняка будут и полезные для развития последствия. Одним из них может стать формирование новых стандартов расчетно-кассового обслуживания — качественного, удобного, персонализированного. По крайней мере, банковский сектор сейчас активно продвигается в этом направлении.

Сергей Мокрышев, вице-президент Банка АВАНГАРД

Одну и ту же стратегию по привлечению клиентов на РКО мы целенаправленно реализуем уже на протяжении нескольких лет. И довольно успешно: в 2014 году достигли рубежа в 100 тыс. клиентов. В настоящее время мы ежедневно открываем в среднем по сто счетов в день для новых компаний и индивидуальных предпринимателей. Привлекаем клиентов тарифами, технологиями, надежностью, клиентоориентированностью, оптимальностью продуктового предложения. Притом что во многих других банках стоимость РКО растет, мы сохраняем низкие тарифы. У нас можно максимально использовать дистанционное обслуживание. Клиенты Авангарда могут удаленно получать и обслуживать ряд кредитных продуктов банка, размещать депозиты и неснижаемые остатки вообще без посещения банка, могут открывать и полностью обслуживать паспорта сделок, 24 часа в сутки 7 дней в неделю проводить внутренние платежи, выплачивать зарплату. Мы предлагаем максимальную скорость и прозрачность в проведении основных операций: рублевые расчеты банк ведет в течение всего дня рейсами каждые 20 минут, клиент видит смену статусов платежа в режиме онлайн, а поступившие на корсчет средства автоматически зачисляются на расчетные счета в течение всего дня.

Виталий Анпилогов, управляющий директор управления расчетного бизнеса блока «Транзакционный Бизнес» Альфа-Банка

В целом банковскую деятельность можно разделить на две большие части: финансирование и обеспечение расчетов. Вторую часть и все, что с ней связано, принято относить к РКО. Если говорить о тенденциях и динамике, то они определяются в целом деловой активностью в стране, макроэкономикой, а также микроэкономическими трендами в отдельных отраслях и регионах. С точки зрения операционной деятельности банка процессы, связанные с РКО, наиболее массовые — а следовательно, наиболее затратные. Те изменения, которые происходят внутри банка, обычно направлены на оптимизацию и автоматизацию этих процессов. Если говорить о клиентской части изменений в РКО, то здесь есть несколько базовых векторов развития: качество обслуживания, удобство, автоматизация на стороне клиента. Кроме того, есть ряд услуг, которые также активно развиваются: повышение финансового контроля операций, а также оптимизация денежных потоков и, как следствие, снижение потребности в оборотном капитале компании. Совокупность этих факторов в сочетании с надежностью банка и репутацией бренда определяет конкурентное положение банка на рынке. Заметную, но не определяющую роль играют тарифы. Более важно обеспечить клиентам бесперебойные своевременные расчеты и качество сервиса. К последнему относится и технологическая база банка, и в частности система ДБО. В последнее время существует тенденция к интеграции систем ДБО банка и бухгалтерских систем клиента. Если банк умеет это делать быстро и эффективно, он получает конкурентное преимущество.

Начать дискуссию

НДФЛ

Часть подарка от работодателя не облагается НДФЛ

Если работодатель подарил подарок за 12 700 рублей, то НДФЛ он должен удержать с суммы 8 700 руб.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Маркетинг

Российские бренды заняли все свободные торговые площади

После того как иностранные компании ушли из страны, отечественные бренды заняли их места в торговых центрах.

Чем финансовая аренда отличается от операционной

Арендодатель обязан классифицировать аренду как финансовую или операционную — так предписывает великий и ужасный ФСБУ 25/2018. Объясняю, в чем разница и почему нельзя считать любую аренду операционной. Даже если очень хочется.

Чем финансовая аренда отличается от операционной
Лучшие спикеры, новый каждый день

Из-за маркировки будет новая форма декларации по акцизам на табак и вейпы

Налоговая будет определять базу по акцизам на табачные изделия и жидкости для вейпов через систему маркировки.

🔥 Акция «Жаркие скидки в любую погоду»! Самые горячие онлайн-курсы «Клерка» за 4 290 рублей до 17 мая

Сегодня последний день, когда вы можете купить онлайн-курсы по учету на маркетплейсах, УСН, ВЭД, финмоделированию, ФСБУ и бухгалтерии с нуля за 4 290 рублей. Получите знания для работы на новом участке, станьте более уверенным и высокооплачиваемым специалистом!

☀️ Акция —«Жаркие скидки в любую погоду»! Самые горячие онлайн-курсы «Клерка» за 4 290 рублей до 17 мая

Сегодня последний день, когда вы можете купить онлайн-курсы по учету на маркетплейсах, УСН, ВЭД, финмоделированию, ФСБУ и бухгалтерии с нуля за 4 290 рублей. Получите знания для работы на новом участке, станьте более уверенным и высокооплачиваемым специалистом!

☀️ Акция —«Жаркие скидки в любую погоду»! Самые горячие онлайн-курсы «Клерка» за 4 290 рублей до 17 мая
2
Опытом делятся эксперты-практики, без воды

💥Обзор новостей: «Силе Сибири 2» быть, всплески заражения оспой обезьян и гемолитическим стрептококком, отели Сочи самые дорогие

Рассказываем о самых главных событиях, о которых писали и которые обсуждали в мире.

Безвизовый режим могут открыть с еще одной страной

Туристы смогут проводить в Малайзии без визы до 30 дней.

Помогли клиенту отбиться от необычного иска

Несколько месяцев назад клиент, которому ранее уже помогал по проблемным вопросам, в том числе отбиться от субсидиарки на немыслимую сумму в 13 млрд руб., обратился ко мне с просьбой помочь в ещё одном деле.

Теневые IT: как неконтролируемые технологии влияют на безопасность компании

Каждая десятая компания в мире сталкивалась с киберинцидентами из-за теневых ИТ. Рассказываем, что это такое, какие риски несет и как их снизить.

Теневые IT: как неконтролируемые технологии влияют на безопасность компании
Банки

Центробанк запустил новый сервис, приоткрыв доступ к 49 статистическим показателям

Уже сейчас пользователи сервиса могут ознакомиться с процентными ставками, денежно-кредитной политикой и статистикой по внешнему сектору экономики. Перечень доступной информации будет расширяться.

IPO-зависимость, или когда уже новые первичные размещения

Господи, как скучно без IPO! На бирже пропал дух авантюризма! Мы перестали делать по 100500 заявок, чтобы получить чуть больше, чем четырёхпроцентную аллокацию. Пошуршал по интернетам и обновил список компаний, которые готовы выйти на IPO в этом году.

IPO-зависимость, или когда уже новые первичные размещения
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Президент: оборонка должна быть готова к выпуску гражданской продукции

Предприятия оборонно-промышленного комплекса (ОПК) должны быть готовы в любой момент выпускать продукцию гражданского назначения.

Дробление бизнеса. Понятие, основные тенденции и амнистия

Как уже многие слышали, Президент РФ в своем недавнем конституционном Послании Парламенту высказался о проблеме резкого перехода налогоплательщиков, применяющих УСН и другие специальные режимы, на общую систему налогообложения по мере укрупнения бизнеса.

Три новости на Клерке: Ашан, Эвотор и Тот еще разговор

В создании любого продукта должны участвовать люди, которые считают юнит-экономику и отвечают за продукт. Это продакт-менеджеры. Мы это поняли, и поэтому у меня важные продуктовые новости.

Три новости на Клерке: Ашан, Эвотор и Тот еще разговор
1

ФНС разъяснила определение продавцом на УСН размер доходов при удержании МП суммы вознаграждения

Письмо ФНС России № СД-4-3/5416@ от 08.05.2024.

IT-компании

Для ИТ-компаний введут новое условие сохранения права на льготы

Качество обучения ИТ-специалистов в вузах будут повышать за счет привлечения профильных ИТ-компаний.

Стоит ли перечислять платежи на карту третьего лица: у бухгалтеров разошлись мнения. 💸«Ночной бухгалтер» № 1683

Если ваш исполнитель или сотрудник попросит переводить деньги не на свою карту, а например, жене или вообще постороннему лицу, как вы поступите? Закон не запрещает такие переводы, но практика говорит, что могут возникнуть непредвиденные проблемы. Если дойдет дело до суда, то Фемида может развернуться в любую сторону.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Бесплатно с Отчетность в СФР

Технический сбой в СФР: кто отвечает за несдачу ЕФС-1

Суды поставили точку в принципиальном деле: должен ли страхователь платить штраф за непредставление ЕФС-1, если СФР не уведомил об обновлении сертификатов шифрования.

Технический сбой в СФР: кто отвечает за несдачу ЕФС-1

Интересные материалы

Трудовое право

Роструд ответил на основные вопросы про сезонную работу

По Трудовому кодексу есть особенности регулирования труда работников, занятых на сезонных работах.